бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-гуманитарного образования

Рабочая программа*

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 8, 2016
Е.П. Шульга заведующий кафедрой
О.В. Власова декан факультета

Б1.В.ОД.5 Антропология, 5 семестр 1 полусеместр

Б-4251, 39.03.01, Социология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Е.А. Багнетова ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
владеть способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования владеть приемами оценки индивидуальных темпов развития и старения, биологического возраста и его основных критериев, физического развития человека и его конституции, проблем биологической адаптации человека. операциональный
владеть способность выделять критерии, определяющие место нахождения человека в системе животного мира, формирования человека разумного операциональный

Цели изучения дисциплины

повышение профессионального уровня подготовки студентов посредством изучения естественнонаучных взглядов на проблему происхождения человека, его биологической изменчивости во времени и пространстве, особенностей его индивидуального развития.

Задачи

  1. формировать компетенцию студентов по вопросам современной трактовки проблемы происхождения человека
  2. формировать навыки оценки индивидуальных темпов развития, биологического возраста и его основных критериев, физического развития человека и его телосложения (конституции), проблем биологической адаптации человека

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 12.0 ч.
Семинар 2.0 ч.
Практическая работа 8.0 ч.
КСР 7.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 5.0 ч.
Часов в неделю 3.63 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Проблема происхождения человека знание критериев, определяющих место нахождения человека в системе животного мира и проблем, связанных с происхождением и формированием человека разумного Объяснять основные критерии определения места нахождения человека в системе животного мира и проблем, связанных с происхождением и формированием человека разумного
  • Дидактическая единица (1). Предмет и задачи антропологии.
  • Дидактическая единица (2). История антропологии.
  • Дидактическая единица (3). Проблема происхождения человека.
Модуль 2. Морфология и экология человека владение приемами оценки индивидуальных темпов развития и старения, биологического возраста и его основных критериев, физического развития человека и его телосложения (конституции), проблем биологической адаптации человека. Уметь оценивать индивидуальные темпы развития и старения, биологический возраст человека и его основные критерии, типы телосложения (конституции) и проблемы биологической адаптации человека.
  • Дидактическая единица (1). Филогенетическое развитие человека.
  • Дидактическая единица (2). Индивидуальное развитие человека.
  • Дидактическая единица (3). Конституция человека.
  • Дидактическая единица (4). Популяционная и этническая антропология.
  • Дидактическая единица (5). Экология человека.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет и задачи антропологии Лекция 2.0 1
2 Предмет и задачи антропологии Практическая работа 2.0 1
3 История антропологии Лекция 2.0 2
4 Проблема происхождения человека Семинар 2.0 2
5 Проблема происхождения человека Индивидуальная работа 2.0 2
6 Рубежный контроль Коллоквиум 2.0 3
7 Филогенетическое развитие человека Лекция 2.0 3
8 Филогенетическое развитие человека Лекция 2.0 4
9 Филогенетическое развитие человека Реферат 5.0 4
10 Индивидуальное развитие человека Лекция 2.0 5
11 Индивидуальное развитие человека Практическая работа 2.0 5
12 Индивидуальное развитие человека Индивидуальная работа 2.0 5
13 Конституция человека Реферат 4.0 6
14 Популяционная и этническая антропология Конференция 2.0 6
15 Конституция человека Практическая работа 2.0 6
16 Экология человека Лекция 2.0 7
17 Экология человека Практическая работа 2.0 7
18 Популяционная и этническая антропология Индивидуальная работа 2.0 7
19 Популяционная и этническая антропология Самостоятельное изучение 2.0 7
20 Экология человека Индивидуальная работа 1.0 8
21 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 8
22 Экология человека Другое 1.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет и задачи антропологии Лекция Знать разделы, предмет и методы антропологии Воспроизведение 1-20
2 Предмет и задачи антропологии Практическая работа Знать разделы, предмет и методы антропологии Воспроизведение 1-20
3 История антропологии Лекция Знать основоположников антропологии и их вклад в развитие этой науки Воспроизведение 21-45
4 Проблема происхождения человека Семинар Выделять биологические и социальные аспекты происхождения человека Применение 46-55
5 Проблема происхождения человека Индивидуальная работа Выделять биологические и социальные аспекты происхождения человека Применение 46-55
6 Рубежный контроль Коллоквиум Знать разделы, предмет и методы антропологии Воспроизведение 1-20
Знать основоположников антропологии и их вклад в развитие этой науки Воспроизведение 21-45
Выделять биологические и социальные аспекты происхождения человека Применение 46-55
7 Филогенетическое развитие человека Лекция Обосновать критерии классификации этапов эволюции человека Применение 55-70
8 Филогенетическое развитие человека Лекция Обосновать критерии классификации этапов эволюции человека Применение 55-70
9 Филогенетическое развитие человека Реферат Обосновать критерии классификации этапов эволюции человека Применение 55-70
10 Индивидуальное развитие человека Лекция Понимать закономерности индивидуального развития человека Применение 71-120
11 Индивидуальное развитие человека Практическая работа Понимать закономерности индивидуального развития человека Применение 71-120
12 Индивидуальное развитие человека Индивидуальная работа Понимать закономерности индивидуального развития человека Применение 71-120
13 Конституция человека Реферат Выделять критерии морфологической, функциональной конституци и биохимической индивидуальности человека Применение 121-150
14 Популяционная и этническая антропология Конференция Знать морфологическое описание «больших» рас и антропологических типов, их географическую локализацию Воспроизведение 151-165
15 Конституция человека Практическая работа Выделять критерии морфологической, функциональной конституци и биохимической индивидуальности человека Применение 121-150
16 Экология человека Лекция Описать закономерности биосоциальной адаптации человека Воспроизведение 166-180
17 Экология человека Практическая работа Описать закономерности биосоциальной адаптации человека Воспроизведение 166-180
18 Популяционная и этническая антропология Индивидуальная работа Знать морфологическое описание «больших» рас и антропологических типов, их географическую локализацию Воспроизведение 151-165
19 Популяционная и этническая антропология Самостоятельное изучение Знать морфологическое описание «больших» рас и антропологических типов, их географическую локализацию Воспроизведение 151-165
20 Экология человека Индивидуальная работа Описать закономерности биосоциальной адаптации человека Воспроизведение 166-180
21 Рубежный контроль Контрольная работа Обосновать критерии классификации этапов эволюции человека Применение 55-70
Понимать закономерности индивидуального развития человека Применение 71-120
Выделять критерии морфологической, функциональной конституци и биохимической индивидуальности человека Применение 121-150
Знать морфологическое описание «больших» рас и антропологических типов, их географическую локализацию Воспроизведение 151-165
Описать закономерности биосоциальной адаптации человека Воспроизведение 166-180
22 Экология человека Другое Описать закономерности биосоциальной адаптации человека Воспроизведение 166-180

