бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Oct. 15, 2015 утверждено Jan. 18, 2016
А.А. Говорухина заведующий кафедрой
согласовано Oct. 27, 2015
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано Dec. 26, 2015

Б1.В.ДВ.3 Эволюционная и популяционная физиология, 2 семестр

А-4261, 06.06.01, Физиология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов
Е.А. Багнетова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью использовать знания физиологических закономерностей организма человека в своей профессиональной деятельности спсобен охарактеризовать эволюционные преобразования организма человека ориентировочный
способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Способен использовать знания эволюционной и популяционной физиологии при анализе результатов современных научных исследований операциональный
способностью проводить исследования физиологических механизмов адаптации на разных уровнях организации способен анализировать адаптивные изменения функций организма при проведении исследований ориентировочный

Цели изучения дисциплины

формирование целостного представления о вопросах происхождения человека, его биологической изменчивости во времени и пространстве, особенностей его индивидуального развития

Задачи

  1. формировать спсособность к самостоятельному использованию знаний эволюционной и популяционной физиологии в своей профессиональной деятелльности
  2. ознакомить аспирантов с современными представлениями о происхождения человека, популяционной и эволюционной физиологии

Числовые характеристики

Трудоемкость 36 ч.
Аудиторная работа 14.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 2.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 22.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 2.0 ч. из 2.0 ч.
Часов в неделю 1.75 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 формировать спсособность к самостоятельному использованию знаний эволюционной и популяционной физиологии в своей профессиональной деятелльности аспирант анализирует основные положения эволюционной и популяционной физиологии
  • Предмет и задачи эволюционной и популяционной физиологии
  • История и основоположники эволюционных идей
  • Основные положения эволюционной теории
  • Разнообразие физиологической и морфофизиологической структуры популяций
  • Филогенетическое развитие человека
Модуль 2 ознакомить аспирантов с современными представлениями о происхождения человека, популяционной и эволюционной физиологии аспирант интерпретирует положения основных теорий о происхождении человека, его эволюционного развития и существования популяций во времени и в пространстве
  • Популяции и расы
  • Конституция человека и ее физиологические аспекты
  • Экология и эволюция человека

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет и задачи эволюционной и популяционной физиологии Лекция 2.0 1
2 Основные положения теории эволюции Лекция 2.0 1
3 Конституция человека Практическая работа 2.0 1
4 Предмет и задачи эволюционной и популяционной физиологии Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Основные положения теории эволюции Самостоятельное изучение 2.0 1
6 Разнообразие физиологической и морфологичсекой структуры популяций Практическая работа 2.0 2
7 Филогенетическое развитие человека Практическая работа 2.0 2
8 Разнообразие физиологической и морфологичсекой структуры популяций Самостоятельное изучение 1.0 2
9 Филогенетическое развитие человека Самостоятельное изучение 2.0 2
10 Популяции и расы. Лекция 2.0 3
11 Экология человека на уровне популяций Лекция 2.0 4
12 Эволюционное развитие человека Минизачет 2.0 4

