бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 13 сентября 2016 г. утверждено 25 сентября 2016 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 19 сентября 2016 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 23 сентября 2016 г.

Б1.Б.7 Введение в профессию, 1 семестр 1 полусеместр

Б-6061, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5) знает правила профессиональной этики педагога знаниевый
владеет навыками составления сообщений, докладов, рефератов операциональный
- готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4). знает требования профессионального стандарта педагога, основные положения "Закона об образовании в РФ", ФГОС ДО знаниевый
умеет строить собственную программу профессионального обучения, ориентируясь на требования нормативно-правовых актов сферы образования ориентировочный
имеет опыт описания, сравнения, построения обобщений, классификаций на примере анализа требований к профессиональной деятельности педагога, предъявляемых в нормативно-законадательных актах РФ опыт
готовность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); знает содержание понятия профессиональное саморазвитие; знает социальную роль и значимость профессии;особенности профессиональной деятельности педагога и способы достижения профессионального мастерства; особенности индивидуальной траектории обучения, роли студента в подготовке будущего специалиста знаниевый
умеет описывать сущностные признаки профессии педагога и выделять ее место в современном обществе ориентировочный
владеет навыками описания, сравнения, классификации, выявления структуры педагогических объектов операциональный
имеет опыт написания сообщения о лучших представителях профессии, выступления на круглых столах, встречах с представителями педагогической профессии опыт
способностью к самоорганизации и самообразованию - (ОК-6); знает основные требования рынка труда к педагогам системы дошкольного образования; компетентностную модель выпускника (ФГОС ВО, учебный план подготовки бакалавров педагогического направления подготовки); знаниевый
умеет определять качества субъекта профессиональной деятельности ориентировочный
умеет определять необходимые перспективы своего самоосовершенствования в профессиональной деятельности, составлять программу самообразования операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование образа будущей профессии (выделение качественных характеристик педагога системы дошкольного образования)

Задачи

  1. Формировать у студентов представление о педагогической профессии и степени своего соответствия ей
  2. Охарактеризовать основные компетенции, которыми должен владеть педагог
  3. Способствовать начальному формированию у студентов профессионального самосознания и повышению степени осознанности необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (38,89%)
Контроль самостоятельной работы 8,0 ч.
Самостоятельная работа студента 44,0 ч. (61,11%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 13,0 ч. из 9,5 ч.
Часов в неделю 3,5 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Общая характеристика педагогической профессии и перспектив ее развития Формировать у студентов представление о педагогической профессии и степени своего соответствия ей 1. Знать основные этапы развития педагогической профессии 2. Уметь выделять основные виды и особенности педагогической деятельности. 3.Знать требования к профессионально-значимым личностным качествам педагога.
  • Характеристика основных тенденций развития отрасли
  • Профессиональная деятельность и личность педагога.
модуль 2. Профессиональная компетентность и культура педагога охарактеризовать студентам основные компетенции, которыми должен владеть педагог 1. Владеть понятиями компетенции и компетентности. 2. Иметь представление о модели профессиональной компетентности педагога. 3. Понимать требования к профессиональной культуре педагога.
  • Модель профессиональной компетентности педагога
  • Общая и профессиональная культура педагога
модуль 3. Особенности профессионально-личностного развития педагога Способствовать начальному формированию у студентов профессионального самосознания и повышению степени осознанности необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией 1.Знать способы повышения уровня профессиональной подготовки. 2.Понимать возможности развития профессиональной карьеры педагога.
  • Профессиональное становление и развитие педагога

