бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 19, 2016 утверждено Oct. 4, 2016
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Sept. 28, 2016
О.В. Власова декан факультета
согласовано Oct. 3, 2016

Б1.Б.5 Основы социологии, 1 семестр

Б-6251, 39.03.01, Социология, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
(ОК-1) Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции Знание социологических подходов к изучению общества и его социоструктурных образований; причин социальных изменений. знаниевый
Знание философско-социологических концепций периода предыстории социологии знаниевый
Умение анализировать и сравнивать основные социально-философские концепции ориентировочный
Умение описывать сущностные признаки общественных процессов и определять их место в современном обществе ориентировочный
Иметь навык экстраполяции социологического знания на соврменную действительность и личный опыт операциональный
(ОК-2) Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования мировоззренческих позиций Знание основных исторических этапов становления и развития социологической мысли знаниевый
Умение анализировать соврменные социальные процессы в исторической динамике ориентировочный
Умение сопоставлять и анализировать различные теории устройства и развития общества ориентировочный
(ОК-6) Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Знание ключевых общностных признаков и типологии социальных групп знаниевый
Знать основные формы социального взаимодействий знаниевый
Знать характерные черты ингруппы и аутгруппы знаниевый
Уметь классифицировать социальные группы по различным признакам ориентировочный
(ОПК-2) Способность к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Знание основных структурных элементов программы социологического исследования (цели, задач, объекта и предмета) знаниевый
Знание теоретических основ анализа социологической информации знаниевый
Умение формулировать цели и задачи социологического исследования ориентировочный
Иметь навык разработки программы социологического исследования операциональный
Иметь опыт анализа и критической оценки социологической информации опыт
(ОПК-3) Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью Знать ключевые признаки научного знания в области социологии знаниевый
Знать соврменные информационные ресурсы, содержащие социологические данные по различным социальным проблемам и вопросам знаниевый
Умение беспристрастно анализировать социально-значимые процессы и явления в опоре на социологические теории и эмпирические данные операциональный
(ПК-9) Способность использовать полученные знания в преподавании социологии Знание методологических и методических основ преподавания социологии знаниевый
Знание структуры социологического знания знаниевый
Умение подготавливать лекционную информацию по различным темам в области социологии ориентировочный
Иметь опыт выступления перед аудиторией по одной из проблем социологического знания опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование целостного представления об обществе в его основных теоретических, методологических и социокультурных аспектах

Задачи

  1. Сформировать целостное представление о структуре, типологии и специфике социологии как науки в контексте комплексных вопросов современного социально-гуманитарного знания
  2. Раскрыть основы методологии, методики и техники социологических исследований.

