бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 2 ноября 2015 г. утверждено 28 января 2016 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 12 ноября 2015 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 2 декабря 2015 г.

В.3.6 Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста, 6 семестр

Б-3061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Компетенция 1. Способность ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста (ПК-12) Знать отечественные и зарубежные концепции развития математических представлений у детей дошкольного возраста знаниевый
Владеть способами оценки концепций математического развития дошкольников ориентировочный
Уметь использовать ведущие концепции математического развития при проектировании образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста операциональный
Иметь опыт анализа концепций математического развития дошкольников опыт
Компетенция 2. Способность конструировать содержание образования детей дошкольного возраста с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей (ПК- 13) Знать психолого - педагогические основы процесса освоения дошкольниками представленийо форме предметов, ориентировке в пространстве и времени с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей знаниевый
Владеть способами методической деятельности воспитателя, направленной на развитие представлений о форме предметов, пространственных и временных представлений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей ориентировочный
Уметь конструировать содержание развития представлений о форме предметов, пространстве и времени с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей операциональный
Иметь опыт планирования образовательной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников опыт
Компетенция 3. Готовность осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребёнка в разных моделях дошкольного образования (ПК-16) Знать особенности современных образовательных программ и технологий развития математических представлений у дошкольников, условия их применения в разных моделях дошкольного образования знаниевый
Владеть способами планирования и организации образовательного процесса по формированию представлений о форме, пространственных и временных представлений в разных моделях дошкольного образования ориентировочный
Уметь планировать и организовывать процесс развития представлений о форме, пространстве и времени в разных моделях дошкольного образования операциональный
Иметь опыт планирования образовательного процесса в разных моделях дошкольного образования опыт
Компетенция 4. Способен обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования (ПК-18) Знать особенности организации дошкольной подготовки к изучению математики в предшкольном возрасте (5-7 лет) знаниевый
Владеть способами организации дошкольной подготовки к изучению математики в начальной школе с целью обеспечения преемственности формирования знаний, умений и навыков по математике ориентировочный
Уметь организовывать дошкольную подготовку к изучению математики в начальной школе с целью обеспечения преемственности в формировании знаний, умений и навыков у детей операциональный
иметь опыт сравнительного анализа программ обучения математике в подготовительной группе детского сада и первом классе школы опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к осуществлению процесса развития математических представлений у детей дошкольного возраста

Задачи

  1. 1. Сформировать готовность студентов к развитию у дошкольников представлений о форме предметов, пространственных и временных отношениях
  2. 2. Сформировать умение планировать работу по формированию математических представлений у дошкольников на диагностической основе
  3. 3. Способствовать овладению формами взаимодействия с родителями , педагогами ДОУ и начальной школы по формированию математических представлений у детей

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 42,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 14,0 ч.
Самостоятельная работа студента 66,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 12,0 ч. из 8,0 ч.
Часов в неделю 3,82 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 1. Сформировать готовность студентов к развитию у дошкольников представлений о форме предметови геометрических фигур, пространственных и временных отношениях Освоение способов осуществления воспитательно - образовательного процесса по формированию у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и времени.Формирование готовности составлять конспекты образовательной деятельности с детьми по освоенному содержанию
  • Методические приёмы ознакомления дошкольников с формой предметов и геометрическми фигурами
  • )Методические приёмы ознакомления дошкольников с пространственными отношениями
  • Методические приёмы ознакомления дошкольников с временными отношениями
Модуль 2 2. Сформировать умение планировать работу по формированию математических представлений у дошкольников на диагностической основе Освоение сущности, видов, методики проведения диагностики и планирования работы с дошкольниками. Определение особенностей организации работы с детьми разных возрастных групп. Сформировать у студентов готовность к осуществлению диагностики и планирования воспитательно - образовательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников
  • Педагогиче ские условия освоения математических представлений
  • Диагностика математического развития как основа целеполагания и планирования работы по формирования математических представлений
Модуль 3 3. Способствовать овладению формами взаимодействия с родителями , педагогами ДОУ и начальной школы по формированию математических представлений у детей Освоение форм взаимодействия ДОУ с семьёй и школой, форм методической работы с педагогами. Формирование у студентов готовности осуществлять консультирование педагогов и родителей по вопросам формирования математических представлений у детей
  • Преемственность вработе дошкольного учреждения с семьёй
  • Преемственность в работе дошкольного учреждения со школой

