бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Jan. 11, 2016 утверждено Jan. 29, 2016
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Jan. 13, 2016
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Jan. 18, 2016

Б1.В.ДВ.3 Социокультурные факторы агрессии, 1 семестр 2 полусеместр

А-04252, 39.06.01, Социология культуры, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность и умение анализировать эмпирические данные, включая количественный и качественный анализ, а также использование современных инструментальных процедур исследования социальной структуры и стратификации общества, социальных институтов (ПК-3) методологию изучения агрессии знаниевый
превентивные меры и теории контроля агрессивного поведения знаниевый
анализировать возможные механизмы контроля агрессии ориентировочный
навыками написания рефератов по проблеме агрессии и форм ее проявления операциональный
навыками подготовки презентаций и докладов на тему агрессии и возможных способов коррекции данного поведения операциональный
оценки возможных способов коррекции данного поведения; самодиагностики степени агрессивности опыт
Способность и умение самостоятельно исследовать фундаментальные основы социальной структуры и стратификации общества к исследованию социальных систем, сообществ, социальных процессов и явлений (ПК-2) сущность и критерии дифференциации различных видов агрессии знаниевый
разбираться в многообразии возможных детерминант агрессивного поведения, как внутреннего (природно-биологического) так и внешнего (социокультурного) плана ориентировочный
способами составления таблиц по различным формам и видам агрессии среди молодежи операциональный
Способность самостоятельно использовать знания и навыки по новейшим тенденциям и направлениям современной социологической науки применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социологии культуры и духовной жизни (ПК-1) основные теории агрессивного поведения и современные формы проявления агрессивных реакций знаниевый
специфику человеческой агрессии, ее социокультурные аспекты и характерные черты знаниевый
оценивать и классифицировать различные формы проявления агрессии в современном обществе ориентировочный
навыками работы с научно-методической литературой по проблеме агрессии операциональный
работы с научно-методической литературой по проблеме агрессии опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у аспирантов целостного представления о специфике агрессивного поведения, социокультурных факторах и механизмах его возникновения, проявления и профилактики

Задачи

  1. Рассмотрение современных междисциплинарных теорий агрессии, социокультурных особенностей возникновения и проявления агрессии
  2. Формирование представлений о способах контроля и коррекции агрессивного поведения с учетом социокультурного контекста

Числовые характеристики

Трудоемкость 36 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 2.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 24.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0.5 ч. из 0.5 ч.
Часов в неделю 1.5 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Специфика человеческой агрессивности Формирование целостного представления о человеческой агрессии как форме поведения. Знать различные подходы к пониманию сущности агрессии и агрессивности; уметь анализировать социально-психологические, физиологические основы агрессии; владеть навыками анализа социологического знания в области агрессии.
  • 1.1. Человеческая агрессия: понятие, сущность и формы
  • 1.2. Теории агрессивного поведения
Модуль 2. Факторы и формы проявления агрессии Формирование научной культуры оценки и сопоставления различных внутренних и внешних факторов человеческой агрессии. Знать общие критерии агрессивного поведения; ключевые детерминанты агрессивности; Уметь использовать социологические знания для оценки ситуативных факторов агрессии, социокультурных условий и биологических детерминант агрессивного поведения. Владеть навыками анализа социологического знания в области агрессивного поведения.
  • 2.1. Факторы агрессии и возможные механизмы контроля агрессии

