бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2012-13 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 14, 2012
Д.В. Ларкович декан факультета
согласовано Nov. 19, 2012

ОПД.Ф.01 Педагогика, 3 семестр

Б-1041, 050100.62, Педагогическое образование (профиль Образование в области иностранного языка), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

Формирование у будущего педагога компетенций в области профессиональной педагогической деятельности.

Задачи

  1. формировать представление о педагогике как науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке и о роли педагогической науки в модернизации образования;
  2. учить применять современные методы, формы и технологии при организации и осуществлении целостного учебно-воспитательного процесса на конкретной ступени об-разовательного учреждения, в том числе инновационного.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 43.0 ч.
Лекция 10.0 ч.
Семинар 12.0 ч.
Практическая работа 13.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 65.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 4.0 ч.
Часов в неделю 2.69 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Общие основы педагогики формировать представление о педагогике как науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке и о роли педагогической науки в модернизации образования. выделять объект, предмет, задачи педагогики, интерпретировать связь педагогической науки и практики, уметь интерпретировать образование как пед.процесс и общественное явление; определять методологию педагогики, выделять ее уровни, методолог.принципы; определять методологич.культуру и методолог.умения. Знать типы научных исследований, логику и методы исследования
  • Система образования РФ
  • Педагогика как наука.
  • Образование как общественное явление
  • Образование как педагогический процесс.
  • Семья как субъект образовательного процесса
  • Понятие методологии пед.науки
  • Научные исследования в педагогике. Логика пед.исследования.
  • Методы пед.исследования. Методологическая культура педагога
  • Рубежный контроль
Теория обучения учить применять современные методы, формы и технологии при организации и осуществлении целостного учебно-воспитательного процесса на конкретной ступени об-разовательного учреждения, в том числе инновационного. интерпретировать противоречия процесса обучения, определять его этапы, функции обучения, личностный, двусторонний характер обучения, обучение как сотворчество; интерпретировать закономер.и принципы обучения и условия их реализации. Уметь определять ФГОС общего образования, давать характеристику структуре и компонентам Базисного образовательного плана, основной образовательной программы общего образования. Уметь давать характеристику методов, форм и средств обучения; Понимать понятия: новшество, новация, инновационн.процесс, авторская школа. Знать виды и формы выражения продукта рефлексивной деятельности. Уметь разрабатывать задания по рефлексии учеников
  • Сущность, движущие силы, противоречия и логика, функции и основные свойства обучения.
  • Закономерности и принципы обучения
  • Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Общая характеристика ФГОС второго поколения, его инновационный характер.
  • Характеристика структуры и компонентов Базисного образовательного плана, основной образовательной программы общего образования
  • Методы обучения
  • Интерактивные методы обучения
  • Современные модели организации обучения
  • Коллективные и групповые технологии организации обучения
  • Инновационные образовательные процессы.
  • Типология и многообразие образ.учреждений.
  • Авторские школы
  • Анализ современных дидактических концепций
  • Средства обучения и их классификация
  • Рефлексия в обучении
  • Фундаментальное ядро содержания образования
  • Рубежный контроль

