бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Oct. 15, 2015 утверждено Jan. 28, 2016
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Oct. 16, 2015
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 20, 2015

В.3.5 Методика обучения русскому языку и литературе, 5 семестр

Б-3021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3) характеризует основные понятия речевой профессиональной культуры; ориентировочный
конструирует свое речевое поведение в профессиональной деятельности. опыт
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2) знает методы формирования УУД у обучающихся с учетом специфики предметов "Русский язык" и "Литературное чтение"; знаниевый
определяет современные педагогические технологии, способствующие достижению планируемых результатов по предметам "Русский язык" и "Литературное чтение". ориентировочный
умеет выбрать современные образовательные (педагогические) технологии, способствующие достижения планируемых результатов по предметам "Русский язык" и "Литературное чтение"; операциональный
проектирует конспекты уроков русского языка и литератуного чтения с учетом использования современных педагогических технологий; опыт
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4) характеризует специфику информационно-образовательной среды на уровне начального общего образования; ориентировочный
использует возможности информационно-образовательной среды на уровне начального общего образования при моделировании уроков русского языка и литературного чтения. опыт
способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6) знает основные качества хорошей устной и письменной речи; знаниевый
умеет конструировать устную и письменную речь, основываясь на нормы русского литературного языка. опыт
способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (ПК-14) знает теоретические основы и технологии начального литературного образования; знаниевый
применяет современные педагогические технологии при формировании читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста. опыт
способен применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов (ПК-13) знает теоретические основы и технологии языкового образования на уровне начального общего образования; знаниевый
применяет технологии языкового образования при обучении детей младшего школьного возраста русскому языку; опыт
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1) характеризует учебные программы базовых и элективных курсов в образовательных учреждениях. ориентировочный

Цели изучения дисциплины

формировать у бакалавров готовность организовывать процесс начального обучения русскому языку и литературе

Задачи

  1. формировать знания о специфике содержания курса "Методика обучения русского языка и литературе" и его теоретических основах
  2. формировать умение проектировать процесс развития связной речи у учащихся начальной школы
  3. формировать умение проектировать процесс обучения грамоте на разных ступенях обучения

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 43.5 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 16.0 ч.
Практическая работа 18.0 ч.
КСР 5.5 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.75 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.5 ч. из 9.5 ч.
Часов в неделю 2.42 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Общие вопросы методики начального обучения русскому языку формировать знания о специфика содержания курса "Методика обучения русского языка и литературы" и его теоретических основах знать: основные понятия методики обучения русскому языку и литературному чтению: уметь: определять тип и структуру урока русского языка и литературного чтения; уметь анализировать нормативные документы, регулирующие процесс обучения русскому языку и литературе в начальной школе
  • Методика обучения русскому языку в начальных классах
  • Русский язык как предмет преподавания в начальных классах
  • Современный урок русского языка в начальной школе
Модуль 2. Развитие связной речи формировать умение проектировать процесс развития связной речи у учащихся начальной школы знать: особенности организации процесса развития связной речи у учащихся начальной школы; уметь: проектировать, анализировать и оценивать урок и внеурочную деятельность по развитию речи; владеть: методикой проведения устных и письменных творческих работ, направленных на развитие речи учащихся начальной школы.
  • Язык, речь и мышление
  • Организация и проведение уроков письменных работ
Модуль 3. Обучение грамоте формировать умение проектировать процесс обучения грамоте на разных ступенях обучения знать: теоретико-методические основы обучения грамоте; уметь: осуществлять дифференцированный подход в период обучения грамоте; владеть: способами конструирования и проведения уроков обучения грамоте.
  • Обучение грамоте как составная часть курса русского языка
  • Подготовительный период обучения грамоте
  • Основной период обучения грамоте

