бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Nov. 25, 2015 утверждено Jan. 28, 2016
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 26, 2015
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Dec. 2, 2015

Б1.Б.30 Основы проектировочной деятельности специалиста, 4 семестр 1 полусеместр

Б-4091, 37.03.01, Психология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Т.А. Власова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10). Знание педагогической сущности проектирования как специфического вида деятельности, его функций, видов и уровней. знаниевый
Умение объяснить многообразие субъектов проектной деятельности и специфику ее объекта и предмета. ориентировочный
Умение организации проектной деятельности с различными участниками образовательного процесса (коллегами, обучающимися (воспитанниками) в соответствии с обобщенной схемой и спецификой определенного вида проекта. операциональный
Опыт разработки различных видов проектов (учебных, досуговых, социально-педагогических, проектов личностного становления и др.), анализа и оценки проектов различных видов в сфере образования опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у бакалавров проектного мышления и ориентировочной основы действий в области совместного с обучающимися (воспитанниками) социально-педагогического и образовательного проектирования для решения задач профессиональной деятельности.

Задачи

  1. Сформировать понятие о теоретических основах проектной деятельности.
  2. Сформировать способность к организации проектной деятельности в сфере образования и оценке ее результатов.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч. (38.89%)
Контроль самостоятельной работы 8.0 ч.
Самостоятельная работа студента 44.0 ч. (61.11%)
Процент выполнения нагрузки 100.0%
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 6.5 ч.
Часов в неделю 3.11 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы проектной деятельности. 1. Сформировать теоретическую готовность к организации проектной деятельности. Знание основных направлений реформирования системы образования РФ; истории проектирования в образовании; теоретических основ проектной деятельности.
  • ДЕ 1. Современное состояние образования: проблемы и перспективы.
  • ДЕ 2. История проектирования в образовании.
  • ДЕ 3. Теоретические основы педагогического проектирования.
  • ДЕ 4. Проектное обучение как современная педагогическая технология.
  • ДЕ 5. Метод проектов в современной педагогической практике.
Модуль 2. Методические основы проектной деятельности. 2. Сформировать способность к организации проектной деятельности в сфере образования и оценке ее результатов. Знание методических основ организации проектной деятельности.
  • ДЕ 7. Субъекты и объекты проектной деятельности.
  • ДЕ 8. Логика организации проектной деятельности.
  • ДЕ 9. Виды проектов.
  • ДЕ 10. Основные объекты педагогического проектирования.
  • ДЕ 11. Документообеспечение проектной деятельности.
  • ДЕ 12. Результаты и оценка проектной деятельности.
  • ДЕ 13. Защита проекта. Рефлексия успешности разработки и реализации проекта.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современное состояние образования: проблемы и перспективы. Лекция 2.0 1
2 История проектирования в образовании. Семинар 2.0 1
3 История проектирования в образовании. Индивидуальная работа 1.0 1
4 Теоретические основы педагогического проектирования. Лекция 2.0 2
5 Проектное обучение как современная педагогическая технология. Практическая работа 2.0 2
6 Теоретические основы педагогического проектирования. Вариативное задание 1.0 2
7 Проектное обучение как современная педагогическая технология. Индивидуальная работа 1.0 2
8 Метод проектов в современной педагогической практике. Конференция 2.0 3
9 Метод проектов в современной педагогической практике. Индивидуальная работа 1.0 3
10 Рубежный контроль. Теоретические основы проектной деятельности. Контрольная работа 2.0 3
11 Субъекты и объекты проектной деятельности Лекция 2.0 4
12 Логика организации проектной деятельности. Индивидуальная работа 1.0 4
13 Логика организации проектной деятельности. Практическая работа 2.0 4
14 Виды проектов. Семинар 2.0 5
15 Виды проектов. Реферат 2.0 5
16 Основные объекты педагогического проектирования. Индивидуальная работа 1.0 5
17 Основные объекты педагогического проектирования. Практическая работа 2.0 5
18 Документообеспечение проектной деятельности. Практическая работа 2.0 6
19 Документообеспечение проектной деятельности. Вариативное задание 2.0 6
20 Результаты и оценка проектной деятельности. Индивидуальная работа 1.0 6
21 Результаты и оценка проектной деятельности. Практическая работа 2.0 6
22 Защита проекта. Рефлексия успешности разработки и реализации проекта. Другое 2.0 7
23 Защита проекта. Рефлексия успешности разработки и реализации проекта. Индивидуальная работа 1.0 7
24 Рубежный контроль. Методические основы проекной деятельности. Другое 2.0 7

