бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2015-16 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 9 марта 2016 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 16 марта 2016 г.
В.В. Толмачева декан факультета

Б3.В.ОД.18 Технологии индивидуального обучения и воспитания в младшем школьном возрасте, 8 семестр 1 полусеместр

Б-2022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); Знание сущности понятий: - «технология обучения», «технология воспитания»; знаниевый
. Понимание значимости организации обучения и воспитания в сфере образования на основе технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области знаний ориентировочный
Умение: формулировать цель и задачи организации обучения и воспитания в сфере образования на основе технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области знаний; операциональный
выбора и реализации форм, методов, приемов, средств и технологий организации обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с возрастными особенностями учащихся опыт
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); - Знание сущности понятий: «возможности образовательной среды»; . «качество образования»; знаниевый
. Понимание значимости использования возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. ориентировочный
определять критерии оценки правильности использования возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования операциональный
опыт определять критерии оценки правильности использования возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования опыт
способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); .возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников знаниевый
. Понимание значимости сотрудничества обучающихся и воспитанников в становлении личности и обеспечении качества образовательного процесса. ориентировочный
Уменеет осуществлять выбор формы, методов и условий сотрудничества с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников; операциональный
Опыт выбора формы, методов и условий сотрудничества с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников; опыт
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); Знание сущности понятий: «достижения обучающихся и воспитанников»; знаниевый
Владение общей схемой определения критериев и адекватных им современных психолого-педагогических методов диагностирования ориентировочный
Умение осуществлять выбор современных психолого-педагогических методов диагностирования достижений обучающихся и воспитанников. операциональный
.Определения критериев диагностирования достижений обучающихся и воспитанников. опыт

Цели изучения дисциплины

сформировать знания о технологиях индивидуального обучения детей младшего школьного возраста и умения организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучающихся начальных классов.

Задачи

  1. сформировать знания о теоретических основах процесса индивидуализации обучения младших школьников в начальных классах
  2. сформировать умения организовывать образовательный процесс в НОО с опорой на технологии индивидуального обучения детей младшего школьного возраста.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29,0 ч. (40,28%)
Контроль самостоятельной работы 6,0 ч.
Самостоятельная работа студента 43,0 ч. (59,72%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 12,0 ч. из 11,5 ч.
Часов в неделю 2,9 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 сформировать знания о теоретических основах процесса индивидуализации обучения младших школьников в начальных классах владеет знаниями о теоретических основах индивидуального подхода обучения на ступени начального образования
  • Индивидуализация образовательного процесса
  • Дифференциация обучения: виды и их характеристика. Уровневая дифференциация
  • Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления
  • Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС
Модуль 2 сформировать умения организовывать образовательный процесс в НОО с опорой на технологии индивидуального обучения детей младшего школьного возраста. владеет умениями организовывать образовательный процесс в НОО с опорой на технологии индивидуального обучения младших школьников
  • Дидактические условия обучения одаренных детей с учетом требований ФГОС
  • Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении
  • Особенности обучения леворуких детей
  • Здоровье школьника как основа эффективного обучения. Особенности обучения длительно болеющих детей

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Индивидуализация образовательного процесса Лекция 2,0 1
2 Индивидуализация образовательного процесса Семинар 2,0 1
3 Индивидуализация образовательного процесса Индивидуальная работа 2,0 1
4 Индивидуализация образовательного процесса Вариативное задание 1,0 1
5 Дифференциация обучения: виды и их характеристика. Уровневая дифференциация как основа ФГОС НОО Лекция 2,0 2
6 Дифференциация обучения: виды и их характеристика. Уровневая дифференциация как основа ФГОС НОО Практическая работа 1,0 2
7 Дифференциация обучения: виды и их характеристика. Уровневая дифференциация как основа ФГОС НОО Вариативное задание 1,0 2
8 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Лекция 2,0 3
9 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Семинар 2,0 3
10 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Индивидуальная работа 2,0 3
11 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Другое 1,0 3
12 Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС Индивидуальная работа 2,0 4
13 Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС Коллоквиум 1,0 4
14 Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС Практическая работа 2,0 4
15 Дидактические условия обучения одаренных детей с учетом требований ФГОС Семинар 2,0 5
16 Дидактические условия обучения одаренных детей с учетом требований ФГОС Конференция 2,0 5
17 Дидактические условия обучения одаренных детей с учетом требований ФГОС Индивидуальная работа 2,0 5
18 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Лекция 2,0 6
19 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Семинар 4,0 6
20 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Индивидуальная работа 2,0 6
21 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Вариативное задание 1,0 6
22 Особенности обучения леворуких детей Семинар 2,0 8
23 Особенности обучения леворуких детей Реферат 2,0 8
24 Здоровье школьника как основа эффективного обучения. Особенности обучения длительно болеющих детей Лекция 2,0 9
25 Здоровье школьника как основа эффективного обучения. Особенности обучения длительно болеющих детей Минизачет 2,0 10

