бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания

Рабочая программа

2014-15 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Oct. 23, 2015 утверждено Jan. 29, 2016
Н.И. Синявский заведующий кафедрой
согласовано Oct. 28, 2015
В.Н. Бойко декан факультета
согласовано Nov. 3, 2015

Б1.В.ОД.1.2 Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки, 3 семестр

А-04191, 49.06.01, Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.А. Бойко ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
владение методологией исследования в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (ОПК - 2) владение общей схемой выбора методов исследования ориентировочный
владение общей схемой выбора методологии исследования ориентировочный
умение оценивать учебную деятельность студента в соответствии с современными подходами в методологии в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры операциональный
готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК -6) Знание современных требований ФГОС, предъявляемых к системе высшего образования вообще и по соответствующему направлению подготовки знаниевый
Знание содержания инновационных технологий обучения и контроля учебных достижений студентов. знаниевый
Владение общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях ориентировочный
Владение общей схемой оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов ориентировочный
Владение общей схемой проектирования образовательного процесса по соответствующему предмету учебного плана ориентировочный
Умение выбирать образовательные технологии в соответствии современными требованиями операциональный
Умение оценивать качество образовательного процесса в условиях реализации ФГОС операциональный
Умение проектировать образовательный процесс по дисциплинам учебного плана в соответствии с современными требованиями операциональный
опыт реализации образовательного процесса в системе высшей школы в соответствии с современными требованиями (разработка учебных рабочих программ, выбор технологий обучения, проектирование учебного занятия и т.д.) опыт

Цели изучения дисциплины

формирование профессиональной готовности аспирантов к реализиции педагогического процесса в системе высшего професиионального образования на основе осознанного выбора технологий преподавания дисциплин предметной подготовки

Задачи

  1. Формирование умений по решению педагогических задач с использованием разнообразных педагогических технологий в системе высшей школы на современном этапе
  2. Формирование умений выбора и применения образовательных технологий в соответствии с ФГОС ВО

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 22.0 ч. (30.56%)
Контроль самостоятельной работы 8.0 ч.
Самостоятельная работа студента 51.0 ч. (70.83%)
Процент выполнения нагрузки 101.39%
Индивидуальная работа со студентами 1.0 ч. из 0.5 ч.
Часов в неделю 2.75 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Педагогические технологии преподавания дисциплин направления подготовки в системе высшей школы Формирование умений по решению педагогических задач с использованием разнообразных педагогических технологий в системе высшей школы на современном этапе В процессе овладения данным модулем аспиранты смогут определять цели, структуру, формы организации учебного процесса, требования к результатам образования в соответствии с современной нормативно - правовой базой и т.д.
  • Цели и задачи инновационной деятельности в высшей школе
  • Содержание и особенности преподавания дисциплин в высшей школе
Модуль 2. Применение в учебном процессе современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ВО Формирование умений выбора и применения образовательных технологий в соответствии с ФГОС ВО В процессе освоения данного модуля у аспирантов должны сформироваться умения и навыки применения образовательных технологий в соответствии с ФГОС ВО
  • Выбор образовательных технологий в соответствии с ФГОС ВО
  • Применение инновационных технологий преподавания дисциплин направления подготовки

