бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2012-13 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.С. Кожанова заведующий кафедрой
согласовано 29 января 2013 г.
О.Н. Стафеев декан факультета

Б.3.1 Педагогика, 4 семестр

Б-1071, 050100.62, Педагогическое образование (профиль Историческое образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

Вооружить студентов знаниями и умениями, необходимыми в практической деятельности педагога-воспитателя, мотивировать их на самостоятельно осмысливаемую профессионально-педагогическую деятельность.

Задачи

  1. актуализировать знания и умения, усвоенные студентами при изучении педагогики, а также возрастной, педагогической и социальной психологии;
  2. формировать умения целеполагания, планирования, организации и анализа воспитательной работы;
  3. сформировать представление о педагогическом управлении ученическим коллективом как о целостной системе взаимодействия педагога с воспитуемыми;
  4. развивать профессионально-педагогические интересы студентов, формировать убеждения, соответствующие гуманистическому идеалу педагога.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 40,0 ч. (37,04%)
Контроль самостоятельной работы 16,0 ч.
Самостоятельная работа студента 69,0 ч. (63,89%)
Процент выполнения нагрузки 100,93%
Индивидуальная работа со студентами 8,0 ч. из 6,5 ч.
Часов в неделю 2,35 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Социальная педагогика. актуализировать знания и умения, усвоенные студентами при изучении педагогики, а также возрастной, педагогической и социальной психологии. Студенты будут: знать средства, методы и приемы социальной работы в школе; уметь направлять саморазвитие и самовоспитание личности; владеть приемами организации социально направленной работы в школе.
  • Социальное воспитание и социализация личности. Институты социального воспитания.
  • Семья как субъект социального воспитания.
  • Социальная защита ребёнка.
  • Оказание социально-педагогической помощи.
Модуль 2.Технология профессионально-педагогического общения. развивать умение педагогического общения. Студенты будут: -­ знать закономерности общения и способы управления индивидом и группой; - владеть технологией педагогического общения
  • Воспитательная работа в целостной структуре образовательного процесса.
  • Система форм и методов осуществления воспитательной работы.
  • Педагогическое общение в воспитательной работе.
  • Технология профессионально-педагогического общения
Модуль 3. Методика воспитательной работы. • содействовать в приобретении студентами умения интерпретировать сущность методов, форм и средств воспитания и моделированию условий их реализации в образовательном процессе с учетом особенностей региона, коллектива и индивидуальных характеристик воспитанника; Назвать и охарактеризовать сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса; движущие силы и логика воспитательного процесса; базовые теории воспитания и развития личности; закономерности и принципы воспитания; национальное своеобразие воспитания; система форм и методов воспитания; понятие о воспитательных системах; коллектив как объект и субъект воспитания; функции и основные направления деятельности классного руководителя. Уметь проектировать деятельность классного руководителя.
  • Технологии воспитательной деятельности.
  • Управление воспитательным процессом
  • Инновационные воспитательные системы в образовании
Модуль 4.Психолого-педагогический практикум. • развивать стремление к активной, систематической и целеустремленной самообразовательной деятельности. Выявлять, описыватьи объяснять педагогические факты, явление и процессы реальной жизни. Самостоятельно пополнять педагогические знания. Теоретически обоснованно описывать и объяснять реальные педагогические ситуации.Решать типовые задачи по видам профессиональной деятельности учителя начальной школы.
  • Технология решения педагогического конфликта.
  • Педагогическая диагностика планируемых результатов обучения.
  • Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Социоальное воспитание и социализация личности Лекция 2,0 1
2 Социоальное воспитание и социализация личности Семинар 2,0 1
3 Семья как субъект социального воспитания. Конференция 2,0 2
4 Рубежный контроль Минизачет 2,0 3
5 Организация социального опыта в процессе социализации человека Вариативное задание 2,0 3
6 Социальное воспитание в школе Семинар 2,0 3
7 Воспитательная работа в целостной структуре образовательного процесса. Лекция 2,0 4
8 Система форм и методов осуществления воспитательной работы. Семинар 2,0 5
9 Педагогическое общение в воспитательной работе. Лекция 2,0 5
10 Педагогическое общение в воспитательной работе. Индивидуальная работа 2,0 5
11 Технология профессионально-педагогического общения Конференция 2,0 6
12 Воспитательная система класса Семинар 2,0 7
13 Организация и проведение КТД Семинар 2,0 7
14 Воспитательная система класса Индивидуальная работа 2,0 7
15 Организация и проведение КТД Вариативное задание 2,0 8
16 Личностно-ориентированный классный час Лекция 2,0 8
17 Личностно-ориентированный классный час Семинар 2,0 9
18 Инновационные воспитательные системы в образовании Конференция 2,0 9
19 Рубежный контроль Коллоквиум 2,0 10
20 Инновационные воспитательные системы в образовании Индивидуальная работа 2,0 10
21 Технология решения педагогического конфликта. Лекция 2,0 11
22 Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка решения задачи. Другое 2,0 11
23 Анализ собственной преподавательской деятельности: приемы рефлексии Конференция 2,0 12
24 Педагогическая диагностика планируемых результатов обучения Семинар 2,0 13
25 Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса Семинар 2,0 13
26 Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса Вариативное задание 2,0 14
27 Рубежный контроль Другое 2,0 14

