бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 29 октября 2015 г. утверждено 28 января 2016 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 29 ноября 2015 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 2 декабря 2015 г.

В.3.14 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе, 8 семестр

Б-2021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); Знает сущность понятий «технология обучения», «технология воспитания» и «возрастные особенности обучающихся». знаниевый
Понимает особенностей применения современных методик и технологий, в том числе и информационных, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения. ориентировочный
Умеет оценить правильность выбора современных методик и технологий, в том числе и информационных, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения операциональный
Имеет опыт оценки правильности выбора современных методик и технологий, в том числе и информационных, в зависимости от конкретной образовательной ступени и конкретного образовательного учреждения опыт
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11). Знает сущности понятий: «профессиональная область знаний общества»; «популяризация профессиональной области знаний общества». знаниевый
Понимает особенности решения данной задачи в сравнении с другими задачами. ориентировочный
Умеет определять цель, задачи, осуществлять планирование педагогического исследования с целью оптимизации культурно-просветительской деятельности операциональный
Имеет опыт анализа региональной культурной образовательной среды опыт
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); Знает сущность понятия «информационные технологии». знаниевый
Понимает особенности использования образовательной среды, в том числе с применением информационных технологий для обеспечения качества образования. ориентировочный
Умеет выбирать критерии оценки возможностей образовательной среды, в том числе с применением информационных технологий для обеспечения качества образования; операциональный
Имеет опыт выбора критериев оценки возможностей образовательной среды, в том числе с применением информационных технологий для обеспечения качества образования опыт
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); Знает гносеологические и методологические основы познания. знаниевый
Умеет выделять определять смысложизненные ориентиры с учетом социального, культурного, духовного многообразия современного мира ориентировочный
Владеет приемами обработки и анализа данных в социальных, гуманитарных и экономических науках в решении профессиональных задач операциональный
Имеет опыт создания устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной информации в логически последовательной форме опыт

Цели изучения дисциплины

Сформировать готовность студентов к применению ИКТ в образовательном процессе начальной школы

Задачи

  1. Сформировать у студентов теоретические знания о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы
  2. Сформировать умения организовать коллективную учебную деятельность в начальной школе с помощью ИКТ
  3. Сформировать умения осуществлять отбор и применять ИКТ в урочной и внеурочной деятельности (по предметным областям).

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44,0 ч. (40,74%)
Контроль самостоятельной работы 10,0 ч.
Самостоятельная работа студента 65,0 ч. (60,19%)
Процент выполнения нагрузки 100,93%
Индивидуальная работа со студентами 10,0 ч. из 9,5 ч.
Часов в неделю 4,4 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. ИКТ в сопровождении образовательного процесса в начальной школе Сформировать у студентов теоретические знания о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы. Знание основных направлений и тенденции использования ИКТ в начальном образовании. Выявление возможности использовании ИКТ в сопровождении образовательного процесса в НОО
  • Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ
  • ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе
  • ИКТ – инструментарий универсальных учебных действий.
  • Учебные материалы нового поколения
Модуль 2. ИКТ для организации коллективной учебной деятельности Сформировать умения организовать коллективную учебную деятельность в начальной школе с помощью ИКТ Знает как использовать возможности информационно-образовательной среды начальной школы для обеспечения качества учебного процесса. Владеет средствами ИКТ, необходимыми для организации коллективной учебной деятельности в НОО.
  • Технология коллективной работы над документами.
  • Технология работы с интеллект-картами, концептуальными картами, картами знаний
  • Организация сетевого обучения.
  • Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.)
Модуль 3. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности на уровне НОО Сформировать умения осуществлять отбор и применение ИКТ в урочной и внеурочной деятельности (по предметным областям). Умение отбирать и применять ИКТ в урочной и внеурочной деятельности по разным предметным областям НОО.
  • ИКТ в современном языковом образовании.
  • ИКТ в литературном образовании.
  • ИКТ в начальном естественно-математическом образовании.
  • Элетронное портфолио

