бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 13 сентября 2016 г. утверждено 25 сентября 2016 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 20 сентября 2016 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 23 сентября 2016 г.

Б.1.В.ОД.9 Мониторинг качества образования в ДОУ, 3 семестр

М-5061, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Методическое сопровождение в дошкольном образовании), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность(ПК-4) знать основные диагностические методики для определения возможностей, потребностей субъектов дошкольного образования, результатов достижения качественных характеристик педагогического процесса знаниевый
владеть умением отбора методов оценивания возможностей, потребностей, достижений обучающихся ориентировочный
уметь делать обоснованный выбор методов мониторинга с целью анализа, оценивания и прогнозирования возможностей, потребностей, достижений обучающихся операциональный
иметь опыт обоснованного выбора методов мониторинговой оценки образовательной среды в дошкольной образовательной организации опыт
способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9); знать основные диагностические методики для определения возможностей, потребностей субъектов дошкольного образования, результатов достижения качественных характеристик педагогического процесса знаниевый
владеть схемой оценки качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на основе требований ФГОС ДО ориентировочный
владеть умением отбора методов анализа и оценки образовательной среды, уровеня развития, воспитанности и обученности ребенка с учетом специфики организации воспитательно-образовательного процесса в разных моделях, в том числе с использованием информационных технологий операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование умений анализа, оценки и выбора методов мониторинга результатов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

Задачи

  1. раскрыть особенности управления дошкольной организацией на основе внедрения мониторинговых технологий в образовательный процесс
  2. развивать умения обоснованного выбора методов мониторинга для оценки качества построения образовательного процесса в ДО

