бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 1 октября 2015 г. утверждено 28 января 2016 г.
Н.С. Кожанова заведующий кафедрой
согласовано 17 ноября 2015 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 2 декабря 2015 г.

Б1.В.ДВ.4 Диагностика качества профессионального образования, 1 семестр

А-3022, 44.06.01, Теория и методика профессионального образования, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3); Знают способы интерпретации результатов педагогического исследования, оценивают границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований знаниевый
Знают виды педагогических исследований ориентировочный
владеют умениями выбора и обоснования содержания этапов научно-исследовательской работы, обработки и интерпретирования данныз научно-исследовательской работы операциональный
Имеют опыт написания научного доклада по теме исследования, публичного представления и защиты основных тезисов по результатам научного исследования опыт
способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6). Знают специфику планирования решения задач собственного профессионального и личностного развития знаниевый
Умеют осуществлять анализ планирования и решения задач собственного профессионального и личностного развития ориентировочный
Умеют планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития операциональный
способностью проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития (ОПК-7); Знают критерии анализа образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки знаниевый
Владеют общей схемой анализа образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки ориентировочный
Умеют анализировать образовательную деятельность организации посредством экспертной оценки операциональный
способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности (УК-5); Знают этические нормы профессиональной деятельности знаниевый
Умеют следовать этическим нормам в профессиональной деятельности операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование у аспирантов навыков выбора и применения существующих моделей диагностики качества профессионального образования

Задачи

  1. Систематизация знаний аспирантов о моделях диагностики качества обучения студентов в системе профессионального образования и механизмах их реализации в целостном образовательном процессе вуза
  2. Развитие умений выбора и применения средств диагностики качества образования и использование возможностей образовательной среды вуза для анализа образовательной деятельности организаций

Числовые характеристики

Трудоемкость 36 ч.
Аудиторная работа 10,0 ч. (27,78%)
Контроль самостоятельной работы 8,0 ч.
Самостоятельная работа студента 26,0 ч. (72,22%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 2,0 ч. из 1,0 ч.
Часов в неделю 1,25 ч. (2,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модель диагностики качества обучения студентов в системе профессионального образования Систематизация знаний аспирантов о моделях диагностики качества обучения студентов в системе профессионального образования и механизмах их реализации в целостном образовательном процессе вуза Описывают особенности организации диагностики качества профессионального образования на основе компетентностного подхода. Конкретизируют модель диагностики качества обучения студентов в системе профессионального образования. Описывают нормативно-правовое обеспечение диагностики качества профессионального образования
  • Диагностика качества профессионального образования на основе компетентностного подхода.
  • Модель диагностики качества обучения студентов в системе профессионального образования
  • Нормативно-правовое обеспечение диагностики качества профессионального образования.
Совершенствование оценочных средств в системе профессионального образования Развитие умений выбора и применения средств диагностики качества образования и использование возможностей образовательной среды вуза для анализа образовательной деятельности организаций Описывают направления совершенствования оценочных средств в вузе. Владеют средствами оценки качества обучения студентов в вузе. Проектируют средства оценки качества обучения
  • Основные направления совершенствования оценочных средств в вузе

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Диагностика качества профессионального образования на основе компетентностного подхода. Конференция 2,0 1
2 Модель диагностики качества обучения студентов в системе профессионального образования Коллоквиум 2,0 2
3 Рейтинговая система оценивания Минизачет 2,0 3
4 Фонды оценочных средств Практическая работа 2,0 4
5 Портфолио как вид аутентичного оценивания Другое 2,0 5
6 Организация системы тестирования учебных достижений студентов Практическая работа 2,0 6

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Диагностика качества профессионального образования на основе компетентностного подхода. Конференция Знают сущность диагностики качества профессионального образования Воспроизведение
Описывают формы , методы и средства диагностики качества профессионального образования Воспроизведение
Описывают нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в вузе в соответствии с федеральным законодательством. Воспроизведение
Анализируют документы, регламентирующие деятельности в области качества образования на государственном уровне.и образовательной организации Применение
Описывают организацию обучения в вузе с учетом требований диагностики качества професионального образования. Воспроизведение
2 Модель диагностики качества обучения студентов в системе профессионального образования Коллоквиум Описывают структурные компонеты модели диагностики качества образования студентов Воспроизведение
Описывает модели диагностики профессиональных компетенций Воспроизведение
Отбирают методы диагностики профессиональных компетенций в зависимости от решаемой профессиональной задачи Применение
3 Рейтинговая система оценивания Минизачет Описывают виды рейдинговых систем оценивания Воспроизведение
Описывают методику применения рейтинговой системы оценивания в профессиональном образовании Воспроизведение
Выделяют плюсы и минусы применения рейтинговой системы оценивания в практике. Воспроизведение
4 Фонды оценочных средств Практическая работа Описывают структуру ФОСов Воспроизведение
Конкретизируют основные требования к структуре и содержанию ФОС Воспроизведение
5 Портфолио как вид аутентичного оценивания Другое Описывают принципы построения и оценивания «портфолио» студентов. Воспроизведение
Выделяют критерии оценки портфолио студентов Воспроизведение
6 Организация системы тестирования учебных достижений студентов Практическая работа Описывают основные цели и задачи тестирования в вузе. Воспроизведение
Конкретизируют виды тестового контроля Воспроизведение
Описывают организацию базы тестов вуза Узнавание
Описывают технологический цикл разработки комплекта тестовых заданий по учебной дисциплине Воспроизведение
Составляют БТЗ по учебной дисциплине Применение

