бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 25 сентября 2015 г. утверждено 27 января 2016 г.
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано 5 октября 2015 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 6 октября 2015 г.

Б1.В.ОД.2.1 Методология и методы психолого-педагогического исследования, 1 семестр

А-5021, 44.06.01, Общая педагогика, история педагогики и образования, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
 владение методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1); владеть схемой характеристики исследовательской деятельности (цель, содержание, продукт, способы, средства), знаниевый
знать уровни методологического анализа, особенности формулировки научной гипотезы знаниевый
знать характеристики теоретических и эмпирических методов исследования знаниевый
владеть умениями спланировать ход исследования и определить способы решения исследовательской задачи операциональный
 способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3). знать виды педагогических исследований знаниевый
знать структуру научного познания знаниевый
знать уровни готовности педагога к исследовательской деятельности знаниевый
уметь выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу ориентировочный
уметь обосновать актуальность, выявить противоречие ориентировочный
уметь поставить и сформулировать проблему исследования ориентировочный
владеть умениями выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы, обработать и интерпретировать данные научно-исследовательской работы операциональный
иметь опыт написания научного доклада по теме исследования, публичного представления и защиты основных тезисов по результатам научного исследования опыт

Цели изучения дисциплины

развитие исследовательских компетенций аспирантов, включающих умение оценки и обоснованного выбора методов психолого-педагогического исследования

Задачи

  1. систематизация знаний аспирантов о содержании исследовательской деятельности, специфике организации психолого-педагогического исследования
  2. развитие умений выбора исследовательских подходов к организации психолого-педагогического исследования и методов исследовательской деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 32,0 ч. (29,63%)
Контроль самостоятельной работы 2,0 ч.
Самостоятельная работа студента 76,0 ч. (70,37%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 1,0 ч. из 1,0 ч.
Часов в неделю 2,46 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Методологические основы организации психолого-педагогического исследования систематизация знаний аспирантов о содержании исследовательской деятельности, специфике организации психолого-педагогического исследования знание специфики организации научного исследования в образовании, знание актуальных направлений организации психолого-педагогического исследования, знание методологических требований к организации педагогического исследования владение схемой соотнесения иследовательских подходов с конкретным уровнем методологии педагогического исследования умение формулировать категориальный аппарат психолого-педагогического исследования в соответствии с методологическими требованиями к организации исследоваиельской работы
  • Общая характеристика научного исследования
  • Этапы научного исследования
Характеристика методов психолого-педагогического исследования развитие умений выбора исследовательских подходов к организации психолого-педагогического исследования и методов исследовательской деятельности владение современными методами организации научно-исследовательской работы
  • Методы научного исследования
  • Изложение результатов научного исследования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Лекция 4,0 1
2 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Самостоятельное изучение 3,0 1
3 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Конференция 2,0 2
4 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Практическая работа 4,0 3
5 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 3
6 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Семинар 2,0 4
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция 2,0 5
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Самостоятельное изучение 4,0 5
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание 4,0 6
10 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Лекция 2,0 7
11 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Самостоятельное изучение 4,0 7
12 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа 4,0 8
13 Общая характеристика методов педагогического исследования Лекция 2,0 9
14 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 9
15 Общая характеристика методов педагогического исследования Практическая работа 4,0 10
16 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение 2,0 10
17 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Практическая работа 2,0 11
18 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 11
19 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Вариативное задание 4,0 12
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Индивидуальная работа 1,0 12
21 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 13
22 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа 4,0 13
23 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Самостоятельное изучение 4,0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Лекция знание истории развития науки, структуры научного познания Воспроизведение
2 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Самостоятельное изучение знание основных принципов организации научного исследования Воспроизведение
3 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Конференция знание истории развития науки, структуры научного познания Воспроизведение
знание основных принципов организации научного исследования Воспроизведение
умение выделять актуальные для развития современного образования направления психолого-педагогических исследований Применение
4 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Практическая работа умение обосновать актуальность научного исследования Применение
5 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение знание уровней методологического анализа Воспроизведение
6 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Семинар умение выделять сходства и различия методологических и специально-научных исследований Узнавание
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция знание содержательных характеристик организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Самостоятельное изучение знание содержательных характеристик организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание умение сформулировать категориальный аппарат научного исследования: объект, предмет, поставить и сформулировать противоречие, проблему исследования; сформулировать гипотезу, определить цель и задачи исследования Применение
10 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Лекция знание этапов организации научного исследования Воспроизведение
11 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Самостоятельное изучение знание этапов организации научного исследования Воспроизведение
12 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа умение выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы Применение
13 Общая характеристика методов педагогического исследования Лекция знание характеристики теоретических и эмпирических методов исследования Воспроизведение
14 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение владение схемой разработки содержания эмпирических методов исследования: составление плана и программы наблюдения, разработка вопросов беседы и интервью, разработка вопросов анкеты Применение
15 Общая характеристика методов педагогического исследования Практическая работа умение обосновывать выбор методов психолого-педагогического исследования Применение
16 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение умение анализа полученных результатов психолого-педагогического исследования и представления их в форме диаграмм, таблиц, гистограмм Применение
17 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Практическая работа владение схемой применения методв теоретическиого исследвания для определения теоретических основ разработки темы психолого-педагогического исследования Применение
18 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение знание особенностей теоретических методов исследования Воспроизведение
19 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Вариативное задание умение проектировать содержание эмпирических методов научного исследования Применение
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Индивидуальная работа знание особенностей научного стиль изложения результатов психолго-педагогического исследования Воспроизведение
21 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение занаие особенностей эмпирических методов исследования Воспроизведение
22 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа умение излогать результаты научного исследования в форме статьи Творчество
23 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Самостоятельное изучение знание особенностей научного стиль изложения результатов психолго-педагогического исследования Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р.Атаханова и др. ; под ред В.И. Загвязинского. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  2. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  3. Мусийчук, М.В. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебник / М.В. Мусийчук. – Электрон. текстовые дан. –М. : ФЛИНТА. – 2013. – 108 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20265

Дополнительная

  1. Батколина, В.В. Инновационные подходы в образовании взрослых [Электронный ресурс]: монография/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 200 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21276.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю : [справ. - метод. пособие для студентов, аспирантов и соискателей учёной степени кандидата пед. наук] [Текст] / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина; Пезен. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. - Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. - 199 c.
  3. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований[Текст] / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  4. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации [Текст] / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  5. Коржуев, А.В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика. Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы [Электронный ресурс] / А.В. Коржуев, В.А. Попков. - М.: Академический проект, 2008. - 288 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143205 (04.06.2014).
  6. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  7. Логика и методология науки: современное гуманитарное познание и его перспективы : учеб. пособие [Текст] / А. В. Павлов. - М., 2010. - 344 с.

Цифровые ресурсы

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
  3. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. «Методология и методы психолого-педагогического исследования» [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Н.В. Абрамовских – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.