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет и задачи эволюционной и популяционной физиологии Лекция знает основные понятия популяционной и эволюционной физиологии Узнавание
анализирует концепцию физиологического гомеостаза Воспроизведение
2 Основные положения теории эволюции Лекция Анализирует основные теории эволюции Воспроизведение
Характеризуетнаправление современных исследований в области популяционной и эволюционной физиологии Воспроизведение
Называет основные положения современной теории эволюции Узнавание
Анализирует вклад различных биологических наук в развитие теории эволюции Воспроизведение
3 Конституция человека Практическая работа Результаты не указаны
4 Предмет и задачи эволюционной и популяционной физиологии Самостоятельное изучение знает основные понятия популяционной и эволюционной физиологии Узнавание
анализирует концепцию физиологического гомеостаза Воспроизведение
5 Основные положения теории эволюции Самостоятельное изучение Характеризуетнаправление современных исследований в области популяционной и эволюционной физиологии Воспроизведение
Называет основные положения современной теории эволюции Узнавание
Анализирует вклад различных биологических наук в развитие теории эволюции Воспроизведение
6 Разнообразие физиологической и морфологичсекой структуры популяций Практическая работа знает основные понятия популяционной и эволюционной физиологии Узнавание
анализирует концепцию физиологического гомеостаза Воспроизведение
анализирует понятие изменчивости на уровне популяций, вида Воспроизведение
характеризует физиологический статус популяций Воспроизведение
Сравнивает состояние адаптированности и дезадаптированности популяций Воспроизведение
7 Филогенетическое развитие человека Практическая работа Анализирует основные теории эволюции Воспроизведение
Характеризуетнаправление современных исследований в области популяционной и эволюционной физиологии Воспроизведение
Характеризует эволюцию гоминидов Воспроизведение
анализирует эволюцию видов, относящихся к роду Ноmо Воспроизведение
анализирует проблему места и времени возникновения человека современного типа Воспроизведение
8 Разнообразие физиологической и морфологичсекой структуры популяций Самостоятельное изучение анализирует понятие изменчивости на уровне популяций, вида Воспроизведение
характеризует физиологический статус популяций Воспроизведение
Сравнивает состояние адаптированности и дезадаптированности популяций Воспроизведение
9 Филогенетическое развитие человека Самостоятельное изучение Анализирует основные теории эволюции Воспроизведение
Характеризуетнаправление современных исследований в области популяционной и эволюционной физиологии Воспроизведение
Характеризует эволюцию гоминидов Воспроизведение
анализирует эволюцию видов, относящихся к роду Ноmо Воспроизведение
10 Популяции и расы. Лекция анализирует проблему места и времени возникновения человека современного типа Воспроизведение
Анализирует возможность возникновения рас Воспроизведение
Характеризует отличия рас и популяций Воспроизведение
11 Экология человека на уровне популяций Лекция Характеризует эволюцию гоминидов Воспроизведение
анализирует эволюцию видов, относящихся к роду Ноmо Воспроизведение
анализирует проблему места и времени возникновения человека современного типа Воспроизведение
Характеризует демографические и экологические факторы разнообразия современного человека Воспроизведение
12 Эволюционное развитие человека Минизачет Называет основные положения современной теории эволюции Узнавание
Анализирует вклад различных биологических наук в развитие теории эволюции Воспроизведение
Характеризует эволюцию гоминидов Воспроизведение
анализирует эволюцию видов, относящихся к роду Ноmо Воспроизведение
анализирует проблему места и времени возникновения человека современного типа Воспроизведение
Анализирует возможность возникновения рас Воспроизведение
Характеризует отличия рас и популяций Воспроизведение
нтерпретирует основные факторы расообразования Воспроизведение
Анализирует физиологические признаки в конституционологии Воспроизведение
Характеризует этапы развития человека Воспроизведение
Расшифровывает понятие о функциональной конституции и биохимической индивидуальности человека Воспроизведение
Характеризует демографические и экологические факторы разнообразия современного человека Воспроизведение
Анализирует основные характеристики популяционной структуры человека Воспроизведение
Описывает влияние на морфофункциональные особенности человека процессов урбанизации Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Биология с основами экологии: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Химия" / [А. С. Лукаткин и др.]; под ред. А. С. Лукаткина. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2011. - 396, [2] с.: ил. - (Высшее профессиональное образование) (Естественные науки). - Гриф УМО.
  2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Ф. Лысова [ и др.]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т [и др.]. - Новосибирск [и др.]: [АРТА], 2011. - 333, [2] с. - (Безопасность жизнедеятельности). - Гриф УМО.
  3. Курчанов, Н.А. Поведение: эволюционный подход [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.А. Курчанов. - СПб: СпецЛит, 2012. - 232 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы "Университетская библиотека онлайн" - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105731
  4. Лысова, Н.Ф. Анатомия и физиология человека : учеб. пособие / Н.Ф. Лысова, Г.А. Корощенко, С.Р. Савина; Мин-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО "Новосиб. гос. пед. ун-т", ГОУ ВПО "Моск.
  5. Родионова, О.М. Лекции по дисциплинам «Экологическая физиология» и «Биология человека». [Электронный ресурс] Учебное пособие в 2 частях / О.М. Родионова, В.В. Глебов. - М.: Российский университет дружбы народов, 2012. - Ч. 1. - 244 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы "Университетская библиотека онлайн" - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226492.-Загл. с экрана.
  6. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Е. А. Югова, Т. Ф. Турова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 333, [2] с.

Дополнительная

  1. Антропология : учеб. справочник / Сургут. гос. пед. ун-т ; [сост. Е.А. Багнетова]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2008. - 72 с.
  2. Антропология : учеб. справочник / Сургут. гос. пед. ун-т ; [сост. Е.А. Багнетова]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2009. - 72, [1] с.
  3. Каштанова, Е.В. Сохранение здоровья при неблагоприятной экологической обстановке [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В. Каштанова. - Новосибирск: НГТУ, 2011. - 123 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы "Университетская библиотека онлайн" - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229035. - Загл. с экрана.
  4. Курчанов, Н.А. Антропология и концепции биологии : учеб. пособие / Н.А. Курчанов. - СПб. : Специальная литература, 2007. - 190, [1] с.
  5. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учеб. для студентов вузов физ. культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2008. - 618, [2] с

Цифровые ресурсы

  1. Chown SL, KJ. Гастон, Робинсон Д. Macrophysiology: масштабные модели физиологических черт и их экологические последствия. – Функциональная экология. – 2004. – № 18. - (2). – С. 159-167. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: DOI : http: // icb. oxfordjournals.org/cgi/reprint/39/2/346.pdf
  2. Гарланд, Т., Беннетт А., Резенде Л. Филогенетические подходы в сравнительной физиологии // Журнал экспериментальной биологии. – 2005. – С. 16-32. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: DOI: http: // icb. oxfordjournals.org/cgi/reprint/39/2/346.pdf
  3. История и сущность понятия «Эволюционная антропология» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Evolutionary_physiology
  4. Спенсер С. Расовая и этническая принадлежность // Культура, идентичность и представление. [Электронный ресурс]: Routledge, 2006. – С. 23-45. Режим доступа: http://prism.talis.com/bolton-ac/items/
  5. Экспериментальная эволюция и ее роль в эволюционной физиологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: DOI : http: // icb. oxfordjournals.org/cgi/reprint/39/2/346.pdf

Источники

  1. biblioclub.ru. – ЭБС «Университетская библиотека онлайн».
  2. diss.rsl.ru - База данных «Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки».
  3. elibrary.ru – ЭБС «Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU».

Учебно-методические материалы

  1. Направление подготовки 06.06.01 Биологические науки. Направленность: 03.03.01. – Физиология / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А.Багнетова
  2. Рабочая программа. Б1.В.ДВ.3.1 Эволюционная и популяционная физиология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 06.06.01 Биологические науки. Направленность: 03.03.01. – Физиология / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Е.А.Багнетова, зачет – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.