бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 8, 2016
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Feb. 18, 2016
В.В. Толмачева декан факультета

В.3.8 Методика обучения предмету "Окружающий мир", 4 семестр

Б-4021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-16 способен применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать Знать авторские программы по предмету "Окружающий мир" в начальной школе с учётом требований ФГОС НОО знаниевый
Владеть обобщённым способом изучения авторских программ по предмету "Окружающий мир" в начальной школе с учётом требований ФГОС НОО ориентировочный
Уметь использовать обобщенный способ изучения авторских программ по предмету "Окружающий мир" в начальной школе с учётом требований ФГОС НОО операциональный
Иметь опыт изучения и реализации авторских программ по предмету "Окружающий мир" с учётом требований ФГОС НОО опыт
ПК-1 способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях Знать о вариативности современных учебных программ по окружающему миру знаниевый
Ориентироваться в основных тенденциях природоведческого, георгафического, обществоведческого образования младших школьников: ориентировочный
Уметь характеризовать УМК по предмету "Окружающий мир" операциональный
ПК-2 готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения Знать содержание и принципы по учебному предмету «Окружающий мир»; способы формирования естествоведческих и обществоведческих представлений и понятий; историю методики преподавания естествознания, природоведения и окружающего мира в России знаниевый
Понимать значимость ведущих требований к начальному обучению, в том числе к курсу "Окуружающий мир", определенных ФГОС НОО ориентировочный
Уметь выявлять направления преемственности в обучении предмету "Окружающий мир" операциональный
ПК-4 способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса Знать методы исследования процесса преподавания окружающего мира знаниевый
Владеть навыками работы с учебниками и учебно-методическими пособиями по окружающему миру ориентировочный
Уметь выявлять значение естественно-научного и обществоведческого образования в развитии личности младшего школьника операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование у бакалавров профессиональной готовности организовывать процесс начального обучения по предмету "Окружающий мир"

Задачи

  1. формировать у студентов знание о теоретических основах курса "Методика преподавания предмета "Окружающий мир" в начальной школе
  2. формировать у студентов умение организовывать учебный процесс по развитию начальных естественно-научных и обществоведческих понятий у детей младшего школьного возраста