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Лекция 2,0 1
2 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Самостоятельное изучение 2,0 1
3 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Семинар 2,0 1
4 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Индивидуальная работа 2,0 1
5 Экскурсия в ДОО Другое 2,0 2
6 Экскурсия в ДОО Индивидуальная работа 2,0 2
7 Сущность и специфика педагогической деятельности Лекция 2,0 2
8 Сущность и специфика педагогической деятельности Самостоятельное изучение 2,0 3
9 Встреча с педагогами, получившими признание Другое 2,0 3
10 Сущность и специфика педагогической деятельности Практическая работа 2,0 3
11 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Лекция 2,0 4
12 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Самостоятельное изучение 2,0 4
13 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Практическая работа 2,0 4
14 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Индивидуальная работа 2,0 5
15 Профессиональная компетентность и культура педагога Лекция 2,0 5
16 Профессиональная компетентность и культура педагога Минизачет 2,0 5
17 Профессиональная компетентность и культура педагога Индивидуальная работа 2,0 6
18 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Практическая работа 2,0 6
19 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Индивидуальная работа 1,0 6
20 Профессиональное становление и развитие педагога Лекция 2,0 7
21 Профессиональное становление и развитие педагога Самостоятельное изучение 1,0 7
22 Профессиональное становление и развитие педагога Семинар 2,0 7
23 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Практическая работа 2,0 8
24 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Индивидуальная работа 2,0 8
25 Образ учителя-профессионала. Конференция 2,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Лекция Знать основные этапы развития педагогической профессии Узнавание
2 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Самостоятельное изучение знать классификацию педагогических ценностей Воспроизведение
3 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Семинар уметь определять предназначение педагогической профессии Применение
уметь определять тенденции развития педагогической профессии в истории развития человеческой цивилизации Воспроизведение
4 Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы развития Индивидуальная работа уметь соотносить педагогические ценности с запросами общества в соответствующий период развития цивилизации Применение
5 Экскурсия в ДОО Другое определять значение деятельности воспитателя как субъекта педагогической деятельности Воспроизведение
6 Экскурсия в ДОО Индивидуальная работа уметь определять стиль педагогической деятельности Применение
7 Сущность и специфика педагогической деятельности Лекция знать основные виды педагогической деятельности Узнавание
знать типологию современных педагогических специальностей Воспроизведение
8 Сущность и специфика педагогической деятельности Самостоятельное изучение знать требования нормативно-законадательных актов к профессиональной деятельности педагога Воспроизведение
9 Встреча с педагогами, получившими признание Другое уметь определять предназначение педагогической профессии Применение
уметь соотносить требования к профессиональной компетентности педагога с актуальным уровнем развития собственной личности Применение
10 Сущность и специфика педагогической деятельности Практическая работа дать характеристику целей и содержания педагогической деятельности Воспроизведение
11 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Лекция знать классификацию педагогических ценностей Воспроизведение
12 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Самостоятельное изучение уметь определять предназначение педагогической профессии Применение
13 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Практическая работа определять значение деятельности воспитателя как субъекта педагогической деятельности Воспроизведение
уметь определять стиль педагогической деятельности Применение
уметь соотносить педагогические ценности с запросами общества в соответствующий период развития цивилизации Применение
14 Социальная миссия и функции воспитателя. Педагогическое мастерство. Индивидуальная работа описывать социальную роль и значимость профессии воспитатель Творчество
15 Профессиональная компетентность и культура педагога Лекция владеть понятиями компетенции и компетентности Применение
знать основные структурный компоненты профессиональной компетентности педагога Воспроизведение
16 Профессиональная компетентность и культура педагога Минизачет определять значение культурологической подготовки будущего педагога Применение
уметь соотносить требования к профессиональной компетентности педагога с актуальным уровнем развития собственной личности Применение
17 Профессиональная компетентность и культура педагога Индивидуальная работа знать основные структурные компоненты педагогической культуры Воспроизведение
знает правила профессиональной этики педагога Воспроизведение
18 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Практическая работа знать требования Федерального государственного стандарта, Профессионального стандарта педагога Воспроизведение
уметь соотносить требования к профессиональной компетентности педагога с актуальным уровнем развития собственной личности Применение
19 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника. Индивидуальная работа знать критерии отбора и приема специалиста в системе профессионального образования Воспроизведение
знать составляющие компоненты системы профессиональной подготовки педагогов Воспроизведение
20 Профессиональное становление и развитие педагога Лекция знать требования, предъявляемые к современному воспитателю ДО Узнавание
21 Профессиональное становление и развитие педагога Самостоятельное изучение определять факторы и движущие силы становления педагога Применение
22 Профессиональное становление и развитие педагога Семинар уметь подбирать методы диагностики, позволяющие определить уровень собсвенного профессионального развития Применение
23 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Практическая работа знать основные пути овладения педагогической профессией Воспроизведение
разрабатывать программы профессионально-личностного становления и развития Творчество
24 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути ее реализации. Индивидуальная траектория обучения. Индивидуальная работа уметь подбирать способы профессионального саморазвития Применение
25 Образ учителя-профессионала. Конференция владение понятиями общей и педагогической культуры Воспроизведение
уметь сопоставлять различные трактовки понятия "педагогическая культура", выявляя в них общие компоненты Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность [Электронный ресурс]: учебник / А.Г. Бермус. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 112 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242 –Загл. с экрана
  2. Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.В. Кузнецов. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с.
  3. Кукушин, В. С. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов / В. С. Кукушин. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Ростов н/Д : МарТ [и др.], 2010. - 255 с.
  4. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов по педагогическим специальностям (ОПД - Педагогика) / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 222 с.

Дополнительная

  1. Абашина, В.В. Профессиональная деятельность педагога в условиях модернизации дошкольного образования: учебное пособие [Текст] / В.В. Абашина. – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – 110 с.
  2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / под ред А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
  3. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М. : Флинта, 2012. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 – Загл. с экрана
  4. Орлов, А.А., Агафонова, А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: учеб.-мет. Пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. А.А. Орлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 40-45.
  5. Хрестоматия по педагогической аксиологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Сост. В.А. Сластенин, Г.М. Чижакова. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 480 с.

Цифровые ресурсы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/index.shtm
  2. Педагогика. Дидактический комплекс. // Автор-составитель к.п.н., доц. Юзефавчус Т.А. / Под ред. Д.п.н,. проф. Крившенко Л.П. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ro.mgou.ru/catalog/categoru100/89.html

Источники

  1. Проект: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приложение к письму Департамента Государственной Политики в Образовании Минобрнауки России 13.03.09 № 03 - 451) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nmc-pushkin.spb.ru/DOCS/Development/HS/OER/AKT2.htm

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.Б7 Введение в профессию [Электронный ресурс]: Б-6061 Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование», зачет / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б7 Введение в профессию [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.