Числовые характеристики

Трудоемкость 180 ч.
Аудиторная работа 76.0 ч.
Лекция 20.0 ч.
Семинар 18.0 ч.
Практическая работа 32.0 ч.
КСР 8.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 105.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 20.0 ч. из 19 ч.
Часов в неделю 4.75 ч. (5.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1.Теоретическая социология Осмыслить структуру, типологию, специфику социологии как с точки зрения внутренних междисциплинарных проблем, так и в контексте комплексных вопросов современного социально-гуманитарного знания Знать и понимать историю, этапы становления и развития социологии как науки, концепции основных социологических парадигм и теорий, структуру социологического знания, социологический подход к изучению общества и его социоструктурных образований; причины социальных изменений; социально-культурные особенности и проблемы развития современного российского общества
  • 1.1. Социология как наука
  • 1.2. История становления социологии.Классическая социология
  • 1.3. Основные направления современной западной и отчественной социологии
  • 1.4.Общество. Типология общества
  • 1.5.Социальная структура общества: социальные статусы, роли
  • 1.6.Социальные группы и общности
  • 1.7. Культура как фактор социальных изменений
  • 1.8. Личность и общество
  • 1.9. Мировая система и процессы глобализации
Модуль 2.Методы и методика социологического исследования 1. Раскрыть основы методологии, методики и техники социологических исследований. 2. Развить практические навыки и умения в области социологического анализа конкретных проблем и ситуаций в профессиональной деятельности Знать основные методы социологических исследований; специфику теоретико-методологического и методического аппарата социологии при анализе типичных проблемных ситуаций; развивать навык организации, проведения и анализа результатов социологических исследований
  • 2.1.Методы социологии
  • 2.2.Программа социологического исследования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Социология как наука: объект, предмет, функции Лекция 4.0 1
2 Социология как наука: объект, предмет, функции Практическая работа 4.0 2
3 Этапы становления социологии. Лекция 2.0 3
4 Этапы становления социологии. Индивидуальная работа 2.0 3
5 Этапы становления социологии. Семинар 4.0 3
6 Классическая социология Лекция 2.0 4
7 Классическая социология Практическая работа 4.0 4
8 Развитие социологии на западе и в России Индивидуальная работа 2.0 5
9 Развитие социологии на западе и в России Практическая работа 4.0 5
10 Общество: типология обществ и социальные институты Семинар 4.0 6
11 Социальная структура общества: статусы и роли Практическая работа 4.0 7
12 Общество: типология обществ и социальные институты Коллоквиум 2.0 7
13 Социальная структура общества: статусы и роли Лекция 2.0 7
14 Социальная стратификация и мобильность Практическая работа 2.0 8
15 Социальная стратификация и мобильность Лекция 2.0 8
16 Социальные группы и общности Лекция 2.0 9
17 Социальные группы и общности Семинар 2.0 9
18 Социальные группы и общности Реферат 2.0 9
19 Личность и общество: процессы социализации Семинар 4.0 10
20 Девиантное поведение и социальный контроль Лекция 2.0 10
21 Личность и общество: процессы социализации Лекция 2.0 10
22 Личность и общество: процессы социализации Индивидуальная работа 2.0 10
23 Культура как фактор социальных изменений Вариативное задание 3.0 11
24 Культура как фактор социальных изменений Индивидуальная работа 2.0 11
25 Культура как фактор социальных изменений Практическая работа 2.0 11
26 Девиантное поведение и социальный контроль Практическая работа 4.0 11
27 Девиантное поведение и социальный контроль Вариативное задание 2.0 11
28 Мировая система и процессы глобализации Практическая работа 2.0 12
29 Мировая система и процессы глобализации Индивидуальная работа 2.0 12
30 Рубежный контроль №1 Минизачет 2.0 12
31 Рубежный контроль №1 Индивидуальная работа 2.0 12
32 Программа социологического исследования; теория и практика Коллоквиум 2.0 13
33 Программа социологического исследования; теория и практика Лекция 2.0 13
34 Программа социологического исследования; теория и практика Индивидуальная работа 2.0 13
35 Методы соиологического исследования. Опросные методы социологического исследования Семинар 4.0 14
36 Неопросные методы социологического исследования Практическая работа 2.0 14
37 Разработка программы социологического исследования Практическая работа 4.0 15
38 Разработка программы социологического исследования Вариативное задание 2.0 15
39 Разработка программы социологического исследования Индивидуальная работа 2.0 15
40 Рубежный контроль №2 Конференция 2.0 16
41 Рубежный контроль №2 Индивидуальная работа 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Социология как наука: объект, предмет, функции Лекция Знать определение понятия, объект , предмет, функции, структуру социологии Узнавание
Уметь анализировать концептуальное содержание и причины смены парадигм в социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику и привести примеры макросоциологических и микросоциологических теорий Воспроизведение
Уметь объяснить место социологии в системе общественных наук Воспроизведение
Знать содержание и функциональное назначение каждой функции социологии Узнавание
Знать уровни социологического знания Узнавание
2 Социология как наука: объект, предмет, функции Практическая работа Знать определение понятия, объект , предмет, функции, структуру социологии Узнавание
Уметь анализировать концептуальное содержание и причины смены парадигм в социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику и привести примеры макросоциологических и микросоциологических теорий Воспроизведение
Уметь объяснить место социологии в системе общественных наук Воспроизведение
Знать содержание и функциональное назначение каждой функции социологии Узнавание
Знать уровни социологического знания Узнавание
3 Этапы становления социологии. Лекция Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
4 Этапы становления социологии. Индивидуальная работа Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
Уметь объяснить вклад О. Конта в развитие социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику теории социального действия и ее значение для современного социологического знания Воспроизведение
Уметь объяснить организацию, развитие и функционировыание общества в структурной парадигме Э. Дюркгейма; привести примеры аномии в обществе Воспроизведение
5 Этапы становления социологии. Семинар Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
Уметь объяснить вклад О. Конта в развитие социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику теории социального действия и ее значение для современного социологического знания Воспроизведение