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретические основы методической науки Лекция 2.0 1
2 Методическая система обучения младших школьников русскому языку Семинар 2.0 2
3 История методики изучения русского языка младшими школьниками Семинар 2.0 2
4 Теоретические основы методической науки Индивидуальная работа 2.0 2
5 Средства обучения в начальных классах Семинар 2.0 3
6 История методики изучения русского языка младшими школьниками Индивидуальная работа 2.0 4
7 Содержание русского языка в современной начальной школе Семинар 2.0 4
8 Урок как единица учебного процесса, организация учебного процесса в малокомплектной школе Практическая работа 2.0 4
9 Содержание русского языка в современной начальной школе Индивидуальная работа 2.0 5
10 Урок как единица учебного процесса, организация учебного процесса в малокомплектной школе Практическая работа 2.0 5
11 Рубежный контроль №1. Общие вопросы методики обучения русскому языку на уровне начального общего образования Контрольная работа 1.5 6
12 Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности, уроки развития речи Семинар 2.0 6
13 Урок как единица учебного процесса, организация учебного процесса в малокомплектной школе Индивидуальная работа 2.0 7
14 Методика обучения сочинениям, методика проведения изложения Практическая работа 4.0 7
15 Урок анализа письменных работ Практическая работа 2.0 8
16 Рубежный контроль №2. Методика развития связной речи учащихся Коллоквиум 2.0 8
17 Цели, содержание и принципы обучения грамоте, ведущий метод и приемы обучения грамоте Лекция 2.0 9
18 Цели, содержание и принципы обучения грамоте, ведущий метод и приемы обучения грамоте Практическая работа 2.0 10
19 Цели, содержание и принципы обучения грамоте, ведущий метод и приемы обучения грамоте Индивидуальная работа 1.5 10
20 Организационно-методическая система обучения грамоте Семинар 2.0 11
21 Задачи, методы и приемы первой ступени обучения Индивидуальная работа 2.0 12
22 Обучение на второй ступени Семинар 2.0 12
23 Задачи, методы и приемы первой ступени обучения Практическая работа 2.0 12
24 Задачи, методы и приемы обучения письму Практическая работа 2.0 13
25 Задачи, методы, приемы, средства обучения чтению Практическая работа 2.0 14
26 Упражнения для овладения нормами графики, формирование орфографической зоркости, дифференцированный подход к обучению первоклассников Семинар 2.0 15
27 Рубежный контроль №3. Методика обучения русской грамоте Контрольная работа 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретические основы методической науки Лекция выделять основные черты научной дисциплины; определять цель, задачи методики обучения русскому языку и литературе на уровне начального общего образования; Воспроизведение
использовать разные методы, формы, средства при конструировании урока русского языка на уровне начального общего образования. Применение
характеризовать понятия "система", "принципы, "методы", "организационные формы". Воспроизведение
2 Методическая система обучения младших школьников русскому языку Семинар классифицировать упражнения (типология мыслительных операций, многоаспектный подход). Воспроизведение
включать разные виды упражнений в конспект урока русского языка на уровне начального общегообразования. Применение
3 История методики изучения русского языка младшими школьниками Семинар характеризовать особенности развития методики обучения русскому языку в 18 - 19 вв.; Воспроизведение
выделять основные направления развития методики в 20 в. и в наши дни. Воспроизведение
4 Теоретические основы методической науки Индивидуальная работа перечислять подходы, используемые педагогами начальной школы на уроках русского языка; Узнавание
характеризовать научные подходы, используемые на уроках русского языка в начальной школе: "коммуникативный", "деятельностный"; Воспроизведение
отличать понятия "методика" обучения русскому языку" и "технология" обучения русскому языку. Воспроизведение
5 Средства обучения в начальных классах Семинар определять цели и содержание современных предметов "Русский язык"и "Литературное чтение" на уровне начального общего образования; Воспроизведение
называть авторов учебно-методических комплексов по русскому языку и литературному чтению на уровне начального общего образования; Узнавание
ориентироваться в системах обучения в начальной школе и различать их особенности. Воспроизведение
6 История методики изучения русского языка младшими школьниками Индивидуальная работа называть фамилии известных методистов, оказавших значительное влияние на становление методики обучения русскому языку и литературе; Узнавание
7 Содержание русского языка в современной начальной школе Семинар определять цели и содержание современных предметов "Русский язык"и "Литературное чтение" на уровне начального общего образования; Воспроизведение
ориентироваться в системах обучения в начальной школе и различать их особенности. Воспроизведение
8 Урок как единица учебного процесса, организация учебного процесса в малокомплектной школе Практическая работа определять тип урока и его структуру в зависимости от поставленной цели; Воспроизведение
9 Содержание русского языка в современной начальной школе Индивидуальная работа называть авторов учебно-методических комплексов по русскому языку и литературному чтению на уровне начального общего образования; Узнавание
10 Урок как единица учебного процесса, организация учебного процесса в малокомплектной школе Практическая работа формулировать особенности организации урока русского языка в малокомплектной школе. Воспроизведение
11 Рубежный контроль №1. Общие вопросы методики обучения русскому языку на уровне начального общего образования Контрольная работа перечислять подходы, используемые педагогами начальной школы на уроках русского языка; Узнавание
характеризовать научные подходы, используемые на уроках русского языка в начальной школе: "коммуникативный", "деятельностный"; Воспроизведение
выделять основные черты научной дисциплины; определять цель, задачи методики обучения русскому языку и литературе на уровне начального общего образования; Воспроизведение
отличать понятия "методика" обучения русскому языку" и "технология" обучения русскому языку. Воспроизведение
характеризовать понятия "система", "принципы, "методы", "организационные формы". Воспроизведение
классифицировать упражнения (типология мыслительных операций, многоаспектный подход). Воспроизведение
характеризовать особенности развития методики обучения русскому языку в 18 - 19 вв.; Воспроизведение
называть фамилии известных методистов, оказавших значительное влияние на становление методики обучения русскому языку и литературе; Узнавание
