бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Jan. 18, 2016 утверждено Jan. 29, 2016
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Jan. 19, 2016
О.В. Власова декан факультета
согласовано Jan. 19, 2016

Б1.В.ДВ.01.02 Социология здоровья , 1 семестр 1 полусеместр

А-05251, 39.06.01, Социальная структура, социальные институты и процессы, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способность и умение анализировать эмпирические данные, включая количественный и качественный анализ, а также использование современных инструментальных процедур исследования социальной структуры и стратификации общества, социальных институтов (ПК-3) Знать основные составляющие здоровья и здорового образа жизни, влияющие на развитие мировоззрения и поведение человека в обществе знаниевый
Знать факторы определяющие здоровье знаниевый
Уметь находить признаки здорового образа жизни и их проявление в различных обществах и социальных группах ориентировочный
Владеть навыками сравнительного анализа социологической информации по проблеме здоровья операциональный
Иметь опыт сравнительного анализа социологических данных по проблеме здоровья в России и на Западе опыт
Способность и умение самостоятельно исследовать фундаментальные основы социальной структуры и стратификации общества к исследованию социальных систем, сообществ, социальных процессов и явлений (ПК-2) знание основ здоровья и ЗОЖ знаниевый
Знать структуру здорового образа жизни; основные признаки здорового поведения; роль и значение здоровья для индивида и общества в целом знаниевый
Уметь давать краткую характеристику основных социологических концепций здоровья и ЗОЖ ориентировочный
Владеть навыками анализа социологической информации по проблеме здорового образа жизни операциональный
Способность самостоятельно использовать знания и навыки по новейшим тенденциям и направлениям современной социологической науки применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социологии культуры и духовной жизни (ПК-1) Знать основные социологические подходы к изучению здоровья и ЗОЖ; определение понятий "здоровье" и "ЗОЖ" и их место в целостной системе общественной жизни знаниевый
знать социально-психологические, физиологические основы здоровья как состояния и свойства организма знаниевый
Уметь давать краткую характеристику современных результатов исследований в области социологии здоровья ориентировочный
Обладать навыками сравнительного анализа данных по вопросам оношения населения к здоровому образу жизни в России и на Западе операциональный
Иметь опыт анализа социологических данных по проблеме здоровья опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у аспирантов углубленных и расширенных знаний по проблемам социологии здоровья и здорового образа жизни

Задачи

  1. Формирование знаний современных социологических и междисциплинарных тенденций и взглядов по проблемам здоровья и здоровьесбережения
  2. Формирование целостного представления об образе жизни как основном факторе здоровья

Числовые характеристики

Трудоемкость 36 ч.
Аудиторная работа 12.0 ч.
Лекция 2.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 2.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 24.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 0.5 ч. из 0.5 ч.
Часов в неделю 0.92 ч. (1.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Здоровье как социологический феномен Формирование целостного представления о здоровье как социологическом феномене, обладающим сложной и многоуровневой структурой. Знать социально-психологические, физиологические основы здоровья как состояния и свойства организма; - факторы определяющие здоровье; Уметь использовать социологические знания в профессиональной деятельности и для формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; владеть навыками анализа социологического знания в области здоровья.
  • 1.1. Здоровье как состояние и свойство организма
  • 1.2. Социологический анализ факторов здоровья
Модуль 2. Здоровый образ жизни в социологическом контексте Развитие навыка социокультурного анализа здорового образа жизни через осмысление современных результатов исследований. Знать общую картину здоровья населения страны на основе социологических и статистических данных; Уметь использовать социологические знания в профессиональной деятельности и для формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Владеть навыками анализа социологического знания в области ЗОЖ. Иметь опыт анализа социологических данных по проблемам здоровья, а также оценки теорий профилактики и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью.
  • 2.1. Здоровый образ жизни и его компоненты