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Социоальное воспитание и социализация личности Лекция могут охарактеризовать сущность, принципы, мехонизмы и факторы социального воспитания, а так же институтов социальноговоспитания Воспроизведение
2 Социоальное воспитание и социализация личности Семинар могут охарактеризовать сущность, принципы, мехонизмы и факторы социального воспитания, а так же институтов социальноговоспитания Воспроизведение
3 Семья как субъект социального воспитания. Конференция показывают знание категорий и общих понятий по данной теме (семья, неблагополучная, проблемная семья, группа риска, педагогическое просвещение родителей, обучение родителей, воспитание родителей, педагогический тренинг). Узнавание
4 Рубежный контроль Минизачет могут охарактеризовать сущность, принципы, мехонизмы и факторы социального воспитания, а так же институтов социальноговоспитания Воспроизведение
5 Организация социального опыта в процессе социализации человека Вариативное задание Создание небольшой творческой работы (проекта) Творчество
Иллюстрируют на примерах возможные варианты социального воспитания в группе (классе) Применение
6 Социальное воспитание в школе Семинар Приводит примеры взаимодействия школы с социальными институтами Воспроизведение
Описывают виды работы педагога с семьей и школьником Узнавание
7 Воспитательная работа в целостной структуре образовательного процесса. Лекция Описывают закономерности и принципы воспитания Воспроизведение
демонстрируют различные варианты организации воспитательного процесса в школе Применение
8 Система форм и методов осуществления воспитательной работы. Семинар описывают формы и методы воспитания Воспроизведение
конструируют воспитательную работу в зависимости от конкретных условий для класса и для школы в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения Применение
9 Педагогическое общение в воспитательной работе. Лекция показывает знание терминов по данной теме Узнавание
10 Педагогическое общение в воспитательной работе. Индивидуальная работа различает технологические стадии педагогического общения Узнавание
11 Технология профессионально-педагогического общения Конференция понимают сущность технологии педагогического общения Узнавание
различают стадии педагогического общения Воспроизведение
решают коммуникативные задачи Применение
12 Воспитательная система класса Семинар Описывают вазможные варианты воспитательной системы класса Воспроизведение
13 Организация и проведение КТД Семинар Создание проекта Творчество
14 Воспитательная система класса Индивидуальная работа Оценивают существующие воспитательную систему класса Применение
15 Организация и проведение КТД Вариативное задание Создание проекта Творчество
16 Личностно-ориентированный классный час Лекция Создание проекта Творчество
17 Личностно-ориентированный классный час Семинар Создание проекта Творчество
18 Инновационные воспитательные системы в образовании Конференция Имеют представления Узнавание
19 Рубежный контроль Коллоквиум воспроизводят основные понятия по данной теме Узнавание
анализируют воспитательные мероприятия Применение
оценивают воспитательные мероприятия Применение
Создание проекта Творчество
20 Инновационные воспитательные системы в образовании Индивидуальная работа Имеют представления Узнавание
21 Технология решения педагогического конфликта. Лекция Объясняет, соотносит фактический материал с теорией Воспроизведение
22 Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка решения задачи. Другое Дает определение Узнавание
23 Анализ собственной преподавательской деятельности: приемы рефлексии Конференция Соотносит фактический материал с теорией Воспроизведение
24 Педагогическая диагностика планируемых результатов обучения Семинар понимают сущность технологии педагогического общения Узнавание
различают стадии педагогического общения Воспроизведение
решают коммуникативные задачи Применение
Соотносит фактический материал с теорией Воспроизведение
Выделяют причинно-следственные связи Воспроизведение
25 Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса Семинар понимают сущность технологии педагогического общения Узнавание
различают стадии педагогического общения Воспроизведение
26 Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса Вариативное задание решают коммуникативные задачи Применение
Иллюстрирует примерами применение технологий взаимодействия с субъектами образовательного процесса Воспроизведение
27 Рубежный контроль Другое Соотносит фактический материал с теорией Воспроизведение
Иллюстрирует примерами применение технологий взаимодействия с субъектами образовательного процесса Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Изд-во «Питер», 2000.
  2. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М., 2000.
  3. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д, 2002. С. 33 – 42.
  4. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. С. 70 – 82.
  5. Мудрик А.В. Социальная педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский дом «Академия», 2002. – 200 с.
  6. Подласый, И.П. Педагогика. Кн. 2. / И.П. Подласый. – М., 2004
  7. Сидоров, С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе[Текст] / С.В Сидоров. – Шадринск, 2004

Дополнительная

  1. Бакшеева Э.П., Власова Т.А., Терехова Н.В. Педагогика: контрольные задания, педагогические ситуации и задачи: Учебно-методическое пособие. – Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 75 с
  2. Гинзбург, Ф. Заповеди педагогического общения [Текст] / Ф. Гинзбург // Воспитание школьников. – 2003. - № 4. С. 26-29
  3. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
  4. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н. и др. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002
  5. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160 с.
  6. Классному руководителю: Учебн.-методич. Пособие /Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  7. Матина, Г.О. Рекомендации по диагностике результатов воспитания / Г.О. Матина //Пед. диагностика.-2006.-№4.-С.106-121.
  8. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М., 2001.
  9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  10. Сибирцова Г.Н. Вопросы моделирования и построения воспитательной системы образовательного учреждения / Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
  11. Христофоров, С.О современных концептуальных подходах к воспитанию / С.О. Христофоров //Управление школой. - 2006.- №16.- С.2-6. 7.

Цифровые ресурсы

  1. Библиотека Гумер - Педагогика. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php . (Читать он-лайн, скачать книги по педагогике).
  2. Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/
  3. Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru
  4. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru
  5. СО "Школа 2100". - Режим доступа: http://www.school2100.ru/ образовательная система "Школа 2100"
  6. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

Источники

Учебно-методические материалы