бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Dec. 4, 2015 утверждено Jan. 29, 2016
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Dec. 26, 2015
О.В. Власова декан факультета
согласовано Dec. 26, 2015

Б1.В.ДВ.2 Социокультурные аспекты религии, 1 семестр 1 полусеместр

А-5251, 39.06.01, Социальная структура, социальные институты и процессы, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность и умение анализировать эмпирические данные, включая количественный и качественный анализ, а также использование современных инструментальных процедур исследования социальной структуры и стратификации общества, социальных институтов (ПК-3) Знать основные составляющие религии, влияющие на развитие мировоззрения человека и общества знаниевый
Уметь находить признаки влияния религии на современную общественную практику ориентировочный
Владеть навыками сравнительного анализа религиоведческой исторической проблематики операциональный
Иметь опыт сравнительного анализа, образного мышления, символического и семиотического анализа опыт
Способность и умение самостоятельно исследовать фундаментальные основы социальной структуры и стратификации общества к исследованию социальных систем, сообществ, социальных процессов и явлений (ПК-2) знание морально-нравственных основ религии знаниевый
Знать структуру религиозного комплекса; основные признаки национальных и мировых религий; роль и значение религий в современной культурной практике знаниевый
Уметь давать краткую характеристику национальных и мировых религий; выделять нравственно-этическую проблематику в теологических источниках ориентировочный
Владеть навыками сравнительного анализа религиоведческой исторической проблематики операциональный
Способность самостоятельно использовать знания и навыки по новейшим тенденциям и направлениям современной социологической науки применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социологии культуры и духовной жизни (ПК-1) Знать основные подходы к изучению религии; определение понятия религии и ее место в целостной системе культуры знаниевый
Уметь давать краткую характеристику национальных и мировых религий ориентировочный
Обладать навыками сравнительного анализа религиоведческой исторической проблематики операциональный
Иметь опыт анализа религиоведческой исторической проблематики опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у аспирантов представлений о социокультурных аспектах различных религиозных формах вероисповеданий

Задачи

  1. Формирование целостного представления о религии, как о социокультурном феномене, обладающим собственной сложной и многоуровневой структурой.
  2. Развитие навыка социокультурного анализа становления мирового религиозного сознания через осмысление мировых религий: Буддизма, Христианства, Ислама.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 24.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 12.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 48.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0.5 ч. из 2.0 ч.
Часов в неделю 1.85 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Национально-государственные религии мира Формирование целостного представления о религии, как о социокультурном феномене, обладающим собственной сложной и многоуровневой структурой. Знать основные принципы, методы, функции и структуру религиоведения как комплексной гуманитарной науки. Уметь оперировать понятийно - категориальным аппаратом, раскрывающим специфику данной дисциплины. Владеть навыками анализа первых представлений о религии, периодов и особенностей становления ранних религиозных верований, а затем а национальных религий.
  • 1.1. Элементы религии. Ранние формы религии.
  • 1.2. Национальные религии
Модуль 2. Мировые религии Развитие навыка социокультурного анализа становления мирового религиозного сознания через осмысление мировых религий: Буддизма, Христианства, Ислама. Знать причинно - следственные факторы, способствовавшие образованию мировых религии. Уметь дифференцировать особенности религиозной культовой практики каждой из рассматриваемых религий. Владеть навыками критического осмысления основных течений религий мира.
  • 2.1. Буддизм
  • 2.2. Христианство
  • 2.3. Ислам