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур. Методические приёмы ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами Лекция 2,0 1
2 Ознакомление с геометрическими фигурами детей разных возрастных групп. Практическая работа 2,0 1
3 Особенности планирования и организации работы по формированию математических представлений у дошкольников Индивидуальная работа 2,0 1
4 Сущность и особенности логико - математических и развивающих игр, методика их проведения Лекция 2,0 2
5 Использование игрового занимательного материала в обучении детей. Коллоквиум 2,0 2
6 Особенности пространственной ориентировки детей дошкольного возраста.Содержание и система работы по освоению пространственных представлений. Лекция 2,0 3
7 Сущность и особенности логико - математических и развивающих игр, методика их проведения Минизачет 2,0 3
8 Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Практическая работа 2,0 4
9 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Содержание и методика работы с детьми разных возрастных групп Лекция 2,0 4
10 Методика формирования временных представлений у детей разных возрастных групп. Развитие "чувства времени" у дошкольников. Практическая работа 2,0 5
11 Методические приёмы ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами, с пространственными и временными отношениями Минизачет 2,0 6
12 Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию математических представлений. Лекция 2,0 6
13 Педагогические условия освоения математических представлений дошкольниками Конференция 2,0 6
14 Методические приёмы ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами, с пространственными и временными отношениями Индивидуальная работа 2,0 6
15 Особенности планирования работы по формированию математических представлений у дошкольников в современных ДОУ Лекция 2,0 7
16 Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию математических представлений. Практическая работа 2,0 7
17 Особенности планирования работы по формированию математических представлений у дошкольников в современных ДОУ Практическая работа 2,0 8
18 Организация работы по формированию математических представлений у детей Семинар 2,0 8
19 Особенности планирования и организации работы по формированию математических представлений у дошкольников Контрольная работа 2,0 9
20 Преемственность в работе дошкольного учреждения с семьёй по реализации задач математического развития детей Лекция 2,0 9
21 Преемственность в работе дошкольного учреждения с семьёй по реализации задач математического развития детей Вариативное задание 3,0 9
22 Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Другое 2,0 10
23 Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы по математике Лекция 2,0 10
24 Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Вариативное задание 3,0 10
25 Преемственность в работе дошкольного учреждения с семьёй по реализации задач математического развития детей Практическая работа 2,0 10
26 Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Практическая работа 2,0 11
27 Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Индивидуальная работа 2,0 11
28 Организация работы по формированию математических представлений в ДОУ Индивидуальная работа 2,0 11
29 Организация работы по формированию математических представлений в ДОУ Коллоквиум 2,0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур. Методические приёмы ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами Лекция Называть особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур Узнавание
Соотносить методические приёмы ознакомления с геометрическими фигурами и освоения знаний о них с возрастом дошкольников.м Воспроизведение
2 Ознакомление с геометрическими фигурами детей разных возрастных групп. Практическая работа Называть особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур Узнавание
Соотносить методические приёмы ознакомления с геометрическими фигурами и освоения знаний о них с возрастом дошкольников.м Воспроизведение
3 Особенности планирования и организации работы по формированию математических представлений у дошкольников Индивидуальная работа Называть виды диагностики Узнавание
Определять сущность диагностики Воспроизведение
Планировать образовательную работу с детьми разных возрастных групп Творчество
4 Сущность и особенности логико - математических и развивающих игр, методика их проведения Лекция Характеризовать сущность логико - математических игр и методику их использования Воспроизведение
Характеризовать сущность развивающих игр и методику их использования Воспроизведение
5 Использование игрового занимательного материала в обучении детей. Коллоквиум Называть классификацию игрового занимательного материала геометрического содержания Узнавание
Знать методику использования различных видов занимательного материалагеометрического содержания Воспроизведение
6 Особенности пространственной ориентировки детей дошкольного возраста.Содержание и система работы по освоению пространственных представлений. Лекция Называть особенности восприятия пространства детьми разных возрастных групп Узнавание
Соотносить методические приёмы формирования пространственных представлений с возрастом детей Воспроизведение
7 Сущность и особенности логико - математических и развивающих игр, методика их проведения Минизачет Характеризовать сущность логико - математических игр и методику их использования Воспроизведение
8 Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Практическая работа Соотносить методические приёмы формирования пространственных представлений с возрастом детей Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию пространственных представлений Применение
9 Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Содержание и методика работы с детьми разных возрастных групп Лекция Называть особенности восприятия времени детьми дошкольнорго возраста Узнавание
Называть задачи и содержание работы с детьми по формированию временных представлений. Узнавание
Соотносить методические приёмы формирования временных представлений с возрастом детей Воспроизведение
10 Методика формирования временных представлений у детей разных возрастных групп. Развитие "чувства времени" у дошкольников. Практическая работа Соотносить методические приёмы формирования временных представлений с возрастом детей Воспроизведение
