бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано June 29, 2016 утверждено Sept. 30, 2016
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 26, 2016
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 26, 2016

Б3.В.ОД.18 Технологии развития ребенка дошкольного возраста, 7 семестр

Б-3062, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Дошкольное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-2 способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики знать структурные составляющие современных педагогических технологий в дошкольном образовании знаниевый
уметь анализировать передовой опыт в ДОО ориентировочный
уметь самостоятельно исследовать и презентовать современные педагогические технологии в дошкольном образовании операциональный
ПК-5 способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся знать основные закономерности развития ребенка дошкольного возраста, особенности проектирования образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования знаниевый
уметь анализировать передовой опыт ДОО ориентировочный
уметь проектировать образовательную среду, воспитательно-образовательный процесс, осуществляемый в различных технологиях дошкольного образования операциональный
ПК-7 способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности знать особенности организации сотрудничества обучающихся, развития активности, инициативности, самостоятельности, креативности знаниевый
уметь создавать условия реализации сотрудничества обучающихся, поддержания активности, инициативности,самостоятельности операциональный
владеть общим способом развития творческих способностей дошкольников опыт

Цели изучения дисциплины

формирование профессиональной компетентности бакалавров в области технологизации образовательного процесса и практической готовности к реализации современных педагогических технологий в сфере дошкольного образования (в контексте ФГОС дошкольного образования).

Задачи

  1. сформировать знания у бакалавров о теоретических и дидактических основах технологизации образовательного процесса
  2. сформировать умение выявлять, анализировать и обобщать теоретические положения и педагогический опыт применения технологий развития ребенка дошкольного возраста в ДОО