Литература

Основная

  1. Ванесян, А. С. Антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А. С. Ванесян. - Электрон. текстовые дан. – М.|Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 192 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=275450&sr=1. - Загл. с экрана.
  2. Добреньков, В. И.Социальная антропология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 "Социология" / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 687 с.
  3. Ермаков, В.А. Антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / В.А. Ермаков. - Электрон. текстовые дан. – М. : Евразийс. открытый институт, 2011. - 110 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10611.- Загл. с экрана.
  4. Кануникова, Е. А. Антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Кануникова Е. А. – Электрон. текстовые дан. - Оренбург : Оренбургская государственная медицинская академия, 2012. - 50 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21789. - Загл. с экрана.

Дополнительная

  1. Антропология : учеб. справочник / Сургут. гос. пед. ун-т ; [сост. Е. А. Багнетова]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2009. - 72, [1] с.
  2. Биология с основами экологии : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Химия" / [А. С. Лукаткин и др.] ; под ред. А. С. Лукаткина. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - 396, [2] с. : ил. - (Высшее профессиональное образование) (Естественные науки). - Гриф УМО.
  3. Джерелиевская, И. К. Человек в социокультурной реальности : монография : учеб.- метод. пособие / И. К. Джерелиевская. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. - 317 с. - Гриф МО.
  4. Коробкин, В. И. Экология в вопросах и ответах : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Предельский ; отв. ред. И. Ю. Жиляков. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 384 с. - Гриф МО.
  5. Лукьянова, И. Е. Антропология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И.Е. Лукьянова. - Электрон. текстовые дан. – М.: ИНФРА-М, 2014. - 240 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium. - http://znanium.com/go.php?id=424215. - Загл. с экрана.
  6. Пухлянко, В. П. Экология человека [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Пухлянко В. П. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Российский университет дружбы народов, 2013. - 92 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22229. - Загл. с экрана.
  7. Сапунов, В. Б. Экология человека [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Сапунов В. Б. – Электрон. текстовые дан. - СПб. : Рос. гос. гидрометеорол. ун-т, 2013. - 160 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12538. - Загл. с экрана.
  8. Экология человека : монография / В. С. Соловьев [и др.]. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2008. - 104, [2] с

Цифровые ресурсы

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.6. Антропология [Электронный ресурс]: Б-5251. Направление подготовки 040100 «Социология», зачет / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Багнетова Е.А. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б.6. Антропология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 040100 «Социология» / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. Багнетова Е.А. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.