бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 22, 2016
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 4, 2016
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 5, 2016

Б1.Б.10 Специальная педагогика, 5 семестр

Б-4111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4) Знание понятий "сопровождение", "профессиональное самоопределение","общественные организации","лица с ОВЗ" знаниевый
Владение общей схемой выбора продуктивных индивидуальных маршрутов сопровождения и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ. ориентировочный
Понимание значимости решения данной проблемы в своей профессиональной деятельности. Понимание особенности организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ ориентировочный
Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2) Знание понятий "образование", "развитие", "абилитация", "реабилитация", "социальная адаптация", "коррекционно-развивающая среда", "социализация" знаниевый
Умение организовывать коррекционно-развивающую среду в образовательном учреждении специального и общеразвивающего вида операциональный
Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3) Знание понятий "педагогическая система воспитания и обучения", "дифференцированный подход", "интегрированный подход" знаниевый
Знать современное состояние проблемного, дифференцированного и интегрированного подходов знаниевый
Знать сущность индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы знаниевый
Понимание условий, необходимых для осуществления коррекционно-педагогической деятельности в специальных и общеобразовательных учреждениях ориентировочный
Умение осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях специальных и общеобразовательных организаций операциональный
Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1) знать содержания понятий "коррекция", "личностно-ориентированный подход" "индивидуально-дифференцированный подход" знаниевый
уметь выбирать оптимальную коррекционно-образовательную программу, учитывая индивидуальные особенности детей операциональный
Способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14) Знать способы осуществления работы по по популяризации дефектологических знаний. знаниевый
Знать сущность популяризации дефектологических знаний знаниевый
Понимание значимости работы по популяризации дефектологических знаний. Уметь описывать результаты работы по популяризации дефектологических знаний. ориентировочный
Владеть способами осуществления пополяризации дефектологических знаний операциональный

Цели изучения дисциплины

Формировать умения осуществлять профессиональную деятельность в специальных и общеобразовательных организациях, учитывая особенности организации коррекционно- педагогического сопровождения лиц с ОВЗ

Задачи

  1. Формировать знания о коррекционно-педагогических системах образования детей с нарушениями зрения и умения определять специфику коррекционно-педагогической деятельности в специальных и общеобразовательных организациях
  2. Формировать знания о коррекционно-педагогических системах образования детей с нарушениями слуха и умения определять специфику коррекционно-педагогической деятельности в специальных и общеобразовательных организациях

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 7.0 ч.
Семинар 8.0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 2.07 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Коррекционно-педагогические системы обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения Формировать знания о коррекционно-педагогических системах обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения и понимания специфики условий организации и осуществления коррекционно-педагогической деятельности в специальных и общеобразовательных учреждениях Знать общую характеристику детей с нарушениями зрения и закономерности развития психики при зрительном дефекте; знать историю развития специальной педагогики слепых и слабовидящих; знать особенности системы образования и коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями зрения; знать современные тенденции развития системы образования лиц с нарушениями зрения; знать разнообразие методов медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с нарушениями зрения; знать общие методические аспекты обучения лиц с нарушениями зрения.
  • Общие и специфические закономерности развития детей с нарушениями зрения
  • История развития науки тифлопедагогики
  • Система обучения и коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями зрения
  • Сущность, содержание и структура образования лиц с нарушениями зрения
  • Современные тенденции развития системы образования лиц с нарушениями зрения
  • Коррекционная направленность обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения в специальных и общеобразовательных учреждениях
Модуль 2. Коррекционно-педагогические системы обучения, воспитания и развития детей с нарушениями слуха Формировать знания о коррекционно-педагогических системах обучения, воспитания и развития детей с нарушениями слуха и понимание специфики условий организации и осуществления коррекционно-педагогической деятельности в специальных и общеобразовательных учреждениях Знать общую характеристику детей с нарушениями слуха и закономерности развития психики глухих и слабослышащих; знать историю развития сурдопедагогики; знать особенности системы образования и коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями слуха; знать современные тенденции развития системы образования лиц с нарушениями слуха; знать разнообразие методов медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с нарушениями слуха; знать общие методические аспекты обучения лиц с нарушениями слуха.
  • Общие и специфические закономерности развития глухих, слабослышащих и позднооглохших детей
  • История развития науки сурдопедагогики
  • Система обучения и коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями слуха
  • Сущность, содержание и структура образования лиц с нарушениями слуха
  • Современные тенденции развития системы образования лиц с нарушениями слуха
  • Коррекционная направленность обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха в специальных и общеобразовательных учреждениях

