бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 13 ноября 2015 г. утверждено 27 января 2016 г.
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано 26 декабря 2015 г.
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано 26 декабря 2015 г.

Б1.В.ОД.1.2 Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки, 2 семестр

А-04201, 44.06.01, Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-7); знать историю развития педагогических технологий в России и за рубежом, современные теории и модели обучения знаниевый
современные технологии обучения и их составляющие компоненты знаниевый
уметь свободно ориентироваться в многообразии современных технологий, предназначенных для обучения студентов вузауметь критически оценивать различные концепции, системы и технологии воспитания и образования; ориентировочный
владеть умениями осуществлять сравнительную характеристику различных видов обучения, владеть умениями проектировать модели развивающего обучения операциональный
уметь применять элементы современных педагогических технологий на практике операциональный
иметь опыт организации учебно-познавательной деятельности и осуществления психолого-педагогической диагностикииметь опыт прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций; постановки и решения педагогических задач; опыт

Цели изучения дисциплины

формирование профессиональной готовности аспирантов к реализации педагогического процесса в системе профессионального образования на основе осознанного выбора технологий преподавания дисциплин предметной подготовки студентов

Задачи

  1. формирование представления о сущности инновационных технологий реализации педагогического процесса в профессиональном образовании
  2. формирование умений выбора и применения педагогических технологий в целостном образовательном процессе профессионального образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 22,0 ч. (30,56%)
Контроль самостоятельной работы 0 ч.
Самостоятельная работа студента 50,0 ч. (69,44%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 1,0 ч. из 0,5 ч.
Часов в неделю 2,75 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Психолого-педагогические основы построения современной системы образования формирование представления о сущности инновационных технологий реализации педагогического процесса в профессиональном образовании знание истории развития педагогических технологий в России и за рубежом, современных теорий и моделей обучения; классификацию педагогических технологий; особенности различных педагогических технологий, применяемых в современном вузе умение свободно ориентироваться в многообразии современных технологий, предназначенных для обучения студентов вуза, критически оценивать различные концепции, системы и технологии воспитания и образования владение умениями осуществлять сравнительную характеристику различных видов обучения опыт моделирования и конструирования педагогической деятельности в вузе.
  • Модернизация системы образования
  • Характеристика профессиональной деятельности в системе образования
  • Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования
Модуль 2 Практические основы реализации технологий в современной системе образования формирование умений выбора и применения педагогических технологий в целостном образовательном процессе профессионального образования знание современных технологии обучения и их составляющих компонентов; этапов конструирования педагогического процесса; особенностей различных педагогических технологий, применяемых в современном вузе; путей формирования педагогического мастерства; специфики организации саморазвития, самовоспитания, самообразования педагога вуза умение применять элементы современных педагогических технологий на практике; критически оценивать различные концепции, системы и технологии воспитания и образования; проектировать модели развивающего обучения; выбирать и реализовывать пути совершенствования своего педагогического мастерства, самообразования; самовоспитания, саморазвития опыт организации учебно-познавательной деятельности и осуществления психолого-педагогической диагностики; моделирования и конструирования педагогической деятельности в вузе; прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций; постановки и решения педагогических задач
  • Технологии модульного обучения
  • Технологии развивающего обучения
  • Технологии проблемного обучения
  • Технологии активного обучения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Модернизация системы образования Лекция 2,0 1
2 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение 2,0 1
3 Модернизация системы образования Практическая работа 2,0 1
4 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение 2,0 1
5 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Лекция 2,0 2
6 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Практическая работа 2,0 2
7 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Самостоятельное изучение 4,0 2
8 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Лекция 2,0 3
9 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение 4,0 3
10 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Практическая работа 2,0 3
11 Технологии модульного обучения Практическая работа 2,0 4
12 Технологии модульного обучения Самостоятельное изучение 4,0 4
13 Технологии развивающего обучения Практическая работа 2,0 5
14 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение 4,0 5
15 Технологии проблемного обучения Практическая работа 2,0 6
16 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение 4,0 6
17 Технологии активного обучения Лекция 2,0 7
18 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение 1,0 7
19 Технологии активного обучения Практическая работа 2,0 7
20 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение 4,0 8
21 Технологии активного обучения Индивидуальная работа 1,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Модернизация системы образования Лекция знание основных направлений инновационных преобразований в системе профессионального образования Воспроизведение
2 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение знание истории развития профессионального образования Воспроизведение
3 Модернизация системы образования Практическая работа умение обосновать пути обновления современного профессионального образования Применение
4 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение умение обобщать опыт развития системы профессионального образования Применение
5 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Лекция знание требований к профессиональной деятельности преподавателя Воспроизведение
6 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Практическая работа умение выделить особенности основных видов профессиональной деятельности преподавателя Применение
7 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Самостоятельное изучение умение составить профессиограмму преподавателя вуза Применение
8 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Лекция знание сущности реализации технологического подхода в системе профессионального образования Воспроизведение
9 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение умение обосновать выбор педагогической технологии в соответствующей педагогической ситуации Творчество
10 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Практическая работа умение выделить отличительные признаки образовательной технологии в профессиональном образовании Применение
11 Технологии модульного обучения Практическая работа знает отличительные признаки модульной технологии Воспроизведение
владеет навыками выбора и проектирования модульной технологии Применение
12 Технологии модульного обучения Самостоятельное изучение умеет применять модульную технологию к проектированию содержания конкретной дисциплины Творчество
13 Технологии развивающего обучения Практическая работа знать основные характеристики технологий развивающего обучения Воспроизведение
уметь выделять свойства технологий развивающего обучения Применение
14 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение уметь проектировать занятие с применением технологии развивающего обучения Творчество
15 Технологии проблемного обучения Практическая работа знать особенности построения образовательного процесса на основе технологии проблемного обучения Воспроизведение
уметь формулировать цели занятия на основе технологии проблемного обучения Применение
16 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение уметь применять технологии проблемного обучения при проектировании содержания образовательного процесса в профессиональном образовании Творчество
17 Технологии активного обучения Лекция знать сущность активного обучения в профессиональном образовании Воспроизведение
знание особенностей организации деловой игры Воспроизведение
18 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение уметь соотносить конкретные методы активного обучения с этапами организации процесса обучения студентов в профессиональном образовании Применение
19 Технологии активного обучения Практическая работа уметь определять характерные признаки применения активного обучения в системе профессионального образования Применение
20 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение умение выделять принципы организации деловой игры в процессе обучения Применение
21 Технологии активного обучения Индивидуальная работа умение разрабатывать сценарий деловой игры по конкретному содержанию дисциплин направления подготовки Творчество