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Цели и задачи инновационной деятельности в высшей школе Лекция 2.0 1
2 Цели и задачи инновационной деятельности в высшей школе Семинар 2.0 1
3 Современные требования ФГОС в системе высшего и школьного образования Семинар 2.0 2
4 Современные требования ФГОС в системе высшего и школьного образования Самостоятельное изучение 2.0 2
5 Современные требования ФГОС в системе высшего и школьного образования Другое 2.0 2
6 Профессиональный стандарт педагога как основа подготовки кадров в высшей школе Семинар 2.0 3
7 Содержание и особенности преподавания дисциплин в высшей школе Семинар 2.0 3
8 Профессиональный стандарт педагога как основа подготовки кадров в высшей школе Самостоятельное изучение 2.0 3
9 Выбор образовательных технологий по дисциплинам предметной подготовки Контрольная работа 2.0 4
10 Содержание и особенности преподавания дисциплин в высшей школе Самостоятельное изучение 2.0 4
11 Выбор образовательных технологий по дисциплинам предметной подготовки Самостоятельное изучение 2.0 4
12 Методы поиска, обоснования и разработки инновационных решений по дисциплинам предметной подготовки Семинар 2.0 5
13 Разработка методического обеспечения образовательного процесса в вузе Семинар 2.0 5
14 Методы поиска, обоснования и разработки инновационных решений по дисциплинам предметной подготовки Самостоятельное изучение 2.0 5
15 Инновационная деятельность преподавателя по дисциплинам предметной подготовки Коллоквиум 2.0 6
16 Разработка методического обеспечения образовательного процесса в вузе Самостоятельное изучение 2.0 6
17 Инновационная деятельность преподавателя по дисциплинам предметной подготовки Самостоятельное изучение 2.0 7
18 Инновационная деятельность преподавателя по дисциплинам предметной подготовки Контрольная работа 2.0 7
19 Инновационная деятельность преподавателя по дисциплинам предметной подготовки Индивидуальная работа 1.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Цели и задачи инновационной деятельности в высшей школе Лекция Знать современные требования ФГОС, предъявляемых к системе высшего образования Узнавание
Знать современные требования ФГОС в области физкультурного образования Узнавание
2 Цели и задачи инновационной деятельности в высшей школе Семинар Раскрывать цели и задачи инновационной деятельности в высшей школе Воспроизведение
Знать современные требования ФГОС, предъявляемых к системе высшего образования Узнавание
Знать современные требования ФГОС в области физкультурного образования Узнавание
3 Современные требования ФГОС в системе высшего и школьного образования Семинар Знать современные требования ФГОС, предъявляемых к системе высшего образования Узнавание
Знать современные требования ФГОС в области физкультурного образования Узнавание
Выделять сущностные признаки инновационных технологий преподавания в высшей школе Воспроизведение
Владеть общей схемой оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Воспроизведение
Уметь выделять основные требования к деятельности учителя Воспроизведение
4 Современные требования ФГОС в системе высшего и школьного образования Самостоятельное изучение Раскрывать цели и задачи инновационной деятельности в высшей школе Воспроизведение
Знать современные требования ФГОС, предъявляемых к системе высшего образования Узнавание
Знать современные требования ФГОС в области физкультурного образования Узнавание
5 Современные требования ФГОС в системе высшего и школьного образования Другое Раскрывать цели и задачи инновационной деятельности в высшей школе Воспроизведение
Знать современные требования ФГОС, предъявляемых к системе высшего образования Узнавание
Знать современные требования ФГОС в области физкультурного образования Узнавание
Выделять условия подготовки кадров для системы ООО Воспроизведение
6 Профессиональный стандарт педагога как основа подготовки кадров в высшей школе Семинар Знать современные требования ФГОС, предъявляемых к системе высшего образования Узнавание
Знать современные требования ФГОС в области физкультурного образования Узнавание
Выделять условия подготовки кадров для системы ООО Воспроизведение
7 Содержание и особенности преподавания дисциплин в высшей школе Семинар Владеть общей схемой оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Воспроизведение
Уметь выделять основные требования к деятельности учителя Воспроизведение
8 Профессиональный стандарт педагога как основа подготовки кадров в высшей школе Самостоятельное изучение Знать современные требования ФГОС, предъявляемых к системе высшего образования Узнавание
Знать современные требования ФГОС в области физкультурного образования Узнавание
Выделять условия подготовки кадров для системы ООО Воспроизведение
9 Выбор образовательных технологий по дисциплинам предметной подготовки Контрольная работа Уметь подбирать образовательные технологии по дисциплинам предметной подготовки Применение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
10 Содержание и особенности преподавания дисциплин в высшей школе Самостоятельное изучение Владеть общей схемой оценки, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности студентов Воспроизведение
Уметь выделять основные требования к деятельности учителя Воспроизведение
11 Выбор образовательных технологий по дисциплинам предметной подготовки Самостоятельное изучение Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
Владеть методами поиска, обоснования и разработками инновационных решений по дисциплинам предметной подготовки Применение
12 Методы поиска, обоснования и разработки инновационных решений по дисциплинам предметной подготовки Семинар Уметь подбирать образовательные технологии по дисциплинам предметной подготовки Применение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
Владеть методами поиска, обоснования и разработками инновационных решений по дисциплинам предметной подготовки Применение
13 Разработка методического обеспечения образовательного процесса в вузе Семинар Уметь подбирать образовательные технологии по дисциплинам предметной подготовки Применение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
14 Методы поиска, обоснования и разработки инновационных решений по дисциплинам предметной подготовки Самостоятельное изучение Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
Владеть методами поиска, обоснования и разработками инновационных решений по дисциплинам предметной подготовки Применение
15 Инновационная деятельность преподавателя по дисциплинам предметной подготовки Коллоквиум Уметь применять современные образовательные технологии в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки Применение
Уметь оценивать учебную деятельность студента в соответствии с современными подходами в методологии в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Применение
16 Разработка методического обеспечения образовательного процесса в вузе Самостоятельное изучение Уметь подбирать образовательные технологии по дисциплинам предметной подготовки Применение
Владеть общей схемой выбора технологий проведения занятий в современных условиях Воспроизведение
Владеть методами поиска, обоснования и разработками инновационных решений по дисциплинам предметной подготовки Применение
17 Инновационная деятельность преподавателя по дисциплинам предметной подготовки Самостоятельное изучение Уметь применять современные образовательные технологии в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки Применение
Уметь оценивать учебную деятельность студента в соответствии с современными подходами в методологии в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Применение
18 Инновационная деятельность преподавателя по дисциплинам предметной подготовки Контрольная работа Уметь подбирать образовательные технологии по дисциплинам предметной подготовки Применение
Уметь применять современные образовательные технологии в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки Применение
Уметь оценивать учебную деятельность студента в соответствии с современными подходами в методологии в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Применение
19 Инновационная деятельность преподавателя по дисциплинам предметной подготовки Индивидуальная работа Уметь подбирать образовательные технологии по дисциплинам предметной подготовки Применение
Уметь применять современные образовательные технологии в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки Применение
Уметь оценивать учебную деятельность студента в соответствии с современными подходами в методологии в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Применение

