бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа*

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано June 29, 2016 утверждение отклонено Feb. 1, 2017
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласование отклонено Feb. 1, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласование отклонено Feb. 1, 2017

В.3.8 Методика обучения предмету "Окружающий мир", 5 семестр

Б-4021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
А.А. Арасланова ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность реализовывать образовательные программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) знать типы уроков по предмету "Окружающий мир", формы организации внеурочной деятельности знаниевый
ориентироваться в структурах различных типов уроков ориентировочный
уметь проектировать урок и формы внеурочной деятельности операциональный
иметь опыт написания конспекта урока и конспекта занятия по внеурочной деятельности опыт
способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспчения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4) знать средства обучения предмету "Окружающий мир" и методику работы с ними знаниевый
ориентироваться в составе учебно-методических комплектов для для учащихся начальной школы ориентировочный
уметь использовать средства обучения учебному предмету "Окружающий мир" для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения операциональный
иметь опыт использования интерактивных средств обучения предмету "Окружающий мир" опыт
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) знать методы и приемы обучения начальному курсу "Окружающий мир" знаниевый
ориентироваться в требованиях к современному уроку и условиях его эффективности ориентировочный
уметь подбирать современные методы и приемы обучения по предмету "Окружающий мир" в соответсвии с дидактической задачей и содержанием учебного материала операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование у бакалавров профессиональной готовности организовывать процесс обучения по предмету "Окружающий мир"

Задачи

  1. формировать у студентов знание о теоретических основах организации урочной и внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир"
  2. формировать у студентов умение проектировать урочную и внеурочную деятельность по предмету "Окружающий мир"

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 8.0 ч.
Семинар 10.0 ч.
Практическая работа 18.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 65.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 14.0 ч. из 12.0 ч.
Часов в неделю 2.59 ч. (3.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Урок по предмету "Окружающий мир" в начальной школе знать типологию и структуру уроков по предмету "Окружающий мир" умение проектировать урок по предмету "Окружающий мир"
  • Типология уроков по предмету "Окружающий мир"
  • Структура уроков по предмету "Окружающий мир"
  • Методы и приемы обучения начальному курсу "Окружающий мир"
  • Средства обучения предмету "Окружающий мир" и методика работы с ними
Внеурочная деятельность по предмету "Окружающий мир" в начальной школе знать виды внеурочной деятельности и специфику их использования в начальной школе умение разрабатвать занятия по внеурочной деятельности для младших школьников предметной области "Окружающий мир"
  • Общая характеристика видов внеурочной деятельности
  • Экскурсии при изучении предмета "Окружающий мир"
  • Исследовательская и проектная работа в предметной области "Окружающий мир"
  • Особенности работы детских объединений в рамках внеурочной деятельности

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Особенности проведения урока по предмету "Окружающий мир" Лекция 2.0 1
2 Особенности проведения урока по предмету "Окружающий мир" Практическая работа 2.0 1
3 Типология уроков по предмету "Окружающий мир" Лекция 2.0 2
4 Типология уроков по предмету "Окружающий мир" Практическая работа 2.0 2
5 Типология уроков по предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа 2.0 2
6 Структура урока по предмету Окружающий мир" Лекция 2.0 3
7 Структура урока по предмету Окружающий мир" Практическая работа 4.0 4
8 Структура урока по предмету Окружающий мир" Вариативное задание 2.0 4
9 Структура урока по предмету Окружающий мир" Индивидуальная работа 2.0 5
10 Методы и приемы обучения начальному курсу Окружающий мир" Семинар 2.0 5
11 Методы и приемы обучения начальному курсу Окружающий мир" Практическая работа 2.0 6
12 Методы и приемы обучения начальному курсу Окружающий мир" Другое 2.0 6
13 Методика работы с различными средствами обучения по предмету "Окружающий мир" Семинар 2.0 7
14 Методика работы с различными средствами обучения по предмету "Окружающий мир" Практическая работа 2.0 8
15 Методика работы с различными средствами обучения по предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа 2.0 8
16 Рубежный контроль по первому модулю Контрольная работа 2.0 9
17 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа 2.0 10
18 Внеурочная работа по предмету "Окружающий мир" Лекция 2.0 11
19 Внеурочная работа по предмету "Окружающий мир" Семинар 2.0 11
20 Внеурочная работа по предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа 2.0 12
21 Методика проведения экскурсий Семинар 2.0 12
22 Методика проведения экскурсий Практическая работа 2.0 13
23 Методика организации и проведения исследовательской и проектной деятельности по предмету "Окружающий мир" Вариативное задание 2.0 13
24 Методика организации и проведения исследовательской и проектной деятельности по предмету "Окружающий мир" Семинар 2.0 13
25 Методика организации и проведения исследовательской и проектной деятельности по предмету "Окружающий мир" Практическая работа 2.0 14
26 Методика организации и проведения исследовательской и проектной деятельности по предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа 2.0 14
27 Кружковая работа в предметной области "Окружающий мир" Практическая работа 2.0 15
28 Рубежный контроль по второму модулю Конференция 4.0 16
29 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа 2.0 17