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общие и специфические закономерности развития детей с нарушениями зрения Лекция 2.0 1
2 История становления и развития тифлопедагогики Самостоятельное изучение 2.0 1
3 История становления и развития тифлопедагогики Индивидуальная работа 1.0 1
4 Система ранней помощи слепым и слабовидящим Самостоятельное изучение 2.0 1
5 Система ранней помощи слепым и слабовидящим Индивидуальная работа 1.0 1
6 Дошкольная система обучения и коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями зрения Семинар 2.0 1
7 Дошкольная система обучения и коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями зрения Индивидуальная работа 2.0 1
8 Школьная система специальных (коррекционных) образовательных учреждений Лекция 2.0 1
9 Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих Самостоятельное изучение 1.0 1
10 Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих Индивидуальная работа 1.0 1
11 Современные тенденции развития системы образования лиц с нарушениями зрения Лекция 1.0 1
12 Коррекционная направленность обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения в специальных и общеобразовательных учреждениях Другое 2.0 1
13 Сущность, содержание и структура образования лиц с нарушениями зрения Практическая работа 2.0 1
14 Рубежный контроль М.1. Другое 2.0 1
15 Общие и специфические закономерности развития глухих, слабослышащих и позднооглохших детей Практическая работа 2.0 1
16 Общие и специфические закономерности развития глухих, слабослышащих и позднооглохших детей Индивидуальная работа 1.0 1
17 История развития науки сурдопедагогики Самостоятельное изучение 1.0 1
18 История развития науки сурдопедагогики Индивидуальная работа 1.0 1
19 Система ранней помощи глухим и слабослышашим детям и их родителям Лекция 1.0 1
20 Система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха Лекция 1.0 1
21 Система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха Практическая работа 2.0 1
22 Школьная система специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с нарушениями слуха Семинар 2.0 1
23 Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность глухих и слабослышащих Семинар 2.0 1
24 Коррекционная направленность обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха в специальных и общеобразовательных учреждениях Самостоятельное изучение 1.0 1
25 Коррекционная направленность обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха в специальных и общеобразовательных учреждениях Индивидуальная работа 1.0 1
26 Сущность, содержание и структура образования лиц с нарушениями слуха Семинар 2.0 1
27 Современные тенденции развития системы образования лиц с нарушениями слуха Практическая работа 2.0 1
28 Современные тенденции развития системы образования лиц с нарушениями слуха Индивидуальная работа 2.0 1
29 Рубежный контроль М.2. Другое 2.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общие и специфические закономерности развития детей с нарушениями зрения Лекция перечислять группы детей с нарушениями зрения Узнавание
классифицировать детей с нарушениями зрения по различным критериям Воспроизведение
давать определение понятию структура дефекта Воспроизведение
раскрывать структуру дефекта при слепоте и слабовидении Узнавание
2 История становления и развития тифлопедагогики Самостоятельное изучение объяснять значение отношения общества к слепым на возникновение и становление науки тифлопедагогики Воспроизведение
соотносить особенности исторического этапа становления тифлопедагогики с периодом развития специальной педагогики в целом Применение
3 История становления и развития тифлопедагогики Индивидуальная работа объяснять значение отношения общества к слепым на возникновение и становление науки тифлопедагогики Воспроизведение
4 Система ранней помощи слепым и слабовидящим Самостоятельное изучение перечислять основные учреждения ранней помощи слепым и слабовидящим детям и их семьям Узнавание
5 Система ранней помощи слепым и слабовидящим Индивидуальная работа описать направления и содержание работы учреждений ранней помощи Узнавание
6 Дошкольная система обучения и коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями зрения Семинар описывать в общих чертах направления работы в специальных и общеобразовательных дошкольных организациях Воспроизведение
соотносить принципы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в специальных и общеобразовательных дошкольных организациях Применение
7 Дошкольная система обучения и коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями зрения Индивидуальная работа описывать в общих чертах направления работы в специальных и общеобразовательных дошкольных организациях Воспроизведение
8 Школьная система специальных (коррекционных) образовательных учреждений Лекция перечислять виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений и классов для слепых и слабовидящих Узнавание
описывать направления коррекционно-педагогической работы в школах III, IV вида и общеобразовательных организациях Воспроизведение
описывать в общих чертах специфику образовательного процесса в классах "Охраны зрения" Воспроизведение
9 Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих Самостоятельное изучение перечислять показания и противопоказания в профориентации лиц с нарушениями зрения Воспроизведение
10 Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих Индивидуальная работа перечислять организации профессиональной подготовки слепых и слабовидящих Узнавание
перечислять показания и противопоказания в профориентации лиц с нарушениями зрения Воспроизведение
11 Современные тенденции развития системы образования лиц с нарушениями зрения Лекция давать определение понятиям "интегрированное обучение", "дифференцированное обучение", "инклюзия", "сопровождение" Узнавание
перечислять требования к условиям организации обучения лиц с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях Узнавание
12 Коррекционная направленность обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения в специальных и общеобразовательных учреждениях Другое соотносить компенсаторные возможности лиц с нарушениями зрения с тяжестью первичного дефекта Применение