Составлять фрагменты образовательной деятельности с детьми по формированию временных представлений и развитию "чувства времени" Применение
11 Методические приёмы ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами, с пространственными и временными отношениями Минизачет Называть особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур Узнавание
Соотносить методические приёмы ознакомления с геометрическими фигурами и освоения знаний о них с возрастом дошкольников.м Воспроизведение
Называть классификацию игрового занимательного материала геометрического содержания Узнавание
Знать методику использования различных видов занимательного материалагеометрического содержания Воспроизведение
Характеризовать сущность логико - математических игр и методику их использования Воспроизведение
12 Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию математических представлений. Лекция Называть виды диагностики Узнавание
Определять сущность диагностики Воспроизведение
Составлять диагностические задания для детей по освоению математического содержания Применение
13 Педагогические условия освоения математических представлений дошкольниками Конференция Называть педагогические условия успешного освоения математики дошкольниками. Узнавание
Называть требования к предметно - развивающей среде дошкольного учреждения Узнавание
Называть условия формирования субъектности у дошкольников в процессе обучения математики Узнавание
14 Методические приёмы ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами, с пространственными и временными отношениями Индивидуальная работа Называть особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур Узнавание
Соотносить методические приёмы ознакомления с геометрическими фигурами и освоения знаний о них с возрастом дошкольников.м Воспроизведение
Называть классификацию игрового занимательного материала геометрического содержания Узнавание
Знать методику использования различных видов занимательного материалагеометрического содержания Воспроизведение
Характеризовать сущность логико - математических игр и методику их использования Воспроизведение
15 Особенности планирования работы по формированию математических представлений у дошкольников в современных ДОУ Лекция Планировать образовательную работу с детьми разных возрастных групп Творчество
16 Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию математических представлений. Практическая работа Называть виды диагностики Узнавание
Определять сущность диагностики Воспроизведение
Составлять диагностические задания для детей по освоению математического содержания Применение
17 Особенности планирования работы по формированию математических представлений у дошкольников в современных ДОУ Практическая работа Планировать образовательную работу с детьми разных возрастных групп Творчество
18 Организация работы по формированию математических представлений у детей Семинар Планировать образовательную работу с детьми разных возрастных групп Творчество
19 Особенности планирования и организации работы по формированию математических представлений у дошкольников Контрольная работа Называть виды диагностики Узнавание
Определять сущность диагностики Воспроизведение
Составлять диагностические задания для детей по освоению математического содержания Применение
Планировать образовательную работу с детьми разных возрастных групп Творчество
20 Преемственность в работе дошкольного учреждения с семьёй по реализации задач математического развития детей Лекция Называть формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй Узнавание
21 Преемственность в работе дошкольного учреждения с семьёй по реализации задач математического развития детей Вариативное задание Разрабатывать сценарий проведения консультации с родителями Творчество
22 Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Другое Разрабатывать план взаимодействия с родителями по формированию математических представлений у детей Применение
Разрабатывать сценарий проведения консультации с родителями Творчество
Называть требования школы к математической подготовке детей Узнавание
Соотносить содержание математической подготовки в ДОУ и начальной школе Применение
23 Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы по математике Лекция Называть требования школы к математической подготовке детей Узнавание
Соотносить содержание математической подготовки в ДОУ и начальной школе Применение
Называть формы взаимодействия ДОУ с начальной школой Узнавание
24 Деловая игра "Пресс - конференция с родителями детей. поступающих в первый класс" Вариативное задание Разрабатывать план взаимодействия с родителями по формированию математических представлений у детей Применение
Разрабатывать сценарий проведения консультации с родителями Творчество
Называть требования школы к математической подготовке детей Узнавание
25 Преемственность в работе дошкольного учреждения с семьёй по реализации задач математического развития детей Практическая работа Разрабатывать план взаимодействия с родителями по формированию математических представлений у детей Применение
Разрабатывать сценарий проведения консультации с родителями Творчество
26 Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Практическая работа Называть требования школы к математической подготовке детей Узнавание
Соотносить содержание математической подготовки в ДОУ и начальной школе Применение
27 Сравнительный анализ программ обучения детей математике в школе и детском саду Индивидуальная работа Называть требования школы к математической подготовке детей Узнавание
Соотносить содержание математической подготовки в ДОУ и начальной школе Применение
Называть формы взаимодействия ДОУ с начальной школой Узнавание
28 Организация работы по формированию математических представлений в ДОУ Индивидуальная работа Называть формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй Узнавание
Разрабатывать план взаимодействия с родителями по формированию математических представлений у детей Применение
Разрабатывать сценарий проведения консультации с родителями Творчество
29 Организация работы по формированию математических представлений в ДОУ Коллоквиум Называть формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй Узнавание
Разрабатывать план взаимодействия с родителями по формированию математических представлений у детей Применение
Разрабатывать сценарий проведения консультации с родителями Творчество

