бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2012-13 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
Н.С. Кожанова заведующий кафедрой
согласовано 29 декабря 2012 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 24 января 2013 г.

ОПД.Ф.03 Педагогика начального образования, 6 семестр

021, 050708.00.65, Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Иностранный язык, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенции не сформулированы

Цели изучения дисциплины

Обеспечить становление компетентностного специалиста, владеющего психолого-педагогическими основами теории, методики и технологии образования младшего школьника.

Задачи

  1. Освоить теоретико-методологические основы социальной педагогики, сформировать представление о способах социального воспитания младшего школьника, опыт проектирования форм социально-ориентированной деятельности младших школьников.
  2. Теоретически и практически освоить основы коррекционно-педагогического воздействия в процессе личностно ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников
  3. Овладеть психолого-педагогические методиками диагностики, накопления профессионального опыта педагогической деятельности.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44,0 ч. (40,74%)
Контроль самостоятельной работы 12,0 ч.
Самостоятельная работа студента 64,0 ч. (59,26%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 8,0 ч. из 5,5 ч.
Часов в неделю 2,75 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Социализация личности ребёнка в системе начального образования Освоить теоретико-методологические основы социальной педагогики, сформировать представление о способах социального воспитания младшего школьника, опыт проектирования форм социально-ориентированной деятельности младших школьников. уметь охарактеризовать факторы, привести примеры из жизни , обосновать социализирующее влияние факторов. Знать и воспроизводить основные положения программы воспитания и социализации младших школьников. Знать сущность и основные направления социально-педагогической работы с младшими школьниками.Назвать и охарактеризовать основные направления и виды, формы, методы работы по профилактике дезадаптивного поведения, наркотизации младших школьников. Назвать и охарактеризовать, уметь проектировать формы общественно-полезной деятельности младших школьников.
  • Общее понятие о социализации личности младшего школьника. Факторы социализации младших школьников. Программа воспитания и социализации младшего школьника.
  • Показатели социальной активности младшего школьника. Понятие социально-педагогической деятельности
  • Содержание, виды, формы, методы, технологии социально-педагогической работы с младшими школьниками.
  • Методы предотвращения социально-педагогической запущенности.
  • Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста
  • Социально ориентированнные формы работы с младшими школьниками.
Модуль 2. Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников Теоретически и практически освоить основы коррекционно-педагогического воздействия в процессе личностно ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников Знать сущность личностноориентированного подхода в образовательном процессе. Знать теоретические основы технологии ЛОО классного часа и уметь проектировать его, осуществлять самоанализ. Уметь разрабатывать фрагмент урока с применением методов и и приёмов коррекционно-педагогического воздействия.Анализировать пед. ситуации с точки зрения мастерства коммуникативного воздействия, конструировать решение педагогических задач.
  • Сущность личностноориентированного подхода в образовательном процессе начальной школы.
  • Личностно ориентированный классный час: технология подготовки и проведения.
  • Методы и приёмы реализации личностно ориентированного подхода, методы и приёмы коррекционно-педагогических воздействий в образовательном процессе начальной школы.
  • Коррекционно-педагогические воздействия в процессе проведения личностно ориентированного классного часа в с младшими школьниками.
  • Коррекционно-педагогические воздействия в процессе проведения личностно ориентированного урока в начальной школе.
  • Технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика, мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей.
Модуль 3. Психолого-педагогический практикум Овладеть психолого-педагогические методиками диагностики, накопления профессионального опыта педагогической деятельности. Владеть методиками диагностики профессионального опыта, педагогической деятельности, профессиональных компетенций. Овладеть основами психолого-педагогических методик накопления профессионального опыта.Знать и обосновать пути и средства педагогического самообразования, самовоспитания, саморазвития. Уметь разработать педагогический проект по определённой соц.проблеме.Уметь наметить план собственного самообразования
  • Психолого-педагогические методики диагностики профессионального опыта, педагогической деятельности
  • Прогнозирование и моделирование образовательных и педагогических ситуаций.
  • Психолого-педагогические методики прогнозирования и проектирования педагогической деятельности
  • Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты становления педагогического мастерства учителя начальных классов.
  • Психолого-педагогические методики накопления профессионального опыта

