бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 13 ноября 2015 г. утверждено 27 января 2016 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 19 ноября 2015 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 2 декабря 2015 г.

Б.3.3.2 Методика обучения младших школьников, 4 семестр 1 полусеместр

Б-4021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4) Знание возможностей образовательной среды для реализации процесса обучения детей младшего школьного возраста знаниевый
владение умением выявлять пути использования возможностей образовательной среды начальной школы для реализации процесса обучения детей младшего школьного возраста ориентировочный
умение проектировать образовательную среду для обеспечения качества процесса обучения детей младшего школьного возраста операциональный
способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6) Знание способов взаимодействия с детьми младшего школьного возраста в рамках деятельностного , личностно-ориентированного подходов к организации процесса обучения в начальной школе знаниевый
Умение обосновывать оптимальные виды совместной деятельности детей в реализации процесса обучения в начальной школе ориентировочный
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1) Знание требований к разработке программ обучения младших школьников знаниевый
Умение обоснованного выбора средств и методов реализации программ базовых и элективных курсов обучения детей младшего школьного возраста. операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование у студентов профессиональной готовности организовывать процесс обучения детей младшего школьного возраста

Задачи

  1. Сформировать знания о нормативно-правовой базе и содержании начального образования.
  2. Сформировать умения организации работы с обучающимися с разными образовательными потребностями (с высоким уровнем возможностей, имеющие проблемы в обучении и др.)
  3. Сформировать умения организации внеурочной деятельности по учебным предметам начальной школы.
  4. Сформировать умение моделировать образовательные ситуации в учебном процессе начальной школы и оценивать с позиции требований ФГОС НОО

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 58,0 ч. (40,28%)
Контроль самостоятельной работы 8,0 ч.
Самостоятельная работа студента 86,0 ч. (59,72%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 28,0 ч. из 25 ч.
Часов в неделю 3,41 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Содержание и нормативно-правовая база начального общего образования сформировать знания о нормативно-правовой базе и содержании обучения в системе начального общего образования Знание нормативно-правововой базы и содержания начального общего образования; умение анализировать нормативные документы, регулирующие деятельность учителя начальной школы
  • Содержание начального образования. ФГОС НОО.
  • Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в начальной школе
  • Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками
Модуль 2.Основы организации работы с обучающимися с разными образовательными потребностями Сформировать умения организации работы с обучающимися с разными образовательными потребностями (с высоким уровнем возможностей, имеющие проблемы в обучении и др.) знание особенностей организации образовательной деятельности с обучающимися с различными образовательными потребностями, умение охарактеризовать теоретические и методические основы организации работы с обучающимися с разными образовательными потребностями; разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты (проект).
  • Особенности работы с детьми с высоким уровнем возможностей в соответствии с требованиями ФГОС НОО
  • Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы
Модуль 3. Специфика организации внеурочной деятельности в начальной школе. Сформировать умение организации внеурочной деятельности по учебным предметам начальной школы. знание основных направлений организации внеурочной деятельности в начальной школе; умение разрабатывать разные модели реализации внеурочной деятельности в ОУ; умение анализировать и проектировать внеурочную деятельность обучающихся по изучаемым учебным предметам в начальной школе.
  • Модели внеурочной деятельности в начальной школе
  • Проектирование внеурочной работы по учебным предметам во внеурочное время.
Модуль 4. Моделирование образовательных ситуаций в учебном процессе начальной школы Сформировать умение моделировать образовательные ситуации в учебном процессе начальной школы и оценивать с позиции требований ФГОС НОО знание особенностей методики и технологии организации учебного процесса в начальной школе, умение проектировать и анализировать деятельность учителя и обучающихся с учетом требований ФГОС НОО.
  • Проектирование деятельности учителя и учащихся в условиях реализации ФГОС НОО.
  • Проектирование урока с использованием нетрадиционных форм организации обучения младших школьников
  • Выявление типичных затруднений в деятельности учителя при организации обучения младших школьников

