бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2012-13 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Jan. 21, 2013
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Jan. 23, 2013

Б.3.1 Педагогика, 4 семестр

Б-1031, 050100.62, Педагогическое образование (профиль Художественное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Э.П. Бакшеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

Формирование у будущего педагога компетентности в области профессиональной педагогической деятельности

Задачи

  1. Учить применять современные методы, формы и технологии при организации и осуществлении целостного учебно-воспитательного процесса;
  2. Формировать умения выполнять функции классного руководителя

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 13.0 ч.
Практическая работа 22.0 ч.
КСР 5.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 64.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 2.44 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Теоретические основы воспитания Учить применять современные методы, формы и технологии при организации и осуществлении целостного учебно-воспитательного процесса; Перечислить основные признаки воспитания; Уметь объяснять противоречия воспитания; Уметь описывать и объяснять логические этапы воспитательного процесса; Уметь называть этапы самовоспитания; Уметь интерпретировать закономерности и принципы воспитания; Знать основные категории форм и методов воспитания и уметь осуществлять их выбор в соответствии с определенными условиями; Знать основные компоненты воспитательной системы класса; Знать и уметь давать характеристику основным направлениям воспитательной работы классного руководителя.
  • Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
  • Движущие силы и логика воспитательного процесса
  • Закономерности и принципы воспитания
  • Система форм и методов воспитания
  • Функции и основные направления деятельности классного руководителя
  • Коллектив как объект и субъект воспитания
  • Социализация и социальное воспитание
  • Педагогическое взаимодействие
  • Понятие о воспитательных системах
  • Базовые теории воспитания
  • Рубежный контроль по модулю 1
Модуль 2. Методические основы воспитания Формировать умения выполнять функции классного руководителя Уметь проектировать условия реализации методов воспитания в соответствии с основными направлениями воспитаия; Демонстрировать умение планировать воспитательную работу классного руководителя; Уметь проектировать основные компоненты воспитательной системы класса
  • Проектирование условий реализации методов формирования сознания и методов стимулирования и коррекции деятельности
  • Проектирование условий реализации методов организации деятельности учащихся
  • Проектирование основных направлений воспитания: умственное воспитание
  • Проектирование основных направлений воспитания: эстетическое, трудовое и физическое воспитание
  • Освоение технологии планирования воспитательной работы классного руководителя
  • Освоение технологии моделирования воспитательной системы класса
  • Проектирование воспитательной работы по формированию у учащихся культуры межнациональных отношений
  • Рубежный контроль по модулю 2

