бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 14 сентября 2016 г. утверждено 25 сентября 2016 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 20 сентября 2016 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 23 сентября 2016 г.

Б1.В.ОД.5 Современные методы исследования, 5 семестр 1 полусеместр

Б-4061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановкии решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) знает современные ориентиры развития образования, категориально-понятийный аппарат методологии педагогики, теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности знаниевый
• умение анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; давать обоснования категориально-понятийному аппарату наук; соотносить содержание науки и содержание образования; использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности; ориентировочный
владение современными методами научного исследования в предметной сфере; умение самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; методами установления причинных связей, методами индукции, дедукции, аналогии. операциональный
владеет опытом анализа, оценки и выбора методов научного исследования в учебной деятельности опыт
готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) знает актуальные проблемы развития современного образования знаниевый
осознает значение исследовательской деятельности для развития системы образования ориентировочный
умеет осуществлять выбор актуальных проблем в системе образования для решения их в рамках исследовательской деятельности операциональный
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) • знает теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности знаниевый
• умеет использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности. ориентировочный
• владеет современными методами научного исследования в предметной сфере операциональный
имеет опыт анализа, оценки и выбора методов научного исследования в учебной деятельности опыт
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) • знает современные ориентиры развития образования знаниевый
• владеет методами установления причинных связей, методами индукции, дедукции, аналогии операциональный
• умеет самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение операциональный
способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) знает особенности организации исследовательской деятельности знаниевый
владеет показателями оценки эффективности методов организации исследовательской деятельности операциональный
умеет осуществлять выбор метода в соответствии с этапом исследовательской деятельности операциональный

Цели изучения дисциплины

развитие умений анализа, оценки и обоснованного выбора методов научного исследования для решения образовательных и исследовательских задач в предметной области знаний

Задачи

  1. сформировать у студентов понятия методологических основ психолого-педагогического исследования
  2. сформировать умение анализа, оценки и обоснованного выбора теоретические и эмпирические методы психолого-педагогического исследования

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 4,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 12,0 ч. из 10,5 ч.
Часов в неделю 3,5 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Теоретико-методологические основы организации научного исследования в педагогике сформировать у студентов понятия методологических основ психолого-педагогического исследования знать: · современные ориентиры развития образования; · категориально-понятийный аппарат методологии педагогики; · теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности; - уметь: · анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; · давать обоснования категориально-понятийному аппарату наук; · соотносить содержание науки и содержание образования; - владеть: · навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; · методами установления причинных связей, методами индукции, дедукции, аналогии.
  • Методологические основы научного исследования
  • Организация научного исследования
  • Работа с литературными источниками
Модуль 2 Практические основы организации психолого-педагогического исследования сформировать умения анализа, оценки и обоснованного выбора теоретических и эмпирических методов психолого-педагогического исследования в процессе исследовательской деятельности в дошкольном образовании - знать: · основные особенности применения теоретических и эмпирических методов научного исследования; характеристику конкретных методов научного исследования: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент требование к применению теоретических и эмпирических методов исследования в псиъхолого-педагогическом исследовании - уметь: · осуществлять выбор теоретических и эмпирических методов научного исследования в соответствии с этапом психолого-педагогического исследования; · осуществлять разработку основных методов научного исследования: плана и программы педагогического наблюдения, вопросов беседы, анкетирования, интервью · оформлять графики, таблицы, диаграммы в соответствии с требованиями - владеть: · обобщенной схемой выделения основных требований к применению методов научного исследования · навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; · методами установления причинных связей, методами индукции, дедукции, аналогии. - иметь опыт: разработки содержания эмпирических методов научного исследования в учебной деятельности
  • Методы педагогического исследования
  • Способы представления данных педагогического исследования
  • Методологическая культура и мастерство исследователя