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Лекция 2,0 1
2 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Семинар 2,0 1
3 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Индивидуальная работа 2,0 1
4 Основная образовательная программа начального общего образования. Лекция 2,0 2
5 Основная образовательная программа начального общего образования. Практическая работа 2,0 2
6 Основная образовательная программа начального общего образования. Индивидуальная работа 2,0 2
7 Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе. Практическая работа 2,0 3
8 Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе. Самостоятельное изучение 2,0 3
9 Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе. Индивидуальная работа 2,0 3
10 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Практическая работа 2,0 3
11 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Индивидуальная работа 2,0 4
12 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Лекция 2,0 4
13 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Самостоятельное изучение 2,0 4
14 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Практическая работа 2,0 4
15 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Индивидуальная работа 2,0 5
16 Способы контроля и оценки предметных результатов. Лекция 2,0 5
17 Способы контроля и оценки предметных результатов. Практическая работа 2,0 5
18 Способы проверки и оценки метапредметных результатов. Практическая работа 2,0 6
19 Способы проверки и оценки метапредметных результатов. Самостоятельное изучение 2,0 6
20 Рубежный контроль по модулю 1 Минизачет 2,0 6
21 Общие основы индивидуализации и дифференциации обучения как педагогические категории. Лекция 2,0 7
22 Общие основы индивидуализации и дифференциации обучения как педагогические категории. Практическая работа 2,0 7
23 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов. Лекция 2,0 8
24 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов. Практическая работа 2,0 8
25 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов. Индивидуальная работа 2,0 8
26 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы. Практическая работа 2,0 9
27 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы. Самостоятельное изучение 2,0 9
28 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы. Индивидуальная работа 2,0 9
29 Рубежный контроль по модулю 2 Коллоквиум 2,0 9
30 Рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа 2,0 10
31 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Лекция 2,0 10
32 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Практическая работа 2,0 11
33 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Практическая работа 2,0 11
34 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Самостоятельное изучение 2,0 11
35 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Индивидуальная работа 2,0 11
36 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Лекция 2,0 12
37 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Практическая работа 2,0 12
38 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Индивидуальная работа 2,0 12
39 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке с использованием активных и интерактивных методов обучения. Практическая работа 2,0 13
40 Разработка проекта нетрадиционного или интегрированного урока. Практическая работа 2,0 13
41 Рубежный контроль по модулю 3 Коллоквиум 2,0 14
42 Рубежный контроль по модулю 3 Индивидуальная работа 2,0 14
43 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Лекция 2,0 15
44 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Самостоятельное изучение 2,0 15
45 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Практическая работа 2,0 15
46 Анализ деятельности учителей начальных классов и выявление дидактических затруднений в его работе. Самостоятельное изучение 2,0 16
47 Анализ деятельности учителей начальных классов и выявление дидактических затруднений в его работе. Практическая работа 2,0 16
48 Анализ деятельности учителей начальных классов и выявление дидактических затруднений в его работе. Индивидуальная работа 2,0 16
49 Рубежный контроль по модулю 4 Конференция 2,0 17
50 Рубежный контроль по модулю 4 Индивидуальная работа 2,0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Лекция знание структуры и основных положений ФГОС НОО Воспроизведение
2 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Семинар умение анализировать основные требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса в начальной школе. Воспроизведение
3 Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Общие положения. Индивидуальная работа знание структуры и основных положений ФГОС НОО Воспроизведение
4 Основная образовательная программа начального общего образования. Лекция знание основных структурных компонентов основной образовательной программы начального общего образования. Воспроизведение
5 Основная образовательная программа начального общего образования. Практическая работа умение интерпритировать основные структурные компоненты основной образовательной программы начального общего образования. Воспроизведение
6 Основная образовательная программа начального общего образования. Индивидуальная работа умение интерпритировать основные структурные компоненты основной образовательной программы начального общего образования. Воспроизведение
7 Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе. Практическая работа умение моделировать содержание уроков с применением современных технологий обучения детей младшего школьного возраста Применение
8 Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе. Самостоятельное изучение знание особенностей технологии организации учебного процесса в начальной школе. Воспроизведение
9 Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе. Индивидуальная работа умение моделировать содержание уроков с применением современных технологий обучения детей младшего школьного возраста Применение
10 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Практическая работа знание основных компонентов учебного плана начального общего образования. Воспроизведение
11 Планирование образовательного процесса. Учебный план начального общего образования. Индивидуальная работа умение соотносить требования ФГОС НОО с содержанием учебного плана начальной школы Воспроизведение
12 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Лекция знание особенностей планирования содержания учебной деятельности по предметам в начальной школе Воспроизведение
13 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Самостоятельное изучение умение анализировать традиционные и развивающие программы начального общего образования Воспроизведение
14 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Практическая работа умение составлять фрагмент рабочей программ по предмету (на выбор). Творчество
15 Планирование образовательного процесса по предмету в начальной школе. Индивидуальная работа знание особенностей реализации интегративного подхода при разработке содержания процесса обучения в начальной школе Воспроизведение
16 Способы контроля и оценки предметных результатов. Лекция знание способов оценивания предметных результатов в начальной школе Воспроизведение
17 Способы контроля и оценки предметных результатов. Практическая работа умение моделировать фрагменты уроков с использованием разных способов проверки предметных результатов Применение
18 Способы проверки и оценки метапредметных результатов. Практическая работа знание способов оценивания метапредметных результатов в начальной школе Воспроизведение
19 Способы проверки и оценки метапредметных результатов. Самостоятельное изучение умение составлять комплексные задания по оценке уровня метопредметных результатов Применение
20 Рубежный контроль по модулю 1 Минизачет знание структуры и основных положений ФГОС НОО Воспроизведение
