бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 21 июня 2016 г. утверждено 30 сентября 2016 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 26 сентября 2016 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 26 сентября 2016 г.

Б3.В.ОД.4 Инновационные программы и технологии в системе начального общего образования, 7 семестр

Б-3022, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов (УК-2) Знает инновационные программы и технологии обучения и развития в начальном образовании. знаниевый
Понимает значимость применения в начальном образования определённых инновационных программ и технологий обучения, ориентируется в них. ориентировочный
Умеет анализировать особенности инновационных программ и технологий обучения, проектировать их реализацию. операциональный
Имеет опыт реализации технологий обучения в начальном образовании. опыт
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно- правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1). Знает содержания понятия профессиональное саморазвитие знаниевый
Умеет строить схему действий субъекта деятельности - профессиональной, коммуникативной, саморазвития, рынка труда и т.д. ориентировочный
Имеет опыт построения собственной деятельности как субъектной - субъекта профессиональной деятельности опыт

Цели изучения дисциплины

Формировать профессиональную компетентность бакалавров в области программного обеспечения НОО и практическую готовность к реализации инновационных педагогических технологий в сфере начального образования

Задачи

  1. Сформировать у студентов знания о ключевых направлениях развития начального образования в условиях модернизации системы образования РФ
  2. Сформировать готовность адаптировать, применять и анализировать результаты внедрения инновационных программ и технологий в системе НОО

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 58,0 ч. (40,28%)
Контроль самостоятельной работы 18,0 ч.
Самостоятельная работа студента 87,0 ч. (60,42%)
Процент выполнения нагрузки 100,69%
Индивидуальная работа со студентами 20,0 ч. из 19 ч.
Часов в неделю 3,87 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Научно-теоретические основы инновационных программ и технологий НОО Сформировать у студентов знания о ключевых направлениях развития начального образования в условиях модернизации системы образования РФ Владеет понятиями "инновационные программы" и "инновационные технологии". Знает требования к инновационным программам и технологиям в НОО. Описывает психолого-педагогические основы использования инновационных программ и технологий в НОО
  • Педагогические инновации
  • Технологическая компетентность педагога
  • Теоретические и нормативные аспекты модернизации НОО как инновационного процесса.
Использование инновационных программ и технологий Сформировать готовность адаптировать, применять и анализировать результаты внедрения инновационных программ и технологий в системе НОО Умеет отбирать инновационные педагогические программы и технологи обучения и воспитания младших школьников в соответствии с требованиями предметной области ФГОС НОО. Умеет конструировать содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего школьного возраста с использованием инновационных технологий,учитывающим специфику реализации инновационных программ в НОО.
  • Инновационные дидактические системы
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Игровые технологии
  • Интерактивные технологии обучения
  • Технология коммуникативного обучения
  • Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения
  • Ситуативный анализ (кейсовая технология)
  • Технология решения изобретательских задач
  • Инновационные технологии воспитания
  • Здоровьесберегающие технологии в НОО
  • Инновационные технологии в программах НОО