Литература

Основная

  1. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / М.Т. Громкова. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.
  2. Корепанова, М. В. Основы педагогического мастерства : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / М. В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец ; под ред. И. А. Лавринец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 238, [2] c.
  3. Лазарев, В.С. Инноватика в школе: учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  4. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / коллектив авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2013.-432 с.

Дополнительная

  1. Виноградова, Н.И., Улзытуева, А.И., Шибанова, Н.М. Акмеология профессиональной деятельности педагогов \ дошкольного и начального общего образования[Текст] [Электронный ресурс]: монография /Н.И.Виноградова, А.И.Улзытуева, Н.М.Шибанова. - М.: Изд.-во ФЛИНТА, 2012.- 256 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492.-Загл. с экрана
  2. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации [Текст] / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  3. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2010. - 174, [2] c.
  4. Новгородцева, И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин [Электронный ресурс] : учеб.пособие модульного типа / сост.И.В.Новгородцева. - 2-е.изд.,стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2011. - 378 с.- Доступ с сайта электронно- библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103816.-Загл. с экрана
  5. Проблемы педагогики средней и высшей школы: Сб.научных трудов молодых ученых. Выпуск 4.[Электронный ресурс] /Под ред. Т.Б.Гребенюк. - Изд-во БФУ им.И.Канта (Балтийский федеральный университет им.И.Канта), 2007.- 2007.-93 с. Доступ с сайта электронно- Библиотечной системы «IPRbooks». – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23871.-Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
  2. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п
  3. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального образования [электронный ресурс]. - доступ - http:// www.firo.ru/wp - content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
  5. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. ««Инновационные технологии преподавания дисциплин направления подготовки»» [Электронный ресурс]: Направление подготовки 39.06.01 Социологические науки / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Н.В. Абрамовских – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.