знание основных структурных компонентов основной образовательной программы начального общего образования. Воспроизведение
знание особенностей технологии организации учебного процесса в начальной школе. Воспроизведение
знание основных компонентов учебного плана начального общего образования. Воспроизведение
умение соотносить требования ФГОС НОО с содержанием учебного плана начальной школы Воспроизведение
21 Общие основы индивидуализации и дифференциации обучения как педагогические категории. Лекция знать особенности индивидуализации и дифференциацции образовательного процесса в системе начального общего образования Воспроизведение
22 Общие основы индивидуализации и дифференциации обучения как педагогические категории. Практическая работа умение выявлять пути построения образовательного процесса в начальной школе на основе индивидуализации и дифференциации обучения детей младшего школьногго возраста Воспроизведение
23 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов. Лекция знать специфику организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей Воспроизведение
24 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов. Практическая работа уметь описывать проблемы организации работы с детьми с высоким уровнем возможностей. Воспроизведение
25 Особенности организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей, критерии оценки учебных результатов. Индивидуальная работа умение моделировать дифференцированные задания для детей с высоким уровнем возможностей Применение
26 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы. Практическая работа умение анализировать причины отставания в учебе детей младшего школьного возраста Воспроизведение
27 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы. Самостоятельное изучение знание типичных проблем в освоении образовательной программы детьми младшего школьного возраста Воспроизведение
28 Особенности организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися начальной школы. Индивидуальная работа умение моделировать ситуацию успеха в процессе обучения слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся начальной школы Применение
29 Рубежный контроль по модулю 2 Коллоквиум знать особенности индивидуализации и дифференциацции образовательного процесса в системе начального общего образования Воспроизведение
умение выявлять пути построения образовательного процесса в начальной школе на основе индивидуализации и дифференциации обучения детей младшего школьногго возраста Воспроизведение
знать специфику организации процесса обучения детей с высоким уровнем возможностей Воспроизведение
знание типичных проблем в освоении образовательной программы детьми младшего школьного возраста Воспроизведение
30 Рубежный контроль по модулю 2 Индивидуальная работа умение анализировать причины отставания в учебе детей младшего школьного возраста Воспроизведение
умение моделировать ситуацию успеха в процессе обучения слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся начальной школы Применение
31 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Лекция знание направлений внеурочной деятельности в начальной школе Воспроизведение
32 Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Практическая работа умение описывать модели организации внеурочной деятельности в начальной школы. Воспроизведение
33 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Практическая работа умение выделять требования к организации внеурочной деятельности в начальной школе Воспроизведение
34 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Самостоятельное изучение знание специфики организации внеурочной деятельности в начальной школе Воспроизведение
35 Проектирование занятий по внеурочной деятельности по изучаемым предметам начальной школы. Индивидуальная работа умение моделировать содержание занятий в рамках внеурочной деятельности в начальной школе Применение
36 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Лекция знание особенностей планирования содержания учебной деятельности по предметам в начальной школе Воспроизведение
знание особенностей реализации интегративного подхода при разработке содержания процесса обучения в начальной школе Воспроизведение
37 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Практическая работа умение анализировать традиционные и развивающие программы начального общего образования Воспроизведение
38 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке Индивидуальная работа умение составлять фрагмент рабочей программ по предмету (на выбор). Творчество
39 Проектирование деятельности учителя и учащихся на уроке с использованием активных и интерактивных методов обучения. Практическая работа умение проектировать содержание урока с применением нетрадиционных форм организации деятельности детей младшего школьного возраста Применение
40 Разработка проекта нетрадиционного или интегрированного урока. Практическая работа умение проектировать содержание урока с применением нетрадиционных форм организации деятельности детей младшего школьного возраста Применение
41 Рубежный контроль по модулю 3 Коллоквиум знание особенностей планирования содержания учебной деятельности по предметам в начальной школе Воспроизведение
знание направлений внеурочной деятельности в начальной школе Воспроизведение
знание специфики организации внеурочной деятельности в начальной школе Воспроизведение
знание особенностей видов обучения в начальной школе Воспроизведение
знание типов уроков в начальной школе Воспроизведение
42 Рубежный контроль по модулю 3 Индивидуальная работа умение описывать модели организации внеурочной деятельности в начальной школы. Воспроизведение
умение выделять требования к организации внеурочной деятельности в начальной школе Воспроизведение
43 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Лекция знание видов дидактических затруднений учителя начальной школы Воспроизведение
44 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Самостоятельное изучение умение находить пути решения дидактических затруднений учителя начальной школы Применение
45 Дидактические затруднения учителя начальной школы. Практическая работа умение определять вид дидактического затруднения учителя в конкретной педагогической ситуации в начальной школе Воспроизведение
46 Анализ деятельности учителей начальных классов и выявление дидактических затруднений в его работе. Самостоятельное изучение знание видов дидактических затруднений учителя начальной школы Воспроизведение
47 Анализ деятельности учителей начальных классов и выявление дидактических затруднений в его работе. Практическая работа умение определять вид дидактического затруднения учителя в конкретной педагогической ситуации в начальной школе Воспроизведение
48 Анализ деятельности учителей начальных классов и выявление дидактических затруднений в его работе. Индивидуальная работа умение находить пути решения дидактических затруднений учителя начальной школы Применение
49 Рубежный контроль по модулю 4 Конференция знание видов дидактических затруднений учителя начальной школы Воспроизведение
50 Рубежный контроль по модулю 4 Индивидуальная работа умение определять вид дидактического затруднения учителя в конкретной педагогической ситуации в начальной школе Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учрежденимй высш.проф.образования . - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 256 с.
  2. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 352 с.
  3. Петрова Л.И. Организация образовательного процесса в школе: учебно-методическое пособие / Л.И. Петрова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 443с.
  4. Теория обучения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. И.П. Андриади. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 336с
  5. Фатеева Н.И. Образовательные программы начаьной школы : учебник для студ. учреждений высш. образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 176 с.

