бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра общей психологии

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 19 ноября 2015 г. утверждено 20 января 2016 г.
Л.Н. Носова заведующий кафедрой
согласовано 23 ноября 2015 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 26 ноября 2015 г.

Б1.Б.33 Профессиональная этика, 4 семестр 1 полусеместр

Б-4091, 37.03.01, Психология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.О. Бричковская ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) знать основы профессиональной этики и психологии деловых отношений; нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность; профессиональный стандарт деятельности психолога знаниевый
уметь составлять критерии оценки качества использования нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности; выбирать схему использования нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности; выбирать методы использования нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности; осуществлять рефлексию способа действия ориентировочный
владеть способами решения практических задач с учетом нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности. операциональный
иметь опыт описания решения практических задач с учетом нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности. опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать у студентов способность и готовность следовать этическим нормам и правилам в профессиональной деятельности

Задачи

  1. Формировать у студентов способность и готовность следовать этическим нормам и правилам в в практической и научно-исследовательской деятельности
  2. Формировать у студентов способность и готовность следовать этическим нормам и правилам в педагогической и организационно-управленческой деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 2,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 7,0 ч. из 6,5 ч.
Часов в неделю 3,11 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Профессиональная этика психолога в практической и научно-исследовательской деятельности формировать ООД для осознания содержания морального поля взаимодействия в практической и научно-исследовательской деятельности Студент должен: знать содержание терминов "мораль", "нравственность", "этика", "деонтология", "профессиональная этика"; понимание значения профессиональной этики для продуктивности освоения профессиональной деятельности, владение средствами и премами анализа морального поля взаимодействия практической и научно-исследовыательской деятельности; владения способами рефлексии; опыт рефлексии собственных морально-этических установок
  • Роль и место этики в профессиональной деятельности психолога. Профессиональная этика.
  • Этический кодекс психолога как основа профессиональной деятельности.
  • Ответственность в профессиональной деятельности психолога.
  • Этика науки. Роль и место этики в научном психологическом исследовании.
  • Этика научного психологического эксперимента.
Модуль 2. Профессиональная этика психолога в педагогической и организационно-управленческой деятельности формировать ООД для осознания содкржания морального поля взаимодействия в педагогической и организационно-управленческой деятельности Студент должен: знать содержание терминов "педагогическая деятельность", "организационно-управленческая деятельность"; понимание необходимности моральной, этической рефлексии для успешности деятельности психолога-преподавателя, владение средствами и премами анализа морального поля взаимодействия в организационно-управленческой деятельности; опыт рефлексии
  • Этика педагогической деятельности.
  • Педагогическое общение и педагогический такт.
  • Этика организационно-управленческой деятельности.
  • Этика и этикет.
  • Профессиональная этика и психологическое и психическое здоровье.
  • Деловое общение.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Введение в курс: цели, задачи, структура курса, его специфика Лекция 2,0 1
2 Роль и место этики в профессиональной деятельности психолога. Профессиональная этика Практическая работа 2,0 1
3 Роль и место этики в профессиональной деятельности психолога. Профессиональная этика Индивидуальная работа 1,0 1
4 Этический кодекс психолога как основа профессиональной деятельности Практическая работа 2,0 2
5 Роль и место этики в профессиональной деятельности психолога. Профессиональная этика Лекция 2,0 2
6 Ответственность в профессиональной деятельности психолога Семинар 2,0 3
7 Этика науки. Роль и место этики в научном психологическом исследовании Практическая работа 2,0 3
8 Ответственность в профессиональной деятельности психолога Вариативное задание 2,0 3
9 Этика научного психологического эксперимента Практическая работа 2,0 4
10 Этика научного психологического эксперимента Индивидуальная работа 2,0 4
11 Защита этического кодекса психолга-практика (психолога-исследователя) Практическая работа 2,0 5
12 Этика педагогической деятельности Практическая работа 2,0 5
13 Педагогическое общение и педагогический такт Практическая работа 2,0 6
14 Этика организационно-управленческой деятельности Практическая работа 2,0 6
15 Этика и этикет Практическая работа 2,0 7
16 Профессиональная этика и психическое и психологическое здоровье Практическая работа 2,0 7
17 Профессиональная этика и психическое и психологическое здоровье Индивидуальная работа 2,0 7
18 Деловое общение Практическая работа 2,0 8
19 Защита этического кодекса психолога-преподавателя (психолога в системе управления) Минизачет 2,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Введение в курс: цели, задачи, структура курса, его специфика Лекция знать определение этики, пррофессиональной этики Узнавание
владеть содержанием основынх этических категорий Применение
2 Роль и место этики в профессиональной деятельности психолога. Профессиональная этика Практическая работа владеть содержанием основынх этических категорий Применение
3 Роль и место этики в профессиональной деятельности психолога. Профессиональная этика Индивидуальная работа знать определение этики, пррофессиональной этики Узнавание
владеть содержанием основынх этических категорий Применение
4 Этический кодекс психолога как основа профессиональной деятельности Практическая работа знать основные вопросы, включенные в этический кодекс Узнавание
знать структурные компоненты этического кодекса Применение
5 Роль и место этики в профессиональной деятельности психолога. Профессиональная этика Лекция знать определение этики, пррофессиональной этики Узнавание
6 Ответственность в профессиональной деятельности психолога Семинар знать основные вопросы, включенные в этический кодекс Узнавание
знать структурные компоненты этического кодекса Применение
7 Этика науки. Роль и место этики в научном психологическом исследовании Практическая работа знать функции этики при проведении психологического исследования Узнавание
8 Ответственность в профессиональной деятельности психолога Вариативное задание знать содержание понятия "ответственность" в философском, психологическом, юридическом аспектах Узнавание
знать ситуации ответственности в професиональной деятельности психолога Применение
9 Этика научного психологического эксперимента Практическая работа знать функции этики при проведении психологического исследования Узнавание
знать функции этики в психологических экспериментах Узнавание
владеть приемами анализа психологических экспериментов с точки зрения этики Применение
10 Этика научного психологического эксперимента Индивидуальная работа знать функции этики при проведении психологического исследования Узнавание
знать функции этики в психологических экспериментах Узнавание
владеть приемами анализа психологических экспериментов с точки зрения этики Применение
11 Защита этического кодекса психолга-практика (психолога-исследователя) Практическая работа владеть содержанием основынх этических категорий Применение
знать основные вопросы, включенные в этический кодекс Узнавание
знать структурные компоненты этического кодекса Применение
12 Этика педагогической деятельности Практическая работа знать определение педагогической деятельности, ее структуру Узнавание
уметь анализировать ситуации, возникающие в педагогической деятельности с точки зрения этики Применение
13 Педагогическое общение и педагогический такт Практическая работа знать определение педагогического общения, его специфику Узнавание
знать определение педагогического такта и его роль в педагогическом общении Узнавание
владеть приемами анализа ситуаций педагогического общения с точки зрения этики Применение
14 Этика организационно-управленческой деятельности Практическая работа знать ситуации ответственности в професиональной деятельности психолога Применение
знать определение организационно-управленческой деятельности, ее структуру Узнавание
знать специфику деятельности психолга в роли управленца Узнавание
владеть приемами анализа ситуаций в организационно-управленческой деятельности с точки зрения этики Применение
15 Этика и этикет Практическая работа знать определение этики, пррофессиональной этики Узнавание
владеть содержанием основынх этических категорий Применение
знать определение этикета Узнавание
уметь дифференцировать ситуации этикета и этические ситуации в профессиональной деятельности Применение
16 Профессиональная этика и психическое и психологическое здоровье Практическая работа знать определение психологического здоровья Узнавание
знать определение психического здоровья Узнавание
знать функции этики в сохранении психологического и психического здоровья Узнавание
владеть приемами регуляции Применение
17 Профессиональная этика и психическое и психологическое здоровье Индивидуальная работа знать определение психологического здоровья Узнавание
знать определение психического здоровья Узнавание
знать функции этики в сохранении психологического и психического здоровья Узнавание
18 Деловое общение Практическая работа знать определение делового общения, его отличие от других видов общения Узнавание
владеть приемами организации делового общения Применение
владеть приемами анализа ситуаций делового общения с точки зрения этики Применение
19 Защита этического кодекса психолога-преподавателя (психолога в системе управления) Минизачет знать определение этики, пррофессиональной этики Узнавание
знать определение организационно-управленческой деятельности, ее структуру Узнавание
знать специфику деятельности психолга в роли управленца Узнавание
владеть приемами анализа ситуаций в организационно-управленческой деятельности с точки зрения этики Применение
уметь дифференцировать ситуации этикета и этические ситуации в профессиональной деятельности Применение

