бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Oct. 1, 2015 утверждено Jan. 28, 2016
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 6, 2015
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Dec. 29, 2015

Б1.В.ДВ.4 Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе с проблемными детьми, 1 семестр

А-5111, 44.06.01, Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов
М.А. Болгарова ____________

Характеристики рабочей программы

Цели изучения дисциплины

Формирование умений осуществлять профессиональную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты

Задачи

  1. Формировать знания о сенсорной комнате как средстве коррекции познавательного и личностного развития детей с ОВЗ
  2. Формировать умения практического применения оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ

Числовые характеристики

Трудоемкость 36 ч.
Аудиторная работа 11.0 ч.
Лекция 0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 3.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 25.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0.5 ч. из 0.5 ч.
Часов в неделю 0.85 ч. (1.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Сенсорная комната как средство коррекции познавательного и личностного развития детей с ОВЗ Формировать знания о сенсорной комнате как средстве коррекции познавательного и личностного развития детей с ОВЗ знать: роль сенсорной комнаты в комплексной системе реабилитации детей с отклонениями в развитии; задачи и принципы работы сенсорной комнаты; оборудование сенсорной комнаты; возможности практического применения оборудования сенсорной комнаты; структуру модуля составления программы занятий в сенсорной комнате; методику проведения занятий в сенсорной комнате.
  • Дидактическая единица (1) Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с нарушениями развития
  • Дидактическая единица (2) Виды сенсорных комнат и их характеристика
  • Дидактическая единица (3) Оборудование сенсорных комнат
  • Дидактическая единица (4) Показания и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате
Модуль 2 Формировать умения практического применения оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ Уметь: пользоваться оборудованием темной сенсорной комнаты. Владеть: навыками разработки модуля занятий в темной сенсорной комнате с детьми с ОВЗ, методикой проведения занятий в сенсорной комнате. Иметь опыт: разработки программы занятий с детьми с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты.
  • Дидактическая единица (1) Разработка и содержание программы занятий в темной сенсорной комнате
  • Дидактическая единица (2) Методика проведения занятий в темной сенсорной комнате

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с нарушениями развития Практическая работа 1.0 1
2 Виды сенсорных комнат и их характеристика Практическая работа 2.0 2
3 Виды сенсорных комнат и их характеристика Самостоятельное изучение 2.0 2
4 Оборудование сенсорных комнат Практическая работа 2.0 3
5 Оборудование сенсорных комнат Самостоятельное изучение 1.0 3
6 Показания и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате Практическая работа 1.0 4
7 Разработка и содержание программы занятий в темной сенсорной комнате Коллоквиум 2.0 5
8 Разработка и содержание программы занятий в темной сенсорной комнате Самостоятельное изучение 1.0 5
9 Методика проведения занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа 2.0 6
10 Методика проведения занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа 0.5 7
11 Методика проведения занятий в темной сенсорной комнате Самостоятельное изучение 2.0 7
12 Рубежный контроль Другое 1.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с нарушениями развития Практическая работа объяснить задачи и направления СК Воспроизведение
описать виды сенсорных комнат Воспроизведение
сравнить выды сенсорных комнат Применение
2 Виды сенсорных комнат и их характеристика Практическая работа описать виды сенсорных комнат Воспроизведение
сравнить выды сенсорных комнат Применение
3 Виды сенсорных комнат и их характеристика Самостоятельное изучение сравнить выды сенсорных комнат Применение
4 Оборудование сенсорных комнат Практическая работа описать оборудование комнаты сенсомоторного развития Воспроизведение
описать оборудование светлой сенсорной комнаты Воспроизведение
проиллюстрировать оборудование светлой сенсорной комнаты Применение
описать оборудование темной сенсорной комнаты Воспроизведение
проиллюстрировать оборудование темной сенсорной комнаты Применение
5 Оборудование сенсорных комнат Самостоятельное изучение описать оборудование комнаты сенсомоторного развития Воспроизведение
описать оборудование светлой сенсорной комнаты Воспроизведение
описать оборудование темной сенсорной комнаты Воспроизведение
6 Показания и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате Практическая работа проанализировать показания к занятиям в условиях ТСК Применение
проанализировать противопоказания к занятиям в условиях ТСК Узнавание
7 Разработка и содержание программы занятий в темной сенсорной комнате Коллоквиум проанализировать направления работы в полифункциональной среде сенсорной комнаты Применение
провести анализ модулей составления программы занятий в ТСК Применение
8 Разработка и содержание программы занятий в темной сенсорной комнате Самостоятельное изучение разработать программу занятий в ТСК Творчество
9 Методика проведения занятий в темной сенсорной комнате Практическая работа описать принципы организации занятий в ТСК Воспроизведение
проанализировать задачи общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической работы с детьми в СК Воспроизведение
10 Методика проведения занятий в темной сенсорной комнате Индивидуальная работа проанализировать задачи общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической работы с детьми в СК Воспроизведение
11 Методика проведения занятий в темной сенсорной комнате Самостоятельное изучение дать оценку направлениям организации работы в СК Применение
12 Рубежный контроль Другое разработать программу занятий в ТСК Творчество

Литература

Основная

  1. Поливара, З.В. Введение в специальную психологию / З.В. Поливара. - Электрон. текстовые дан. – М.: Издательство «Флинта». – 2013. – 272 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=44270. – Загл. с экрана.
  2. Слепович, Е.С. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.С. Слепович [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 511 c. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks.-Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20280.html. - Загл. с экрана.

Дополнительная

  1. Баряев, А.А. Среда сенсорного развития для детей с тяжелыми нарушениями речи / А.А. Баряев // Логопед в детском саду. – 2007. - № 10 (25). – С. 17-22.
  2. Галямова, Ю.С. Среда темной сенсорной комнаты и музыкотерапия / Ю.С. Гамаюнова // Логопед в детском саду. – 2008. - № 2 (27). – С. 38-42.
  3. Гордеева, И.В. Полифункциональная среда сенсорной комнаты в практике логопедической работы И.В. Гордеева // Логопед. – 2011. - № 10. – С. 45-48.
  4. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: прогр. развития личностн., познават., эмоционально-волевой сферы детей, диагност. комплекс : [метод. пособие] авт. сост.: Л.В. Годовникова [и др.] - Волгоград : Учитель, 2014.- 187 с.
  5. Лазуренко, С. Использование возможностей сенсорной комнаты в коррекции поведенческих расстройств / С. Лазуренко, Ю. Когут // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 11. – С. 89-95.
  6. Приходько, О.Г. Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с двигательной патологией / О.Г. Прихожько, Ю.Ю. Белякова // Логопед в детском саду. – 2007. - № 7 (22). – С. 36-.39.
  7. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч. I: Темная сенсорная комната. – 416 с.
  8. Титарь А. И. Игровые занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008. – 88 с.

Цифровые ресурсы

  1. Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате / Ю.А. Кириченко Медведев [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopedy.ru/portal/logoped-literature/logoped-article/80-logoped-sensor.html
  2. Крютченко Ю. Сенсорная комната / Ю. Крютченко [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orlenok-kmv.ru/sensory.html

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.4.1 Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе с проблемными детьми [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.06.01 – "Образование и педагогические науки" (направленность "Коррекционная педагогика") / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. М.А. Болгарова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.