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Человеческая агрессивность: сущность и виды Лекция 2.0 1
2 Теории агрессивного поведения Практическая работа 2.0 2
3 Биологические и социокультурные факторы агрессии Самостоятельное изучение 2.0 4
4 Ситуационные факторы агрессии Практическая работа 2.0 5
5 Насилие и агрессия в семье Практическая работа 2.0 7
6 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Практическая работа 2.0 9
7 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Индивидуальная работа 0.5 9
8 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции Самостоятельное изучение 5.0 11
9 Превентивные меры и контроль над агрессией Конференция 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Человеческая агрессивность: сущность и виды Лекция дать определение понятию агрессия Узнавание
охарактеризовать физический, социальный и психологические аспекты агрессии Воспроизведение
назвать способы и формы оценки агрессии, а также его критерии Воспроизведение
2 Теории агрессивного поведения Практическая работа дать определение понятию агрессия Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы агрессии Воспроизведение
3 Биологические и социокультурные факторы агрессии Самостоятельное изучение назвать способы и формы оценки агрессии, а также его критерии Воспроизведение
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы агрессии Воспроизведение
4 Ситуационные факторы агрессии Практическая работа дать определение понятию агрессия Узнавание
охарактеризовать физический, социальный и психологические аспекты агрессии Воспроизведение
назвать способы и формы оценки агрессии, а также его критерии Воспроизведение
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы агрессии Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции агрессии Воспроизведение
5 Насилие и агрессия в семье Практическая работа давать определение понятий "Превентивные меры" и "Наказание", "Катарсис" Узнавание
6 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Практическая работа объяснять особенностивлияние ситуативных (физических)факторов на агрессию Применение
давать определение понятий "Превентивные меры" и "Наказание", "Катарсис" Узнавание
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики агрессии Воспроизведение
7 Терроризм и экстремизм как формы агрессии Индивидуальная работа объяснять особенностивлияние ситуативных (физических)факторов на агрессию Применение
давать определение понятий "Превентивные меры" и "Наказание", "Катарсис" Узнавание
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики агрессии Воспроизведение
8 Аутоагрессия: суицид и различные формы аддикции Самостоятельное изучение охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции агрессии Воспроизведение
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики агрессии Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам профилактики и контроля агрессии Применение
9 Превентивные меры и контроль над агрессией Конференция дать определение понятию агрессия Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы агрессии Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции агрессии Воспроизведение
объяснять особенностивлияние ситуативных (физических)факторов на агрессию Применение
Охарактеризовывать ключевые компоненты профилактики агрессии Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам профилактики и контроля агрессии Применение

Литература

Основная

  1. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения : учеб. пособие для вузов, ведущих подгот. по направлению 050100 "Педагогическое образование" / Евгений Ильин. - СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 365, [1] с. - Гриф УМО
  2. Трифонов А. Л. Психология агрессивности [Электронный ресурс] / А.Л. Трифонов. М.: Лаборатория книги, 2012. - 151 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=142232&sr=1

Дополнительная

  1. Бандура, А. Теория социального научения [Электронный ресурс] / А. Бандура.- М : Директ-Медиа, 2008. - 532 с.- Доступ с сайта электронно библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39127.- Загл. с экрана
  2. Бэрон, Р. (Baron, R. A.). Агрессия = Human Aggression : учеб. пособие для студентов, аспирантов вузов / Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон ; [пер. с англ.: С. Меленевская, Д. Викторова, С. Шпак]. - СПб. [и др.] : Питер, 2000. - 351 с.
  3. Гилинский Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие / Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев. – СПб.: СПб филиал ИС РАН, 1993. – 167с.
  4. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц; пер. с англ. А. Боричева. – СПб.: Амфора, 1994. – 452 с

Цифровые ресурсы

  1. Жмуров Д. Психология агрессии / Д. Жмуров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://npocmo.info/pubn_p.html
  2. Здоровье как медицинская и социальная категория // Основы здорового образа жизни студента: учебное пособие / Т. В. Карасева [и др.]; Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВПО "ШГПУ"; Кафедра здоровьесберегающих технологий в образовании. - Шуя : Весть ГОУ ВПО "ШГПУ", 2007. Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/206643/
  3. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека / И.В. Лысак [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=45058

Источники

  1. Правонарушения / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/ k_red&id=362688&sr=1 .-Загл. с экрана

Учебно-методические материалы

  1. Социокультурные факторы агрессии. - Рабочая программа [Электронный ресурс]. - Автоматизированное рабочее место преподавателя СурГПУ. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/teacher/105/