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция 2,0 1
2 Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы первой ступени Лекция 2,0 1
3 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Лекция 2,0 1
4 ИКТ – инструментарий универсальных учебных действий. Лекция 2,0 2
5 Учебные материалы нового поколения Лекция 2,0 2
6 Рубежный контроль Минизачет 2,0 2
7 Технология коллективной работы над документами. Лекция 2,0 3
8 Технология работы с интеллект-картами, концептуальными картами, картами знаний Лекция 2,0 3
9 Технология коллективной работы над документами. Семинар 2,0 3
10 Технология работы с интеллект-картами, концептуальными картами, картами знаний Минизачет 2,0 4
11 Организация сетевого обучения. Практическая работа 2,0 4
12 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.) Лекция 2,0 4
13 Организация сетевого обучения. Практическая работа 2,0 5
14 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.) Практическая работа 2,0 5
15 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.) Практическая работа 2,0 5
16 Рубежный контроль Минизачет 2,0 6
17 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа 2,0 6
18 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Индивидуальная работа 2,0 6
19 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа 2,0 7
20 Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Практическая работа 2,0 7
21 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Практическая работа 2,0 8
22 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Практическая работа 2,0 8
23 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Конференция 2,0 8
24 Подготовка электронного портфолио Лекция 2,0 9
25 Подготовка электронного портфолио Практическая работа 2,0 9
26 Подготовка электронного портфолио Практическая работа 2,0 9
27 Рубежный контроль Минизачет 2,0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция Знает современных тенденций развития школьного образования в области использования ИКТ в НОО Воспроизведение
Описывает дидактические свойства и функции ИКТ Воспроизведение
Выделяет основания для классификации средств ИКТ Воспроизведение
2 Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы первой ступени Лекция Знает нормативно-правовую базу по использованию ИКТ в образовательном пространстве начальной школы Воспроизведение
3 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Лекция Характеризует информационную деятельность и информационную культуру учителя начальной школы Воспроизведение
Знает правила техники безопасности учителя и школьника при работе в компьютерном классе. Воспроизведение
Описывает ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
Знает санитарногигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе начальной школы Воспроизведение
4 ИКТ – инструментарий универсальных учебных действий. Лекция Знает универсальные учебные действия, формируемые в НОО Воспроизведение
Выделяет особенностии и условия применимости ИКТ в начальной школе для формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности Воспроизведение
5 Учебные материалы нового поколения Лекция Описывает классификацию учебных материалов нового поколения (цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, инновационные учебно-методические комплекты) . Воспроизведение
Конкретизирует особенности применения учебных материалов нового поколения для начальной школы в зависимости от решаемой профессиональной задачи. Воспроизведение
6 Рубежный контроль Минизачет Описывает информационное пространство начальной школы, его особенности и основные черты Воспроизведение
Владеет общей схемой анализа урока с использованием ИКТ в начальной школе Воспроизведение
Определяет уместность и значимость использования инструментов ИКТ на различных этапах урока Воспроизведение
Выделяет особенности и условия применимости различных видов учебных материалов нового поколения в начальной школы Воспроизведение
7 Технология коллективной работы над документами. Лекция Описывает ИКТ для создания электронных документов коллективом Воспроизведение
8 Технология работы с интеллект-картами, концептуальными картами, картами знаний Лекция Дает определение интеллект-картам Воспроизведение
Описывает алгоритм создания интеллект-карт Воспроизведение
9 Технология коллективной работы над документами. Семинар Описывает технологию коллективной работы над электронными документами в НОО в урочной и внеурочной деятельности Воспроизведение
Умеет создавать и оценивать вики-статьи Применение
10 Технология работы с интеллект-картами, концептуальными картами, картами знаний Минизачет Проектирует учебную ситуацию по использованию интеллект-карт в учебном процессе начальной школы Применение
11 Организация сетевого обучения. Практическая работа Описывает организацию сетевого обучения в условиях начальной школы Воспроизведение
12 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.) Лекция Описывает технологию работы с вебинарами и видеоконференциями Воспроизведение
13 Организация сетевого обучения. Практическая работа Умеет организовать сетевое обучение с помощью Skype Применение
14 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.) Практическая работа Описывает положительные и отрицательные стороны технологии работы с сервисами сети Интернет Воспроизведение
15 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.) Практическая работа Проектирует чат-занятие для обучающихся в начальной школе Применение
16 Рубежный контроль Минизачет Умеет создавать интеллект-карты с помощью средств ИКТ Применение
17 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа Владеет общей схемой оценки возможностей информационно-образовательной среды для обеспечения качества на разных этапах изучения систем языка в НОО Воспроизведение
Проектирует урок русского языка с использованием ИКТ в начальной школе Применение
18 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Индивидуальная работа Описывает использование ИКТ на разных этапах изучения систем языка в начальной школе Воспроизведение
19 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа Владеет общей схемой отбора средств ИКТ по предмету «Математика» в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
Проектирует урок по предмету "Математика" с использованием ИКТ Применение
20 Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Практическая работа Описывает возможности использования видео технологий на занятиях по развитию речи обучающихся в начальной школе Воспроизведение
Описывает возможности ИКТ для развития интереса к чтению у детей младшего школьного возраста Воспроизведение
Проектирует урок литературного чтения с использованием ИКТ Применение
21 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Практическая работа Проектирует урок по предмету "Окружающий мир" с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
22 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Практическая работа Проектирует урок по предмету "Окружающий мир" с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
23 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Конференция Владеет общей схемой отбора средств ИКТ по предмету «Окружающий мир» в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
24 Подготовка электронного портфолио Лекция Описывает общий алгоритм создания электронного портфолио Воспроизведение
25 Подготовка электронного портфолио Практическая работа Умеет создавать электронное портфолио Применение
26 Подготовка электронного портфолио Практическая работа Умеет создавать электронное портфолио Применение
Формирует ресурсно-информационной базы для решения профессиональной задачи (создания е-портфолио) Применение
27 Рубежный контроль Минизачет Формирует ресурсно-информационной базы для решения профессиональной задачи (создания е-портфолио) Применение
Анализирует опыт использования ИКТ в сопровождении учебного процесса в НОО Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник для бакалавров / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 306 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01350-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112219
  2. Организация образовательного процесса в школе [Текст] : учеб.-метод пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050600) "Педагогика" / Л.И. Петрова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 443 с.
  3. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.
  4. Теория обучения : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / И.П. Андриади [и др.] ; под ред. И.П. Андриади. - М. : Академия, 2010. - 334, [2] с.
  5. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании : [учеб. пособие] / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев ; Ун-т информатизации и упр. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2012.