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Общее понятие о социализации личности младшего школьника. Факторы социализации младших школьников. Программа воспитания и социализации младших школьников. Лекция 2,0 1
2 Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста Индивидуальная работа 2,0 1
3 Социальная направленность художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста. Индивидуальная работа 2,0 1
4 Общее понятие о социализации личности младшего школьника. Факторы социализации младших школьников. Программа воспитания и социализации младших школьников. Семинар 2,0 2
5 Содержание, виды, методы, формы, технологии социально-педагогической работы с младшими школьниками Семинар 2,0 2
6 Методы предотвращения социально-педагогической запущенности. Лекция 2,0 3
7 Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста Семинар 2,0 4
8 Социальная направленность художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста. Конференция 2,0 4
9 Социально ориентированнные формы работы с младшими школьниками. Другое 2,0 5
10 Рубежный контроль Коллоквиум 2,0 6
11 Сущность личностноориентированного подхода в образовательном процессе начальной школы. Лекция 2,0 6
12 Личностно ориентированный классный час: технология подготовки и проведения. Практическая работа 2,0 7
13 Методы и приёмы реализации личностно ориентированного подхода в образовательном процессе начальной школы. Методы и приёмы коррекционно-педагогических воздействий в образовательном процессе начальной школы. Лекция 2,0 8
14 Методы и приёмы коррекционно-педагогических воздействий в образовательном процессе начальной школы. Практическая работа 2,0 8
15 Коррекционно-педагогические воздействия в процессе проведения личностно ориентированного классного часа в с младшими школьниками. Индивидуальная работа 2,0 9
16 Коррекционно-педагогические воздействия в процессе проведения личностно ориентированного урока в начальной школе. Другое 2,0 10
17 Технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика, мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей. Практическая работа 2,0 10
18 Рубежный контроль Коллоквиум 2,0 11
19 Психолого-педагогические методики диагностики профессионального опыта, педагогической деятельности Практическая работа 2,0 12
20 Прогнозирование и моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Решение психолого-педагогических задач Практическая работа 2,0 12
21 Психолого-педагогические методики прогнозирования и проектирования педагогической деятельности Семинар 2,0 13
22 Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты становления педагогического мастерства учителя начальных классов. Семинар 2,0 14
23 Психолого-педагогические методики накопления профессионального опыта Семинар 2,0 14
24 Моделирование и конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности Практическая работа 2,0 15
25 Рубежный контроль Коллоквиум 2,0 16
26 Рубежный контроль Индивидуальная работа 2,0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Общее понятие о социализации личности младшего школьника. Факторы социализации младших школьников. Программа воспитания и социализации младших школьников. Лекция уметь охарактеризовать категории: социализация, критерии социализации, социальное воспитание, программа воспитания и социализации младших школьников Воспроизведение
уметь охарактеризовать факторы, привести примеры из жизни , обосновать социализирующее влияние факторов Применение
Назвать и охарактеризовать основные направления и виды, формы, методы работы по профилактике дезадаптивного поведения, наркотизации младших школьников Воспроизведение
2 Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста Индивидуальная работа Знать особенности и целевое назначение,содержание игровой коррекции поведения младших школьников Узнавание
3 Социальная направленность художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста. Индивидуальная работа уметь охарактеризовать факторы, привести примеры из жизни , обосновать социализирующее влияние факторов Применение
4 Общее понятие о социализации личности младшего школьника. Факторы социализации младших школьников. Программа воспитания и социализации младших школьников. Семинар уметь охарактеризовать категории: социализация, критерии социализации, социальное воспитание, программа воспитания и социализации младших школьников Воспроизведение
уметь охарактеризовать факторы, привести примеры из жизни , обосновать социализирующее влияние факторов Применение
Назвать и охарактеризовать основные направления и виды, формы, методы работы по профилактике дезадаптивного поведения, наркотизации младших школьников Воспроизведение
5 Содержание, виды, методы, формы, технологии социально-педагогической работы с младшими школьниками Семинар уметь охарактеризовать категории: социализация, критерии социализации, социальное воспитание, программа воспитания и социализации младших школьников Воспроизведение
уметь охарактеризовать факторы, привести примеры из жизни , обосновать социализирующее влияние факторов Применение
Знать сущность и назначение социальной профилактики. Уровни социальной профилактики Воспроизведение
6 Методы предотвращения социально-педагогической запущенности. Лекция Охарактеризовать сущность, виды, потенциал традиций в формирование социального опыта младших школьников Воспроизведение
7 Социальная направленность познавательной, нравственной, коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста Семинар Знать особенности и целевое назначение,содержание игровой коррекции поведения младших школьников Узнавание
8 Социальная направленность художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста. Конференция уметь охарактеризовать категории: социализация, критерии социализации, социальное воспитание, программа воспитания и социализации младших школьников Воспроизведение
уметь охарактеризовать факторы, привести примеры из жизни , обосновать социализирующее влияние факторов Применение
9 Социально ориентированнные формы работы с младшими школьниками. Другое Охарактеризовать сущность, виды, потенциал традиций в формирование социального опыта младших школьников Воспроизведение
Знать сущность и способы организации самопознания, самоопределения, самореализации и самореабилитации школьников в классном коллективе Воспроизведение
Уметь сформулировать ( спроектировать) проблему, цель, задачи, план подготовки и обосновать ход организации в форме план-проекта (или мини-программы, разработки) социально-направленной деятельности младших школьников познавательного, коммуникативного, нравственного характера Применение
10 Рубежный контроль Коллоквиум уметь охарактеризовать категории: социализация, критерии социализации, социальное воспитание, программа воспитания и социализации младших школьников Воспроизведение
уметь охарактеризовать факторы, привести примеры из жизни , обосновать социализирующее влияние факторов Применение
11 Сущность личностноориентированного подхода в образовательном процессе начальной школы. Лекция Знать отличие ЛО подхода от индивидуального Воспроизведение
12 Личностно ориентированный классный час: технология подготовки и проведения. Практическая работа уметь проектировать ЛО классный час Применение
13 Методы и приёмы реализации личностно ориентированного подхода в образовательном процессе начальной школы. Методы и приёмы коррекционно-педагогических воздействий в образовательном процессе начальной школы. Лекция Характеризовать методы и приёмы реализации личностно ориентированного подхода, методы и приёмы коррекционно-педагогических воздействий в образовательном процессе начальной школы. Воспроизведение
14 Методы и приёмы коррекционно-педагогических воздействий в образовательном процессе начальной школы. Практическая работа Характеризовать методы и приёмы реализации личностно ориентированного подхода, методы и приёмы коррекционно-педагогических воздействий в образовательном процессе начальной школы. Воспроизведение
анализировать пед ситуации с точки зрения мастерства коммуникативного воздействия Применение
15 Коррекционно-педагогические воздействия в процессе проведения личностно ориентированного классного часа в с младшими школьниками. Индивидуальная работа уметь проектировать ЛО классный час Применение
16 Коррекционно-педагогические воздействия в процессе проведения личностно ориентированного урока в начальной школе. Другое давать характеристику методам и приёмам коррекционно-педагогического воздействия Воспроизведение
уметь отбирать методы и приёмы коррекционно-педагогического воздействия на младших школьников в зависимости от данной ситуации Применение
17 Технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика, мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей. Практическая работа анализировать пед ситуации с точки зрения мастерства коммуникативного воздействия Применение
18 Рубежный контроль Коллоквиум Знать отличие ЛО подхода от индивидуального Воспроизведение
уметь отбирать методы и приёмы коррекционно-педагогического воздействия на младших школьников в зависимости от данной ситуации Применение
19 Психолого-педагогические методики диагностики профессионального опыта, педагогической деятельности Практическая работа Владеть методиками диагностики профессионального опыта, педагогической деятельности, профессиональных компетенций; Применение
иметь первоначальный опыт анализа урока Применение
владеть навыками конструктивного общения с использованием различных позиций Воспроизведение
20 Прогнозирование и моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Решение психолого-педагогических задач Практическая работа Уметь анализировать и решать психолого-педагогические задачи. Применение
Уметь определять характер действий в соответствие с алгоритмом анализа педагогической ситуации «Причины – последствия» Применение
21 Психолого-педагогические методики прогнозирования и проектирования педагогической деятельности Семинар анализировать пед ситуации с точки зрения мастерства коммуникативного воздействия Применение
22 Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты становления педагогического мастерства учителя начальных классов. Семинар Назвать и обосновать пути и средства самообразования, самовоспитания и саморазвития. Применение
23 Психолого-педагогические методики накопления профессионального опыта Семинар Владеть методиками диагностики профессионального опыта, педагогической деятельности, профессиональных компетенций; Применение
иметь первоначальный опыт анализа урока Применение
Уметь анализировать и решать психолого-педагогические задачи. Применение
24 Моделирование и конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности Практическая работа Уметь анализировать и решать психолого-педагогические задачи. Применение
25 Рубежный контроль Коллоквиум анализировать пед ситуации с точки зрения мастерства коммуникативного воздействия Применение
Уметь анализировать и решать психолого-педагогические задачи. Применение
26 Рубежный контроль Индивидуальная работа анализировать пед ситуации с точки зрения мастерства коммуникативного воздействия Применение