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 20.0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 65.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 12.0 ч. из 12.0 ч.
Часов в неделю 2.59 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Теоретические основы методики преподавания учебного предмета «Окружающий мир» формировать знание о специфике курса "Методика преподавания предмета "Окружающий мир" и его теоретических основах Освоение значимых понятий дисциплины "Методика обучения предмету "Окружающий мир". Знание исторических предпосылок становления школьного курса "Окружающий мир" и современных тенденций
  • Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" в начальной школе как педагогическая наука
  • Исторические предпосылки становления методики преподавания предмета "Окружающий мир"
"Окружающий мир" как учебный предмет в начальной школе знать основное содержание учебного предмета "Окружающий мир" и теоретико-методическую основу формирования и развития естесственно-научных и обществоведческих понятий Знание основного содержания начального курса и принципов его отбора. Знание специфики реализации межпредметных связей и преемственности в обучении. Владеть обобщенными способами формирования и развития начальных естесственно-научных и обществоведческих понятий,
  • Содержание начального курса "Окружающий мир"
  • Межпредметные связи и преемственность в обучении учебному предмету "Окружающий мир"
  • Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" в начальной школе как отрасль педагогической науки Лекция 2.0 1
2 Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" в начальной школе как отрасль педагогической науки Семинар 2.0 2
3 Становление и развитие начального естествоведческого, географического, исторического образования (дореволюционный период) Семинар 4.0 3
4 Начальное естествознание, география и история в советской школе Вариативное задание 2.0 4
5 Становление и развитие начального естествоведческого, географического, исторического образования (дореволюционный период) Индивидуальная работа 2.0 5
6 Начальное естествознание, география и история в советской школе Семинар 2.0 5
7 Современные тенденции в методике преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Лекция 2.0 6
8 Современные тенденции в методике преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Индивидуальная работа 2.0 7
9 Современные тенденции в методике преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Конференция 4.0 7
10 Рубежный контроль по первому модулю Коллоквиум 2.0 8
11 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа 2.0 8
12 Содержание начального курса "Окружающий мир". Принципы отбора содержания. Лекция 2.0 9
13 Содержание начального курса "Окружающий мир". Принципы отбора содержания. Семинар 2.0 9
14 Нормативные документы, регулирующие процесс обучения по учебному предмету "Окружающий мир" Практическая работа 4.0 10
15 Современные УМК по предмету "Окружающий мир" Семинар 4.0 11
16 Межпредметные связи и преемственность в обучении учебному предмету "Окружающий мир" Семинар 4.0 12
17 Межпредметные связи и преемственность в обучении учебному предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа 2.0 13
18 Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Лекция 4.0 13
19 Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Семинар 2.0 14
20 Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Практическая работа 4.0 15
21 Рубежный контроль по второму модулю Минизачет 2.0 16
22 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" в начальной школе как отрасль педагогической науки Лекция знать объект исследования, цели и задачи, которые решает методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Узнавание
знать классификации методов исследования в области методики преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
2 Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" в начальной школе как отрасль педагогической науки Семинар уметь раскрывать сущность и значение межнаучных связей Воспроизведение
знать этапы конкретных исследований и задачи, решаемые на каждом этапе Воспроизведение
3 Становление и развитие начального естествоведческого, географического, исторического образования (дореволюционный период) Семинар знать значимые причины введения в российскую школу естественно-научного образования Воспроизведение
знать влияние на естественнно-научное и обществоведческое начальное образование исследований К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, Д.Д. Семенова и др. Узнавание
уметь давать характеристику основным направлениям естественно-научного и обществоведческого образования начала 20 века Воспроизведение
знать специфику программы Д.Н. Кайгородова, ее роль в дальнейшем развитии естествознания как учебного предмета в начальной школе Узнавание
знать проблемы начального естественно-научного и обществоведческого образования, разрабатываемые в начале 20 века, уметь раскрывать их сущность и значение для современного курса "Окружающий мир" Воспроизведение
4 Начальное естествознание, география и история в советской школе Вариативное задание уметь характеризовать основные направления развития начального естественно-научного и обществоведческого образованиеяв период с 1931 по 1946 г. Воспроизведение
уметь выделять положительные и отрицательные стороны естественно-научного и обществоведческого начального образования в период с 1946 до конца 60-ых гг. Воспроизведение
знать принципы классической методики естествознания Узнавание
уметь характеризовать начальное естественно-научное и обществоведческое образование конца 1960-х годов - начала 1990 -х гг. Воспроизведение
5 Становление и развитие начального естествоведческого, географического, исторического образования (дореволюционный период) Индивидуальная работа знать динамику естественно-научного и обществоведческого образования в России в 19 веке Воспроизведение
6 Начальное естествознание, география и история в советской школе Семинар знать проблемы начального естественно-научного и обществоведческого образования в период с 1917 по 1931 г. Узнавание
знать проблемы естественно-научного и обществоведческого образования, ставшие объектом исследования в период конца 1960-х до 1990 г. Воспроизведение
7 Современные тенденции в методике преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Лекция знать основные тенденции природоведческого, географического, обществоведческого образования младших школьников Воспроизведение
8 Современные тенденции в методике преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Индивидуальная работа уметь выявлять значение естественно-научного и обществоведческого образования в развитии личности младшего школьника Воспроизведение
9 Современные тенденции в методике преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Конференция уметь выделять наиболее актуальные проблемы методики преподавания предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
10 Рубежный контроль по первому модулю Коллоквиум знать объект исследования, цели и задачи, которые решает методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Узнавание