Литература

Основная

  1. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Громкова М.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12854.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб. пособие для студентов высш. проф. образования. - М. : Академия, 2011. - 139 c.
  3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / А.П. Панфилова. - 3-е изд. ; испр. - М. : Академия, 2012. - 191, [1] с. - (Высшее профессиональное образование). Гриф
  4. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для магистров, аспирантов и слушате-лей системы повышения квалификации и переподгот., обучающихся по доп. прогр. для получения квалификации "Преподаватель высшей школы" / Ю. В. Сорокопуд. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 541, [2] с.

Дополнительная

  1. Градусова, Т.К. Педагогические технологии и оценочные средства для проведения текущего и промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации студентов : учебное пособие / Т.К. Градусова, Т.А. Жукова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. - 100 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232489.-ЭБС "Университетская библиотека онлайн".-Загл. с экрана
  2. Даутова, О.Б. Традиционные и инновационные технологии обучения студентов. Ч.1: Учебное пособие [Текст] / Под ред. О.Б. Даутовой, О.Н. Крыловой, А.В. Мосиной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 96с.
  3. Захожая, Т. М. Рейтинговая система контроля качества обучения как условие формирования субъективной позиции студента педагогического ВУЗа : монография / Захожая Т. М. ; Департамент образования и молодёж. политики ХМАО-Югры, ГОУ ВПО ХМАО-Югры " Сургут. гос. пед. ун-т", Лаб. инновац. образоват. технологий. - Тюмень : Аксиома, 2013. - 119, [1] с.
  4. Лазарев, В.С.Инноватика в школе : учеб. пособие для вузов / В.С. Лазарев. - Екатеринбург [и др.] : Гуманитарный ун-т, 2011. - 159, [1] с.
  5. Лыгина, Н.И. Проектируем образовательный процесс по учебной дисциплине в условиях компетентностного подхода : учебное пособие [Электронный ресурс] / Н.И. Лыгина, О.В. Макаренко. - Новосибирск : НГТУ, 2013. - 131 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228833 (04.06.2014).
  6. Резник, С. Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры : учеб. пособие рекомендовано к использованию для орг. учеб. процесса в вузах / С. Д. Резник, И. А. Игошина ; под общ. ред. С. Д. Резника. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 507, [2] c. -Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=373095.-ЭБС "Знаниум".-Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Миляева, О.Ю. Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной направленности в физическом воспитании учащихся [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dushlobnya.ru/metodrabotamilyaeva.pdf
  2. Осадчий, А.И.Инновационные средства, методы и технологии повышения оздоровительной направленности физического воспитания в высшем учебном заведении // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2014. - № 1 (7). - С. 25-31. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// elibrary.ru/item.asp?id=22780366.
  3. Фролов, М.А. Методика интенсификации процесса физического воспитания учащихся малокомплектных школ на основе инновационных технологий современные научные исследования и инновации. - 2013.- № 5 (25). – С. 31- 32. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// elibrary.ru/item.asp?id=19081082.
  4. Чернов, С.В. Инновационные технологии подготовки профессиональных спортивно-игровых команд [Электронный ре-сурс] // Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006n3/p56-59.htm

Источники

  1. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.1.2 «Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки» Направление подготовки: 49.06.01 "Физическая культура и спорт" зачет / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.А. Бойко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.1.2 «Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки» Направление подготовки: 49.06.01 "Физическая культура и спорт" зачет / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Н.А. Бойко. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.