бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 21 июня 2016 г. утверждено 4 октября 2016 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 26 сентября 2016 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 4 октября 2016 г.

Б1.Б.17 Введение в профессию, 1 семестр 1 полусеместр

Б-6021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов (УК-2) Знает содержания понятия профессиональное саморазвитие. Знает сущность стандарта педагога. Знает о компетентностной модели выпускника. знаниевый
Умеет строить собственную программу профессионального обучения ориентировочный
Имеет опыт описания, сравнения, построения обобщений, классификаций на примере описания профессии учителя начальных классов, социальной роли и значимости ее в обществе. опыт
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход, основанный на научном мировоззрении, для решения поставленных задач (УК-1) Знает основные требования рынка ьруда к педагогам начального общего образования; компетентностную модель выпускника (ФГОС ВО), учебный план подготовки бакалавров направления подготовки Педагогическое образование знаниевый
Умеет определять качества субъекта профессиональной деятельности ориентировочный
Умеет составлять сообщения. доклады, рефераты. операциональный

Цели изучения дисциплины

Формирование образа будущей профессии (выделение качественных характеристик профессионала).

Задачи

  1. Формировать у студентов представление о педагогической профессии и степени своего соответствия ей.
  2. Сформировать знания о сущности педагогической профессии, её значении в жизни человека и общества.
  3. Формировать у студентов профессиональное самосознание и осознанность необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 30,0 ч. (41,67%)
Контроль самостоятельной работы 8,0 ч.
Самостоятельная работа студента 42,0 ч. (58,33%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 13,0 ч. из 11,5 ч.
Часов в неделю 3,75 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Характеристика основных тенденций развития отрасли Сформировать у студентов представления о профессии учителя начальных классов и степени своего соответствия ей Знать этапы развития педагогической профессии. Уметь выделять основные виды и особенности педагогической деятельности. Знать требования к профессионально-значимым личностным качествам учителя начальных классов.
  • Общая характеристика и перспективы развития профессии учителя
  • Профессиональная деятельность и личность учителя начальных классов
  • Требования рынка труда. Профессиональный стандарт педагога
Модуль 2. Модель профессиональной компетентности учителя начальной школы Охарактеризовать основные компетенции, которыми должен владеть педагог Владеть понятиями компетенции и компетентности. Иметь представление о модели профессиональной компетентности педагога. Понимать требования к профессиональной культуре педагога
  • Модель профессиональной компетентности педагога
  • Общая и профессиональная культура педагога
Модуль 3. Особенности профессионально-личностного развития педагога Способствовать начальному формированию у студентов профессионального самосознания и повышению степени осознанности необходимости систематического самовоспитания и самообразования для овладения педагогической профессией Знать и понимать возможности развития профессиональной карьеры учителя начальных классов и способы повышения профессиональной подготовки.
  • Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общая характеристика и перспективы развития профессии педагога Лекция 2,0 1
2 Социальная роль и значимость профессии. Семинар 2,0 1
3 Социальная роль и значимость профессии. Индивидуальная работа 2,0 1
4 Требования рынка труда к специалистам данного профиля. Профессиональный стандарт педагога Другое 2,0 3
5 Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Семинар 2,0 3
6 Экскурсия в образовательную организацию Другое 2,0 4
7 Сущность и специфика педагогической деятельности Семинар 2,0 4
8 Сущность и специфика педагогической деятельности Семинар 2,0 4
9 Сущность и специфика педагогической деятельности Индивидуальная работа 2,0 4
10 Педагогическое мастерство. Лекция 2,0 5
11 Педагогическое мастерство. Семинар 2,0 5
12 Экскурсия в образовательную организацию Индивидуальная работа 2,0 5
13 Педагогическое мастерство. Индивидуальная работа 2,0 5
14 Профессиональная компетентность и культура учителя начальных классов Семинар 2,0 6
15 Профессиональная компетентность и культура учителя начальных классов Индивидуальная работа 2,0 6
16 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника Семинар 2,0 7
17 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника Индивидуальная работа 1,0 7
18 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Коллоквиум 2,0 8
19 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Семинар 2,0 8
20 Образ учителя-профессионала. Лекция 2,0 8
21 Образ учителя-профессионала. Конференция 2,0 8
22 Образ учителя-профессионала. Индивидуальная работа 2,0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общая характеристика и перспективы развития профессии педагога Лекция Дает общую характеристику профессии педагога Воспроизведение
Знает перспективы развития педагогической профессии Воспроизведение
2 Социальная роль и значимость профессии. Семинар Определяет значение деятельности учителя начальной школы как субъекта педагогической деятельности Воспроизведение
Умеет определять стиль педагогической деятельности Применение
3 Социальная роль и значимость профессии. Индивидуальная работа Описывает социальную роль и значимость профессии учителя начальных классов Воспроизведение
4 Требования рынка труда к специалистам данного профиля. Профессиональный стандарт педагога Другое Знает запросы рынка труда к профессиональным компетенциям учителя начальных классов Узнавание
5 Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Семинар Знает основные этапы развития педагогической профессии Воспроизведение
6 Экскурсия в образовательную организацию Другое Характеризует специфику условий труда и деятельности учителя начальных классов Воспроизведение
7 Сущность и специфика педагогической деятельности Семинар Описывает характеристики целей и содержания педагогической деятельности Воспроизведение
8 Сущность и специфика педагогической деятельности Семинар Знает типологию современных педагогических специальностей Воспроизведение
Характеризует профессионально обусловленные требования к личности педагога Воспроизведение
9 Сущность и специфика педагогической деятельности Индивидуальная работа Знает основные виды педагогической деятельности Воспроизведение
10 Педагогическое мастерство. Лекция Знает структурные компоненты педагогического мастерства Воспроизведение
11 Педагогическое мастерство. Семинар Характеризует место педагогического мастерства в деятельности учителя Применение
12 Экскурсия в образовательную организацию Индивидуальная работа Дает общую характеристику профессии педагога Воспроизведение
13 Педагогическое мастерство. Индивидуальная работа Описывает этапы формирования педагогического мастерства Воспроизведение
14 Профессиональная компетентность и культура учителя начальных классов Семинар Знает основные структурные компоненты профессиональной компетентности педагога Воспроизведение
Владеет понятиями компетенции и компетентности Воспроизведение
15 Профессиональная компетентность и культура учителя начальных классов Индивидуальная работа Знает основные компоненты педагогической культуры Воспроизведение
16 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника Семинар Характеризует критерии отбора и приема на работу педагога в системе образования Воспроизведение
17 Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебный план подготовки выпускника Индивидуальная работа Характеризует уровни профессиональной подготовки педагогов Воспроизведение
18 Профессиональное становление и развитие учителя начальных классов Коллоквиум Знает основные пути овладения профессией учителя начальных классов Воспроизведение
19 Программа профессионально-личностного самосовершенствования и пути и её реализации. Семинар Определяет факторы и движущие силы становления педагога Воспроизведение
Знает основные пути овладения профессией учителя начальных классов Воспроизведение
Разрабатывает программу профессионально-личностного становления и развития Творчество
20 Образ учителя-профессионала. Лекция Знает классификацию педагогических ценностей Воспроизведение
21 Образ учителя-профессионала. Конференция Умеет определять предназначение педагогической профессии Применение
22 Образ учителя-профессионала. Индивидуальная работа Умеет определять предназначение педагогической профессии Применение