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (25,93%)
Контроль самостоятельной работы 2,0 ч.
Самостоятельная работа студента 80,0 ч. (74,07%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 4,0 ч. из 4,0 ч.
Часов в неделю 1,87 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Научно-методические основы мониторинговых исследований в современном дошкольном образовании раскрыть особенности управления дошкольной организацией на основе внедрения мониторинговых технологий в образовательный процесс знание основных требований, предъявляемыхк построению образовательного процесса в современном ДО умение обосновывать требования к качественному построению образовательного процесса в ДО на основе нормативных документов (Профессиональный стандарт педагога, ФГОС ДО и др.) умение определять ресурсы, условия и результаты управления современной системой дошкольного образования
  • Управление качеством современного дошкольного образования
  • Мониторинг как технология оценки качества образования
Мониторинг как практическая система развивать умения обоснованного выбора методы мониторинга для оценки качества построения образовательного процесса в ДО знание основных диагностических методик, которые можно включить в систему мониторинговой оценки для определения возможностей, потребностей, достижений обучающихся, знание особенностей применения методики оценивания образовательной среды, уровня развития, воспитанности и обученности ребенка в разных моделях дошкольного образования умение обоснованного выбора методов мониторинга с целью анализа, оценивания и прогнозирования возможностей, потребностей, достижений обучающихся, умение использовать различные способы оценки образовательной среды, уровня развития, воспитанности и обученности ребенка в разных моделях дошкольного образования владение умением отбора методов оценивания возможностей, потребностей, достижений обучающихся, умением анализировать и оценивать образовательную среду, уровень развития, воспитанности и обученности ребенка с учетом специфики организации воспитательно-образовательного процесса в разных моделях владение обобщенной схемой выбора методов мониторинга для изучения и оценки образовательного процесса в ДО опыт обоснованного выбора методов мониторинговой оценки качества дошкольного образования
  • Технология разработки и проведения мониторинга качества дошкольного образования
  • Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества ДО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Управление качеством современного дошкольного образования Лекция 2,0 1
2 Управление качеством современного дошкольного образования Самостоятельное изучение 4,0 1
3 Управление качеством современного дошкольного образования Семинар 2,0 1
4 Мониторинг как технология оценки качества образования Самостоятельное изучение 4,0 2
5 Мониторинг как технология оценки качества образования Семинар 2,0 2
6 Образовательная система ДО как объект мониторинга Практическая работа 2,0 3
7 Образовательная система ДО как объект мониторинга Самостоятельное изучение 2,0 3
8 Образовательная система ДО как объект мониторинга Самостоятельное изучение 4,0 4
9 Образовательная система ДО как объект мониторинга Коллоквиум 2,0 4
10 Мониторинг как механизм регулирования качества дошкольного образования Семинар 2,0 5
11 Мониторинг как механизм регулирования качества дошкольного образования Самостоятельное изучение 4,0 5
12 Технология разработки и проведения мониторинга качества дошкольного образования Практическая работа 2,0 6
13 Технология разработки и проведения мониторинга качества дошкольного образования Самостоятельное изучение 4,0 6
14 Технология разработки и проведения мониторинга качества дошкольного образования Самостоятельное изучение 2,0 7
15 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества ДО Семинар 2,0 7
16 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества ДО Самостоятельное изучение 4,0 8
17 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества ДО Индивидуальная работа 1,0 8
18 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании Лекция 2,0 9
19 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании Самостоятельное изучение 4,0 10
20 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании Практическая работа 2,0 10
21 Практикум по разработке мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса в ДОО Практическая работа 2,0 11
22 Практикум по разработке мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса в ДОО Самостоятельное изучение 4,0 11
23 Практикум по разработке мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса в ДОО Практическая работа 2,0 11
24 Практикум по разработке мониторинга качества инновационных форм дошкольного образования Практическая работа 2,0 12
25 Практикум по разработке мониторинга качества инновационных форм дошкольного образования Самостоятельное изучение 4,0 12
26 Практикум по разработке мониторинга качества инновационных форм дошкольного образования Индивидуальная работа 1,0 12
27 Практикум по разработке мониторинга эффективности сотрудничества ДОО и семьи Практическая работа 2,0 13
28 Практикум по разработке мониторинга эффективности сотрудничества ДОО и семьи Самостоятельное изучение 2,0 13
29 Практикум по разработке мониторинга эффективности сотрудничества ДОО и семьи Индивидуальная работа 2,0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Управление качеством современного дошкольного образования Лекция Знание основных характеристик качества образовательного процесса в дошкольной организации Воспроизведение
2 Управление качеством современного дошкольного образования Самостоятельное изучение знание требований, предъявляемых к реализации управленческих функций в системе образования на соответствующих его уровнях Воспроизведение
3 Управление качеством современного дошкольного образования Семинар умение обосновывать требования к качественному построению образовательного процесса в ДО на основе нормативных документов (Профессиональный стандарт педагога, ФГОС ДО и др.) Применение
умение определять ресурсы, условия и результаты управления современной системой дошкольного образования Применение
4 Мониторинг как технология оценки качества образования Самостоятельное изучение знание видов и направлений мониторинга оценки качества системы образования Воспроизведение
умение обосновывать выбор вида мониторинга в соответствии с задачами управленческой деятельности на разных уровнях системы образования Применение
5 Мониторинг как технология оценки качества образования Семинар умение обоснованного выбора способов оценки образовательной среды, уровня развития, воспитанности и обученности ребенка в разных моделях дошкольного образования Применение
умение применения рейтинговой оценки для изучения качества образовательного процесса в ДО Применение
6 Образовательная система ДО как объект мониторинга Практическая работа умение обосновывать выбор методы мониторинговой оценики в соответствии с этапом его реализации в системе ДО Применение
7 Образовательная система ДО как объект мониторинга Самостоятельное изучение знание целей, задач, видов, этапов мониторинга качества дошкольного образования. Воспроизведение