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогика как наука Лекция 2.0 1
2 Педагогика как наука Практическая работа 1.0 1
3 Система образования РФ Семинар 2.0 2
4 Образование как общественное явление Лекция 2.0 2
5 Образование как педагогический процесс Семинар 2.0 2
6 Методология педагогической науки. Методологические принципы педагогики. Лекция 2.0 3
7 Научное исследование в педагогике. Практическая работа 2.0 4
8 Методы научного педагогического исследования Практическая работа 2.0 4
9 Научное исследование в педагогике. Индивидуальная работа 2.0 4
10 Семья как субъект педагогического процесса Вариативное задание 2.0 5
11 Сущность, движущие силы и логика процесса обучения Лекция 2.0 5
12 Семья как субъект педагогического процесса Индивидуальная работа 2.0 5
13 Закономерности и принципы обучения Семинар 2.0 6
14 Структура и компоненты ФГОС второго поколения Лекция 2.0 6
15 Структура и компоненты Базисного образовательного плана Семинар 2.0 6
16 Фундаментальное ядро содержания образования Практическая работа 2.0 7
17 Методы обучения Семинар 2.0 7
18 Рубежный контроль по общим основам педагогики Контрольная работа 2.0 7
19 Интерактивные методы обучения Практическая работа 2.0 9
20 Современные модели организации обучения Семинар 2.0 9
21 Коллективные и групповые технологии организации обучения Практическая работа 2.0 10
22 Инновационные образовательные процессы Вариативное задание 2.0 10
23 Инновационные образовательные процессы Индивидуальная работа 2.0 10
24 Типология и многообразие образовательных учреждений Конференция 2.0 11
25 Авторские школы Конференция 2.0 12
26 Анализ современных дидактических концепций Вариативное задание 2.0 12
27 Анализ современных дидактических концепций Индивидуальная работа 2.0 12
28 Средства обучения и их классификация Вариативное задание 2.0 14
29 Средства обучения и их классификация Индивидуальная работа 2.0 14
30 Рефлексия в обучении Практическая работа 2.0 15
31 Рубежный контроль по теории обучения Контрольная работа 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогика как наука Лекция называть объект и предмет, задачи, функции педагогики; Узнавание
выделять признаки единства и различий пед.науки и практики Воспроизведение
уметь объяснять роль педагогической науки в модернизации обучения. Воспроизведение
2 Педагогика как наука Практическая работа называть объект и предмет, задачи, функции педагогики; Узнавание
выделять признаки единства и различий пед.науки и практики Воспроизведение
уметь объяснять роль педагогической науки в модернизации обучения. Воспроизведение
3 Система образования РФ Семинар Знанать и уметь интерпретировать структурные компоненты системы образования; Уметь выделять уровни управления и объяснять их роль в функционировании развитии систтемы образования. Воспроизведение
Знать особенности системы образования в ХМАО и г. Сургуте. Воспроизведение
Уметь интерпретировать роль педагогической науки в модернизации образования. Воспроизведение
4 Образование как общественное явление Лекция Знать определение понятия "образовани" и уметь его интерпретировать Воспроизведение
Понимать значение образования как общественного явления и социокультурного феномена Воспроизведение
5 Образование как педагогический процесс Семинар Знать структуру педагогического процесса и уметь объяснять взаимосвязь его компонентов на основе закономерностей. Воспроизведение
Выделять этапы подготовки и организации педагогического процесса. Уметь обосновать его результаты Воспроизведение
6 Методология педагогической науки. Методологические принципы педагогики. Лекция Уметь объяснять роль методологии науки в совершенствовании как самой науки, так и практики. Воспроизведение
Уметь интерпретировать методологические принципы организации как научного исследования, так и образовательного процесса. Воспроизведение
7 Научное исследование в педагогике. Практическая работа Уметь определять методологические параметры научного исследования. Применение
Уметь планировать логику научного исследования Применение
8 Методы научного педагогического исследования Практическая работа Знать свойства теоретических методов исследования Воспроизведение
Знать свойства эмпирических методов исследования Воспроизведение
Уметь отбирать методы педагогическогоисследования Применение
9 Научное исследование в педагогике. Индивидуальная работа Уметь определять методологические параметры научного исследования. Применение
Уметь планировать логику научного исследования Применение
10 Семья как субъект педагогического процесса Вариативное задание Знать понятие, типы, проблемы современной семьи. Воспроизведение
Знать и уметь проектировать формы взаимодействия школы и семьи для оказания помощи детям и подросткам в учении. Применение