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современное состояние образования: проблемы и перспективы. Лекция Имеет представление о теоретических основах и современных тенденциях развития компетентностного подхода в образовании Узнавание
Имеет представление о историческом и педагогическом апекте метода проектов; о сущности современной трактовки метода проектов; о тербованиях, предъявляемых к методу проектов. Узнавание
2 История проектирования в образовании. Семинар Знает историю становления и развития теории и практики проектного обучения; генезис и сущность понятия "проектное обучение. Узнавание
Характеризует проектную деятельность как структурную единицу процесса обучения. Узнавание
3 История проектирования в образовании. Индивидуальная работа Знает историю становления и развития теории и практики проектного обучения; генезис и сущность понятия "проектное обучение. Узнавание
Характеризует проектную деятельность как структурную единицу процесса обучения. Узнавание
4 Теоретические основы педагогического проектирования. Лекция Раскрывает сущность основных понятий педагогического проектирования: "педагогический проект", "проектирование", "проектная культура" применительно к сфере образования. Узнавание
Характеризует педагогическую сущность проектирования, функции, виды, уровни и принципы проектной деятельности. Узнавание
5 Проектное обучение как современная педагогическая технология. Практическая работа Характеризует основные направления решения проблемы организации проектного обучения школьников и его принципы; проектное обучение как педагогический процесс. Узнавание
Объясняет факторы, влияющие на отбор содержания учебного материала возрастным особенностям развития обучающихся. Воспроизведение
6 Теоретические основы педагогического проектирования. Вариативное задание Раскрывает сущность основных понятий педагогического проектирования: "педагогический проект", "проектирование", "проектная культура" применительно к сфере образования. Узнавание
Характеризует педагогическую сущность проектирования, функции, виды, уровни и принципы проектной деятельности. Узнавание
7 Проектное обучение как современная педагогическая технология. Индивидуальная работа Характеризует основные направления решения проблемы организации проектного обучения школьников и его принципы; проектное обучение как педагогический процесс. Узнавание
Объясняет факторы, влияющие на отбор содержания учебного материала возрастным особенностям развития обучающихся. Воспроизведение
8 Метод проектов в современной педагогической практике. Конференция Характеризует фозможности и специфику применения проектного метода в образовательном процессе общеобразовательной школы (вуза). Воспроизведение
9 Метод проектов в современной педагогической практике. Индивидуальная работа Характеризует фозможности и специфику применения проектного метода в образовательном процессе общеобразовательной школы (вуза). Воспроизведение
10 Рубежный контроль. Теоретические основы проектной деятельности. Контрольная работа Имеет представление о теоретических основах и современных тенденциях развития компетентностного подхода в образовании Узнавание
Имеет представление о историческом и педагогическом апекте метода проектов; о сущности современной трактовки метода проектов; о тербованиях, предъявляемых к методу проектов. Узнавание
Раскрывает сущность основных понятий педагогического проектирования: "педагогический проект", "проектирование", "проектная культура" применительно к сфере образования. Узнавание
Характеризует педагогическую сущность проектирования, функции, виды, уровни и принципы проектной деятельности. Узнавание
Характеризует основные направления решения проблемы организации проектного обучения школьников и его принципы; проектное обучение как педагогический процесс. Узнавание
Объясняет факторы, влияющие на отбор содержания учебного материала возрастным особенностям развития обучающихся. Воспроизведение
Характеризует фозможности и специфику применения проектного метода в образовательном процессе общеобразовательной школы (вуза). Воспроизведение
11 Субъекты и объекты проектной деятельности Лекция Характеризует многообразие субъектов проектной деятельности; раскрывает особенности организации совокупного субъекта; специфику объекта и предмета проектной деятельности. Воспроизведение
12 Логика организации проектной деятельности. Индивидуальная работа Раскрывает логику организации проектной деятельности. Узнавание
13 Логика организации проектной деятельности. Практическая работа Раскрывает логику организации проектной деятельности. Узнавание
14 Виды проектов. Семинар Характеризует особенности различных видов проектов. Узнавание
15 Виды проектов. Реферат Характеризует особенности различных видов проектов. Узнавание
16 Основные объекты педагогического проектирования. Индивидуальная работа Раскрывает особенности проектирования содержания образования и логику проектирования педагогических технологий. Воспроизведение
17 Основные объекты педагогического проектирования. Практическая работа Раскрывает особенности проектирования содержания образования и логику проектирования педагогических технологий. Воспроизведение
18 Документообеспечение проектной деятельности. Практическая работа Характеризует основные нормативные документы, сопровождающие проектную неделю в школе; структуру и назначение паспорта и портфолио проекта. Воспроизведение
19 Документообеспечение проектной деятельности. Вариативное задание Характеризует основные нормативные документы, сопровождающие проектную неделю в школе; структуру и назначение паспорта и портфолио проекта. Воспроизведение
20 Результаты и оценка проектной деятельности. Индивидуальная работа Характеризует критерии, позволяющие оценить продуктный и педагогический результат проектной деятельности. Узнавание
21 Результаты и оценка проектной деятельности. Практическая работа Характеризует критерии, позволяющие оценить продуктный и педагогический результат проектной деятельности. Узнавание
22 Защита проекта. Рефлексия успешности разработки и реализации проекта. Другое Умеет презентовать и защитить проект, проанализировать успешность его разработки и перспективы реализации. Применение
23 Защита проекта. Рефлексия успешности разработки и реализации проекта. Индивидуальная работа Умеет презентовать и защитить проект, проанализировать успешность его разработки и перспективы реализации. Применение
24 Рубежный контроль. Методические основы проекной деятельности. Другое Характеризует многообразие субъектов проектной деятельности; раскрывает особенности организации совокупного субъекта; специфику объекта и предмета проектной деятельности. Воспроизведение
Раскрывает логику организации проектной деятельности. Узнавание
Характеризует особенности различных видов проектов. Узнавание
Раскрывает особенности проектирования содержания образования и логику проектирования педагогических технологий. Воспроизведение
Характеризует основные нормативные документы, сопровождающие проектную неделю в школе; структуру и назначение паспорта и портфолио проекта. Воспроизведение
Характеризует критерии, позволяющие оценить продуктный и педагогический результат проектной деятельности. Узнавание
Умеет презентовать и защитить проект, проанализировать успешность его разработки и перспективы реализации. Применение