выделять основные направления развития методики в 20 в. и в наши дни. Воспроизведение
определять цели и содержание современных предметов "Русский язык"и "Литературное чтение" на уровне начального общего образования; Воспроизведение
называть авторов учебно-методических комплексов по русскому языку и литературному чтению на уровне начального общего образования; Узнавание
ориентироваться в системах обучения в начальной школе и различать их особенности. Воспроизведение
определять тип урока и его структуру в зависимости от поставленной цели; Воспроизведение
перечислять основные этапы деятельности учителя при подготовке и проведении урока русского языка в начальной школе. Узнавание
формулировать особенности организации урока русского языка в малокомплектной школе. Воспроизведение
12 Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности, уроки развития речи Семинар называть виды речевой деятельности, закономерности усвоения родной речи; Узнавание
отличать виды речевой деятельности, определять закономерности усвоения родной речи; Воспроизведение
характеризовать основные направления развития речи обучающихся. Воспроизведение
13 Урок как единица учебного процесса, организация учебного процесса в малокомплектной школе Индивидуальная работа определять тип урока и его структуру в зависимости от поставленной цели; Воспроизведение
формулировать особенности организации урока русского языка в малокомплектной школе. Воспроизведение
14 Методика обучения сочинениям, методика проведения изложения Практическая работа называть этапы урока подготовки и проведения сочинения; Узнавание
15 Урок анализа письменных работ Практическая работа называть этапы урока подготовки и проведения сочинения; Узнавание
моделировать урок сочинения на уровне начального общего образования; Применение
16 Рубежный контроль №2. Методика развития связной речи учащихся Коллоквиум называть виды речевой деятельности, закономерности усвоения родной речи; Узнавание
отличать виды речевой деятельности, определять закономерности усвоения родной речи; Воспроизведение
характеризовать основные направления развития речи обучающихся. Воспроизведение
называть этапы урока подготовки и проведения сочинения; Узнавание
17 Цели, содержание и принципы обучения грамоте, ведущий метод и приемы обучения грамоте Лекция характеризовать основные цели, содержание, принципы обучения грамоте, основные понятия фонетики и графики; Воспроизведение
18 Цели, содержание и принципы обучения грамоте, ведущий метод и приемы обучения грамоте Практическая работа называть методы обучения грамоте; Узнавание
19 Цели, содержание и принципы обучения грамоте, ведущий метод и приемы обучения грамоте Индивидуальная работа характеризовать основные цели, содержание, принципы обучения грамоте, основные понятия фонетики и графики; Воспроизведение
называть методы обучения грамоте; Узнавание
20 Организационно-методическая система обучения грамоте Семинар называть методы обучения грамоте; Узнавание
определять основные задачи обучения грамоте. Воспроизведение
называть задачи, методы и приемы первой ступени обучения грамоте; Узнавание
формулировать цель и задачи основного периода обучения грамоте, отличать принципы русской графики; Воспроизведение
отличать средства обучения грамоте; Воспроизведение
21 Задачи, методы и приемы первой ступени обучения Индивидуальная работа называть задачи, методы и приемы первой ступени обучения грамоте; Узнавание
составлять по плану звуковой и звуко-буквенный анализ слова; Применение
отличать звуковой и звуко-буквенный анализ слова; Воспроизведение
22 Обучение на второй ступени Семинар формулировать цель и задачи основного периода обучения грамоте, отличать принципы русской графики; Воспроизведение
характеризовать основные понятия русской графики; Воспроизведение
составлять по плану фонетический разбор слова; Применение
отличать средства обучения грамоте; Воспроизведение
определять задачи обучения письму в период обучения грамоте, характеризовать особенности графического действия; Воспроизведение
характеризовать особенности использования дифференцированного подход при обучении первоклассников. Воспроизведение
23 Задачи, методы и приемы первой ступени обучения Практическая работа называть задачи, методы и приемы первой ступени обучения грамоте; Узнавание
составлять по плану звуковой и звуко-буквенный анализ слова; Применение
отличать звуковой и звуко-буквенный анализ слова; Воспроизведение
24 Задачи, методы и приемы обучения письму Практическая работа определять задачи обучения письму в период обучения грамоте, характеризовать особенности графического действия; Воспроизведение
25 Задачи, методы, приемы, средства обучения чтению Практическая работа формулировать цель и задачи основного периода обучения грамоте, отличать принципы русской графики; Воспроизведение
характеризовать основные понятия русской графики; Воспроизведение
составлять по плану фонетический разбор слова; Применение
26 Упражнения для овладения нормами графики, формирование орфографической зоркости, дифференцированный подход к обучению первоклассников Семинар характеризовать особенности использования дифференцированного подход при обучении первоклассников. Воспроизведение
определять основные задачи пропедевтики орфографического навыка в период обучения грамоте; Воспроизведение
использовать порядок выполнения орфографических действий при конструировании уроков в период обучения грамоте. Применение
27 Рубежный контроль №3. Методика обучения русской грамоте Контрольная работа перечислять подходы, используемые педагогами начальной школы на уроках русского языка; Узнавание
характеризовать основные цели, содержание, принципы обучения грамоте, основные понятия фонетики и графики; Воспроизведение
называть методы обучения грамоте; Узнавание
характеризовать особенности современного аналитико - синтетического метода обучения грамоте; Воспроизведение
определять основные задачи обучения грамоте. Воспроизведение
называть задачи, методы и приемы первой ступени обучения грамоте; Узнавание
составлять по плану звуковой и звуко-буквенный анализ слова; Применение
отличать звуковой и звуко-буквенный анализ слова; Воспроизведение
формулировать цель и задачи основного периода обучения грамоте, отличать принципы русской графики; Воспроизведение
характеризовать основные понятия русской графики; Воспроизведение
определять задачи обучения письму в период обучения грамоте, характеризовать особенности графического действия; Воспроизведение
определять основные задачи пропедевтики орфографического навыка в период обучения грамоте; Воспроизведение
использовать порядок выполнения орфографических действий при конструировании уроков в период обучения грамоте. Применение

