бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 30 сентября 2015 г. утверждено 20 января 2016 г.
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано 1 октября 2015 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 2 октября 2015 г.

М2.В.ОД.1 Психологическое консультирование по вопросам воспитания и обучения детей различных возрастов, 3 семестр

М-4091, 37.04.01, Психология (направленность Психологическое консультирование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Л.Г. Бортникова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования базовые механизмыпсихических процессов и состояний знаниевый
владеть схемой анализа психических процессов и состояний операциональный
диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок структура и методы обследования в консультативном процессе знаниевый
владеть схемой анализа структуры и методов обследования в консультативном процессе ориентировочный
комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в но возможности психокоррекционного воздействия в структуре психологического консультирования знаниевый
владеть способами психокоррекционного и психопрофилактического воздействия в процессе психологического консультирования операциональный
профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе знать анатомические и физиологические параметры жизнедеятельности человека в онтогенезе знаниевый
уметь адекватно привлекать антропометрические, физиологические и анатомические параметры жизнедеятельности человека для психологического анализафактов развития операциональный
созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности владеть схемой разработки эффективных программ консультирования ориентировочный
способностью и готовностью к постановке прикладных задач в определенной области применения психологии уметь формулировать адекватные задачи консультирования на основе идентификации запрса клиента и составления анамнеза знаниевый
владеть общей схемой процесса консультирования операциональный
формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований знать схему написания психологического заключения знаниевый
уметь составлять психологическое заключение на основании обследования в консультативном процессе операциональный

Цели изучения дисциплины

Сформировать ООД в области теории и практики возрастно-психологического консультирования