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 16.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 16.0 ч.
КСР 14.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 66.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.0 ч.
Часов в неделю 2.44 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 сформировать знания у бакалавров о теоретических и дидактических основах технологизации образовательного процесса знание теоретических и дидактических основ технологизации образовтельного процесса
  • Пути реформирования системы дошкольного образования
  • Специфика современных педагогических технологий
  • Технологии личностно-ориентированного образования дошкольников
  • Технологии на основе активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Модуль 2 сформировать умение выявлять, анализировать и обобщать теоретические положения и педагогический опыт применения технологий развития ребенка дошкольного возраста в ДОО умения выявлять, анализировать и обобщать теоретические положения и педагогический опыт применения технологий развития ребенка дошкольного возраста в ДОО
  • Здоровьесберегающие технологии в ДОО
  • Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников
  • Педагогические технологии познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
  • Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Пути реформирования системы дошкольного образования Лекция 2.0 1
2 Пути реформирования системы дошкольного образования Практическая работа 2.0 1
3 Пути реформирования системы дошкольного образования Коллоквиум 2.0 2
4 Пути реформирования системы дошкольного образования Индивидуальная работа 2.0 2
5 Специфика современных педагогических технологий Лекция 2.0 3
6 Специфика современных педагогических технологий Вариативное задание 2.0 3
7 Специфика современных педагогических технологий Практическая работа 2.0 4
8 Специфика современных педагогических технологий Минизачет 2.0 4
9 Специфика современных педагогических технологий Индивидуальная работа 2.0 4
10 Технологии личностно-ориентированного образования дошкольников Лекция 2.0 5
11 Технологии личностно-ориентированного образования дошкольников Практическая работа 2.0 6
12 Технологии личностно-ориентированного образования дошкольников Вариативное задание 2.0 7
13 Технологии на основе активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста Лекция 2.0 7
14 Технологии на основе активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста Практическая работа 2.0 8
15 Технологии на основе активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста Контрольная работа 2.0 8
16 Здоровьесберегающие технологии в ДОО Лекция 2.0 9
17 Здоровьесберегающие технологии в ДОО Практическая работа 2.0 10
18 Здоровьесберегающие технологии в ДОО Вариативное задание 2.0 10
19 Здоровьесберегающие технологии в ДОО Индивидуальная работа 2.0 11
20 Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников Лекция 2.0 12
21 Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников Практическая работа 2.0 12
22 Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников Конференция 2.0 13
23 Педагогические технологии познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Лекция 2.0 13
24 Педагогические технологии познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Практическая работа 2.0 14
25 Педагогические технологии познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Коллоквиум 2.0 14
26 Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Лекция 2.0 15
27 Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Практическая работа 2.0 16
28 Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Индивидуальная работа 2.0 16
29 Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Конференция 4.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Пути реформирования системы дошкольного образования Лекция обозначает задачи модернизации системы дошкольного образования Воспроизведение
2 Пути реформирования системы дошкольного образования Практическая работа Выделяет ключевые направления модернизации системы ДО Воспроизведение
3 Пути реформирования системы дошкольного образования Коллоквиум Характеризует особенности процесса интеграции образовательных областей в образовательном процессе ДОО. Воспроизведение
Характеризует вариантивные модели дошкольного образования Воспроизведение
4 Пути реформирования системы дошкольного образования Индивидуальная работа Характеризует особенности процесса интеграции образовательных областей в образовательном процессе ДОО. Воспроизведение
5 Специфика современных педагогических технологий Лекция Характеризует понятие "технология", "педагогическая технология" Воспроизведение
6 Специфика современных педагогических технологий Вариативное задание характеризует методологические требования к педагогическим технологиям: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Воспроизведение
7 Специфика современных педагогических технологий Практическая работа Выделяет и соотносит аспекты педагогчиеской технологии научный, процессуально-описательный, процессуально-действенный (Г.К. Селевко) Воспроизведение
8 Специфика современных педагогических технологий Минизачет характеризует методологические требования к педагогическим технологиям: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Воспроизведение
Выделяет классификации педагогических технологий по различным основаниям (В.Г. Гульчевская, В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко и др.) Воспроизведение
9 Специфика современных педагогических технологий Индивидуальная работа Выделяет и соотносит аспекты педагогчиеской технологии научный, процессуально-описательный, процессуально-действенный (Г.К. Селевко) Воспроизведение
10 Технологии личностно-ориентированного образования дошкольников Лекция соотносит понятия "Педагогическая по­мощь" и "педагогчиеская поддержка", выделяет общее и специфичное Воспроизведение
11 Технологии личностно-ориентированного образования дошкольников Практическая работа Выделяет требования к техноло­гиям личностно-ориентированного образования: диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений (Е.В. Бондаревская) Воспроизведение
12 Технологии личностно-ориентированного образования дошкольников Вариативное задание характеризует средства педагогической поддержки ребенка Воспроизведение
13 Технологии на основе активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста Лекция характеризует термин "познавательная активность" Воспроизведение
14 Технологии на основе активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста Практическая работа выделяет концептуальные положения технологий перспективно-опережающего обучения: личностный подход (межличностное сотрудничество), нацеленность на успех в обучении, предупреждение ошибок, доступность знаний для каждого, опосредованное обучение (С.Н. Лысенкова). Узнавание
15 Технологии на основе активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста Контрольная работа называет и дает характеристику игровым технологиям Воспроизведение
сравнивает и характеризует функции игровой деятельности: развлекательная, коммуникативная, самореализации, игротерапевтическая, диагностическая, социализации и др. Воспроизведение