уметь раскрывать сущность и значение межнаучных связей Воспроизведение
знать классификации методов исследования в области методики преподавания учебного предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
знать этапы конкретных исследований и задачи, решаемые на каждом этапе Воспроизведение
знать значимые причины введения в российскую школу естественно-научного образования Воспроизведение
знать динамику естественно-научного и обществоведческого образования в России в 19 веке Воспроизведение
знать влияние на естественнно-научное и обществоведческое начальное образование исследований К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, Д.Д. Семенова и др. Узнавание
уметь давать характеристику основным направлениям естественно-научного и обществоведческого образования начала 20 века Воспроизведение
знать специфику программы Д.Н. Кайгородова, ее роль в дальнейшем развитии естествознания как учебного предмета в начальной школе Узнавание
знать проблемы начального естественно-научного и обществоведческого образования, разрабатываемые в начале 20 века, уметь раскрывать их сущность и значение для современного курса "Окружающий мир" Воспроизведение
знать проблемы начального естественно-научного и обществоведческого образования в период с 1917 по 1931 г. Узнавание
уметь характеризовать основные направления развития начального естественно-научного и обществоведческого образованиеяв период с 1931 по 1946 г. Воспроизведение
уметь выделять положительные и отрицательные стороны естественно-научного и обществоведческого начального образования в период с 1946 до конца 60-ых гг. Воспроизведение
знать принципы классической методики естествознания Узнавание
уметь характеризовать начальное естественно-научное и обществоведческое образование конца 1960-х годов - начала 1990 -х гг. Воспроизведение
знать проблемы естественно-научного и обществоведческого образования, ставшие объектом исследования в период конца 1960-х до 1990 г. Воспроизведение
знать структуру и основное содержание компонентов примерной программы по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
уметь выделять ведущие требования к начальному обучению, в том числе к курсу Окружающий мир", определенные ФГОС НОО Воспроизведение
11 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа знать перечень основных документов, регулирующих процесс обучения по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
12 Содержание начального курса "Окружающий мир". Принципы отбора содержания. Лекция знать принципы отбора и конструирования содержания образования учебного предмета "Окружающий мир" Узнавание
13 Содержание начального курса "Окружающий мир". Принципы отбора содержания. Семинар уметь раскрывать сущность каждого принципа отбора содержания образования, доказывать необходимость их учета в процессе организации обучения младших школьников Воспроизведение
14 Нормативные документы, регулирующие процесс обучения по учебному предмету "Окружающий мир" Практическая работа знать перечень основных документов, регулирующих процесс обучения по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
знать структуру и основное содержание компонентов примерной программы по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
уметь выделять ведущие требования к начальному обучению, в том числе к курсу Окружающий мир", определенные ФГОС НОО Воспроизведение
знать планируемые результаты освоения учебных программ по учебному предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
15 Современные УМК по предмету "Окружающий мир" Семинар знать существующие УМК по предмету "Окружающий мир" и их особенности Воспроизведение
уметь характеризовать каждый УМК по предмету "Окружающий мир". Воспроизведение
16 Межпредметные связи и преемственность в обучении учебному предмету "Окружающий мир" Семинар знать сущность понятия межпредметные связи Узнавание
знать особенности реализации межпредметных связей Воспроизведение
иметь представление о синхронистических таблицах Узнавание
знать сущность понятия преемственность в обучении Воспроизведение
показывать на примерах содержательную линию преемственности курса "Окружающий мир" и соответствующих учебных предметов в основной школе Воспроизведение
составлять синхронистические таблицы Применение
17 Межпредметные связи и преемственность в обучении учебному предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа уметь выделять направления дошкольной подготовки детей, подготавливающие их к изучению в начальной школе учебного предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
18 Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Лекция знать сущность понятия и его основные характеристики Узнавание
знать основные требования к первоначальному понятию Воспроизведение
знать этапы формирования понятия Узнавание
19 Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Семинар классифицировать понятия по содержанию в учебном предмете "Окружающий мир" Воспроизведение
знать методические средства развития понятий Воспроизведение
20 Методика формирования и развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Практическая работа знать этапы формирования понятия Узнавание
уметь характеризовать исходный момент образования понятий Воспроизведение
приводить конкретные примеры развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Воспроизведение
определять приемы образования и развития естественно-научных и обществоведческих понятий Воспроизведение
21 Рубежный контроль по второму модулю Минизачет знать принципы отбора и конструирования содержания образования учебного предмета "Окружающий мир" Узнавание
уметь раскрывать сущность каждого принципа отбора содержания образования, доказывать необходимость их учета в процессе организации обучения младших школьников Воспроизведение
знать сущность понятия межпредметные связи Узнавание
знать особенности реализации межпредметных связей Воспроизведение
иметь представление о синхронистических таблицах Узнавание
знать сущность понятия преемственность в обучении Воспроизведение
уметь выделять направления дошкольной подготовки детей, подготавливающие их к изучению в начальной школе учебного предмета "Окружающий мир" Воспроизведение
показывать на примерах содержательную линию преемственности курса "Окружающий мир" и соответствующих учебных предметов в основной школе Воспроизведение
составлять синхронистические таблицы Применение
знать сущность понятия и его основные характеристики Узнавание
классифицировать понятия по содержанию в учебном предмете "Окружающий мир" Воспроизведение
знать основные требования к первоначальному понятию Воспроизведение
знать этапы формирования понятия Узнавание
уметь характеризовать исходный момент образования понятий Воспроизведение
знать методические средства развития понятий Воспроизведение
приводить конкретные примеры развития начальных естественно-научных и обществоведческих понятий Воспроизведение
определять приемы образования и развития естественно-научных и обществоведческих понятий Воспроизведение
22 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа Результаты не указаны

