бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано June 29, 2016 утверждено Sept. 30, 2016
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Sept. 26, 2016
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Sept. 26, 2016

Б3.Б.9 Организация научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона, 7 семестр

Б-3021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Арасланова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) знает теоретические основы организации научно-исследовательской работы в образовательной организации знаниевый
умеет анализировать тенденции развития современной образовательной практики, определять перспективные направления научных исследований ориентировочный
умеет определять цель, задачи, осуществлять планирование педагогического исследования с целью оптимизации деятельности образовательного учреждения операциональный
владеет опытом анализа научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона опыт
Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7) знает подходы и методы, используемые для решения образовательных и исследовательских задач в образовательных организациях Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. знаниевый
умеет отбирать содержание, методы, приемы и формы организации научно-исследовательской деятельности. ориентировочный
умеет анализировать передовой педагогический опыт образовательных учреждений региона по организации сотрудничества обучающихся, развитию их активности, самостоятельности, креативности операциональный
имеет опыт анализа научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона опыт

Цели изучения дисциплины

Изучение передового педагогического опыта образовательных организаций региона, подходов и методов, используемых для решения образовательных и исследовательских задач в образовательных организациях Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа.

Задачи

  1. сформировать знания об особенностях научно-исследовательской работы в образовательных организациях региона и показать ее влияние на развитие региональной системы образования;
  2. сформировать умения отбирать содержание, методы, приемы и формы организации научно-исследовательской деятельности.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 24.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 65.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.5 ч.
Часов в неделю 2.44 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Сформирвоать знания об особенностях научно-исследовательской работы в образовательных организациях региона и показать ее влияние на развитие региональной системы образования Знает значение, особенности и структуру научно-исследовательской работы, умеет выделять предметную область исследовательских задач.
  • Роль педагога в развитии научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях
  • Педагогические исследования: сущность, основные характеристики, классификация.
Модуль 2 сформировать умения отбирать содержание, методы, приемы и формы организации научно-исследовательской деятельности. умение подбирать содержание, методы, приемы и формы организации научно-исследовательской деятельности.
  • Организация педагогических исследований в образовательных организациях ХМАО-ЮГРЫ
  • Методика изучения опыта организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона
  • Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Роль педагога в научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения Лекция 2.0 1
2 Роль педагога в научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения Вариативное задание 3.0 1
3 Роль педагога в научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения Семинар 4.0 2
4 Роль педагога в научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения Индивидуальная работа 3.0 2
5 Педагогические исследования: сущность, основные характеристики, классификация. Индивидуальная работа 4.0 3
6 Роль педагога в научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения Другое 2.0 3
7 Педагогические исследования: сущность, основные характеристики, классификация. Лекция 4.0 4
8 Педагогические исследования: сущность, основные характеристики, классификация. Семинар 6.0 4
9 Педагогические исследования: сущность, основные характеристики, классификация. Вариативное задание 2.0 5
10 Организация педагогических исследований в образовательных организациях. Лекция 2.0 7
11 Организация педагогических исследований в образовательных организациях. Семинар 4.0 8
12 Организация педагогических исследований в образовательных организациях. Самостоятельное изучение 2.0 9
13 Организация педагогических исследований в образовательных организациях. Конференция 2.0 10
14 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона. Лекция 2.0 11
15 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона. Индивидуальная работа 3.0 11
16 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона. Семинар 4.0 12
17 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона. Вариативное задание 2.0 13
18 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона. Контрольная работа 2.0 14
19 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона. Другое 2.0 14
20 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона. Лекция 2.0 15
21 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона. Самостоятельное изучение 2.0 16
22 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона. Семинар 6.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Роль педагога в научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения Лекция характеризует сущность научно-исследовательской компетентности педагога, определяемые ФГОС ВПО, профессиональным стандартом педагога Воспроизведение
2 Роль педагога в научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения Вариативное задание выделяет ключевые направления научно-исследовательской деятельности педагога в школе Воспроизведение
3 Роль педагога в научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения Семинар характеризует составляющие компоненты научно-исследовательской компетентности педагога Воспроизведение
4 Роль педагога в научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения Индивидуальная работа выделяет ключевые направления научно-исследовательской деятельности педагога в школе Воспроизведение
5 Педагогические исследования: сущность, основные характеристики, классификация. Индивидуальная работа выделяет основания для классификации виды научно-исследовательской работы, их типологию (по В.М. Полонскому). Воспроизведение