11 Сущность, движущие силы и логика процесса обучения Лекция Знать и уметь интерпретировать сущность, движущие силы, противоречия и логику (этапы усвоения) процесса обучения. Воспроизведение
Знать и уметь интерпретировать основные свойства обучения Воспроизведение
12 Семья как субъект педагогического процесса Индивидуальная работа Знать понятие, типы, проблемы современной семьи. Воспроизведение
Знать и уметь проектировать формы взаимодействия школы и семьи для оказания помощи детям и подросткам в учении. Применение
13 Закономерности и принципы обучения Семинар Уметь объяснять зависимость закономерностей, принципов обучения и обучающую деятельность педагога. Воспроизведение
Уметь разрабатывать правила реализации педагогом принципов обучения Применение
14 Структура и компоненты ФГОС второго поколения Лекция Перечислять и характеризовать структуру и компоненты ФГОС 2 поколения. Узнавание
Характеризовать и интерпретировать сущность, цель, функции, задачи, особенности ФГОС второго поколения. Воспроизведение
15 Структура и компоненты Базисного образовательного плана Семинар Знать и интерпретировать структуру и компоненты Базисного образовательного плана, основной образовательной программы общего образования. Узнавание
Знать и интерпретировать требования к соотношению частей ООП и их объему, а также соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса на различных ступенях общеообразовательного учреждения. Воспроизведение
Обосновывать возможности индивидуального учебного плана Воспроизведение
16 Фундаментальное ядро содержания образования Практическая работа Уметь интерпретировать Фундаментальное ядро содержания общего образования Воспроизведение
17 Методы обучения Семинар Знать и уметь интерпретировать понятие метода обучения как способа формирования потребности к деятельности Воспроизведение
Знать современную классификацию и характеристику методов обучения Воспроизведение
уметь обосновать выбор методов обучения в разл.ситуациях педагогической практики Применение
18 Рубежный контроль по общим основам педагогики Контрольная работа Знанать и уметь интерпретировать структурные компоненты системы образования; Уметь выделять уровни управления и объяснять их роль в функционировании развитии систтемы образования. Воспроизведение
Знать особенности системы образования в ХМАО и г. Сургуте. Воспроизведение
Уметь интерпретировать роль педагогической науки в модернизации образования. Воспроизведение
называть объект и предмет, задачи, функции педагогики; Узнавание
выделять признаки единства и различий пед.науки и практики Воспроизведение
уметь объяснять роль педагогической науки в модернизации обучения. Воспроизведение
Знать определение понятия "образовани" и уметь его интерпретировать Воспроизведение
Понимать значение образования как общественного явления и социокультурного феномена Воспроизведение
Знать структуру педагогического процесса и уметь объяснять взаимосвязь его компонентов на основе закономерностей. Воспроизведение
Выделять этапы подготовки и организации педагогического процесса. Уметь обосновать его результаты Воспроизведение
Знать понятие, типы, проблемы современной семьи. Воспроизведение
Знать и уметь проектировать формы взаимодействия школы и семьи для оказания помощи детям и подросткам в учении. Применение
Уметь объяснять роль методологии науки в совершенствовании как самой науки, так и практики. Воспроизведение
Уметь интерпретировать методологические принципы организации как научного исследования, так и образовательного процесса. Воспроизведение
Уметь определять методологические параметры научного исследования. Применение
Уметь планировать логику научного исследования Применение
Знать свойства теоретических методов исследования Воспроизведение
Знать свойства эмпирических методов исследования Воспроизведение
Уметь отбирать методы педагогическогоисследования Применение
19 Интерактивные методы обучения Практическая работа Знать и уметь сущность интерактивного обучения Воспроизведение
Уметь применять техники организации некоторых интерактивных методов обучения (кейс-метод) Применение
20 Современные модели организации обучения Семинар Знать формы обучения и их классификацию. Узнавание
Уметь давать характеристику формам обучения. Воспроизведение
Уметь осуществлять выбор формы обучения в зависимости от цели. Применение
21 Коллективные и групповые технологии организации обучения Практическая работа Уметь организовать работу учащихся в малых группах Применение
22 Инновационные образовательные процессы Вариативное задание Определять объект, предмет, задачи педагогической инноватики Воспроизведение