Литература

Основная

  1. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 253 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=58277. – Загл. с экрана.
  2. Клепинина З.А., Аквилёва Г.Н. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" : Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - 2-e изд., перераб. и доп. - (Бакалавриат)., (Гриф) 2013. – 336 с.
  3. Миронов А.В. Технология изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе / А.В. Миронов. Из-во "Феникс" 2013. – 511 с.

Дополнительная

  1. Вахрушев, А. А.Окружающий мир ("Обитатели Земли"). 3-й класс : метод. рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. - 2-е изд., доп. - М. : Баласс, 2014.
  2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 - 4-е классы : программа / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 184, [7] c. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  3. Миронов, А. В. "Окружающий мир" в начальной школе: как реализовать ФГОС : пособие для учителя / А. В. Миронов. - М. : Баласс, 2013. - 95 с.
  4. Миронов А.В. "Окружающий мир в начальной школе. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя" / А.В. Миронов. - Образовательная система "Школа 2100", 2012. – 96 с.
  5. Плешаков, А. А.Окружающий мир. 1-4 классы : рабочие прогр. : предм. линия учеб. системы "Перспектива" : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 128 с.
  6. Плешаков, А. А Окружающий мир. 1-4 классы : рабочие прогр. : предм. линия учеб. системы "Школа России" : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 223,
  7. Плешаков, А. А.Окружающий мир. 1-й класс : комплект демонстрац. табл. с метод. рек. к учеб. А. А. Плешакова [и др.] "Окружающий мир. 1 кл." / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2009. - 16 демонстрац. табл. : ил.
  8. Поглазова, О. Т.Окружающий мир. 1 - 4-е классы : прогр., поуроч.-темат. планирование / О. Т. Поглазова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 302
  9. Поглазова, О. Т.Окружающий мир : метод. рекомендации к учеб. для 2-го кл. общеобразоват. учреждений : пособие для учителя / О. Т. Поглазова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012. - 256.
  10. Родыгина, О. А. Окружающий мир ("Человек и природа"). 4-й класс : метод. рекомендации для учителя / О. А. Родыгина, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2013. - 239.

Цифровые ресурсы

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp
  2. Справочно-поисковые системы: Yandex, Google, Rambler, Yahoo, Answers.com.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б.3.5 Методика обучения предмету "Окружающий мир" [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование») / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.