бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 25 сентября 2015 г. утверждено 27 января 2016 г.
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано 15 ноября 2015 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 2 декабря 2015 г.

Б1.В.ОД.2.1 Методология и методы психолого-педагогического исследования, 1 семестр

А-05021, 44.06.01, Общая педагогика, история педагогики и образования, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
 владение методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1); владеть схемой характеристики исследовательской деятельности (цель, содержание, продукт, способы, средства), знаниевый
знать уровни методологического анализа, особенности формулировки научной гипотезы знаниевый
знать характеристики теоретических и эмпирических методов исследования знаниевый
владеть умениями спланировать ход исследования и определить способы решения исследовательской задачи операциональный
 способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3). знать виды педагогических исследований знаниевый
знать структуру научного познания знаниевый
знать уровни готовности педагога к исследовательской деятельности знаниевый
уметь выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу ориентировочный
уметь обосновать актуальность, выявить противоречие ориентировочный
уметь поставить и сформулировать проблему исследования ориентировочный
владеть умениями выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы, обработать и интерпретировать данные научно-исследовательской работы операциональный
иметь опыт написания научного доклада по теме исследования, публичного представления и защиты основных тезисов по результатам научного исследования опыт

Цели изучения дисциплины

развитие исследовательских компетенций аспирантов, включающих умение оценки и обоснованного выбора методов психолого-педагогического исследования

Задачи

  1. систематизация знаний аспирантов о содержании исследовательской деятельности, специфике организации психолого-педагогического исследования
  2. развитие умений выбора исследовательских подходов к организации психолого-педагогического исследования и методов исследовательской деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 32,0 ч. (29,63%)
Контроль самостоятельной работы 2,0 ч.
Самостоятельная работа студента 76,0 ч. (70,37%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 1,0 ч. из 0,5 ч.
Часов в неделю 2,46 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Методологические основы организации психолого-педагогического исследования систематизация знаний аспирантов о содержании исследовательской деятельности, специфике организации психолого-педагогического исследования знание специфики организации научного исследования в образовании, знание актуальных направлений организации психолого-педагогического исследования, знание методологических требований к организации педагогического исследования владение схемой соотнесения иследовательских подходов с конкретным уровнем методологии педагогического исследования умение формулировать категориальный аппарат психолого-педагогического исследования в соответствии с методологическими требованиями к организации исследоваиельской работы
  • Общая характеристика научного исследования
  • Этапы научного исследования
Характеристика методов психолого-педагогического исследования развитие умений выбора исследовательских подходов к организации психолого-педагогического исследования и методов исследовательской деятельности владение современными методами организации научно-исследовательской работы
  • Методы научного исследования
  • Изложение результатов научного исследования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Лекция 4,0 1
2 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Самостоятельное изучение 3,0 1
3 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Конференция 2,0 2
4 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Практическая работа 4,0 3
5 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 3
6 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Семинар 2,0 4
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция 2,0 5
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Самостоятельное изучение 4,0 5
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание 4,0 6
10 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Лекция 2,0 7
11 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Самостоятельное изучение 4,0 7
12 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа 4,0 8
13 Общая характеристика методов педагогического исследования Лекция 2,0 9
14 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 9
15 Общая характеристика методов педагогического исследования Практическая работа 4,0 10
16 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение 2,0 10
17 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Практическая работа 2,0 11
18 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 11
19 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Вариативное задание 4,0 12
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Индивидуальная работа 1,0 12
21 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 13
22 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа 4,0 13
23 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Самостоятельное изучение 4,0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Лекция знание истории развития науки, структуры научного познания Воспроизведение
2 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Самостоятельное изучение знание основных принципов организации научного исследования Воспроизведение
3 Общая характеристика деятельности и научно – исследовательской деятельности человека Конференция знание истории развития науки, структуры научного познания Воспроизведение
знание основных принципов организации научного исследования Воспроизведение
умение выделять актуальные для развития современного образования направления психолого-педагогических исследований Применение
4 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Практическая работа умение обосновать актуальность научного исследования Применение
5 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение знание уровней методологического анализа Воспроизведение
6 Методологические основы научного психолого-педагогического исследования Семинар умение выделять сходства и различия методологических и специально-научных исследований Узнавание
7 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Лекция знание содержательных характеристик организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение
8 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Самостоятельное изучение знание содержательных характеристик организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение
9 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности (компоненты научного аппарата). Вариативное задание умение сформулировать категориальный аппарат научного исследования: объект, предмет, поставить и сформулировать противоречие, проблему исследования; сформулировать гипотезу, определить цель и задачи исследования Применение
10 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Лекция знание этапов организации научного исследования Воспроизведение
11 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Самостоятельное изучение знание этапов организации научного исследования Воспроизведение
12 Этапы научного исследования: подготовка, организация, проведение Практическая работа умение выбрать и обосновать содержание этапов научно-исследовательской работы Применение
13 Общая характеристика методов педагогического исследования Лекция знание характеристики теоретических и эмпирических методов исследования Воспроизведение
14 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение владение схемой разработки содержания эмпирических методов исследования: составление плана и программы наблюдения, разработка вопросов беседы и интервью, разработка вопросов анкеты Применение
15 Общая характеристика методов педагогического исследования Практическая работа умение обосновывать выбор методов психолого-педагогического исследования Применение
16 Общая характеристика методов педагогического исследования Самостоятельное изучение умение анализа полученных результатов психолого-педагогического исследования и представления их в форме диаграмм, таблиц, гистограмм Применение
17 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Практическая работа владение схемой применения методв теоретическиого исследвания для определения теоретических основ разработки темы психолого-педагогического исследования Применение
18 Теоретические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение знание особенностей теоретических методов исследования Воспроизведение
19 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Вариативное задание умение проектировать содержание эмпирических методов научного исследования Применение
20 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Индивидуальная работа знание особенностей научного стиль изложения результатов психолго-педагогического исследования Воспроизведение
21 Эмпирические методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение занаие особенностей эмпирических методов исследования Воспроизведение
22 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Практическая работа умение излогать результаты научного исследования в форме статьи Творчество
23 Научный текст как продукт научно - исследовательской деятельности Самостоятельное изучение знание особенностей научного стиль изложения результатов психолго-педагогического исследования Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р.Атаханова и др. ; под ред В.И. Загвязинского. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
  2. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  3. Мусийчук, М.В. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебник / М.В. Мусийчук. – Электрон. текстовые дан. –М. : ФЛИНТА. – 2013. – 108 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20265

Дополнительная

  1. Батколина, В.В. Инновационные подходы в образовании взрослых [Электронный ресурс]: монография/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 200 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21276.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю : [справ. - метод. пособие для студентов, аспирантов и соискателей учёной степени кандидата пед. наук] [Текст] / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина; Пезен. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. - Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. - 199 c.
  3. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований[Текст] / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  4. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации [Текст] / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  5. Коржуев, А.В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика. Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы [Электронный ресурс] / А.В. Коржуев, В.А. Попков. - М.: Академический проект, 2008. - 288 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143205 (04.06.2014).
  6. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  7. Логика и методология науки: современное гуманитарное познание и его перспективы : учеб. пособие [Текст] / А. В. Павлов. - М., 2010. - 344 с.

Цифровые ресурсы

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
  3. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. «Методология и методы психолого-педагогического исследования» [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Н.В. Абрамовских – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.