Уметь объяснить организацию, развитие и функционировыание общества в структурной парадигме Э. Дюркгейма; привести примеры аномии в обществе Воспроизведение
Уметь объснить сущность и значение классических социологических теорий Воспроизведение
6 Классическая социология Лекция Знать основные этапы и направления развития западной и отечественной социологии в XX -нач. XXI века Узнавание
Знать особенности, сущность, основные идеи отечественной социологии Узнавание
7 Классическая социология Практическая работа Знать основные этапы и направления развития западной и отечественной социологии в XX -нач. XXI века Узнавание
Уметь объяснять сущность и главные идеи современных социологических направлений и теорий Воспроизведение
Знать особенности, сущность, основные идеи отечественной социологии Узнавание
8 Развитие социологии на западе и в России Индивидуальная работа Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
Уметь объяснить вклад О. Конта в развитие социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику теории социального действия и ее значение для современного социологического знания Воспроизведение
Уметь объяснить организацию, развитие и функционировыание общества в структурной парадигме Э. Дюркгейма; привести примеры аномии в обществе Воспроизведение
Уметь объснить сущность и значение классических социологических теорий Воспроизведение
9 Развитие социологии на западе и в России Практическая работа Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
Уметь объяснить вклад О. Конта в развитие социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику теории социального действия и ее значение для современного социологического знания Воспроизведение
Уметь объяснить организацию, развитие и функционировыание общества в структурной парадигме Э. Дюркгейма; привести примеры аномии в обществе Воспроизведение
Уметь объснить сущность и значение классических социологических теорий Воспроизведение
10 Общество: типология обществ и социальные институты Семинар Знать определение общества как целостной саморегулирующейся системы и его признаки Узнавание
Привести примеры типологии по значимым признакам Применение
Уметь применять теоретические знания о гражданском обществе применительно к практическим реалиям современного российского общества Применение
Знать определение понятия, признаки, виды.функции социальных институтов и этапы институционализации Узнавание
Знать сущность и роль общественного мнения как духовно-практического явления в гражданском обществе Узнавание
11 Социальная структура общества: статусы и роли Практическая работа Уметь объяснить специфику структуры современного общества; владеть методами оценки, классификации и рефлексии социальной структуры общества Воспроизведение
Уметь объяснить причины возникновения социальных статусов и социальных ролей; привести примеры появления у каждого индивида социальных ролей Воспроизведение
Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
12 Общество: типология обществ и социальные институты Коллоквиум Знать определение общества как целостной саморегулирующейся системы и его признаки Узнавание
Привести примеры типологии по значимым признакам Применение
Уметь применять теоретические знания о гражданском обществе применительно к практическим реалиям современного российского общества Применение
Знать определение понятия, признаки, виды.функции социальных институтов и этапы институционализации Узнавание
Знать сущность и роль общественного мнения как духовно-практического явления в гражданском обществе Узнавание
13 Социальная структура общества: статусы и роли Лекция Уметь объяснить специфику структуры современного общества; владеть методами оценки, классификации и рефлексии социальной структуры общества Воспроизведение
Уметь объяснить причины возникновения социальных статусов и социальных ролей; привести примеры появления у каждого индивида социальных ролей Воспроизведение
Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
Уметь анализировать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, основные проблемы стратификации российского общества Воспроизведение
14 Социальная стратификация и мобильность Практическая работа Уметь объяснить специфику структуры современного общества; владеть методами оценки, классификации и рефлексии социальной структуры общества Воспроизведение
Уметь объяснить причины возникновения социальных статусов и социальных ролей; привести примеры появления у каждого индивида социальных ролей Воспроизведение
Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
15 Социальная стратификация и мобильность Лекция Уметь объяснить специфику структуры современного общества; владеть методами оценки, классификации и рефлексии социальной структуры общества Воспроизведение
Уметь объяснить причины возникновения социальных статусов и социальных ролей; привести примеры появления у каждого индивида социальных ролей Воспроизведение
Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
16 Социальные группы и общности Лекция Знать определение понятия, видовую классификацию социальных групп в системе социологического знания Узнавание
Знать основные черты, класификацию малых социальных групп и коллективов Узнавание
17 Социальные группы и общности Семинар Уметь выявлять критерии к типологии и проблемы взаимоотношений социальных общностей Воспроизведение
Уметь объяснить отличие квазигруппы от социальной группы Воспроизведение
18 Социальные группы и общности Реферат Знать определение понятия, видовую классификацию социальных групп в системе социологического знания Узнавание
Знать основные черты, класификацию малых социальных групп и коллективов Узнавание
Уметь выявлять критерии к типологии и проблемы взаимоотношений социальных общностей Воспроизведение
19 Личность и общество: процессы социализации Семинар Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
20 Девиантное поведение и социальный контроль Лекция Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
21 Личность и общество: процессы социализации Лекция Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
22 Личность и общество: процессы социализации Индивидуальная работа Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
23 Культура как фактор социальных изменений Вариативное задание Уметь обосновать сущность социологического подхода к пониманию культуры Воспроизведение
Знать основные механизмы культурных изменений Узнавание
Знать специфику, основные функции институтов культуры Узнавание
24 Культура как фактор социальных изменений Индивидуальная работа Уметь обосновать сущность социологического подхода к пониманию культуры Воспроизведение
Знать основные механизмы культурных изменений Узнавание
Знать специфику, основные функции институтов культуры Узнавание
25 Культура как фактор социальных изменений Практическая работа Уметь обосновать сущность социологического подхода к пониманию культуры Воспроизведение
Знать основные механизмы культурных изменений Узнавание