Литература

Основная

  1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш.учеб. заведений /И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой [Текст]. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 288 с.
  2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Н.В. Матяш [Текст]. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 144 с.
  3. Пашкевич, А.В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Учеб. - метод. пособие. - 2-е изд., испр. и доп.[Текст]. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 76 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

Дополнительная

  1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов [Текст]. - М.: Баласс, 2011. - 80 с.
  2. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учеб.пособие для учащихся 7-11 классов /В.С. Лазарев [Текст]. - Сургут, РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.
  3. Лазарев, В.С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности / В.С. Лазарев [Текст]. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 40 с.
  4. Метод проектов в начальной школе: система реализации /авт.-сост. Н.В. Засоркина и др. - Волгоград: Учитель, 2010. - 135 с.
  5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /К.Н. Поливанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
  6. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова и др. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011. - 131 с. : ил.

Цифровые ресурсы

  1. Лисовая О.А. Необходимость использования метода проектов в учебной деятельности обучающихся: [web-сайт]. [Электорнный ресурс] - Режим доступа: http://hi-electres.ru/index.php/vse-stati/uchitelyam/20-metod-proektov
  2. Метод проектов - педагогическая технология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edusite.ru
  3. Образовательный портал СурГПУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://els.surgpu.ru
  4. Попова, Е.В. Проектная деятельность в образовании /Е.В. Попова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.sgu.ru
  5. Эпштейн,М. Метод проектов в школе двадцатого века / М. Эпштейн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ort.spb.ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.В.ОД.2 Основы проектировочной деятельности специалиста [Электронный ресурс]: Б-3111 Направление подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, зачет / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Т.А. Власова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http:/wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б3.В.ОД.2 Основы проектировочной деятельности специалиста [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Т.А. Власова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http:/els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.