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса Лекция 2.0 1
2 Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса Индивидуальная работа 1.0 1
3 Движущие силы и логика воспитательного процесса Контрольная работа (< 1 часа) 1.0 1
4 Движущие силы и логика воспитательного процесса Семинар 2.0 2
5 Закономерности и принципы воспитания Практическая работа 2.0 2
6 Закономерности и принципы воспитания Индивидуальная работа 1.0 2
7 Основные формы и методы воспитания Лекция 2.0 3
8 Основные формы и методы воспитания Семинар 2.0 3
9 Функции и основные направления воспитательной работы классного руководителя Семинар 2.0 4
10 Социализация и социальное воспитание Семинар 2.0 4
11 Базовые теории воспитания Вариативное задание 1.0 4
12 Базовые теории воспитания Индивидуальная работа 1.0 4
13 понятие о воспитательных системах Семинар 2.0 5
14 Педагогическое взаимодействие Семинар 1.0 5
15 понятие о воспитательных системах Индивидуальная работа 2.0 5
16 Педагогическое взаимодействие Индивидуальная работа 2.0 5
17 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа 2.0 6
18 Методы формирования сознания. Методы стимулирования и коррекции деятельности Практическая работа 2.0 6
19 Методы формирования сознания. Методы стимулирования и коррекции деятельности Индивидуальная работа 1.0 6
20 Методы организации деятельности Практическая работа 2.0 7
21 Методы организации деятельности Индивидуальная работа 1.0 7
22 Направления воспитания. Умственное и нравственное воспитание Практическая работа 2.0 8
23 Направления воспитания. Умственное и нравственное воспитание Индивидуальная работа 2.0 8
24 Направления воспитания. Эстетическое, трудовое, физическое воспитание. Практическая работа 2.0 9
25 Направления воспитания. Эстетическое, трудовое, физическое воспитание. Практическая работа 2.0 9
26 Освоение технологии планирования воспитательной работы классного руководителя Практическая работа 2.0 10
27 Освоение технологии планирования воспитательной работы классного руководителя Практическая работа 2.0 10
28 Воспитание культуры межнациональных отношений Практическая работа 2.0 11
29 Освоение технологии моделирования воспитательной системы класса Практическая работа 2.0 12
30 Освоение технологии моделирования воспитательной системы класса Практическая работа 2.0 13
31 Коллектив как объект и субъект воспитания Семинар 2.0 15
32 Рубежный контроль по модулю 2. Контрольная работа 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса Лекция Уметь интерпретировать характеристики основных компонентов воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь интерпретировать признаки воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь аргументированно определять место воспитания в структуре образовательного процесса Воспроизведение
2 Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса Индивидуальная работа Уметь аргументированно определять место воспитания в структуре образовательного процесса Воспроизведение
3 Движущие силы и логика воспитательного процесса Контрольная работа (< 1 часа) Уметь определять причинно-следственные связи воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь обоснованно представлять логику воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь составлять план самовоспитания Применение
4 Движущие силы и логика воспитательного процесса Семинар Уметь определять причинно-следственные связи воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь обоснованно представлять логику воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь составлять план самовоспитания Применение
5 Закономерности и принципы воспитания Практическая работа Уметь объяснять сущность закономерностей воспитания и их роль в воспитательном процессе Воспроизведение
Уметь объяснять сущность принципов воспитания и правила их реализации Применение
6 Закономерности и принципы воспитания Индивидуальная работа Уметь объяснять сущность закономерностей воспитания и их роль в воспитательном процессе Воспроизведение
Уметь объяснять сущность принципов воспитания и правила их реализации Применение
7 Основные формы и методы воспитания Лекция Уметь выбирать формы воспитания в зависимости от содержания, методов и направлений воспитания Применение
Уметь выбирать методы воспитания в зависимости от направления и условий реализации воспитательного процесса Применение
8 Основные формы и методы воспитания Семинар Уметь выбирать формы воспитания в зависимости от содержания, методов и направлений воспитания Применение
Уметь выбирать методы воспитания в зависимости от направления и условий реализации воспитательного процесса Применение
9 Функции и основные направления воспитательной работы классного руководителя Семинар Уметь интерпретировать функции классного руководителя Воспроизведение
Уметь давать содержательную характеристику основным направлениям деятельности классного руководителя Воспроизведение
10 Социализация и социальное воспитание Семинар Уметь интерпретировать стадии, факторы, средства, механизмы социального воспитания Воспроизведение
11 Базовые теории воспитания Вариативное задание Знать различия между технократическими и гуманистическими подходами к воспитанию Воспроизведение
12 Базовые теории воспитания Индивидуальная работа Знать различия между технократическими и гуманистическими подходами к воспитанию Воспроизведение
13 понятие о воспитательных системах Семинар Уметь объяснять значение компонентов воспитательной системы класса в воспитании коллектива и личности Воспроизведение
14 Педагогическое взаимодействие Семинар Уметь давать содержательную характеристику типам педагогического взаимодействия и условиям их существования Воспроизведение
15 понятие о воспитательных системах Индивидуальная работа Уметь объяснять значение компонентов воспитательной системы класса в воспитании коллектива и личности Воспроизведение
16 Педагогическое взаимодействие Индивидуальная работа Уметь давать содержательную характеристику типам педагогического взаимодействия и условиям их существования Воспроизведение
17 Рубежный контроль по модулю 1 Контрольная работа Уметь интерпретировать характеристики основных компонентов воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь интерпретировать признаки воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь аргументированно определять место воспитания в структуре образовательного процесса Воспроизведение
Уметь определять причинно-следственные связи воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь обоснованно представлять логику воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь составлять план самовоспитания Применение
Уметь объяснять сущность закономерностей воспитания и их роль в воспитательном процессе Воспроизведение
Уметь объяснять сущность принципов воспитания и правила их реализации Применение