Знать специфику, основные функции институтов культуры Узнавание
26 Девиантное поведение и социальный контроль Практическая работа Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
27 Девиантное поведение и социальный контроль Вариативное задание Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
28 Мировая система и процессы глобализации Практическая работа Знать концептуальное разнообразие понятия глобализации Узнавание
Уметь объяснить основные глобализационные процессы, механизмы действия глобализации на общество Воспроизведение
Уметь объяснить положительные и отрицательные последствия влияния глобализации на российское общество Воспроизведение
Уметь объяснить сущность глобальных проблем современности и возможные пути их решения Воспроизведение
29 Мировая система и процессы глобализации Индивидуальная работа Знать концептуальное разнообразие понятия глобализации Узнавание
Уметь объяснить основные глобализационные процессы, механизмы действия глобализации на общество Воспроизведение
Уметь объяснить положительные и отрицательные последствия влияния глобализации на российское общество Воспроизведение
Уметь объяснить сущность глобальных проблем современности и возможные пути их решения Воспроизведение
30 Рубежный контроль №1 Минизачет Знать определение общества как целостной саморегулирующейся системы и его признаки Узнавание
Привести примеры типологии по значимым признакам Применение
Уметь применять теоретические знания о гражданском обществе применительно к практическим реалиям современного российского общества Применение
Знать определение понятия, признаки, виды.функции социальных институтов и этапы институционализации Узнавание
Знать сущность и роль общественного мнения как духовно-практического явления в гражданском обществе Узнавание
Уметь объяснить специфику структуры современного общества; владеть методами оценки, классификации и рефлексии социальной структуры общества Воспроизведение
Уметь объяснить причины возникновения социальных статусов и социальных ролей; привести примеры появления у каждого индивида социальных ролей Воспроизведение
Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
Уметь анализировать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, основные проблемы стратификации российского общества Воспроизведение
31 Рубежный контроль №1 Индивидуальная работа Знать определение понятия, объект , предмет, функции, структуру социологии Узнавание
Уметь анализировать концептуальное содержание и причины смены парадигм в социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику и привести примеры макросоциологических и микросоциологических теорий Воспроизведение
Уметь объяснить вклад О. Конта в развитие социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику теории социального действия и ее значение для современного социологического знания Воспроизведение
Уметь объяснить организацию, развитие и функционировыание общества в структурной парадигме Э. Дюркгейма; привести примеры аномии в обществе Воспроизведение
32 Программа социологического исследования; теория и практика Коллоквиум Уметь обосновать значимость выбора проблемного поля в исследовании Применение
Уметь проводить выбор объекта исследования и определять его предмет Применение
Уметь формулировать цели и задач социологического исследования Применение
33 Программа социологического исследования; теория и практика Лекция Уметь обосновать значимость выбора проблемного поля в исследовании Применение
Уметь проводить выбор объекта исследования и определять его предмет Применение
Уметь формулировать цели и задач социологического исследования Применение
меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
34 Программа социологического исследования; теория и практика Индивидуальная работа Уметь обосновать значимость выбора проблемного поля в исследовании Применение
Уметь проводить выбор объекта исследования и определять его предмет Применение
Уметь формулировать цели и задач социологического исследования Применение
меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
Уметь определять круг понятий, которые будут использованы в социологическом исследовании Применение
Уметь объяснить стуктурные элементы социологического исследования, составлять программу социологических исследований Применение
Уметь презентовать программу социологического исследования по теме, связанной с профессиональной деятельностью Творчество
35 Методы соиологического исследования. Опросные методы социологического исследования Семинар Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
36 Неопросные методы социологического исследования Практическая работа Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
37 Разработка программы социологического исследования Практическая работа меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
Уметь определять круг понятий, которые будут использованы в социологическом исследовании Применение
Уметь объяснить стуктурные элементы социологического исследования, составлять программу социологических исследований Применение
38 Разработка программы социологического исследования Вариативное задание меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
Уметь определять круг понятий, которые будут использованы в социологическом исследовании Применение
Уметь объяснить стуктурные элементы социологического исследования, составлять программу социологических исследований Применение
39 Разработка программы социологического исследования Индивидуальная работа Уметь обосновать значимость выбора проблемного поля в исследовании Применение
Уметь формулировать цели и задач социологического исследования Применение
меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
40 Рубежный контроль №2 Конференция Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
Уметь обосновать значимость выбора проблемного поля в исследовании Применение
Уметь проводить выбор объекта исследования и определять его предмет Применение
Уметь формулировать цели и задач социологического исследования Применение
меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
Уметь определять круг понятий, которые будут использованы в социологическом исследовании Применение
Уметь объяснить стуктурные элементы социологического исследования, составлять программу социологических исследований Применение
41 Рубежный контроль №2 Индивидуальная работа Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Уметь проводить выбор объекта исследования и определять его предмет Применение
Уметь формулировать цели и задач социологического исследования Применение
меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
Уметь определять круг понятий, которые будут использованы в социологическом исследовании Применение
Уметь объяснить стуктурные элементы социологического исследования, составлять программу социологических исследований Применение