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Католицизм и протестантизм Самостоятельное изучение 2.0 1
2 Религия как феномен культуры и мировой цивилизации Самостоятельное изучение 1.0 1
3 Религия как феномен культуры и мировой цивилизации Другое 4.0 1
4 Предмет и задачи курса Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Предмет и задачи курса Лекция 2.0 1
6 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Семинар 2.0 2
7 История и институциональные формы национальных религий Семинар 2.0 2
8 Рубежный контроль №1 Контрольная работа 2.0 3
9 Буддизм Семинар 2.0 4
10 Мировые религии Самостоятельное изучение 2.0 4
11 Православие Коллоквиум 2.0 5
12 Возникновение христианства и разделение христианских церквей Семинар 2.0 5
13 Возникновение христианства и разделение христианских церквей Индивидуальная работа 0.5 5
14 Ислам Семинар 2.0 6
15 Современные нетрадиционные культы Семинар 2.0 7
16 Рубежный контроль №2 Контрольная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Католицизм и протестантизм Самостоятельное изучение Сопоставить и сравнить основные течения христианства Применение
Проанализировать феномен Каабы Воспроизведение
Проанализировать составляющие компоненты "имана" Воспроизведение
Проинтерпретировать и объяснить пять столпов ислама Применение
Охарактеризовать специфику Корана Воспроизведение
2 Религия как феномен культуры и мировой цивилизации Самостоятельное изучение перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозного сознания Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
Назвать причины возникновения ранних форм религии Воспроизведение
охарактеризовать феномен анимизма Воспроизведение
3 Религия как феномен культуры и мировой цивилизации Другое перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозного сознания Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
Назвать причины возникновения ранних форм религии Воспроизведение
охарактеризовать феномен анимизма Воспроизведение
4 Предмет и задачи курса Самостоятельное изучение перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозного сознания Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
Назвать причины возникновения ранних форм религии Воспроизведение
дать определение термину религиоведение Узнавание
5 Предмет и задачи курса Лекция перечислить основные компоненты, составляющие феномен религиозного сознания Узнавание
Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
Назвать причины возникновения ранних форм религии Воспроизведение
дать определение термину религиоведение Узнавание
6 Элементарные верования: магия, анимизм, шаманизм. Семинар охарактеризовать феномен анимизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен тотемизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен магии Воспроизведение
7 История и институциональные формы национальных религий Семинар охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
сравнить феномены кармы и дхармы Применение
выявить специфику функционирования ками Применение
8 Рубежный контроль №1 Контрольная работа Назвать причины возникновения ранних форм религии Воспроизведение
охарактеризовать феномен фетишизма Воспроизведение
охарактеризовать феномен магии Воспроизведение
охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
выявить особенности ранних национальных религий Воспроизведение
Составить собственное суждение о ламаизме Творчество
9 Буддизм Семинар сравнить феномены кармы и дхармы Применение
Составить собственное суждение о восьмиступенчатом пути, предложенным Буддой Творчество
Сравнить по значимости направления буддизма "маха- яна" и хина - яна" Применение
объяснить принцип действия колеса сансары Применение
10 Мировые религии Самостоятельное изучение сравнить феномены кармы и дхармы Применение
Составить собственное суждение о восьмиступенчатом пути, предложенным Буддой Творчество
Сравнить по значимости направления буддизма "маха- яна" и хина - яна" Применение
Составить собственное суждение о ламаизме Творчество
11 Православие Коллоквиум Проинтерпретировать главные заповеди Христа Творчество
Сопоставить и сравнить основные течения христианства Применение
12 Возникновение христианства и разделение христианских церквей Семинар Сопоставить и сравнить концепты "священное писание" и "священное предание" Применение
Проинтерпретировать феномен символа веры Применение
Проинтерпретировать главные заповеди Христа Творчество
Сопоставить и сравнить основные течения христианства Применение
13 Возникновение христианства и разделение христианских церквей Индивидуальная работа Сопоставить и сравнить концепты "священное писание" и "священное предание" Применение
Проинтерпретировать феномен символа веры Применение
14 Ислам Семинар Проанализировать составляющие компоненты "имана" Воспроизведение
Проинтерпретировать и объяснить пять столпов ислама Применение
15 Современные нетрадиционные культы Семинар Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание
охарактеризовать феномен магии Воспроизведение
дать определение термину религиоведение Узнавание
охарактеризовать идею монотеизма Воспроизведение
охарактеризовать идею политеизма Воспроизведение
16 Рубежный контроль №2 Контрольная работа Назвать виды религиозной деятельности Узнавание
Дать определение понятию религиозные отношения Узнавание

Литература

Основная

  1. Горохов, С. А. Религии народов мира : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по дисциплине " Религия народов мира" по направлению подгот. "Туризм" и по специальности "Социально-культурный сервис и туризм" / С. А. Горохов, Т. Т. Христов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2016. - 421 с.
  2. Лобазова, О.Ф. Религиоведение [Электронный ресурс] : учебник / О.Ф. Лобазова ; под ред. В.И. Жуков. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 488 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112335 .-Загл. с экрана
  3. Религиоведение : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 033300 - "Религиоведение" / под ред. И.Н. Яблокова. - М. : Юрайт, 2013. - 479 с.

Дополнительная

  1. Введение в общее религиоведение : учеб. для студентов вузов / под ред. И.Н. Яблокова. - 3-е изд. - М. : Университет, 2008. - 471, [1] с. - ISBN 978-5-98227-536-3 : 313-00.ЭКЗ: 2
  2. Кислюк, К.В. Религиоведение : учеб. пособие для студентов вузов / К.В. Кислюк, О.Н. Кучер ; отв. ред.: О. Морозова, Ж. Фролова. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д [и др.] : Феникс [и др.], 2003. - 509 с.
  3. Костюкович, П.И. Религиоведение : учеб. пособие для студентов вузов / П.И. Костюкович. - Минск : Новое знание, 2001. - 191 с.
  4. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие для вузов.-Ростов на/Д: Феникс, 2008. - 364 с.
  5. Павловский, В.П. Религиоведение [Электронный ресурс] : учебник / В.П. Павловский, Н.Д. Эриашвили, А.В. Щеглов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 353 с. - (Cogito ergo sum). - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118658 .-Загл. с экрана
  6. Религиоведение для студентов педагогических вузов: Учебное пособие для вузов;Под ред. А.Ю. Григоренко, УМО по направлениям .-СПб.: Питер, 2008. - 507 с.
  7. Религиоведение : метод. указания к семинар. занятиям. Специальность 071401.65 Социально-культурная деятельность / [сост. М.В. Рахимова] ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Каф. философии и социологии. - Сургут : РИО СурГПУ, 2012. - 59 с.
  8. Религиоведение : энцикл. слов. / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М. : Академический проект, 2006. - 1254
  9. Яблоков, И.Н. Религиоведение : учеб. пособие для студентов вузов : учеб. слов.-минимум по религиоведению / И.Н. Яблоков ; под ред. И.Н. Яблокова. - М. : Гардарика, 1998. - 536 с.
  10. Яблоков, И.Н. Религиоведение : учеб. пособие для студентов вузов : учеб. слов.-минимум по религиоведению / И.Н. Яблоков ; под ред. И.Н. Яблокова. - М. : Гардарики, 2000. - 535 с.

Цифровые ресурсы

  1. Мир религии [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 01.09.2010: http://www.religio.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Религиоведение. Конспект лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа на 01.09.2010: http://www.domsvioanna.org/, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Родюков, А.Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]. – Режим досутпа на 01.09.2010: http://dvo.sut.ru/libr/filosofi/i197rodu/index.htm, свободный. – Загл. с экрана.

Источники

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/

Учебно-методические материалы

  1. Религиоведение. - Рабочая программа [Электронный ресурс]. - Автоматизированное рабочее место преподавателя СурГПУ. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/teacher/105/