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Педагогические инновации Лекция 2,0 1
2 Теоретические и нормативные аспекты модернизации НОО Семинар 2,0 1
3 Педагогические инновации Индивидуальная работа 2,0 1
4 Технологическая компетентность учителя Семинар 2,0 2
5 Технологическая компетентность учителя Индивидуальная работа 2,0 2
6 Рубежный контроль модуля 1 Минизачет 2,0 2
7 Инновационные технологии обучения: классификации Лекция 2,0 3
8 Личностно-ориентированное обучение Лекция 2,0 3
9 Личностно-ориентированное обучение Семинар 2,0 4
10 Личностно-ориентированное обучение Индивидуальная работа 2,0 4
11 Игровые технологии Конференция 2,0 5
12 Игровые технологии Семинар 2,0 5
13 Интерактивные технологии обучения Конференция 2,0 6
14 Интерактивные технологии обучения Индивидуальная работа 2,0 6
15 Игровые технологии Индивидуальная работа 2,0 6
16 Технология коммуникативного обучения Семинар 2,0 7
17 Технология коммуникативного обучения Конференция 2,0 7
18 Интерактивные технологии обучения Семинар 2,0 7
19 Технология коммуникативного обучения Индивидуальная работа 2,0 8
20 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Лекция 2,0 8
21 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Семинар 2,0 8
22 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Семинар 2,0 9
23 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Лекция 2,0 9
24 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Индивидуальная работа 2,0 9
25 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Семинар 2,0 10
26 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Минизачет 2,0 10
27 Технология решения изобретательских задач Лекция 2,0 10
28 Технология решения изобретательских задач Конференция 2,0 11
29 Технология решения изобретательских задач Семинар 2,0 11
30 Инновационные технологии воспитания Лекция 2,0 11
31 Инновационные технологии воспитания Конференция 2,0 12
32 Инновационные технологии воспитания Индивидуальная работа 2,0 12
33 Инновационные технологии воспитания Семинар 2,0 12
34 Здоровьесберегающие технологии в НОО Лекция 2,0 13
35 Здоровьесберегающие технологии в НОО Семинар 2,0 13
36 Здоровьесберегающие технологии в НОО Другое 2,0 14
37 Здоровьесберегающие технологии в НОО Семинар 2,0 14
38 Инновационные программы в НОО Семинар 2,0 14
39 Рубежный контроль модуля 2 (Проект) Другое 2,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Педагогические инновации Лекция Описывает ФГОС НОО как инновационный проект. Воспроизведение
Знает содержание понятия педагогические инновации Воспроизведение
2 Теоретические и нормативные аспекты модернизации НОО Семинар Описывают теоретические аспекты модернизации НОО как инновационного процесса. Воспроизведение
Знает современную нормативно-правовую базу внедрения инноваций в НОО Воспроизведение
3 Педагогические инновации Индивидуальная работа Знает возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества реализации педагогических инноваций в НОО Воспроизведение
4 Технологическая компетентность учителя Семинар Владеет понятиями "компетенции" , "компетентность", технологическая компетентность педагога" Воспроизведение
Знает структурные компоненты технологической компетентности педагога Воспроизведение
5 Технологическая компетентность учителя Индивидуальная работа Знает структурные компоненты инновационной деятельности учителя: мотивационный, операционный, рефлексивный и уровни инновационной деятельности учителя Воспроизведение
6 Рубежный контроль модуля 1 Минизачет Знает возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества реализации педагогических инноваций в НОО Воспроизведение
7 Инновационные технологии обучения: классификации Лекция Знает классификацию инновационных педагогических технологий (по Бондаренко О.В.) Воспроизведение
8 Личностно-ориентированное обучение Лекция Знает основные параметры личностно-ориентированного образования Воспроизведение
9 Личностно-ориентированное обучение Семинар Выделяет преимущество ЛОО перед традиционным обучением Воспроизведение
Разрабатывает технологическую карту личностно-ориентированного урока Применение
10 Личностно-ориентированное обучение Индивидуальная работа Конкретизирует основные проблемы, возникающие при реализации ЛОО в НОО Воспроизведение
11 Игровые технологии Конференция Знает сущность и функции игры и игровой деятельности, игровых технологий Воспроизведение
Выделяет ограничения и недостатки использования игровых технологий в НОО Воспроизведение
12 Игровые технологии Семинар Описывает структуру игровой деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект. Воспроизведение
Проектирует учебную ситуацию с использование игровых технологий Применение
13 Интерактивные технологии обучения Конференция Знает определение интерактивных технологий обучения по В.В. Гузееву Воспроизведение
14 Интерактивные технологии обучения Индивидуальная работа Выделяет три режима информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой Воспроизведение
15 Игровые технологии Индивидуальная работа Умеет обосновать необходимость использования игровых технологий в учебно-воспитательном процессе НОО Воспроизведение
16 Технология коммуникативного обучения Семинар Описывает единицы обучения с использованием коммуникативных технологий (совместный анализ текстов,создания коммуникативной ситуации) Воспроизведение
Умеет проектировать учебную ситуацию на уроках русского языка с использованием технологии коммуникативного обучения Применение
17 Технология коммуникативного обучения Конференция Знает особенности уроков, реализованных на основе коммуникативной технологии (уроки с измененными способами организации: публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.; уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт; уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране; уроки – игры; уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.; уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов) Воспроизведение
18 Интерактивные технологии обучения Семинар Умеет проектировать урок с использованием интерактивных технологий Применение
Описывают особенности использование интерактивных технологий в НОО (беседа и консультация) Воспроизведение
Конкретизирует особенности использования ИКТ для реализации интерактивных технологий в НОО Воспроизведение
19 Технология коммуникативного обучения Индивидуальная работа Описывает единицы обучения с использованием коммуникативных технологий (совместный анализ текстов,создания коммуникативной ситуации) Воспроизведение
Умеет проектировать учебную ситуацию на уроках русского языка с использованием технологии коммуникативного обучения Применение
20 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Лекция Знает концептуальные положения технологии дифференцированного обучения (по Селевко) Воспроизведение
21 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Семинар Описывает технологии дифференцированного обучения Воспроизведение
Знает возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества реализации педагогических инноваций в НОО Воспроизведение
22 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Семинар Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием технологии дифференцированного обучения Применение
23 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Лекция Знает классификацию кейсов Воспроизведение
24 Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения Индивидуальная работа Конкретизирует особенности реализации модели «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В. В. Фирсов), модели «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» ( Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения ( И.Э.Унт) в НОО Воспроизведение
25 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Семинар Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием кейсов Применение
26 Ситуативный анализ (кейсовая технология) Минизачет Описывает классификационные параметры технологии ситуативного анализа (по Селевко) Воспроизведение
Характеризует требования которым должен удовлетворять кейс Воспроизведение
27 Технология решения изобретательских задач Лекция Конкретизирует формирование познавательных УУД средствами ТРИЗ Узнавание
28 Технология решения изобретательских задач Конференция Описывает методы ТРИЗ, используемые в НОО (Метод проб и ошибок. Мозговой штурм. Метод синектики. Морфологический анализ. Метод фокальных объектов. Метод контрольных вопросов) Воспроизведение
29 Технология решения изобретательских задач Семинар Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием ТРИЗ Применение
30 Инновационные технологии воспитания Лекция Описывает инновационные технологии воспитания, используемые в воспитательной системе школы Воспроизведение
31 Инновационные технологии воспитания Конференция Владеет критериями отбора инновационных технологий воспитания в соответствии с решаемой профессиональной задачей Воспроизведение
32 Инновационные технологии воспитания Индивидуальная работа Использует возможности информационно-образовательной среды с учетом специфики инновационных технологий воспитания Воспроизведение
33 Инновационные технологии воспитания Семинар Разрабатывает конспект воспитательных мероприятий в НОО с использованием инновационных технологий воспитания Творчество
34 Здоровьесберегающие технологии в НОО Лекция Определяет основания для классификации здоровьесберегающих технологий в НОО Воспроизведение
35 Здоровьесберегающие технологии в НОО Семинар Владеет критериями отбора здоровьесберегающих технологий в соответствии с решаемой профессиональной задачей Воспроизведение
36 Здоровьесберегающие технологии в НОО Другое Умеет проектировать учебную ситуацию с использованием здоровьесберегающих технологий на уроке Творчество
37 Здоровьесберегающие технологии в НОО Семинар Умеет использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в НОО Воспроизведение
38 Инновационные программы в НОО Семинар Знает особенности УМК "Начальная инновационная школа" Воспроизведение
Владеет общей схемой анализа УМК Воспроизведение
Определяет соотношение традиционной и инновационных технологий обучения в различных УМК НОО Воспроизведение
39 Рубежный контроль модуля 2 (Проект) Другое Конкретизирует изменения в деятельности педагогов и обучающихся, обучающегося в соответствии с ФГОС, во взаимодействии педагогов с родителями, обучающихся в соответствии с ФГОС. Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / С. С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 223 с. - 978-985-536-150-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78518
  2. Лемешко, Т. Б. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. Б. Лемешко. - М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2012. - 132 с. - 978-5-9675-0755-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144926
  3. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании : [учеб. пособие] / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев ; Ун-т информатизации и упр. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2012. – 317 с
  4. Шаймарданов, Р.Х. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов вузов / Р.Х. Шаймарданов, А.Н. Хузиахметов. - М. : Дрофа, 2008.