8 Образовательная система ДО как объект мониторинга Самостоятельное изучение умение обосновывать содержательный характеристики этапов реализации мониторинга в системе образования с целью повышения качества Применение
9 Образовательная система ДО как объект мониторинга Коллоквиум умение разрабатывать программу мониторинга по конкретному направлению организации педагогического процессе в системе образования Применение
10 Мониторинг как механизм регулирования качества дошкольного образования Семинар умение обосновывать требования к качественному построению образовательного процесса в ДО на основе нормативных документов (Профессиональный стандарт педагога, ФГОС ДО и др.) Применение
умение определять ресурсы, условия и результаты управления современной системой дошкольного образования Применение
11 Мониторинг как механизм регулирования качества дошкольного образования Самостоятельное изучение Знание основных характеристик качества образовательного процесса в дошкольной организации Воспроизведение
знание требований, предъявляемых к реализации управленческих функций в системе образования на соответствующих его уровнях Воспроизведение
12 Технология разработки и проведения мониторинга качества дошкольного образования Практическая работа умение отбора методов диагностики с целью анализа, оценивания и прогнозирования возможностей, потребностей, достижений обучающихся Применение
13 Технология разработки и проведения мониторинга качества дошкольного образования Самостоятельное изучение знание методики оценивания образовательной среды, уровня развития, воспитанности и обученности ребенка в разных моделях дошкольного образования, в том числе с использованием информационных технологий Воспроизведение
14 Технология разработки и проведения мониторинга качества дошкольного образования Самостоятельное изучение знание принципов и условий реализации мониторинга в системе дошкольного образования Воспроизведение
15 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества ДО Семинар умение отбора методов диагностики с целью анализа, оценивания и прогнозирования возможностей, потребностей, достижений обучающихся Применение
16 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества ДО Самостоятельное изучение знание методики оценивания образовательной среды, уровня развития, воспитанности и обученности ребенка в разных моделях дошкольного образования, в том числе с использованием информационных технологий Воспроизведение
17 Методы диагностики, используемые в мониторинговой оценке качества ДО Индивидуальная работа знание принципов и условий реализации мониторинга в системе дошкольного образования Воспроизведение
18 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании Лекция знание методики оценивания образовательной среды, уровня развития, воспитанности и обученности ребенка в разных моделях дошкольного образования, в том числе с использованием информационных технологий Воспроизведение
19 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании Самостоятельное изучение знание принципов и условий реализации мониторинга в системе дошкольного образования Воспроизведение
20 Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании Практическая работа умение отбора методов диагностики с целью анализа, оценивания и прогнозирования возможностей, потребностей, достижений обучающихся Применение
21 Практикум по разработке мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса в ДОО Практическая работа умение отбора методов диагностики с целью анализа, оценивания и прогнозирования возможностей, потребностей, достижений обучающихся Применение
опыт обоснованного выбора методов мониторинга результатов реализации образовательной программы в ДО Творчество
умение разрабатывать содержание методов оценки образовательного процесса в рамках реализации технологии мониторинга в ДО Применение
22 Практикум по разработке мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса в ДОО Самостоятельное изучение знание методики оценивания образовательной среды, уровня развития, воспитанности и обученности ребенка в разных моделях дошкольного образования, в том числе с использованием информационных технологий Воспроизведение
23 Практикум по разработке мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса в ДОО Практическая работа знание принципов и условий реализации мониторинга в системе дошкольного образования Воспроизведение
знание особенностей применения методов оценки педагогического процесса в системе мониторинга Воспроизведение
24 Практикум по разработке мониторинга качества инновационных форм дошкольного образования Практическая работа знание принципов и условий реализации мониторинга в системе дошкольного образования Воспроизведение
опыт обоснованного выбора методов мониторинга результатов реализации образовательной программы в ДО Творчество
знание особенностей применения методов оценки педагогического процесса в системе мониторинга Воспроизведение
25 Практикум по разработке мониторинга качества инновационных форм дошкольного образования Самостоятельное изучение знание методики оценивания образовательной среды, уровня развития, воспитанности и обученности ребенка в разных моделях дошкольного образования, в том числе с использованием информационных технологий Воспроизведение
умение отбора методов диагностики с целью анализа, оценивания и прогнозирования возможностей, потребностей, достижений обучающихся Применение
26 Практикум по разработке мониторинга качества инновационных форм дошкольного образования Индивидуальная работа умение разрабатывать содержание методов оценки образовательного процесса в рамках реализации технологии мониторинга в ДО Применение
27 Практикум по разработке мониторинга эффективности сотрудничества ДОО и семьи Практическая работа знание методики оценивания образовательной среды, уровня развития, воспитанности и обученности ребенка в разных моделях дошкольного образования, в том числе с использованием информационных технологий Воспроизведение
умение отбора методов диагностики с целью анализа, оценивания и прогнозирования возможностей, потребностей, достижений обучающихся Применение
умение разрабатывать содержание методов оценки образовательного процесса в рамках реализации технологии мониторинга в ДО Применение
28 Практикум по разработке мониторинга эффективности сотрудничества ДОО и семьи Самостоятельное изучение знание принципов и условий реализации мониторинга в системе дошкольного образования Воспроизведение
29 Практикум по разработке мониторинга эффективности сотрудничества ДОО и семьи Индивидуальная работа знание особенностей применения методов оценки педагогического процесса в системе мониторинга Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс] : учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2014. - 304 с. : ил. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02365-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253883 (29.06.2015).
  2. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / О.А. Сафонова. – М.: Издательский центр «Академия, 2011. – 224 с.
  3. Чумичева, Р. М. Управление дошкольным образованием : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Педагогическое образование" / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. - 2-е изд., перераб. - М. : Академия, 2014. - 350, [2] с.