Литература

Основная

  1. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высш. проф.образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 8-е изд., стер. - Москва.: Издательский центр "Академия", 2013. - 464.
  2. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 288с.
  3. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников [Электронный ресурс].: учебное пособие / . - М. : Флинта, 2011. - 137 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83377 –Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - 3-е изд., испр. - М. : Издательский центр "Академия", 2013. - 464 с.
  2. Бакулина Г.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс]/ Г.А. Бакулина, Е.А. Обухова, Н.В. Дембицкая. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 216 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56627 –Загл. с экрана
  3. Кузьменко Н.С. Методическая подготовка учителя к формированию орфографической зоркости у младших школьников. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 104 с.
  4. Методика обучения русскому языку и литературе: учебно-методическое пособие: в 2-ух ч./ авт.-сост. Л.Г. Медведева. - Сургут: РИО СурГПУ, 2010. - Часть 1.-62 с.
  5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3 е изд. - М.: Просвещение, 2011, -120 с.
  6. Поздеева С.И. Методика обучения грамоте [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / С.И. Поздеева. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 102 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221534 –Загл. с экрана
  7. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина. – М.: Изд. центр Академия, 1997. – 256 с.
  8. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. Педагогика и методика начального обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1994. – 383 с.
  9. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.Издательский центр "Академия", 2001. - 288с.
  10. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. - 5-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. - 288 с.
  11. Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения рус. яз. в общеобразоват. учреждениях. Авт.-сост. М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1996.- 352 с.

Цифровые ресурсы

  1. Журнал «Начальная школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/
  2. ПроШколу.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/
  3. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://search.rsl.ru/ru
  4. Сеть творческих учителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/
  5. Современный учительский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://easyen.ru/
  6. Университетская библиотека ONLINE [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://biblioclub.ru
  7. Учительский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/
  9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://fcior.edu.ru/
  10. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образовательных стандартов : Аудиозапись выступления А.В.Хуторского на очно-дистантной конференции "Новые образовательные стандарты: метапредметный подход", 17 декабря 2010 года. [Звукозапись] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – http://khutorskoy.ru/discus/audio/Khutorskoy.Ru_20101217-meta.WMA (16 Мб) - 67 мин.

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменением и дополнением на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. - 33 с. (Стандарты второго поколения).

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В 3.5. Методика обучения русскому языку и литературе [Электронный ресурс]: Б-3021, Б-3022, Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», экзамен / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. А.А. Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.