определять основные признаки типологизации новшеств и уметь характеризовать новшества различных типов. Воспроизведение
23 Инновационные образовательные процессы Индивидуальная работа Определять объект, предмет, задачи педагогической инноватики Воспроизведение
определять основные признаки типологизации новшеств и уметь характеризовать новшества различных типов. Воспроизведение
24 Типология и многообразие образовательных учреждений Конференция Уметь осуществлять анализ образовательного учреждения в соответствии с выстроенным алгоритмом и визуально его представить Применение
25 Авторские школы Конференция Презентация авторских школ отечественных и зарубежных Применение
Освоение способа анализа авторских школ. Применение
26 Анализ современных дидактических концепций Вариативное задание Знать современные концепции обучения Воспроизведение
Уметь сравнивать дидактические концепции и выделять положительные характеристики, способствующие совершенствованию образовательного процесса Применение
27 Анализ современных дидактических концепций Индивидуальная работа Знать современные концепции обучения Воспроизведение
Уметь сравнивать дидактические концепции и выделять положительные характеристики, способствующие совершенствованию образовательного процесса Применение
28 Средства обучения и их классификация Вариативное задание Создание образовательной продукции по одной из изучаемых тем с использованием электронных средств обучения Творчество
29 Средства обучения и их классификация Индивидуальная работа Создание образовательной продукции по одной из изучаемых тем с использованием электронных средств обучения Творчество
30 Рефлексия в обучении Практическая работа Уметь организовать различные виды рефлексии учащихся Применение
31 Рубежный контроль по теории обучения Контрольная работа Знать и уметь интерпретировать сущность, движущие силы, противоречия и логику (этапы усвоения) процесса обучения. Воспроизведение
Знать и уметь интерпретировать основные свойства обучения Воспроизведение
Уметь объяснять зависимость закономерностей, принципов обучения и обучающую деятельность педагога. Воспроизведение
Уметь разрабатывать правила реализации педагогом принципов обучения Применение
Перечислять и характеризовать структуру и компоненты ФГОС 2 поколения. Узнавание
Характеризовать и интерпретировать сущность, цель, функции, задачи, особенности ФГОС второго поколения. Воспроизведение
Знать и интерпретировать структуру и компоненты Базисного образовательного плана, основной образовательной программы общего образования. Узнавание
Знать и интерпретировать требования к соотношению частей ООП и их объему, а также соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса на различных ступенях общеообразовательного учреждения. Воспроизведение
Обосновывать возможности индивидуального учебного плана Воспроизведение
Знать и уметь интерпретировать понятие метода обучения как способа формирования потребности к деятельности Воспроизведение
Знать современную классификацию и характеристику методов обучения Воспроизведение
уметь обосновать выбор методов обучения в разл.ситуациях педагогической практики Применение
Знать и уметь сущность интерактивного обучения Воспроизведение
Уметь применять техники организации некоторых интерактивных методов обучения (кейс-метод) Применение
Знать формы обучения и их классификацию. Узнавание
Уметь давать характеристику формам обучения. Воспроизведение
Уметь осуществлять выбор формы обучения в зависимости от цели. Применение
Уметь организовать работу учащихся в малых группах Применение
Уметь осуществлять анализ образовательного учреждения в соответствии с выстроенным алгоритмом и визуально его представить Применение
Определять объект, предмет, задачи педагогической инноватики Воспроизведение
определять основные признаки типологизации новшеств и уметь характеризовать новшества различных типов. Воспроизведение
Презентация авторских школ отечественных и зарубежных Применение
Освоение способа анализа авторских школ. Применение
Знать современные концепции обучения Воспроизведение
Уметь сравнивать дидактические концепции и выделять положительные характеристики, способствующие совершенствованию образовательного процесса Применение
Создание образовательной продукции по одной из изучаемых тем с использованием электронных средств обучения Творчество
Уметь организовать различные виды рефлексии учащихся Применение
Уметь интерпретировать Фундаментальное ядро содержания общего образования Воспроизведение
знать и уметь интерпретировать объект, предмет, задачи педагогической науки Воспроизведение
выделять признаки единства и различий пед.науки и практики Воспроизведение
уметь объяснять роль педагогической науки в модернизации обучения Применение