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Особенности проведения урока по предмету "Окружающий мир" Лекция знать понятие урока как основной формы организации учебного процесса по курсу "Окружающий мир" и его характеристики Воспроизведение
знать требования к уроку по предмету "Окружающий мир" Узнавание
2 Особенности проведения урока по предмету "Окружающий мир" Практическая работа уметь определять условия эффективности урока по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
3 Типология уроков по предмету "Окружающий мир" Лекция знать типы уроков по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
4 Типология уроков по предмету "Окружающий мир" Практическая работа уметь определять тип урока в зависимости от предметного содержания и планируемых результатов Воспроизведение
5 Типология уроков по предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа знать особенности проведения уроков в зависимоти от типа Узнавание
6 Структура урока по предмету Окружающий мир" Лекция знать основные структурные компонетны вводного урока Узнавание
знать основные структурные элементы обобщающего урока Узнавание
знать стуктурные компонеты комбинированного урока Узнавание
знать основные структурные компонеты предметного урока Узнавание
7 Структура урока по предмету Окружающий мир" Практическая работа знать виды нестандартных обобщающих уроков Воспроизведение
уметь находить способы постановки проблемы на уроке Воспроизведение
8 Структура урока по предмету Окружающий мир" Вариативное задание уметь составлять конспект вводного урока Применение
уметь составлять конспект обобщающего урока Применение
уметь составлять конспект комбинированного урока Узнавание
уметь составлять конспект предметного урока Воспроизведение
9 Структура урока по предмету Окружающий мир" Индивидуальная работа уметь подбирать способы организации активной деятельности младших школьников, направленной на применение нового знания Воспроизведение
знать способы оценки работы детей на уроке Воспроизведение
10 Методы и приемы обучения начальному курсу Окружающий мир" Семинар уметь давать общую характеристику группы словесных методов Воспроизведение
уметь давать общую характеристику группы наглядных методов Воспроизведение
уметь давать общую характеристику практических методов обучения Воспроизведение
11 Методы и приемы обучения начальному курсу Окружающий мир" Практическая работа уметь выделять положительные и отрицательные стороны метода эксперимента, метода проектов, метода моделирования Воспроизведение
уметь моделировать урок по предмету "Окружающий мир", сочетающий различные методы обучения Применение
12 Методы и приемы обучения начальному курсу Окружающий мир" Другое знать сущность и значение метода наблюдения Узнавание
знать особенности организации и методику ведения наблюдений Воспроизведение
уметь использовать дидактические пособия, сопровождающие наблюдения Воспроизведение
знать сущность и значение метода эксперимента, метода проектов, метода моделирования Узнавание
13 Методика работы с различными средствами обучения по предмету "Окружающий мир" Семинар знать специфические особенности использования средств обучения Узнавание
знать специфические особенности использования компьютерных средств обучения Узнавание
14 Методика работы с различными средствами обучения по предмету "Окружающий мир" Практическая работа уметь применять средства обучения при моделировании процесса обучения Применение
уметь применять компьютерные средства обучения при моделировании процесса обучения Применение
15 Методика работы с различными средствами обучения по предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа знать особенности комплексного использования средств обучения Узнавание
16 Рубежный контроль по первому модулю Контрольная работа знать понятие урока как основной формы организации учебного процесса по курсу "Окружающий мир" и его характеристики Воспроизведение
знать требования к уроку по предмету "Окружающий мир" Узнавание
знать типы уроков по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
знать особенности проведения уроков в зависимоти от типа Узнавание
знать основные структурные компонетны вводного урока Узнавание
уметь составлять конспект вводного урока Применение
знать основные структурные элементы обобщающего урока Узнавание
уметь составлять конспект обобщающего урока Применение
знать виды нестандартных обобщающих уроков Воспроизведение
знать стуктурные компонеты комбинированного урока Узнавание
уметь находить способы постановки проблемы на уроке Воспроизведение
уметь подбирать способы организации активной деятельности младших школьников, направленной на применение нового знания Воспроизведение
знать способы оценки работы детей на уроке Воспроизведение
уметь составлять конспект комбинированного урока Узнавание
знать основные структурные компонеты предметного урока Узнавание
уметь составлять конспект предметного урока Воспроизведение
уметь давать общую характеристику группы словесных методов Воспроизведение
уметь давать общую характеристику группы наглядных методов Воспроизведение