Литература

Основная

  1. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240с.
  2. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей и родителей /Сост. Л.В.Ковинько. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288с.
  3. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.С. Подымова, Л.И.Духова, и др; под ред. В.А.Сластёнина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224с.
  4. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 176с.
  5. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2001. – С. 145 – 170.
  6. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Дополнительная

  1. Бодина Е., Ащеулова К. Педагогические ситуации: Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 96 с.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер, 2001. – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»).
  3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений/ И.А. Колесникова, М.П.. Горчакова-Сибирская; Под ред.И.А. Колесниковой; - М.: Издательский центр «Академия», 2005, - 288с.
  4. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности, М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160с.
  5. Омельяненко В.Л., Вовк Л.П., Омельяненко С.В. Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов педагогических институтов и учителей. – М.: Просвещение, 1993. – 272 с.
  6. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. Высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А.Зязюна, - М.: Просвещение, 1989, - 302с.
  7. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство»,1997. – 174с.
  8. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций, - Педагогическое общество России, 1999. – 186с.

Цифровые ресурсы

  1. http://nsc.1september.ru/index.php - электронная версия журнала "Начальная школа" (Первое сентября)
  2. http://planeta.tspu.ru/ - Педагогическая планета
  3. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 - материалы ФГОС НОО
  4. http://www.nachalka.com/ - сайт Началка
  5. http://www.nach-info.yourtalent.ru/- сайт "Первая ступенька"
  6. http://www.school2100.ru/ образовательная система "Школа 2100"

Источники

Учебно-методические материалы