6 Роль педагога в научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения Другое составляет схему "Взаимосвязь компонентов научно-исследовательской компетентности педагога" Применение
7 Педагогические исследования: сущность, основные характеристики, классификация. Лекция характеризует понятие "педагогическое исследование" Воспроизведение
8 Педагогические исследования: сущность, основные характеристики, классификация. Семинар характеризует функции научно-исследовательской деятельности (коммуникативная, познавательная, социальная). Воспроизведение
9 Педагогические исследования: сущность, основные характеристики, классификация. Вариативное задание характеризует библиографический и науковедческий подходы к классификации научных исследований (И.Т. Огородников, М.А. Данилов, Г.И. Александров, В.Е. Гмурман и др.). Воспроизведение
10 Организация педагогических исследований в образовательных организациях. Лекция характеризует роль методологической рефлексии в педагогическом исследовании Воспроизведение
знает этапность реализации научно-исследовательской работы в образовательных организациях Тюменской области и ХМАО-ЮГРЫ Воспроизведение
11 Организация педагогических исследований в образовательных организациях. Семинар выделяет основания для выбора темы и направлений научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях Тюменской области и ХМАО-ЮГРЫ. Воспроизведение
12 Организация педагогических исследований в образовательных организациях. Самостоятельное изучение анализирует содержание компоненты научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении Воспроизведение
13 Организация педагогических исследований в образовательных организациях. Конференция умеет отбирать содержание, методы, приемы и формы организации научно-исследовательской работы Воспроизведение
14 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона. Лекция характеризует этапность изучения педагогического опыта Воспроизведение
15 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона. Индивидуальная работа характеризует педагогическое мастерство и новаторство как составляющие педагогического опыта Воспроизведение
16 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона. Семинар имеет опыт подбора содержания таких методов исследования как беседы, анкетирования при изучении педагогического опыта в образовательных организациях региона. Применение
анализирует опыт организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона Применение
17 Методика изучения опыта организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях региона. Вариативное задание владеет критериями анализа педагогического опыта. Воспроизведение
18 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона. Контрольная работа владеет технологией разработки проекта Применение
характеризует особенности проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Воспроизведение
19 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона. Другое характеризует особенности проектной деятельности в образовательных учреждениях региона Воспроизведение
20 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона. Лекция знает понятие и сущность проектной деятельности. Воспроизведение
21 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона. Самостоятельное изучение выделяет критерии оценки жизнеспособности проекта Воспроизведение
22 Реализация проектной деятельности в образовательных учреждениях региона. Семинар характеризует типологию проектов в современном образовании. Воспроизведение
выделяет критерии оценки жизнеспособности проекта Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2007. – 206 с.
  3. Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина ; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274599 -Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с
  2. Джагаева, Т.Е. Наблюдения и эксперимент в учебно-познавательном процессе / Т.Е. Джагаева // Педагогические технологии. – 2006. - № 4. – С. 55-60.
  3. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98
  4. Засыпкин, В. П. Дети в системе дополнительного образования северного города: методология и методика социологического исследования : монография / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования "Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина". - Тюмень : [Аксиома], 2014. - 99 с.
  5. Засыпкин, В. П. Методология и методика конкретно-социологического исследования проблем обучения и социальной адаптации детей-мигрантов в ХМАО - Югре : науч.-метод. пособие / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т", Лаб. регион. исслед. - Сургут : РИО СурГПУ, 2012. - 94 c.
  6. Засыпкин, В. П. Учительство ХМАО - Югры как социально-профессиональная общность : монография / Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ", Урал. отд-ние Рос. о-ва социологов, Югор. отд-ние Рос. о-ва социологов. - Тюмень : Аксиома, 2013. - 35с.
  7. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М. : Педагогика, 1990. - 144 с.
  8. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  9. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  10. Мокий, М. С. Методология научных исследований :учеб. для магистратуры : учеб. для студентов вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; Гос. ун-т упр. ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255 c.
  11. Образование в Ханты-Мансийском автономном округе / [авт.-сост. Л. М. Деревянко]. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2004. - 48 с.
  12. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  13. Ставринова, Н.Н. Введение в педагогическое исследование: Учебно -методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения / Н.Н. Ставринова. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 34 с.
  14. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2011. - № 5. – 3-21.

Цифровые ресурсы

  1. Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. - доступ - http://www.maam.ru/
  2. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г.- М.: КНОРУС, 2013. - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В 3.4. Организация научно-исследователськой работы в образовательных учреждениях региона [Электронный ресурс], Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», экзамен / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т»; Автор-сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.