Знать определение понятия "образовани" и уметь его интерпретировать Воспроизведение
Понимать значение образования как общественного явления и социокультурного феномена Воспроизведение
Знать структуру педагогического процесса и уметь объяснять взаимосвязь его компонентов на основе закономерностей. Воспроизведение
Выделять этапы подготовки и организации педагогического процесса. Уметь обосновать его результаты Воспроизведение
Знать понятие, типы, проблемы современной семьи. Воспроизведение
Знать и уметь проектировать формы взаимодействия школы и семьи для оказания помощи детям и подросткам в учении. Применение
Уметь объяснять роль методологии науки в совершенствовании как самой науки, так и практики. Воспроизведение
Уметь интерпретировать методологические принципы организации как научного исследования, так и образовательного процесса. Воспроизведение
Уметь определять методологические параметры научного исследования. Уметь планировать логику научного исследования Применение
Знать свойства теоретических методов исследования Воспроизведение
Знать свойства эмпирических методов исследования Воспроизведение
Уметь отбирать методы педагогическогоисследования Применение
Знать и уметь интерпретировать сущность, движущие силы, противоречия и логику (этапы усвоения) процесса обучения. Воспроизведение
Знать и уметь интерпретировать основные свойства обучения Воспроизведение
Уметь объяснять зависимость закономерностей, принципов обучения и обучающую деятельность педагога. Воспроизведение
Уметь разрабатывать правила реализации педагогом принципов обучения Применение
Перечислять и характеризовать структуру и компоненты ФГОС 2 поколения. Воспроизведение
Характеризовать и интерпретировать сущность, цель, функции, задачи, особенности ФГОС второго поколения. Воспроизведение
Знать и интерпретировать структуру и компоненты Базисного образовательного плана, основной образовательной программы общего образования. Воспроизведение
Знать и интерпретировать требования к соотношению частей ООП и их объему, а также соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса на различных ступенях общеообразовательного учреждения. Воспроизведение
Знать и уметь интерпретировать понятие метода обучения как способа формирования потребности к деятельности Воспроизведение
Знать современную классификацию и характеристику методов обучения Воспроизведение
уметь обосновать выбор методов обучения в разл.ситуациях педагогической практики Применение
Знать и уметь интерпретировать сущность интерактивного обучения Воспроизведение
Уметь применять техники организации некоторых интерактивных методов обучения (кейс-метод) Применение
Знать формы обучения и их классификацию. Воспроизведение
Уметь давать характеристику формам обучения. Воспроизведение
Уметь осуществлять выбор формы обучения в зависимости от цели. Применение
Уметь организовать работу учащихся в малых группах Применение
Определять объект, предмет, задачи педагогической инноватики Воспроизведение
определять основные признаки типологизации новшеств и уметь характеризовать новшества различных типов. Воспроизведение
Уметь осуществлять анализ образовательного учреждения в соответствии с выстроенным алгоритмом и визуально его представить Применение
Презентация авторских школ отечественных и зарубежных Применение
Освоение способа анализа авторских школ. Применение
Знать современные концепции обучения Воспроизведение
Уметь сравнивать дидактические концепции и выделять положительные характеристики, способствующие совершенствованию образовательного процесса Воспроизведение
Создание образовательной продукции по одной из изучаемых тем с использованием электронных средств обучения Применение
Уметь интерпретировать Фундаментальное ядро содержания общего образования Воспроизведение
Уметь организовать различные виды рефлексии учащихся Применение

Литература

Основная

  1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика.- М., 2008
  2. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2010.
  3. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности /Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2008

Дополнительная

  1. Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебные задания. задачи и вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 53-67.
  2. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.

Цифровые ресурсы

  1. http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
  2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU –http://elibrary.ru/defaultx.asp
  3. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
  4. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

Источники

Учебно-методические материалы