16 Здоровьесберегающие технологии в ДОО Лекция называет области ФГОС ДО, обозначает задачи области "Физическое развитие" Воспроизведение
17 Здоровьесберегающие технологии в ДОО Практическая работа называет и характеризует ключевые технологии воспитания культуры здоровья в дошкольном детстве Воспроизведение
выделяет ключевые направления работы педагогов ДОО по физическому развитию детей дошкольного возраста Воспроизведение
18 Здоровьесберегающие технологии в ДОО Вариативное задание выделяет ключевые направления работы педагогов ДОО по физическому развитию детей дошкольного возраста Воспроизведение
дает характеристику ключевым направлениям работы педагогов ДОО по физическому развитию детей дошкольного возраста Воспроизведение
19 Здоровьесберегающие технологии в ДОО Индивидуальная работа дает характеристику ключевым направлениям работы педагогов ДОО по физическому развитию детей дошкольного возраста Воспроизведение
20 Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников Лекция называет задачи образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" Воспроизведение
21 Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников Практическая работа называет и характеризует ключевые парциальные программы, направленные на социально-коммуникативное развитие ребенка Воспроизведение
22 Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников Конференция выделяет достоинства и недостатки парциальных программ по социально-коммуникативному развитию ребенка дошкольного возраста Воспроизведение
23 Педагогические технологии познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Лекция называет задачи образовтельной области "Познавательное развитие", "Речевое развитие" Воспроизведение
24 Педагогические технологии познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Практическая работа выделяют и характеризуют актуальные проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
25 Педагогические технологии познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Коллоквиум называют и владеют ключевыми положениями парциальных программ по развитию речи детей дошкольного возраста Воспроизведение
знают инновационные технологии формирования у дошкольников связной речи, коммуникативных качеств и умений Воспроизведение
26 Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Лекция называет задачи образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Воспроизведение
27 Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Практическая работа Характеризует ключевые парциальные программы художественного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
28 Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Индивидуальная работа Характеризует ключевые парциальные программы художественного развития детей дошкольного возраста Воспроизведение
29 Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Конференция знает инновационные технологии развития у дошкольников творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, пении, игре на музыкальных инструментах Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для бакалавров по направлению подготовки 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. [и др.] : Питер, 2013. - 464 с.
  2. Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
  3. Проектирование муниципальных систем дошкольного образования в условиях модернизации [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.К. Зотова, О.Г. Тавстуха, Э.Р. Саитбаева и др. - М. : Флинта, 2014. - 280 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271828 -Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Электронный ресурс]:Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса; А.Н. Веракса. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213006 –Загл. с экрана
  2. Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой / Л.Г. Гарбуза // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 5. – С. 18-22.
  3. Григорьев О.В. Современные технологии обучения / О.В. Григорьев, Н.М. Литвиненко // Инновации в образовании. – 2011. - № 7. – С. 17-24.
  4. Деркунская В.А. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста / В.А. Деркунская, М.Г. Коршунова // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 10. – С. 4-11.
  5. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену : [учеб. пособие для студентов пед. вузов] / [Н. А. Виноградова и др.] ; под ред. Н. В. Микляевой. - М. : Форум, 2012. - 255с.
  6. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели, программы, рекомендации, разработки занятий: пособие / авт.-сост.: М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
  7. Киселева О.И. Нетрадиционные методы и приемы обучения старших дошкольников монологической речи / О.И. Киселева // Детский сад: теория и практика. – 2012. - № 3. – С. 60-69.
  8. Матюшевская И.С. Патриотическое воспитание в детском саду / И.С. Матюшевская // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 4. – С. 32-36.
  9. Мешалкина А. Развитие коммуникативной деятельности у дошкольников / А. Мешалкина // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 4. - С. 79-102.
  10. Мичурина Ю.А. Технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности / Ю.А. Мичурина // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 8. – С. 28-37.
  11. Педагогические технологии в образовательном процессе. Организация и проведение методической недели / авт.-сост. О.М. Новрузова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
  12. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов вузов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. М.: МарТ, 2006. – 332 с.
  13. Проектная деятельность старших дошкольников : [пособие] / сост. В.Н. Журавлева. - Волгоград : Учитель, 2009. - 202 с.

Цифровые ресурсы

  1. Вербля С.А. Театрализованная игра как средство социально-нравственного воспитания дошкольников / С.А. Вербля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/594208/
  2. Гавриш С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников / С.В. Гавриш [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10258.php
  3. Добринец Л.А. Региональная программа нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников «Я и мой поселок» / Л.А. Добринец [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/506161/
  4. Ермолаева Н.В. Парциальная программа по эстетическому воспитанию дошкольников через декоративно-прикладное искусство «Художники – умельцы» / Н.В. Ермолаева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/cons/575-khudozhniki-umeltsy.html
  5. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова и др. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.detsad14.ru/library/kozlova.pdf

Источники

  1. Бурунова Е.В. Мониторинг как способ совершенствования системы работы руководителя дошкольного образовательного учреждения (на примере управления здоровьесбережением) / Е.В. Барунова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/556951/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Режим доступа: http://www.firo.ru/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3. В. ОД. 18 Технологии развития ребенка дошкольноо возраста [Электронный ресурс]: Б-3061, Б-3062, Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование», экзамен / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.