бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 22, 2016
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 4, 2016
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 5, 2016

Б1.В.ОД.2.1 Специальная педагогика, 3 семестр

Б-5111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к организации коррекционно-развивающей среды и ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты с целью социализации лиц с ОВЗ (ПК-2) Знать особые образовательные потребности и специальные образовательные условия; принципы и формы организации специального образования знаниевый
Уметь вести пропаганду толерантного отношения к лицам с ОВЗ операциональный
Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждениях с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3) Знать технологии и методы специального обучения и средства обеспечения учебного процесса в системе специального образования знаниевый
Опыт работы с педагогической литературой, материалами конкретных педагогических исследований по тематике, близкой к профилю своей подготовки опыт
Способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14) Знать способы осуществления работы по популяризации дефектологических знаний знаниевый
Ориентироваться в основных методах, способах и средствах получения хранения и переработки информации ориентировочный
Уметь построить опорный конспект, кластер, аннотацию, реферат операциональный
Уметь проектировать и планировать работу по популяризации дефектологических знаний операциональный
Уметь работать с различными источниками информации операциональный
Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности, понимать движущие силы и закономерности исторического процесса места человека в нем (ОК-2) Знать научно-теоретические основы специальной педагогики: понятийный аппрат, систематику и статистику специального образования, ее предметные области знаниевый
Современные методологические основания специальной педагогики, общефилософские, общенаучные и частнонаучные знаниевый
Философские основы специальной педагогики социокультурные, правовые, медико-биологические и психологические основы специального образования знаниевый
Уметь охарактеризовать важнейшие теоретико-методологические частнонаучные концепции специальной педагогики операциональный
Опыт анализа современного этапа развития специального образования России, возможность его совершенствования опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать умения анализировать современный этап развития специального образования на основе знаний научных основ специальной педагогики

Задачи

  1. Формировать знания научных основ специальной педагогики и умения анализировать современный этап специального образования лиц с ОВЗ в России