Литература

Основная

  1. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования : учеб. для студентов вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 767 с.
  2. Социология. Общий курс : учеб. для студентов вузов / [В. И. Кандауров и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 330, [2] с. - (Высшее образование. Бакалавриат)
  3. Социология : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по несоциол. специальностям / [О. Г. Бердюгина и др.] ; отв. ред. В. А. Глазырин ; Урал. гос. юрид. акад. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 400 с.
  4. Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров "Социология" (040100) [и др.] / Ж. Т. Тощенко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 607
  5. Тощенко, Ж.Т. Социология [Электронный ресурс]. Учебник / Ж.Т. Тощенко. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 640 с. - (Cogito ergo sum). - - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117761 .-Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Добреньков, В.И. Социология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям социологии / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М. : Гардарики, 2004. - 623 с.
  2. Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 1.: Теория и методология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2003. – 908 с.
  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология.– М.: Гардарики, 2004. – 176 с.
  4. Павленок, П.Д. Социология [Электронный ресурс] : учебное пособие / П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев. - 3-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2013. - 734 с. : ил. - Библиогр. в кн. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255784 .-Загл. с экрана
  5. Рой, О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум / О. М. Рой, А. М. Киселева; О.М. Рой, А.М. Киселева. - СПб.: Питер, 2007. - 238 с.
  6. Социология в России: как это было на самом деле // Г.В. Осипов // Социологические исследования – 2008. – № 7. – С. 4–18.
  7. Социология : [учебник] / под ред. Д. С. Клементьева. М. [и др.] : АСТ [и др.], 2010. - 479 с.
  8. Социология [Электронный ресурс] : учебник / В.Н. Лавриненко, Т.С. Лукашева, О.А. Останина и др. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 448 с. - (Золотой фонд российских учебников). - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117762 .-Загл. с экрана
  9. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М. : Добросвет, 2000. - 596 с.
  10. Яременко, С.Н. Социология : учебник / С.Н. Яременко, С.Я. Подопригора, И.В.Тумайкин. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 415 с.

Цифровые ресурсы

  1. Федеральный образовательный портал - ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/
  2. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru

Источники

  1. Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". - Режим доступа: http://www.hse.ru/org/hse/demo
  2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

Учебно-методические материалы

  1. Основы социологии. - Рабочая программа [Электронный ресурс]. - Автоматизированное рабочее место преподавателя СурГПУ. - Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/teacher/105/