Литература

Основная

  1. Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность : учебник / А.Г. Бермус. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 112 с. - ISBN 978-5-4458-3047-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
  2. Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.В. Кузнецов. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с
  3. Кукушин, В.С.Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов / В.С. Кукушин. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Ростов н/Д : МарТ [и др.], 2010. - 255, [1] с. - (Педагогическое образование). - ISBN 978-5-241-00980-7 : 186-20.

Дополнительная

  1. Корепанова, М.В.Основы педагогического мастерства : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лавринец ; под ред. И.А. Лавринец. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 238, [2] c. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат. Педагогическое образование). - Гриф МО. - ISBN 978-5-7695-8741-2 : 407-00.
  2. Мезинов, В.Н. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / В.Н. Мезинов ; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Министерство образования и науки Российской Федерации. - Елец : Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2010. - 111 с. - Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272213
  3. Рындак, В. Г. Педагогика креативности : монография / В. Г. Рындак. - М. : Университетская книга, 2012.

Цифровые ресурсы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/index.shtm.
  2. Компоненты педагогического мастерства (по Романова К. Е.) (схема).. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a187.php
  3. Кощеева А. Э. Требования к современному учителю начальной школы. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sibac.info/files/2011_10_24_Pedagogy%20and%20Psychology/1.9_Koshzeeva.doc
  4. Мотивация педагогической деятельности (схема). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: bugabooks.com
  5. Педагогическая деятельность как общественное явление (схема). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: vocabulary.ru
  6. Пешкова В.Е. Педагогика. Ч.1. Введение в педагогическую деятельность (учебное пособие). (2010).doc – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eva.org.ru/discussion_club/viewtopic.php?f=62&t=1372
  7. Стили педагогической деятельности (схема). – [Электронный ресурс] - Режим доступа: vocabulary.ru

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krippo.ru/files/Attestac/ord544.pdf
  3. ФГОС ВО направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.surgpu.ru/Sites/demo/Uploads/050100%20b_pedagogicheskoe_obrazovanie.B31B715E845844D288E2197FAF9A2DEA.pdf

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.16. Введение в профессию [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование» [Электронный ресурс]: Б-6021, Б-6022 Направление подготовки 050100 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б.16. Введение в профессию [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование»/ БУ ВО ХМАО_Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.