Литература

Основная

  1. Виноградов Б.А. Развитие системы оценки качества профессионального образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Виноградов Б.А., Кукса И.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2013.— 150 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23875.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Градусова, Т.К. Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.К. Градусова, Т.А. Жукова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2013. - 100 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232489 –Загл. с экрана
  3. Звонников, В.И. Оценка качества результатов обучения при аттестации: (компетентностный подход) [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2012. - 279 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119434 –Загл. с экрана
  4. Резник С. Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры : учеб. пособие рекомендовано к использованию для орг. учеб. процесса в вузах / С. Д. Резник, И. А. Игошина ; под общ. ред. С. Д. Резника. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2013. – 507 c.
  5. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы : учеб. пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации и переподгот., обучающихся по доп. прогр. для получения квалификации "Преподаватель высшей школы" / Ю.В. Сорокопуд. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 541 с.

Дополнительная

  1. Девисилов, В. А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе [Текст]/ Девисилов В. А.// Высшее образование сегодня. - 2009. - № 2. - С. 29-34.
  2. Ермошкина ,Г.В. Об использовании метода портфолио в вузе [Текст]/ Ермошкина Г.В.// География и экология в школе ХХI века. - 2005. - №7. - С.68-70.
  3. Засобина, А. Цифровое портфолио студента-заочника [Текст]/ Засобина, А.// Высшее образование в России . - 2007. - №7. - С.80 - 82.
  4. Зеер, Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2010.
  5. Ильченко, О. Условия персонифицированного обучения в информационной среде [Текст]/ Ильченко О.// Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 108-112.
  6. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" (уровень бакалавра) / [В. И. Загвязинский и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского. - М. : Академия, 2013.
  7. Колодкина,Л. С. Портфолио студентов в условиях педагогической практики [Текст]/ Колодкина Л. С.// Школьные технологии. - 2008. - № 3. - С. 129-133.
  8. Мониторинг качества учебного процесса : принципы, анализ, планирование / авт.-сост.: Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова. - 2-е изд. - Волгоград : Учитель, 2011.
  9. Семенов, А. А. Портфолио как средство оценивания уровня подготовки выпускника педагогического вуза [Текст] / Семенов А. А.// Высшее образование сегодня. - 2008. - № 12. - С. 66-70.
  10. Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики [Электронный ресурс]/ Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2010.— 391 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4450.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Цифровые ресурсы

  1. Звонников В.И., Челышкова М.Б.Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения: Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла: Установочные организационно- методические материалы тематического семинарского цикла. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 30 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/530/78530
  2. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования / Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш., Будько М.Б., Будько М.Ю., Вознесенская А.О., Забодалова Л.А., Надточий Л.А., Орлова О.Ю. – СПб: НИУ ИТМО, 2014. – 98 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/483/80483
  3. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента. – СПб: НИУ ИТМО, 2014. – 80 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/496/80496

Источники

  1. Положение об осуществлении контроля самостоятельной работы студентов в СурГПУ (Принято УС 29.08.07, протокол №1. Утверждено приказом № 164 от 06.09.07. Переутверждено приказом № 279/1 от 23.09.2014).- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.surgpu.ru/obrazovanie/organizatsiya_uchebnogo_protsessa/lokalnye-akty/polozheniya/
  2. Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины СурГПУ (Принято УС 25.04.09, протокол № 8. Утверждено приказом № 72 от 27.04.09. Переутверждено приказом № 279/1 от 23.09.2014).-[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.surgpu.ru/obrazovanie/organizatsiya_uchebnogo_protsessa/lokalnye-akty/polozheniya/
  3. Положение о проведении итогового тестового контроля знаний студентов в СурГПУ (Принято УС 25.12.08, протокол № 4. Утверждено приказом № 39 от 12.03.09. Переутверждено приказом № 279/1 от 23.09.2014).- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.surgpu.ru/obrazovanie/organizatsiya_uchebnogo_protsessa/lokalnye-akty/polozheniya/
  4. Положение о рейтинговом контроле качества обучения студентов в СурГПУ (Принято УС 29.08.06, протокол № 2, Утв. приказом №103/01 от 31.08.06. Переутверждено приказом № 279/1 от 23.09.2014). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.surgpu.ru/obrazovanie/organizatsiya_uchebnogo_protsessa/lokalnye-akty/polozheniya/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.4 Диагностика качества профессионального образования[Электронный ресурс]: 44.06.01, Теория и методика образование и педагогические науки, направленность «Общая педагогика. История педагогики и образования» [Электронный ресурс]: А-5022 / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.