уметь давать общую характеристику практических методов обучения Воспроизведение
знать сущность и значение метода наблюдения Узнавание
знать особенности организации и методику ведения наблюдений Воспроизведение
уметь использовать дидактические пособия, сопровождающие наблюдения Воспроизведение
знать сущность и значение метода эксперимента, метода проектов, метода моделирования Узнавание
уметь выделять положительные и отрицательные стороны метода эксперимента, метода проектов, метода моделирования Воспроизведение
уметь моделировать урок по предмету "Окружающий мир", сочетающий различные методы обучения Применение
уметь применять средства обучения при моделировании процесса обучения Применение
знать специфические особенности использования средств обучения Узнавание
уметь применять компьютерные средства обучения при моделировании процесса обучения Применение
знать особенности комплексного использования средств обучения Узнавание
17 Рубежный контроль по первому модулю Индивидуальная работа уметь определять условия эффективности урока по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
уметь определять тип урока в зависимости от предметного содержания и планируемых результатов Воспроизведение
18 Внеурочная работа по предмету "Окружающий мир" Лекция знать понятие сущность понятия внеурочная деятельность Узнавание
знать классификации внеурочной деятельности и требования к её организации Узнавание
19 Внеурочная работа по предмету "Окружающий мир" Семинар знать специфику внеурочной деятельности при изучении учебного предмета "Окружающий мир" Узнавание
20 Внеурочная работа по предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа знать требования к организации внеурочной деятельности Узнавание
21 Методика проведения экскурсий Семинар знать классификации экскурсий и особенности их проведения в начальной школе при изучении предмета "Окружающий мир" Узнавание
22 Методика проведения экскурсий Практическая работа уметь проектировать экскурсию различного типа при изучении по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
уметь применять алгоритм действий по подготвке и проведению экскурсии Применение
уметь вводить элементы учебного исследования в содержание школьных экскурсий Творчество
23 Методика организации и проведения исследовательской и проектной деятельности по предмету "Окружающий мир" Вариативное задание уметь анализировать исследовательские работы и проекты учащихся начальной школы Применение
24 Методика организации и проведения исследовательской и проектной деятельности по предмету "Окружающий мир" Семинар знать общее и отличное понятий исследовательская и проектная деятельность Узнавание
знать классификации проектной и исследовательской деятельности Узнавание
знать этапы организации и проведения проектной и исследовательской деятельности Узнавание
25 Методика организации и проведения исследовательской и проектной деятельности по предмету "Окружающий мир" Практическая работа уметь использовать технологию учебного проектирования Применение
26 Методика организации и проведения исследовательской и проектной деятельности по предмету "Окружающий мир" Индивидуальная работа уметь проектировать учебно-исследовательскую деятельность при работе на пришкольном учебно-опытном участке и в классном уголке "Мир вокруг нас" Применение
27 Кружковая работа в предметной области "Окружающий мир" Практическая работа знать особенности организации детских объединений Узнавание
уметь анализировать документы, регламентирующие содержание, формы занятий и предполагаемые результаты Применение
уметь проектировать занятие детского объединения Применение
28 Рубежный контроль по второму модулю Конференция знать классификации экскурсий и особенности их проведения в начальной школе при изучении предмета "Окружающий мир" Узнавание
уметь проектировать экскурсию различного типа при изучении по предмету "Окружающий мир" Воспроизведение
уметь применять алгоритм действий по подготвке и проведению экскурсии Применение
уметь вводить элементы учебного исследования в содержание школьных экскурсий Творчество
знать общее и отличное понятий исследовательская и проектная деятельность Узнавание
знать классификации проектной и исследовательской деятельности Узнавание
знать этапы организации и проведения проектной и исследовательской деятельности Узнавание
уметь использовать технологию учебного проектирования Применение
уметь проектировать учебно-исследовательскую деятельность при работе на пришкольном учебно-опытном участке и в классном уголке "Мир вокруг нас" Применение
уметь анализировать исследовательские работы и проекты учащихся начальной школы Применение
знать особенности организации детских объединений Узнавание
уметь анализировать документы, регламентирующие содержание, формы занятий и предполагаемые результаты Применение
уметь проектировать занятие детского объединения Применение
29 Рубежный контроль по второму модулю Индивидуальная работа знать понятие сущность понятия внеурочная деятельность Узнавание
знать классификации внеурочной деятельности и требования к её организации Узнавание
знать требования к организации внеурочной деятельности Узнавание