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 57.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 16.0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 22.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 17.0 ч. из 17 ч.
Часов в неделю 3.56 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Научно-теоретические основы специальной педагогики Познакомить студентов с теоретическими основами воспитания и обучения в системе специального образования как целостного процесса развития и саморазвития людей с ограниченными возможностями здоровья Специальная педагогика, объект, предмет, систематика. Философские основания специальной педагогики. Социологические основы специальной педагогики, социальное включение людей с ограниченными возможностями здоровья. Международные стандарты в области защиты прав и свобод. Общепатологические аспекты. Клинические аспекты. Специальная психология предмет и объект. Общие и специфические закономерности психического развития.Экономическая политика . Проблемы экономического обеспечения. методология научного познания методы научных исследований в специальной педагогике. Особенности обучения и воспитания, принципы специального образования, формы организации специального образования и воспитание в системе специального образования
  • Общие вопросы теории специальной педагогики
  • Философия и специальная педагогика
  • Социологические и правовые основы специального образования
  • Медико-биологические и психологические основы специальной педагогики
  • Психолингвистические основы специальной психологии
  • Экономические проблемы специальной педагогики
  • Методология и методы научного познания специальной педагогики
  • Особые образовательные потребности и содержание специального образования
  • Принципы и формы организации специального образования
  • Воспитание в системе специального образования
  • Обучение в системе специального образования
  • Педагог в системе специального образования
  • Правовые основы специального образования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общие вопросы теории специальной педагогики Лекция 4.0 1
2 Общие вопросы теории специальной педагогики Семинар 2.0 1
3 Методология и методы научного познания Семинар 2.0 1
4 Методология и методы научного познания Индивидуальная работа 2.0 1
5 Особые образовательные потребности и содержание специального образования Лекция 2.0 1
6 Особые образовательные потребности и содержание специального образования Семинар 2.0 1
7 Формы организации специального образования Лекция 2.0 1
8 Правовые основы специального образования Самостоятельное изучение 2.0 1
9 Общие вопросы теории специальной педагогики Контрольная работа (< 1 часа) 1.0 1
10 Правовые основы специального образования Индивидуальная работа 2.0 1
11 Формы организации специального образования Лекция 2.0 1
12 Философия и специальная педагогика Семинар 2.0 2
13 Социологические и социокультурные основы специальной педагогики Коллоквиум 2.0 3
14 Правовые основы специального образования Коллоквиум 2.0 4
15 Медико-биологические основы специальной педагогики Семинар 2.0 5
16 Медико-биологические основы специальной педагогики Другое 2.0 5
17 Медико-биологические основы специальной педагогики Индивидуальная работа 2.0 5
18 Психолингвистические основы специальной педагогики Практическая работа 2.0 7
19 Психолингвистические основы специальной педагогики Контрольная работа 2.0 7
20 Психолингвистические основы специальной педагогики Индивидуальная работа 2.0 7
21 Экономические проблемы специального образования Самостоятельное изучение 2.0 8
22 Методология и методы научного познания Коллоквиум 2.0 8
23 Экономические проблемы специального образования Контрольная работа 2.0 8
24 Методология и методы научного познания Лекция 2.0 9
25 Принципы специального образования Самостоятельное изучение 2.0 10
26 Особые образовательные потребности и содержание специального образования Индивидуальная работа 2.0 10
27 Принципы специального образования Семинар 2.0 11
28 Принципы специального образования Индивидуальная работа 2.0 11
29 Воспитание в системе специального образования Коллоквиум 2.0 12
30 Обучение в системе специального образования Лекция 2.0 12
31 Формы организации специального образования Семинар 2.0 12
32 Формы организации специального образования Индивидуальная работа 1.0 12
33 Педагог системы специального образования Лекция 2.0 13
34 Обучение в системе специального образования Семинар 2.0 13
35 Воспитание в системе специального образования Контрольная работа 2.0 13
36 Обучение в системе специального образования Индивидуальная работа 1.0 13
37 Педагог системы специального образования Другое 2.0 14
38 Педагог системы специального образования Индивидуальная работа 2.0 14
39 Профессиональная подготовка педагога-дефектолога Практическая работа 2.0 14
40 Профессиональная подготовка педагога-дефектолога Минизачет 1.0 14
41 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общие вопросы теории специальной педагогики Лекция Знать понятие "специальная педагогика" Узнавание
Знать понятие "общая педагогика" Узнавание
2 Общие вопросы теории специальной педагогики Семинар Уметь обобщать и дифференцировать понятия специальной педагогики Применение
Уметь анализировать историческое развитие и становление специальной педагогики как науки Воспроизведение
3 Методология и методы научного познания Семинар Иметь представление о современных методологических основаниях специальной педагогики Воспроизведение
Уметь выделять необходимые методы для исследования областей специальной педагогики Воспроизведение
Владеть навыками применения методов научного познания в изучении особенностей детей с ОВЗ Применение
4 Методология и методы научного познания Индивидуальная работа Иметь представление о современных методологических основаниях специальной педагогики Воспроизведение
Уметь выделять необходимые методы для исследования областей специальной педагогики Воспроизведение
Владеть навыками применения методов научного познания в изучении особенностей детей с ОВЗ Применение
5 Особые образовательные потребности и содержание специального образования Лекция Знать стандарт специального образования, его важнейшие составляющие Узнавание
6 Особые образовательные потребности и содержание специального образования Семинар Понимать смысл категории развития, саморазвития, обучения Воспроизведение
7 Формы организации специального образования Лекция Знать основные формы организации специального обучения и воспитания Узнавание
8 Правовые основы специального образования Самостоятельное изучение Знать основной перечень документов, обеспечивающих законодательную базу специального образования Узнавание
9 Общие вопросы теории специальной педагогики Контрольная работа (< 1 часа) Уметь обобщать и дифференцировать понятия специальной педагогики Применение