Литература

Основная

  1. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.А. Габова. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 534 с. . - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239494 –Загл. с экрана
  2. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению подготовки 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 464 с. : ил. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения). - Гриф УМО

Дополнительная

  1. Баймуратова Д.Ж. и др.Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.//Международный журнал экспериментального образования. -2013. №4. С.14-17. – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/30269448. .-Загл. с экрана.
  2. Белошистая А.В. Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций. [Текст]. М.: «Владос». –2004. – 400 с. Гриф МО УМО РФ.
  3. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода. [Текст]. // Детский сад: теория и практика. – 2012. - №1.
  4. Воронина, Л.В. Математическое образование периода детства: исторический экскурс [Электронный ресурс]/ Образование и наука, 2009.Т. 67.№ 10С.70-81 – Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа:http://elibrary.ru/query_results.asp?pagenum=2.-Загл. с экрана.
  5. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. Кн. для воспитателя детского сада. [Текст]. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2009. – 128 с.
  6. Михайлова З.А., Иоффе И.Н.. Математика от трех до семи: Учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. [Текст].- СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. – 176 с.
  7. Михайлова З.А. , Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений.- СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 112с.
  8. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. /Под ред. А.Г.Гогоберидзе [Текст]..- СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. – 592 с.
  9. Смоленцева А.А., Суровцева О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. [Текст]. – СПб.: Детство – Пресс, 2010.- 125 с.
  10. Фрейнлах Н.И. Методика математического развития./ Н.И. Фрейнлах. -2 –е изд., перераб. и доп. [Текст]. – М:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2014. – 240с.
  11. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников : учеб. пособие : [для студентов вузов по специальности "Дошкольное воспитание"] / Е.И. Щербакова. - М. [и др.] : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та [и др.], 2005. - 387, [2] c. - (Библиотека педагога-практика). - Гриф МО

Цифровые ресурсы

  1. Обучение математике в игровой занимательной форме. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http: shop/mycab/ru-346904.html
  2. Обучение математике дошкольников. [Электронный ресурс]. - Реежим доступа:http: shop/mycab/ru. obuchenie - Matematike - doshkolnicov-3804.htm
  3. Развивающие игры для дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.igromagazin.ru/metodika-zajceva/

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.В.ОД.6. Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование» [Электронный ресурс]: Б-3061, Б-3062 Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б3.В.ОД.6. Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Дошкольное образование»/ ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.