Литература

Основная

  1. Афашагова, А.А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.А. Афашагова ; Адыгейский государственный университет. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 187 с.: Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Университетская библиотека ONLINE. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720
  2. Психолог. Введение в профессию : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / [Е.А. Климов и др. ] ; под ред. Е.А. Климова. - 3-е изд. ; перераб. - М. : Академия, 2011. - 205, [2] c. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Психология). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-7695-7948-6 : 353-10.
  3. Психология и этика делового общения : учеб. для бакалавров, для студентов вузов / под ред.: В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышовой. - 6-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 591, [1] с. и предыдущие издания

Дополнительная

  1. Камардина, А.А. Профессиональная этика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.А. Камардина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2013. - 167 с. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Университетская библиотека ONLINE. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258824
  2. Практикум по социальной психологии = Experiencinc social Psychology Readings and Projects / Эйала Пайнс, Кристина Маслач ; [пер. с англ. Н. Мальгиной]. - 4-е междунар. изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2000. - 522 с. - (Серия "Практикум по психологии"). - ISBN 5-8046-0101-6.
  3. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. для студентов вузов по специальности "Социальная работа" / Г.П. Медведева. - М. : Академия, 2007. - 269, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-7695-3200-9 : 160-00.
  4. Психология и этика делового общения : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по эконом. направлениям и специальностям / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова ; под общ. ред. Г.В. Бороздиной. - М. : Юрайт, 2012. - 463, [1] с. - (Бакалавр). - Гриф МО. - ISBN 978-5-9916-1680-5 : 345-73.
  5. Современный этикет. Деловой протокол : [учеб. пособие] / Э.Я. Соловьёв. - М. : Ось-89, 2000. - 207, [1] с. - ISBN 5-86894-392-9.

Цифровые ресурсы

  1. Союз психодиагностики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.psytest.ru

Источники

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223. – Загл. с экрана.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». - Москва, 2013. - 238 с. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/, свободный. – Загл. с экрана.

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа Б1.Б.33 Профессиональная этика. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 37.03.01 Психология / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» , сост. М.А.Плюснина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru , ограничен: необходи-ма авторизация. – Загл. с экрана