Уметь анализировать историческое развитие и становление специальной педагогики как науки Воспроизведение
10 Правовые основы специального образования Индивидуальная работа Уметь анализировать нормативно-правовые документы с точки зрения их применения в работе с детьми с нарушениями в развитии Применение
11 Формы организации специального образования Лекция Знать основные формы организации специального обучения и воспитания Узнавание
12 Философия и специальная педагогика Семинар Владеть системой всеобщих понятий Воспроизведение
13 Социологические и социокультурные основы специальной педагогики Коллоквиум Знать особенности образования людей с ОВЗ, как социокультурного феномена Воспроизведение
14 Правовые основы специального образования Коллоквиум Уметь анализировать нормативно-правовые документы с точки зрения их применения в работе с детьми с нарушениями в развитии Применение
15 Медико-биологические основы специальной педагогики Семинар Знать понятие "отклонение в развитии" и его отграничение от других понятий Воспроизведение
Знать понятие "специальная психология" и ее задачи Воспроизведение
16 Медико-биологические основы специальной педагогики Другое Знать понятие "отклонение в развитии" и его отграничение от других понятий Воспроизведение
17 Медико-биологические основы специальной педагогики Индивидуальная работа Знать понятие "отклонение в развитии" и его отграничение от других понятий Воспроизведение
Знать понятие "специальная психология" и ее задачи Воспроизведение
18 Психолингвистические основы специальной педагогики Практическая работа Знать проблемы развития символической функции языка в онтогенезе Воспроизведение
Знать проблемы психолингвистического анализа отклонений от нормального речевого развития Воспроизведение
19 Психолингвистические основы специальной педагогики Контрольная работа Знать проблемы развития символической функции языка в онтогенезе Воспроизведение
Знать проблемы психолингвистического анализа отклонений от нормального речевого развития Воспроизведение
20 Психолингвистические основы специальной педагогики Индивидуальная работа Знать проблемы развития символической функции языка в онтогенезе Воспроизведение
Знать проблемы психолингвистического анализа отклонений от нормального речевого развития Воспроизведение
21 Экономические проблемы специального образования Самостоятельное изучение Знать проблемы экономического обеспечения специального образования Воспроизведение
22 Методология и методы научного познания Коллоквиум Иметь представление о современных методологических основаниях специальной педагогики Воспроизведение
23 Экономические проблемы специального образования Контрольная работа Знать проблемы экономического обеспечения специального образования Воспроизведение
24 Методология и методы научного познания Лекция Иметь представление о методологии научного познания в гуманитарных науках Узнавание
25 Принципы специального образования Самостоятельное изучение Уметь применять общие и специальные принципы воспитания детей с ОВЗ Применение
26 Особые образовательные потребности и содержание специального образования Индивидуальная работа Понимать смысл категории развития, саморазвития, обучения Воспроизведение
27 Принципы специального образования Семинар Уметь применять общие и специальные принципы воспитания детей с ОВЗ Применение
28 Принципы специального образования Индивидуальная работа Уметь применять общие и специальные принципы воспитания детей с ОВЗ Применение
29 Воспитание в системе специального образования Коллоквиум Знать понятие воспитание как составной части специального образования Воспроизведение
Уметь применять общие и специальные принципы воспитания детей с ОВЗ Применение
Уметь применять наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ Воспроизведение
30 Обучение в системе специального образования Лекция Знать принципы специального обучения Узнавание
31 Формы организации специального образования Семинар Уметь выбирать и применять формы организации специального образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ Применение
32 Формы организации специального образования Индивидуальная работа Уметь выбирать и применять формы организации специального образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ Применение
33 Педагог системы специального образования Лекция Знать требования к личности и профессиональным качествам дефектолога Узнавание
34 Обучение в системе специального образования Семинар Уметь применять технологии и методы специального обучения Применение
35 Воспитание в системе специального образования Контрольная работа Знать понятие воспитание как составной части специального образования Воспроизведение
Уметь применять наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ Воспроизведение
36 Обучение в системе специального образования Индивидуальная работа Уметь применять технологии и методы специального обучения Применение
37 Педагог системы специального образования Другое Иметь представление о содержании специального образования педагога-дефектолога Воспроизведение
38 Педагог системы специального образования Индивидуальная работа Иметь представление о содержании специального образования педагога-дефектолога Воспроизведение
39 Профессиональная подготовка педагога-дефектолога Практическая работа Иметь представление о содержании специального образования педагога-дефектолога Воспроизведение
40 Профессиональная подготовка педагога-дефектолога Минизачет Иметь представление о содержании специального образования педагога-дефектолога Воспроизведение
41 Рубежный контроль Контрольная работа Владеть системой всеобщих понятий Воспроизведение
Знать понятие "специальная психология" и ее задачи Воспроизведение
Знать проблемы развития символической функции языка в онтогенезе Воспроизведение
Знать проблемы психолингвистического анализа отклонений от нормального речевого развития Воспроизведение
Знать проблемы экономического обеспечения специального образования Воспроизведение
Иметь представление о современных методологических основаниях специальной педагогики Воспроизведение
Понимать смысл категории развития, саморазвития, обучения Воспроизведение
Знать принципы специальной педагогики Воспроизведение
Принимать сущность принципов специальной педагогики Воспроизведение
Знать понятие воспитание как составной части специального образования Воспроизведение
Уметь применять общие и специальные принципы воспитания детей с ОВЗ Применение
Уметь применять наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ Воспроизведение
Уметь применять технологии и методы специального обучения Применение
Иметь представление о содержании специального образования педагога-дефектолога Воспроизведение