Задачи

  1. Знать и понимать цели и теоретические основы психологического консультирования по вопросам вопитания и обучения, уметь объяснять факторы , нарушающие нормальный процесс обучения и воспитания
  2. Владеть методами обследования в практике консультирования; уметь осуществлять психологическое обследование в процессе возрастно-психологического консультирования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 32,0 ч. (29,63%)
Контроль самостоятельной работы 10,0 ч.
Самостоятельная работа студента 76,326 ч. (70,67%)
Процент выполнения нагрузки 100,3%
Индивидуальная работа со студентами 3,0 ч. из 1,5 ч.
Часов в неделю 1,78 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1Актуальные вопросы возрастного консультирования Знать и понимать цели и теоретические основы психологического консультирования по вопросамобучения и воспитания ; уметь объяснять факторы , нарушающие нормальный процесс обучения и воспитания Знать и объяснять цели и теоретические проблемы -психологического консультирования по вопрсам обучения и воспитания; выделять актуальные проблемы консультирования по вопросам обучения и воспитания;
  • общие вопросы психологического консультирования
  • личность и роль консультанта в консультировании
  • консультативный контакт
  • процесс психологического консультирования
  • специфические проблемы консультирования
  • Дидактическая единица (6)
  • Дидактическая единица (7)
Модуль 2 Консультирование по вопросам обучения и воспитания детей Знать и использовать методы обследования в консультировании; знать и понимать содержание психологического консультирования по вопросам обучения и воспитания в отдельных возрстных периодах; владеть приёмами консультирования по вопросам обучения и воспитания на разных возрастных этапах Знать виды и понимать необходимость совместной деятельности в рамках психологической консультации; уметь анализироватьсовместную деятельность в консультации; владеть схемой анализа развития игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста; критериями анализа рассказа и сказки; рисунка как средства выражения образа мира ребёнка; других продуктивных видов деятельности детей, подростков и подопчных других возрастных групп.
  • актуальные проблемы консультирования по вопросам обучения и воспитания детей
  • психологические трудности дошкольника
  • консультирование по проблемам готовности к школе
  • консультирование по проблемам младщего школного возраста
  • консультирование по проблемам подросткового возраста
  • психологическое обследование в практике консультирования
  • консультирование по проблемам дошкольного возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общие вопросы психологического консультирования Лекция 2,0 1
2 Личность и роль консультанта в консультировании Практическая работа (М) 2,0 1
3 Консультативный контакт Практическая работа (М) 2,0 2
4 Процесс психологического консультирования Практическая работа (М) 2,0 2
5 Специфические проблемы психологического консультирования Семинар (М) 2,0 3
6 Процесс психологического консультирования Другое 2,0 3
7 Проблемы и задачи консультирования по вопросам воспитания и обучения детей различных возрастов Самостоятельное изучение 2,0 4
8 Проблемы и задачи консультирования по вопросам воспитания и обучения детей различных возрастов Практическая работа (М) 2,0 4
9 Консультирование по проблемам дошкольного возраста Конференция 2,0 5
10 Консультирование по проблемам дошкольного возраста Индивидуальная работа 1,0 5
11 Консультирование по проблемам готовности к школе Практическая работа (М) 4,0 6
12 Консультирование по проблемам младшего школьного возраста Практическая работа (М) 4,0 7
13 психологическое консультирование по проблемам подросткового возраста Практическая работа (М) 4,0 8
14 психологическое обследование в практике консультирования Минизачет 2,0 9
15 Рубежный контроль Другое 4,0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общие вопросы психологического консультирования Лекция Знать принципы организации возрастного консультирования Воспроизведение
Уметь объяснять теоретические основы возрастного консультирования через содержание возрастной психологии Применение
2 Личность и роль консультанта в консультировании Практическая работа (М) Уметь объяснять место и функции консультанта в консультативном процессе Воспроизведение
Понимать требования, предъявляемые к личности консультанта Воспроизведение
3 Консультативный контакт Практическая работа (М) Владеть умением устанавливать консультативный контакт Применение
4 Процесс психологического консультирования Практическая работа (М) Знать принципы организации возрастного консультирования Воспроизведение
Уметь объяснять теоретические основы возрастного консультирования через содержание возрастной психологии Применение
5 Специфические проблемы психологического консультирования Семинар (М) знать психологические особенности клиентов различных групп Воспроизведение
уметь выбирать консультативные стратегии в работе с клиентами особой группы Творчество
6 Процесс психологического консультирования Другое Знать принципы организации возрастного консультирования Воспроизведение
Уметь объяснять теоретические основы возрастного консультирования через содержание возрастной психологии Применение
7 Проблемы и задачи консультирования по вопросам воспитания и обучения детей различных возрастов Самостоятельное изучение Уметь анализировать игровую деятельность Применение
Владеть приёмами организации игры в консультативном процессе Применение
8 Проблемы и задачи консультирования по вопросам воспитания и обучения детей различных возрастов Практическая работа (М) уметь анализировать современное состояние ситуации развития детства Применение
9 Консультирование по проблемам дошкольного возраста Конференция Уметь объяснять теоретические основы возрастного консультирования через содержание возрастной психологии Применение
Уметь орпределять виды и содержание совместной деятельности в консультативном процессе Воспроизведение
Владеть приёмами организации игры в консультативном процессе Применение
содержание феномена готовность к школе Воспроизведение
10 Консультирование по проблемам дошкольного возраста Индивидуальная работа Уметь объяснять теоретические основы возрастного консультирования через содержание возрастной психологии Применение
Уметь орпределять виды и содержание совместной деятельности в консультативном процессе Воспроизведение
Владеть приёмами организации игры в консультативном процессе Применение
11 Консультирование по проблемам готовности к школе Практическая работа (М) симптомы кризиса семи лет Воспроизведение
знать трудности ребёнка 7 лет Воспроизведение
особенности мотивации младшего школьника Применение
проблемы общения младшего школьника Применение
12 Консультирование по проблемам младшего школьного возраста Практическая работа (М) содержание интмно-личностного общения со сверстниками, общественно-полезной деятельности Воспроизведение
проектная деятельность как ведущая в подростковом возрасте Воспроизведение
13 психологическое консультирование по проблемам подросткового возраста Практическая работа (М) Уметь орпределять виды и содержание совместной деятельности в консультативном процессе Воспроизведение
14 психологическое обследование в практике консультирования Минизачет знать этапы и методы организации обследования Применение
15 Рубежный контроль Другое Знать принципы организации возрастного консультирования Воспроизведение
Уметь объяснять теоретические основы возрастного консультирования через содержание возрастной психологии Применение
уметь анализировать современное состояние ситуации развития детства Применение
Уметь анализировать игровую деятельность Применение
особенности мотивации младшего школьника Применение
проблемы общения младшего школьника Применение
содержание интмно-личностного общения со сверстниками, общественно-полезной деятельности Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Линде, Н. Д.Психологическое консультирование: теория и практика:учеб. пособие для студентов вузов / Н. Д. Линде. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2013. - 270, [2] c.
  2. Мальцева, Т.В. Профессиональное психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 144 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы ЭБС «Университетская библиотека онлайн – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117055
  3. Немов, Р. С. Психологическое консультирование : учеб. для бакалавров, студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология"[Текст] / Р. С. Немов. - М. : Юрайт, 2012. - 575, [1] с.
  4. Обухова, Л. Ф.Возрастная психология : учеб. для студентов вузов / Л. Ф. Обухова. - М. : Юрайт [и др.], 2013. - 460, [1] с.

Дополнительная

  1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт : учеб. по-собие для студентов пед. вузов [Текст]/ Г.С. Абрамов. - М.: Академия, 2001. - 238, [2] с.
  2. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Питер 2008.
  3. Специальные проблемы психологического консультирования [Электронный ресурс] : Учебное пособие / О.О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 348 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=342105
  4. Хозиева, М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию:Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 320 с.
  5. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Академия, 2006.

Цифровые ресурсы

  1. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. / Н.В. Тарабрина // Практикум по психологии посттравматического стресса. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/366098/.
  2. Хараш А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия / А.У. Хараш [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.childpsy.ru/upload/dissertations

Источники

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании Росссийской Федерации", [Электронный ресурс], //"Консультант Плюс" http://www./consultant.ru/popular/edu/свободный,-загл. с экрана

Учебно-методические материалы

  1. Автоматизированная рабочая программа по дисциплине "Психологическое консультирование по вопросам воспитания и обучения детей различных возрастов"
  2. Учебная программа в электронном вариантепо дисциплине "Психологическое консультирование по вопросам воспитания и обучения детей различных возрастов"