Дополнительная

  1. Боликова, Л. Ю. В помощь педагогу-исследователю [Текст] / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М. : Флинта, 2012. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 – Загл. с экрана
  3. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 222 с.
  4. Касаткина, Н.Э. Современные средства оценивания результатов обучения [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Э. Касаткина, Т.А. Жукова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2010. - 204 с. - ISBN 978-5-8353-1060-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232325 (29.06.2015)
  5. Коротаева, Е. Как спланировать и провести мониторинг педагогического процесса / Евгения Коротаева // Школьное планирование. - 2010. - № 6. - С. 42-53.
  6. Лебедева, С.С. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства : [учеб.-метод. пособие] [Текст] / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Детство-Пресс, 2005. - 135, [3] с.
  7. Левшина, Н.И. Способы оценки качества образовательной деятельности ДОУ / Н.И. Левшина, Л.Н. Санникова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - № 5. - С. 10-14.
  8. Матвеева, С.Е. Педагогический мониторинг качества образовательной деятельности / С.Е. Матвеева // Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 116-118.
  9. Рыбалова, И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ / И.А. Рыбалова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 4. - С. 10-23.
  10. Семенов, Л. А. Критерии оценки итоговых результатов в физическом воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях / Л. А. Семенов, Ю. В. Кадочникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 5 - С. 2-6.
  11. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ : метод. пособие [Текст] / О.А. Соломенникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Айрис-пресс, 2010. - 216, [2] c
  12. Строкова, Т.А. Методологический аппарат мониторинга в образовании и его понятийная система / Т.А. Строкова // Образование и наука. - 2006. - № 3. - С.17-26.
  13. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Сургут. гос. пед. ун-т ; сост. Н.Н. Ставринова. - Донецк : Донецкий Мемориал, 2004. - 209 с.
  14. Шувалов, А.В. Средства мониторинга образовательной среды в учреждении дополнительного образования детей / А.В. Шувалов // Педагогическая диагностика. - 2010. - № 6. - С. 62-82

Цифровые ресурсы

  1. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (вступает в силу с 01.09.2013, за исключением отдельных положений). - М. : КНОРУС, 2013. – 175 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М2.В.ОД.1 Мониторинг качества образования в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]: М-4061 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Дошкольное образование», экзамен / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.9 Мониторинг качества образования в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Дошкольное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.