Дополнительная

  1. Безруких, М.М. Трудности в обучении младших школьников письму и чтению / М.М. Безруких // Управление начальной школой. - 2013. - № 2. - С. 4-15.
  2. Кошмина, И. В. Межпредметные связи в начальной школе / И. В. Кошмина. - М. : Владос, 2001. - 144 с.
  3. Олейник, О. В. Проектная деятельность: методика обучения. 2 - 4-е классы : проекты по рус. яз. : [учеб.-метод. пособие адресовано учителям нач. кл., студентам пед. вузов] / О. В. Олейник, Л. П. Кабанюк. - М. : ВАКО, 2013. - 367, [1] с
  4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М. : Академия, 2006. - 282, [1] с.
  5. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛОДОС, 2000. - 320с
  6. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособие для учи-теля 1 кл. / Под ред. А.Б. Воронцова. // Серия "Новые образовательные стандарты". - 2-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 192 с.
  7. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учеб.пособие. - М.: издательский центр "Академия", 2006. - 208с.
  8. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. - 3-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 288 с.

Цифровые ресурсы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Асмолов А.Г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
  2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011 – 192с.
  3. Планируемые результаты начального общего образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770

Источники

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317. – (Стандарты второго поколения).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 33с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В.3.3.2 Методика обучения младших школьников [Электронный ресурс]: Б-4022 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», зачет / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа.Б 3.3.2 Методика обучения младших школьников [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.