Дополнительная

  1. Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. для студентов сред. проф. образования / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. М.: Форум и др., 2005. - 415 с.
  2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / И.Г. Захарова. - 6-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2010.
  3. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Информационные системы и технологии" / И.М. Ибрагимов ; под ред. А.Н. Ковшова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 330, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Информатика и вычислительная техника).
  4. Информационные технологии на уроках в начальной школе : [сборник] / сост. О.В. Рыбъякова. - Волгоград : Учитель, [2008]. - 223, [1] с. - (Новое в преподавании в школе)
  5. Использование современных информационно- коммуникационных технологий в образовании : учеб.-метод. пособие для студентов заоч. формы обучения : Направление подготовки 050000 - Образование и педагогика / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; [авт.-сост.: Е. В. Митющенко, С. Р. Мугаллимова]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2013. - 110, [1] с.
  6. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учебное пособие [Электронный ресурс] / В.А. Красильникова. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 292 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209293
  7. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова].– М.:Просвещение, 2011.– 00 с. – (Работаем по новым стандартам).

Цифровые ресурсы

  1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образо¬вании. Термины и определения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nordoc.ru/
  2. Как организовать конференцию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vfc.org.ru/rus/personalsites/kosilova/scientia/Werke/how_to_organize_a_conf.php
  3. Костюкевич Е. Ф. Использование метода интеллект–карт в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602963/
  4. ЛабДиск ГЛОМИР. Естественно-научная лаборатория для начальной школы[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.int-edu.ru/index.php?m1=1701&m2=0&ms=2
  5. Полилова, Т.А. Концепция электронного портфолио [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm
  6. Совместная работа над документами и их совместное редактирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://office.microsoft.com/ru-ru/sharepoint-server-help/HA101812148.aspx
  7. Создание новой Вики-страницы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php/

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В.3.14 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование» [Электронный ресурс]: Б-4021, Б-4022 Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. В.3.14 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование»/ ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.