Дополнительная

  1. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2011. - 306 с. - 978-5-98704-606-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
  2. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовании : учеб.-метод. пособие для студентов заоч. формы обучения : Направление подготовки 050000 - Образование и педагогика / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; [авт.-сост.: Е.В. Митющенко, С.Р. Мугаллимова]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2013.
  3. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ«МарТ»; Ростовн/Д: ИКЦ«МарТ»; 2005. - 592 с.
  4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 402 с. - 5-93134-086-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93278
  5. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям "Педагогика и психология" и "Педагогика" / А.П. Панфилова. - М. : Академия, 2009. – 191 с.
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
  7. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Минск: ТетраСистемс, 2010. - 224 с. - 978-985-536-093-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=78562
  8. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов вузов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. М.: МарТ, 2006.
  9. Пинская, М. А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта : курс на 36 ч. : [учеб.-метод. пособие] / М. А. Пинская. - М. : Первое сентября, 2013.
  10. Тимофеева, Ю. Ф. Основы творческой деятельности: Учебное пособие. Изд. 3-е. Часть I. Эвристика, ТРИЗ [Электронный ресурс] / Ю. Ф. Тимофеева. - М.: Прометей, 2013. - 338 с. - 978-5-4263-0119-1. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212842

Цифровые ресурсы

  1. Видео, клипы, ролики смотреть онлайн «Флешмоб Для Детей». – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pesni.fm/artist/videos
  2. ПОРТРЕТ "КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ДМТ" – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gym1.oprb.ru/template/guest/partner/album.php?id=6&alb=24
  3. Программа по здоровьесбережению младших школьников «Здоровые дети – здоровая Россия». – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shkolnie.ru/kultura/93271/index.html?page=2
  4. ТРИЗ интернет школа. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://triz.natm.ru/default.htm

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД.9 Инновационные программы и технологии в системе начального общего образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование» [Электронный ресурс]: Б-3021, Б-3022 Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование» / БЮ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.В.ОД.9. Инновационные программы и технологии в системе начального общего образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" профиль «Начальное образование»/ БЮ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.