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Индивидуализация образовательного процесса Лекция знает основные слагаемые образования: индивид и классно-урочная система. Воспроизведение
2 Индивидуализация образовательного процесса Семинар составляет схему по сходству и различию технологий индивидуального обучения авторов А.С.Границкой, В.Д.Шадрикова, Инге Унт. Применение
3 Индивидуализация образовательного процесса Индивидуальная работа характеризует соответствие уровня изучения предметов индивидуальным возможностям и интересам детей; учет эмоционально - личностных особенностей детей Воспроизведение
4 Индивидуализация образовательного процесса Вариативное задание умеет выделять проблему индивидуализации обучения младшего школьника Воспроизведение
характеризует основные аспекты индивидуализации учебного процесса в начальной школе: обеспечение возможности свободного выбора детьми отдельных заданий, форм и способов работы; Воспроизведение
5 Дифференциация обучения: виды и их характеристика. Уровневая дифференциация как основа ФГОС НОО Лекция характеризует основные аспекты индивидуализации учебного процесса в начальной школе: обеспечение возможности свободного выбора детьми отдельных заданий, форм и способов работы; Воспроизведение
6 Дифференциация обучения: виды и их характеристика. Уровневая дифференциация как основа ФГОС НОО Практическая работа характеризует понятие индивидуальная образовательная траектория и индивидуальная образовательная программа как современные педагогические категории, их соотношение с индивидуальным образовательным маршрутом Воспроизведение
7 Дифференциация обучения: виды и их характеристика. Уровневая дифференциация как основа ФГОС НОО Вариативное задание составляет схему по сходству и различию технологий индивидуального обучения авторов А.С.Границкой, В.Д.Шадрикова, Инге Унт. Применение
8 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Лекция знает понятие педагогическая диагностика как основа успешного обучения в начальных класса Воспроизведение
9 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Семинар умеет характеризовать принципы педагогической диагностики Воспроизведение
10 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Индивидуальная работа владеет обзорной характеристикой технологии оценивания, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса Воспроизведение
11 Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь, методы и методики выявления Другое характеризует количественную и качественуюя оценуа результатов деятельности обучающихся; формирующую и итоговую оценуа образовательных достижений учащихся начальных классов Воспроизведение
12 Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС Индивидуальная работа характеризует классификацию видов индивидуальных образовательных маршрутов Воспроизведение
13 Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС Коллоквиум характеризует цели применения индивидуальных образовательных маршрутов Воспроизведение
14 Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации требований ФГОС Практическая работа характеризует понятие индивидуальная образовательная траектория и индивидуальная образовательная программа как современные педагогические категории, их соотношение с индивидуальным образовательным маршрутом Воспроизведение
15 Дидактические условия обучения одаренных детей с учетом требований ФГОС Семинар характеризует одаренность как высокий уровень и качественно своеобразное сочетание способностей Воспроизведение
характеризует особенности развития способностей и одаренности на разных возрастных этапах Воспроизведение
16 Дидактические условия обучения одаренных детей с учетом требований ФГОС Конференция характеризует систему дидактических условий развития познавательной деятельности одаренных школьников: своевременная диагностика интеллектуальных особенностей и способностей учащихся; адекватное содержание обучения; задания высокого мыслительного уровня; определение затрат времени на выполнение задани Воспроизведение
осуществляет подбор методик на определение уровня одаренности младших школьников Применение
17 Дидактические условия обучения одаренных детей с учетом требований ФГОС Индивидуальная работа знает понятия «одаренность» и «способности» Воспроизведение
знает виды одаренности Воспроизведение
18 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Лекция знает понятие "дети с трудностями в обучении" Воспроизведение
19 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Семинар характеризует типологические группы детей с трудностями в обучении: дети с пониженной обучаемостью, отстающие дети (Н. А. Менчинская, З.И. Калмыкова, У.В. Ульенкова), нервные дети, нервно - ослабленные дети (А.И.Захаров), дети с временной задержкой психического развития ( М.М. Безруких ) Воспроизведение
20 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Индивидуальная работа характеризует особенности учебно-познавательной деятельности школьников с трудностями в обучении Воспроизведение
21 Особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими трудности в обучении Вариативное задание владеет характеристикой стратегии учебно-воспитательного процесса: учет биологических и социальных условий психического развития детей; учет пониженной готовности (интеллектуальная, эмоциональная, социальная) к обучению Воспроизведение
22 Особенности обучения леворуких детей Семинар характеризует развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта Воспроизведение
осуществляет подбор комплекса кинезиологических упражнений для леворуких детей Применение
23 Особенности обучения леворуких детей Реферат характериузет процесс адаптации леворукого ребенка в «праворуком» мире Воспроизведение
знает кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе. Воспроизведение
24 Здоровье школьника как основа эффективного обучения. Особенности обучения длительно болеющих детей Лекция знает определение понятия «здоровье» Воспроизведение
характериузет критерии и факторы, определяющие здоровье; оценку показателей здоровья Воспроизведение
25 Здоровье школьника как основа эффективного обучения. Особенности обучения длительно болеющих детей Минизачет владеет особенностями обучения длительно болеющих детей младшего школьного возраста. Воспроизведение
характеризует особенностями организации учебно-воспитательного процесса в школе: рационализация учебного режима младших школьников Воспроизведение
составляет режим дня для детей младшего школьного возраста Применение