Литература

Основная

  1. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / З.И. Васильева [и др.] ; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. - 428, [3] c.
  2. Поливара, З. В. Введение в специальную психологию /З. В. Поливара. — М.: ФЛИНТА, 2016. — 272 с.
  3. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 1 : История специальной педагогики / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2007. - 351, [1] с.
  4. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2008. - 347, [2] с.
  5. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов : в 3 т. Т. 3 : Педагогические системы специального образования / под ред. Н.М. Назаровой. - М. : Академия, 2008. - 397, [2] с.

Дополнительная

  1. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М. : Академия, 2009. - 335, [1] с.
  2. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Электронный ресурс] : учеб. метод. комплекс / Т. Г. Неретина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Флинта: НОУ ВПО "МПСИ", 2014. - 376 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=406371. - Загл. с экрана
  3. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / И.А. Никольская. - М. : Академия, 2011. - 137, [3] с.
  4. Орлова, Е.А. Патопсихология : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов / Е.А. Орлова, Р.В. Козьяков, Н.С. Козьякова. - М. : Юрайт, 2012. - 235, [1] с.
  5. Попов, В.А. История педагогики и образования : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Попов ; под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд. ; испр. - М. : Академия, 2012. - 200, [4] с.
  6. Рассказова Н.П. Дети с задержкой психического развития: учебно-метод. пособие - Сургут: РИО Сургпи, 2004,-130с.
  7. Теория обучения : учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Андриади [и др.] ; под ред. И.П. Андриади. - М. : Академия, 2010. - 334, [2] с.

Цифровые ресурсы

  1. Дамовска, Л. Вальдорфская педагогика и дети, нуждающиеся в коррекционном обучении [Электронный ресурс] / Дамовска Л. - М.: Мозаика-синтез, 2003. - 78 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы "elibrary". - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21307093. - Загл. с экрана

Источники

  1. hhttp://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок; http://psyparents.ru/ - детская психология для родителей; http://www.childpsy.ru/ - детская психология
  2. http://school-collection.edu.ru/
  3. http://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок
  4. www.comparative.edu.ru – федеральный портал "Сравнительная образовательная политика" Структура, содержание и качество образования, нормативно-правовая база, управление, финансирование и многое др.; http://www.didaskal.ru/ - Православное дело
  5. www.fipi.ru – ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
  6. www.studior.ru – портал новостей системы высшего образования.
  7. www.vidod.edu.ru – федеральный портал "Дополнительное образование детей" Федеральные и межведомственные программы, Нормативно-правовое и научно-методическое http://psyparents.ru/; http://www.deafworld.ru/  - Слуховые аппараты и кохлеарная имплантация

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1. В.ОД.2.1 Специальная педагогика [Электронный ресурс]: Б -5111 Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, экзамен / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун- т»; сост. А.А. Боброва. – Электрон. Дан.- Сургут: СурГПУ, 2016. Режим доступа: http: // els. surgu. ru /, ограничен: необходима авторизация.- Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.2.1 Специальная педагогика [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование /, БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун- т.» ;сост. А.А. Боброва. – Электрон. Дан.- Сургут: СурГПУ, 2014. Режим доступа: http: // els. surgu. ru /, ограничен: необходима авторизация.- Загл. с экрана.