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методологические основы научного исследования Лекция 2,0 1
2 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение 2,0 1
3 Методологические основы научного исследования Семинар 2,0 1
4 Организация научного исследования Лекция 2,0 2
5 Организация научного исследования Самостоятельное изучение 2,0 2
6 Организация научного исследования Семинар 2,0 2
7 Организация научного исследования Индивидуальная работа 2,0 2
8 Организация научного исследования Минизачет 2,0 3
9 Работа с литературными источниками Практическая работа 2,0 3
10 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение 2,0 3
11 Работа с литературными источниками Индивидуальная работа 2,0 3
12 Методы психолого-педагогического исследования Лекция 2,0 4
13 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 2,0 4
14 Методы психолого-педагогического исследования Практическая работа 2,0 4
15 Наблюдение как метод педагогического исследования Практическая работа 2,0 4
16 Наблюдение как метод педагогического исследования Индивидуальная работа 2,0 5
17 Опросные методы изучения педагогических проблем Лекция 2,0 5
18 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа 2,0 5
19 Опросные методы изучения педагогических проблем Индивидуальная работа 2,0 6
20 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Лекция 2,0 6
21 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Семинар 2,0 6
22 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Индивидуальная работа 1,0 7
23 Способы представления данных педагогического исследования Практическая работа 2,0 7
24 Способы представления данных педагогического исследования Самостоятельное изучение 1,0 7
25 Методологическая культура педагога-исследователя Коллоквиум 2,0 8
26 Методологическая культура педагога-исследователя Индивидуальная работа 1,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методологические основы научного исследования Лекция Знание основных ориентиров развития современного образования, основных понятий в области методологии педагогики, источников методологического обеспечения, структуры методологии Воспроизведение
знание актуальных направлений развития современной системы образования Воспроизведение
знание основных проблем развития современного образования Воспроизведение
2 Методологические основы научного исследования Самостоятельное изучение владение схемой выделения основных характеристик научного исследования Применение
умение выделить предмет научного исследования в педагогике Применение
знание источников развития современного образования Узнавание
3 Методологические основы научного исследования Семинар владение обобщенной схемой определения структуры методологии педагогики, выделения составляющих ее компонентов Воспроизведение
умение определять виды научного исследования в системе образования Применение
владение схемой структуры методологии организации исследовательской деятельности в образовании Воспроизведение
4 Организация научного исследования Лекция знание требование, предъявляемых к научному исследованию Воспроизведение
5 Организация научного исследования Самостоятельное изучение знание требований, предъявляемых к формулированию понятийно-категориального аппарата научного исследования Воспроизведение
6 Организация научного исследования Семинар Сформированность умений определять основное содержание этапов организации и проведения психолого-педагогического исследования. Применение
7 Организация научного исследования Индивидуальная работа знание требований, предъявляемых к формулированию понятийно-категориального аппарата научного исследования Воспроизведение
8 Организация научного исследования Минизачет умение определять содержательные характеристики понятийно-категориального аппарата психолого-педагогического исследования в рамках тематики своего курсового исследования Применение
умение выделять основания для обоснования актуальности своего курсового исследования Применение
9 Работа с литературными источниками Практическая работа Сформированность умений вести различного рода записи при работе с научной литературой; грамотно оформлять литературные источники. Применение
знание способов организации работы с литературными источниками Воспроизведение
10 Работа с литературными источниками Самостоятельное изучение умение осуществлять различные виды записей при работе с литературными источниками по теме курсового исследования Применение
11 Работа с литературными источниками Индивидуальная работа сформированность умений подбора литературных источников в соответствии с темой психолого-педагогического исследования, группировки выбранных литературных источников Применение
12 Методы психолого-педагогического исследования Лекция Сформированность знаний о специфике и классификации методов психолого-педагогического исследования Воспроизведение
13 Методы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение умение выбора методов исследования в соответствии с задачами исследовательской работы Воспроизведение
14 Методы психолого-педагогического исследования Практическая работа Сформированность умений анализа, оценки и выбора исследовательские методы с целью применения в образовательном процессе дошкольного образования Применение
15 Наблюдение как метод педагогического исследования Практическая работа знание требований, предъявляемых к педагогическому наблюдению Воспроизведение
умение конструировать план и программу педагогического наблюдения Применение
16 Наблюдение как метод педагогического исследования Индивидуальная работа умение обосновать объекты педагогического наблюдения Воспроизведение
17 Опросные методы изучения педагогических проблем Лекция знание требований к организации и проведению педагогической беседы Воспроизведение
знание требований к анкетированию как методу научного исследования Воспроизведение
18 Опросные методы изучения педагогических проблем Практическая работа умение конструировать вопросы педагогической беседы Применение
умение конструировать различного типа вопросы в анкете Применение
19 Опросные методы изучения педагогических проблем Индивидуальная работа владение схемой выстраивания логики вопросов в рамках педагогической беседы Применение
владение схемой разработки содержания анкеты Воспроизведение
20 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Лекция знание этапов организации и проведения педагогического эксперимента Воспроизведение
21 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Семинар умение проектировать содержание этапов педагогического эксперимента Применение
22 Организация и техника проведения педагогического эксперимента Индивидуальная работа умение обосновать логику организации и реализации педагогического эксперимента Воспроизведение
23 Способы представления данных педагогического исследования Практическая работа Сформированность умений качественного и количественного анализа результатов исследования в образовательном процессе ДОО Применение
сформированность умений офрмлять данные психолого-педагогических исследований в таблицах, диаграммах, гистограммах, графиках Применение
24 Способы представления данных педагогического исследования Самостоятельное изучение знание требований к представлению данных педагогического исследования Воспроизведение
25 Методологическая культура педагога-исследователя Коллоквиум умение обосновывать требования к методологической культуре педагога-исследователя Применение
знание требований научной этики к организации психолого-педагогического исследования Воспроизведение
26 Методологическая культура педагога-исследователя Индивидуальная работа Сформированность знаний профессиограммы педагога-исследователя, личностных качеств и профессиональных умений, необходимых для эффективной исследовательской деятельности в дошкольном образовании Применение

Литература

Основная

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  2. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р. Атаханов и др. – М. «Академия», 2013. – 240 с.
  3. Лазарев, В.С. Инноватика в школе : учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  4. Манухина С.Ю. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Манухина С.Ю., Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10781.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Буренина, А.И. Размышления о методологии современного дошкольного воспитания [Текст] / А.И. Буренина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. - № 6. – С. 47-51.
  3. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М. : Флинта, 2012. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 – Загл. с экрана
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.
  5. Джагаева, Т.Е. Наблюдения и эксперимент в учебно-познавательном процессе / Т.Е. Джагаева // Педагогические технологии. – 2006. - № 4. – С. 55-60.
  6. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  7. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2006. – 176 с.
  8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2007. – 206 с.
  9. Загвязинский, В.И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования / В.И. Загвязинский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2010. - № 4. – С. 3-10.
  10. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  11. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  12. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  13. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова. - Режим доступа: // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  14. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  15. Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник науч. Тр. Вып 1 / отв. ред. Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург: Издательство Урал. ГПУ, 1995. – 224 с.
  16. Федотова, И.Б. Методология историко-педагогических исследований / И.Б. Федотова // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 12. – С. 29-34.

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований . - Режим доступа: // http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. . - Режим доступа: // http://publisher.samsu.ru/archive/2006/files/20060332.pdf
  3. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс // http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0
  4. Соснин П.И. История и методология науки . - Режим доступа: - http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б 1.В.ОД 5 Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Б-4061 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование», зачет / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б 1.В.ОД 5 Современные методы исследования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.