Литература

Основная

  1. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 253 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=58277. – Загл. с экрана.
  2. Клепинина З.А., Аквилёва Г.Н. Методика преподавания предмета "Окружающий мир" : Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - 2-e изд., перераб. и доп. - (Бакалавриат)., (Гриф) 2013. – 336 с.
  3. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»/Под ред. М.С. Смирновой. Юрайт: 2016
  4. Миронов А.В. Технология изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе / А.В. Миронов. Из-во "Феникс" 2013. – 511 с.

Дополнительная

  1. Вахрушев, А. А.Окружающий мир ("Обитатели Земли"). 3-й класс : метод. рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. - 2-е изд., доп. - М. : Баласс, 2014.
  2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 - 4-е классы : программа / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 184, [7] c. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  3. Миронов, А. В. "Окружающий мир" в начальной школе: как реализовать ФГОС : пособие для учителя / А. В. Миронов. - М. : Баласс, 2013. - 95 с.
  4. Миронов А.В. "Окружающий мир в начальной школе. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя" / А.В. Миронов. - Образовательная система "Школа 2100", 2012. – 96 с.
  5. Плешаков, А. А.Окружающий мир. 1-4 классы : рабочие прогр. : предм. линия учеб. системы "Перспектива" : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 128 с.
  6. Плешаков, А. А Окружающий мир. 1-4 классы : рабочие прогр. : предм. линия учеб. системы "Школа России" : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 223,
  7. Плешаков, А. А.Окружающий мир. 1-й класс : комплект демонстрац. табл. с метод. рек. к учеб. А. А. Плешакова [и др.] "Окружающий мир. 1 кл." / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2009. - 16 демонстрац. табл. : ил.
  8. Поглазова, О. Т.Окружающий мир. 1 - 4-е классы : прогр., поуроч.-темат. планирование / О. Т. Поглазова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. - 302
  9. Поглазова, О. Т.Окружающий мир : метод. рекомендации к учеб. для 2-го кл. общеобразоват. учреждений : пособие для учителя / О. Т. Поглазова. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012. - 256.
  10. Родыгина, О. А. Окружающий мир ("Человек и природа"). 4-й класс : метод. рекомендации для учителя / О. А. Родыгина, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2013. - 239.

Цифровые ресурсы

  1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp
  2. Справочно-поисковые системы: Yandex, Google, Rambler, Yahoo, Answers.com.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Учебная программа. Б.3.5 Методика обучения предмету "Окружающий мир" [Электронный ресурс]: Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование») / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. А.А.Арасланова. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.