13 Сущность, содержание и структура образования лиц с нарушениями зрения Практическая работа разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушениями зрения Применение
14 Рубежный контроль М.1. Другое классифицировать детей с нарушениями зрения по различным критериям Воспроизведение
описывать в общих чертах направления работы в специальных и общеобразовательных дошкольных организациях Воспроизведение
описывать направления коррекционно-педагогической работы в школах III, IV вида и общеобразовательных организациях Воспроизведение
описывать в общих чертах специфику образовательного процесса в классах "Охраны зрения" Воспроизведение
объяснять сущность принципов построения коррекционно-педагогической работы Воспроизведение
объяснять принцип индивидуального и дифференцированного подхода Воспроизведение
15 Общие и специфические закономерности развития глухих, слабослышащих и позднооглохших детей Практическая работа описывать особенности развития при глухоте и тугоухости Воспроизведение
16 Общие и специфические закономерности развития глухих, слабослышащих и позднооглохших детей Индивидуальная работа описывать особенности развития при глухоте и тугоухости Воспроизведение
17 История развития науки сурдопедагогики Самостоятельное изучение объяснять зависимость отношения общества к глухим и становления науки сурдопедагогики Воспроизведение
соотносить особенности исторического этапа становления сурдопедагогики с периодом развития специальной педагогики в целом Применение
18 История развития науки сурдопедагогики Индивидуальная работа перечислять основные этапы развития науки Узнавание
объяснять зависимость отношения общества к глухим и становления науки сурдопедагогики Воспроизведение
19 Система ранней помощи глухим и слабослышашим детям и их родителям Лекция перечислять учереждения и формы ранней помощи глухим и их родителям Узнавание
описать направления работы учреждений ранней помощи глухим и слабослышащим Воспроизведение
20 Система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха Лекция перечислять виды специальных дошкольных учреждений и групп Узнавание
описать в общих чертах направления работы специальных дошкольных учреждений и групп, а также общеобразовательных организаций Воспроизведение
21 Система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха Практическая работа соотносить принципы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в специальных и общеобразовательных дошкольных организациях Применение
22 Школьная система специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с нарушениями слуха Семинар описать основные направления работы в специальных школах I, II вида и общеобразовательных организациях Воспроизведение
23 Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность глухих и слабослышащих Семинар анализировать особенности организации предпрофессиональной подготовки глухих и слабослышащих в специальных и общеобразовательных организациях Применение
24 Коррекционная направленность обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха в специальных и общеобразовательных учреждениях Самостоятельное изучение объяснять принцип индивидуального и дифференцированного подхода Воспроизведение
25 Коррекционная направленность обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха в специальных и общеобразовательных учреждениях Индивидуальная работа перечислять коррекционные методы и приемы образования глухих и слабослышащих Узнавание
перечислять специальные технические средства образования глухих и слабослышащих Узнавание
объяснять принцип индивидуального и дифференцированного подхода Воспроизведение
26 Сущность, содержание и структура образования лиц с нарушениями слуха Семинар описать систему билингвистического подхода к обучению глухих Воспроизведение
описать систему обучения глухих на основе устной речи Воспроизведение
разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушениями слуха Применение
27 Современные тенденции развития системы образования лиц с нарушениями слуха Практическая работа объяснять причины успешной и неуспешной интеграции глухих и слабослышащих Воспроизведение
объяснять требования к организации инклюзивного образования глухих и слабослышащих Воспроизведение
28 Современные тенденции развития системы образования лиц с нарушениями слуха Индивидуальная работа объяснять требования к организации инклюзивного образования глухих и слабослышащих Воспроизведение
29 Рубежный контроль М.2. Другое объяснять зависимость отношения общества к глухим и становления науки сурдопедагогики Воспроизведение
описать в общих чертах направления работы специальных дошкольных учреждений и групп, а также общеобразовательных организаций Воспроизведение
описать систему обучения глухих на основе устной речи Воспроизведение
объяснять требования к организации инклюзивного образования глухих и слабослышащих Воспроизведение
объяснять принцип индивидуального и дифференцированного подхода Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Коган, Б.М. Анатомия, физиология и патология сенсорных систем [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б.М. Коган, К.В. Машилов. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 384 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/8873.html --Загл. с экрана
  2. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие для студентов вузов / А.Г. Литвак. - СПб. : КАРО, 2006. - 324, [4] с. - Гриф МО. -10 экз.
  3. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 3 : Педагогические системы специального образования / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2008.- 397 с.
  4. Специальная психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г.И. Колесникова [и др.]. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 218, [1] с. - (Серия "Высшее образование"). - Гриф УМО.-14 экз.
  5. Шипицына, Л. М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения : учеб. для студентов высш. проф. образования / Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2012. - 429, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Специальное (дефектологическое) образование). - Гриф МО.-20 экз.