Уметь выбирать формы воспитания в зависимости от содержания, методов и направлений воспитания Применение
Уметь выбирать методы воспитания в зависимости от направления и условий реализации воспитательного процесса Применение
Уметь интерпретировать функции классного руководителя Воспроизведение
Уметь давать содержательную характеристику основным направлениям деятельности классного руководителя Воспроизведение
Называть признаки коллектива Узнавание
Уметь давать содержательную характеристику этапов формирования ученического коллектива Воспроизведение
Уметь интерпретировать стадии, факторы, средства, механизмы социального воспитания Воспроизведение
Уметь давать содержательную характеристику типам педагогического взаимодействия и условиям их существования Воспроизведение
Уметь объяснять значение компонентов воспитательной системы класса в воспитании коллектива и личности Воспроизведение
Знать различия между технократическими и гуманистическими подходами к воспитанию Воспроизведение
Уметь интерпретировать сущность воспитания, его признаки и место в структуре образовательного процесса Воспроизведение
Уметь выявлять причинно-следственные связи воспитательного процесса, обеспечивающие его развитие; Воспроизведение
Знать и уметь объяснять логические этапы воспитания Воспроизведение
уметь выделять различия между технократическими и гуманистическими подходами воспитания Воспроизведение
Знать закономерности и принципы воспитания и определять правила реализации принципов воспитания Применение
Уметь определять формы и методы воспитания в зависимости от условий воспитательного процесса Воспроизведение
Уметь интерпретировать сущность и значение компонентов воспитательной системы Воспроизведение
Уметь давать содержательную характеристику функциям и основным направлениям воспитательной работы классного руководителя Воспроизведение
уметь интерпретировать основные задачи социального воспитания Воспроизведение
Уметь давать содержательную характеристику типам педагогического взаимодействия и условиям их возникновения и реализации Воспроизведение
18 Методы формирования сознания. Методы стимулирования и коррекции деятельности Практическая работа Уметь проектировать условия реализации методов формирования сознания и методов стимулирования и коррекции деятельности Применение
19 Методы формирования сознания. Методы стимулирования и коррекции деятельности Индивидуальная работа Уметь проектировать условия реализации методов формирования сознания и методов стимулирования и коррекции деятельности Применение
20 Методы организации деятельности Практическая работа Демонстрировать умения по проектированию условий применения методов организации деятельности учащихся (воспитательное мероприятие) Применение
21 Методы организации деятельности Индивидуальная работа Демонстрировать умения по проектированию условий применения методов организации деятельности учащихся (воспитательное мероприятие) Применение
22 Направления воспитания. Умственное и нравственное воспитание Практическая работа Уметь разрабатывать содержание, методы, формы организации умственного воспитания Применение
23 Направления воспитания. Умственное и нравственное воспитание Индивидуальная работа Уметь разрабатывать содержание, методы, формы организации умственного воспитания Применение
24 Направления воспитания. Эстетическое, трудовое, физическое воспитание. Практическая работа Уметь разрабатывать содержание, методы, формы организации эстетического, трудового, физического воспитания школьников Применение
25 Направления воспитания. Эстетическое, трудовое, физическое воспитание. Практическая работа Уметь разрабатывать содержание, методы, формы организации эстетического, трудового, физического воспитания школьников Применение
26 Освоение технологии планирования воспитательной работы классного руководителя Практическая работа Фрагмент плана воспитательной работы классного руководителя Применение
27 Освоение технологии планирования воспитательной работы классного руководителя Практическая работа Фрагмент плана воспитательной работы классного руководителя Применение
28 Воспитание культуры межнациональных отношений Практическая работа Уметь планировать воспитательную работу по формированию у учащихся культуры межнациональных отношений (обощенный способ) Применение
29 Освоение технологии моделирования воспитательной системы класса Практическая работа Уметь разрабатывать ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса Применение
30 Освоение технологии моделирования воспитательной системы класса Практическая работа Уметь разрабатывать ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса Применение
31 Коллектив как объект и субъект воспитания Семинар Называть признаки коллектива Узнавание
Уметь давать содержательную характеристику этапов формирования ученического коллектива Воспроизведение
32 Рубежный контроль по модулю 2. Контрольная работа Уметь проектировать условия реализации методов формирования сознания и методов стимулирования и коррекции деятельности Применение
Демонстрировать умения по проектированию условий применения методов организации деятельности учащихся (воспитательное мероприятие) Применение
Уметь разрабатывать содержание, методы, формы организации умственного воспитания Применение
Уметь разрабатывать содержание, методы, формы организации эстетического, трудового, физического воспитания школьников Применение
Фрагмент плана воспитательной работы классного руководителя Применение
Уметь разрабатывать ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса Применение
Уметь планировать воспитательную работу по формированию у учащихся культуры межнациональных отношений (обощенный способ) Применение

Литература

Основная

  1. Гликман И.З. Воспитатика. Учебник для студентов педагогических вузов: В 2-х частях. - М.: НИИ школьных технологий, 2009.
  2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр "Академия, 2009. - 192 с."
  3. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2010.
  4. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика подготовки и проведения: учебно-методич.пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. - Минск: Современная школа, 2010. - 352 с.

Дополнительная

  1. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
  2. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. – М., 2000.
  4. Сазонов В. П. Организация воспитательной работы в классе: Метод. по­собие для классного руководителя. – М., 2000.
  5. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2000.

Цифровые ресурсы

  1. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
  2. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml
  3. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
  4. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

Источники

Учебно-методические материалы