бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Jan. 18, 2016 утверждено Jan. 27, 2016
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Jan. 19, 2016
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Jan. 19, 2016

Б1.В.ДВ.1 Культура повседневности, 1 семестр 1 полусеместр

А-4252, 39.06.01, Социология культуры, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.Р. Аминов ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность и умение анализировать эмпирические данные, включая количественный и качественный анализ, а также использование современных инструментальных процедур исследования проблем культуры (ПК-3). применение социологических данных при анализе повседневных культурных универсалий опыт
способность и умение самостоятельно исследовать фундаментальные основы социологии культуры и духовной жизни, включая классические и постклассические общесоциологические и методологические подходы к исследованию социокультурных проблем (ПК-2 знание основных метакультурных парадигм знаниевый
владение категориальным аппаратом ориентировочный
способность самостоятельно использовать знания и навыки по новейшим тенденциям и направлениям современной социологической науки применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социологии культуры и духовной жизни (ПК-1) знает основные морально-этические правила и норомы повседневной жизни знаниевый
понимает специфику повседневной культуры различных народов ориентировочный
владеет навыками межкультурного диалога опыт
опыт организации и проведения круглого стола по межкультурному диалогу опыт

Цели изучения дисциплины

формирование ценностного мироотношения, способности к пониманию, нравственно-эстетической интерпретации явлений повседневной культуры

Задачи

  1. знать общие представления о теориях, концепциях и направлениях развития повседневной культуры
  2. уметь анализировать и прогнозировать повседневные социокультурные проблемы и процессы

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 24.0 ч. (33.33%)
Контроль самостоятельной работы 14.0 ч.
Самостоятельная работа студента 48.0 ч. (66.67%)
Процент выполнения нагрузки 100.0%
Индивидуальная работа со студентами 0.5 ч. из 0.5 ч.
Часов в неделю 1.85 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Исторические аспекты повседневной культуры Сформировать общие представления об исторических аспектах повседневной культуры Знать основные концепции повседневной культуры
  • 1.1. Культура: понятие, признаки, функции
  • 1.2. Типология культуры
  • 1.3. Основные культурологические концепции
  • 1.4. Культура, общество, личность, природа, цивилизация. Диалог культур и цивилизаций
Современная повседеневная культура понимать аспекты формирования повседеневной культуры понимать аспекты повседеневной культуры
  • Культура современности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Повседневная культура: понятие, признаки, функции Лекция 2.0 1
2 Повседневная культура и общество. Практическая работа 2.0 2
3 Повседневная культура и личность. Инкультурация и социализация Практическая работа 2.0 3
4 Рубежный контроль №1 Контрольная работа 2.0 4
5 Повседневная культура и процесс глобализации Коллоквиум 2.0 4
6 Первобытная повседневная культура. Возникновение искусств. Вариативное задание 2.0 5
7 Повседневная культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Практическая работа 2.0 6
8 Повседневная культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Индивидуальная работа 0.5 6
9 Повседневная культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Вариативное задание 2.0 7
10 Повседневная культура Древней Индии и Китая. Другое 2.0 8
11 Повседневная культура Древняя Греция и Древний Рим: общее и особенное Коллоквиум 2.0 9
12 Макабрическая культура Возрождения Коллоквиум 2.0 10
13 Повседневная Западноевропейская культура Нового времени. Семинар 2.0 11
14 Рубежный контроль №2 Другое 2.0 12
15 Культура ХХ века Другое 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Повседневная культура: понятие, признаки, функции Лекция знать определение понятия культуры и функций Воспроизведение
2 Повседневная культура и общество. Практическая работа выявлять основания типологизации культур Применение
3 Повседневная культура и личность. Инкультурация и социализация Практическая работа выделять основные проблемы культуры и цивилизации в контексте деятельности человека Применение
подготовить круглый стол по проблеме межкультурного диалога Творчество
4 Рубежный контроль №1 Контрольная работа знать определение понятия культуры и функций Воспроизведение
выявлять основания типологизации культур Применение
выделять концепты культуры и применять в своей профессиональной деятельности Применение
выделять основные проблемы культуры и цивилизации в контексте деятельности человека Применение
5 Повседневная культура и процесс глобализации Коллоквиум выделять основные проблемы культуры и цивилизации в контексте деятельности человека Применение
подготовить круглый стол по проблеме межкультурного диалога Творчество
6 Первобытная повседневная культура. Возникновение искусств. Вариативное задание выявлять основания типологизации культур Применение
7 Повседневная культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Практическая работа выявлять основания типологизации культур Применение
8 Повседневная культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Индивидуальная работа выявлять основания типологизации культур Применение
9 Повседневная культура древних цивилизаций (Месопотамия, Египет, Передняя Азия). Вариативное задание выявлять основания типологизации культур Применение
10 Повседневная культура Древней Индии и Китая. Другое выявлять основания типологизации культур Применение
11 Повседневная культура Древняя Греция и Древний Рим: общее и особенное Коллоквиум выявлять основания типологизации культур Применение
12 Макабрическая культура Возрождения Коллоквиум выявлять основания типологизации культур Применение
13 Повседневная Западноевропейская культура Нового времени. Семинар выявлять основания типологизации культур Применение
14 Рубежный контроль №2 Другое знать определение понятия культуры и функций Воспроизведение
выявлять основания типологизации культур Применение
выделять концепты культуры и применять в своей профессиональной деятельности Применение
выделять основные проблемы культуры и цивилизации в контексте деятельности человека Применение
подготовить круглый стол по проблеме межкультурного диалога Творчество
15 Культура ХХ века Другое выделять концепты культуры и применять в своей профессиональной деятельности Применение

Литература

Основная

  1. Багдасарьян, Н.Г. Культурология : учеб. для вузов / Н.Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт [и др.], 2010. - 495 с.
  2. Багновская М.Н. Культурология [Электронный ресурс] /Н.М. Багновская. Изд-во "Дашков и К". ЭБС "Лань". – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56237
  3. Садохин, А. П. Культурология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 033000 "Культурология" / А. П. Садохин. - М. : КноРус , 2012. - 372 с. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-406-01073-0 : 396-00.

Дополнительная

  1. Горелов А.А. История русской культуры: учеб. для бакалавров: учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям. - М. : Юрайт, 2013. – 386 с.
  2. Кармин, А.С. Культурология : [учеб. для студентов вузов] / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. - СПб. : Питер, 2007. - 464 с. : ил. - ISBN 978-5-94723-733-4 : 150-57.
  3. Культурология : учеб. для бакалавров и специалистов, студентов вузов / Г.В. Драч [и др.]. - СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 384 с.
  4. Культурология : учебник для студентов вузов / под ред. А.Л. Золкина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 504 с. Гриф МО. - ISBN 978-5-238-01008-7 : 199-54.

Цифровые ресурсы

  1. Журнал "Вопросы культурологии". Режим доступа: http://www.panor.ru/journals/culturolog/
  2. Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://rliprary.ru/defaultx.asp
  3. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru

Источники

  1. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 [Электронный ресурс]: http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4318
  2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года) [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/9005213
  3. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. №186 [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/902335243

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Культурология [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки Документоведение и Архивоведение/ ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.Р. Аминов. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.