Литература

Основная

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 151 c.
  2. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М. : Академия, 2006. - 282 с.
  3. Теория обучения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] / [И.П. Андриади, С.Н. Ромашова, С.Ю. Темина, Е.Б. Куракина]; под ред. И.П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336с.
  4. Теория обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.М. Буслаева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6347.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная

  1. Александрова, Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя [Текст] / Е.А. Александрова // Народное образование. – 2008. - №7. – С.243-250.
  2. Гущина, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут как средство сопровождения развития субъектности обучающихся [Текст] / ТТ.Н. Гущина // Воспитание школьников. – 2011. - №9. – С.32-38.
  3. Михайлова, В. П., Градусова, Т. К.Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности (для будущих учителей, менеджеров, инженеров): учебное пособие / В.П. Михайлов, Т.К. Градусова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010 – 210с. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232373&sr=1
  4. Петрова, Л.И. Организация образовательного процесса в школе: учебно-методическое пособие [Текст] / Л.И. Петрова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 443с.
  5. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А Колесниковой. М.: Академия, 2008. – 256с.

Цифровые ресурсы

  1. Бочкарева, Т.В. Управление качеством образование через реализацию индивидуальных образовательных программ [Электронный ресурс] / Т.В. Бочкарева. – Режим доступа: http://old.tspu.edu.ru/seminar/doklady/4/bochkareva4.doc
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Асмолов А.Г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
  3. Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года– [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://www.doinhmao.ru/netcat_files/File/gosprogramma20142020.pdf
  4. Планируемые результаты начального общего образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2770
  5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года – [Электронный ресурс] – [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/?frame=1
  6. Федеральный Государственный образовательный стандарт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В. 3.18. Технологии индивидуального обучения и воспитания в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]: Б-2021, Б-2022, Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», название программа «Инновационная начальная школа», экзамен / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. В. 3.18. Технологии индивидуального обучения и воспитания в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. А. А.Арасланова – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.