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Здоровье как состояние и свойство организма Лекция 2.0 1
2 Факторы здоровья Практическая работа 2.0 2
3 Биологические и социальные условия и факторы здоровья Самостоятельное изучение 2.0 4
4 Социологические концепции здоровья Практическая работа 2.0 5
5 Образ жизни Практическая работа 2.0 7
6 Здоровый образ жизни и его компоненты Практическая работа 2.0 9
7 Здоровый образ жизни и его компоненты Индивидуальная работа 0.5 9
8 Социологический взгляд на проблемы ЗОЖ Самостоятельное изучение 5.0 11
9 Рубежный контроль Конференция 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Здоровье как состояние и свойство организма Лекция дать определение понятию здоровье Узнавание
охарактеризовать физический, социальный и психологические аспекты здоровья Воспроизведение
назвать способы и формы оценки здоровья, а также его критерии Воспроизведение
2 Факторы здоровья Практическая работа дать определение понятию здоровье Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы здоровья Воспроизведение
3 Биологические и социальные условия и факторы здоровья Самостоятельное изучение назвать способы и формы оценки здоровья, а также его критерии Воспроизведение
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы здоровья Воспроизведение
4 Социологические концепции здоровья Практическая работа дать определение понятию здоровье Узнавание
охарактеризовать физический, социальный и психологические аспекты здоровья Воспроизведение
назвать способы и формы оценки здоровья, а также его критерии Воспроизведение
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы здоровья Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции здоровья Воспроизведение
5 Образ жизни Практическая работа давать определение понятий "Образ жизни" и "Здоровый образ жизни" Узнавание
6 Здоровый образ жизни и его компоненты Практическая работа объяснять особенности отношения населения к окружающей среде и своему здоровью Применение
давать определение понятий "Образ жизни" и "Здоровый образ жизни" Узнавание
Охарактеризовывать ключевые компоненты ЗОЖ Воспроизведение
7 Здоровый образ жизни и его компоненты Индивидуальная работа объяснять особенности отношения населения к окружающей среде и своему здоровью Применение
давать определение понятий "Образ жизни" и "Здоровый образ жизни" Узнавание
Охарактеризовывать ключевые компоненты ЗОЖ Воспроизведение
8 Социологический взгляд на проблемы ЗОЖ Самостоятельное изучение охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции здоровья Воспроизведение
Охарактеризовывать ключевые компоненты ЗОЖ Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам отношения различных социальных групп к ЗОЖ Применение
9 Рубежный контроль Конференция дать определение понятию здоровье Узнавание
охарактеризовать социокультурные и природные, управляемые и неуправляемые факторы здоровья Воспроизведение
охарактеризовать отечественные и зарубежные социологические концепции здоровья Воспроизведение
объяснять особенности отношения населения к окружающей среде и своему здоровью Применение
Охарактеризовывать ключевые компоненты ЗОЖ Воспроизведение
Анализировать социологические данные по вопросам отношения различных социальных групп к ЗОЖ Применение

Литература

Основная

  1. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ [Электронный ресурс] / В.А. Медик, А.М. Осипов. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. –358 с. - Доступ с сайта электронно библиотечной системы «Znanium». - Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=243641.- Загл. с экрана
  2. Орехова Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования [Электронный ресурс] / Т.Ф.Орехова. - М.: Издатель: Флинта, 2011 - 353 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=83457&sr=1 .-Загл. с экрана
  3. Щанкин А. А. Курс лекций по региональным проблемам формирования здорового образа жизни молодежи: учебное пособие [Электронный ресурс] / А.А.Щагин. - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015 - 55 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=362688&sr=1 .-Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Дубровский В. И. Валеология. Здоровый образ жизни : учебник для студентов педагогических вузов и институтов физической культуры; предисл. В. Н. Мошкова. - Москва: Флинта : Retorika, 1999. - 560 с.
  2. Здоровый образ жизни: учебное пособие [Электронный ресурс] / Пискунов В. А., Максиняева М. Р., Тупицына Л. П., и др. - М.: Издатель: МПГУ, 2012. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=363869&sr=1 .-Загл. с экрана
  3. Здоровье студентов: социологический анализ: Монография [Электронный ресурс] / Отв. ред. И.В. Журавлева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с. – Доступ С сайта электронно библиотечной системы «Znanium». - Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=425620.- Загл. с экрана
  4. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебное пособие. - Москва: Академия, 2001. - 320 с.

Цифровые ресурсы

  1. Здоровье как медицинская и социальная категория // Основы здорового образа жизни студента: учебное пособие / Т. В. Карасева [и др.]; Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВПО "ШГПУ"; Кафедра здоровьесберегающих технологий в образовании. - Шуя : Весть ГОУ ВПО "ШГПУ", 2007. Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/206643/
  2. Лебедева-Несевря Н.А. Социология здоровья: учебное пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] / Пермь, 2011. Режим доступа: http://fcrisk.ru/sites/default/files/upload/monograph/520/cociologiya.pdf

Источники

  1. Данные социологической службы Фонд "Общественное мнение" / Здоровье. - Режим доступа: http://fom.ru/tag/Zdorove

Учебно-методические материалы

  1. Социология здоровья. - Рабочая программа [Электронный ресурс]. - Автоматизированное рабочее место преподавателя СурГПУ. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/teacher/105/