Дополнительная

  1. Корпунина, О. И., Рябова, Н. В. Специальная педагогика в опорных схема : учеб. пособие. - М. : НЦ ЭНАС, 2005. - 168 с.
  2. Основы специальной психологии / под ред. Л. В.Кузнецовой. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 659 с.
  3. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высших пед. заведений / под. ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд. Испр. - М . : Академия, 2005. - 464 с.
  4. Шипицына, Л.М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения : учебник для студентов вузов по специальностям "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Специальная психология" / Л.М. Шипицына, И.А. Вартанян. - М. : Академия, 2008. - 429, [2] с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф УМО.-10 экз.

Цифровые ресурсы

  1. Аксенова, Л. И., Архипов, Б. А., Белякова, Л. И. и др. Специальная педагогика : учеб.пособие для студентов пед. вузов : Рек. Учеб .-метод. объединением вузов РФ по пед.образованию / Под ред.Н. М. Назаровой. -5-е изд. , стереотип. - М. : Академия, 2006. - 395 с. [Электронный ресурс] http://www.metodkabinet.eu/Bibliopedagog.html
  2. Жаворонков, Р. Н. Развитие инклюзивного образования в России на современном этапе: социально-правовые аспекты [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. №4. URL: http://psyedu.ru/journal/2011/4/2561.phtml (дата обращения: 27.09.2014)
  3. Лубовский, В. И. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями // Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города: Сб. статей / Под ред. Б.М. Когана и С.М.Валявко. М.: Спутник, 2011. С. 5–7. Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» — http://www.psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml [Особые образовательные потребности / 2013-5]
  4. Лубовский, В. И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №5. – C. 61–66. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml (дата обращения: 27.09.2014)
  5. Малофеев, Н. Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2007. Вып. 11. http:// almanah.ikprao.ru/articles/almanah-11/spochemu-integracija-v-obrazovanie-zakonomerna. Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» [Электронный ресурс] — http://www.psyedu.ru/journal/2011/4/2561.phtml [Развитие инклюзивного образования в России на современном этапе: социально-правовые аспекты / 2011-4]
  6. Малофеев, Н. Н., Шматко, Н. Д. Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2007. Вып. 11. [Электронный ресурс] http : //www.ikprao.ru/almanah/11/st03.htm Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» — http://www.psyedu.ru/journal/2011/4/2561.phtml [Развитие инклюзивного образования в России на современном этапе: социально-правовые аспекты / 2011-4]
  7. Пелымская, Т. В., Шматко, Н. Д. Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом. Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, сетевое издание 2014, № 19. http://almanah.ikprao.ru
  8. Право инвалидов на образование. Доклад Специального докладчика по вопросу о праве на образование Вернора Муньоса // Генеральная Ассамблея ООН. A/HRC/4/29 [Электронный ресурс] http://daccess-ods.un.org/TMP/6229982.97214508.html Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» — http://www.psyedu.ru/journal/2011/4/2561.phtml [Развитие инклюзивного образования в России на современном этапе: социально-правовые аспекты / 2011-4]

Источники

  1. www.comparative.edu.ru – федеральный портал "Сравнительная образовательная политика" Структура, содержание и качество образования, нормативно-правовая база, управление, финансирование и многое др.; http://www.didaskal.ru/ - Православное дело
  2. www.vidod.edu.ru – федеральный портал "Дополнительное образование детей" Федеральные и межведомственные программы, Нормативно-правовое и научно-методическое http://psyparents.ru/; http://www.deafworld.ru/ - Слуховые аппараты и кохлеарная имплантация

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М.3.Б 4. Специальная педагогика [Электронный ресурс]: Б -3111 Направление подготовки 050700. Специальное (дефектологическое) образование, экзамен / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун- т»; сост. Н.П.Рассказова. – Электрон. Дан.- Сургут: СурГПУ, 2014. Режим доступа: http: // els. surgu. ru /, ограничен: необходима авторизация.- Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б.10 Специальная педагогика [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун- т.» ;сост. А.А.Боброва. – Электрон. Дан.- Сургут: СурГПУ, 2016. Режим доступа: http: // els. surgu. ru /, ограничен: необходима авторизация.- Загл. с экрана.