бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 19, 2016 утверждено Oct. 4, 2016
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласовано Sept. 20, 2016
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 4, 2016

Б1.Б.34 Социология, 5 семестр 1 полусеместр

Б-4091, 37.03.01, Психология, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
С.С. Богдан ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3) Знание элементов социализации личности, форм социального контроля и девиантного поведения знаниевый
Умение критически оценивать ситуацию в различных сферах общественной жизни ориентировочный
использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4) Знание основ социальной структуры и стратификации общества знаниевый
Умение находить, анализировать и использовать в свойей профессиональной деятельности социологическую информацию ориентировочный
понимать современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2) Знание элементов социализации личности, форм социального контроля и девиантного поведения знаниевый
Понимание значимости использования современных социологических методов в своей профессиональной деятельности ориентировочный

Цели изучения дисциплины

Формировать целостное представление об обществе и роли социологии в профессиональной деятельности будущего бакалавра

Задачи

  1. Формировать целостное представление о современной социологической науке в ее основных теоретических, методологических и социокультурных аспектах
  2. Научить составлять программу социологического исследования с учетом профессиональных ориентаций.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 44.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 7.0 ч. из 6.5 ч.
Часов в неделю 3.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Социология как наука Осмыслить структуру, типологию, специфику социологии как с точки зрения внутренних междисциплинарных проблем, так и в контексте комплексных вопросов современного социально-гуманитарного знания Знать и понимать историю, этапы становления и развития социологии как науки, концепции основных социологических парадигм и теорий, структуру социологического знания, социологический подход к изучению общества и его социоструктурных образований; причины социальных изменений; социально-культурные особенности и проблемы развития современного российского общества
  • 1.1. Социология как наука
  • 1.2. История становления социологии.Классическая социология
  • 1.3. Основные направления современной западной и отчественной социологии
  • 1.4.Общество. Типология общества
  • 1.5.Социальная структура общества: социальные статусы, роли
  • 1.6.Социальные группы и общности
  • 1.7. Культура как фактор социальных изменений
  • 1.8. Личность и общество
  • 1.9. Мировая система и процессы глобализации
Модуль 2. Эмпирическая социология 1. Раскрыть основы методологии, методики и техники социологических исследований. 2. Развить практические навыки и умения в области социологического анализа конкретных проблем и ситуаций в профессиональной деятельности Знать основные методы социологических исследований; специфику теоретико-методологического и методического аппарата социологии при анализе типичных проблемных ситуаций; развивать навык организации, проведения и анализа результатов социологических исследований
  • 2.1.Методы социологии
  • 2.2.Программа социологического исследования

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Социология как наука. Этапы становления социологии Лекция 2.0 1
2 Социология как наука. Этапы становления социологии Семинар 2.0 2
3 Социальная стратификация и мобильность Практическая работа 2.0 3
4 Социальная структура общества. Социальные группы и общности Практическая работа 2.0 3
5 Общество: признаки, функции и типология. Социальные институты Коллоквиум 2.0 4
6 Общество: признаки, функции и типология. Социальные институты Семинар 2.0 4
7 Личность и общество. Социализация личности Семинар 2.0 5
8 Девиантность и социальный контроль Индивидуальная работа 2.0 5
9 Девиантность и социальный контроль Лекция 2.0 5
10 Мировая система и процессы глобализации Вариативное задание 1.0 6
11 Девиантность и социальный контроль Семинар 2.0 6
12 Рубежный контроль №1 Контрольная работа 2.0 6
13 Рубежный контроль №1 Индивидуальная работа 1.0 6
14 Культура как фактор социальных изменений Самостоятельное изучение 1.0 6
15 Методы социологического исследования. Опросные и неопросные методы социологического исследования Семинар 2.0 7
16 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Семинар 4.0 7
17 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Индивидуальная работа 2.0 7
18 Рубежный контроль №2 Конференция 2.0 8
19 Рубежный контроль №2 Индивидуальная работа 2.0 8

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Социология как наука. Этапы становления социологии Лекция Знать определение понятия, объект , предмет, функции, структуру социологии Узнавание
Знать содержание и функциональное назначение каждой функции социологии Узнавание
Знать уровни социологического знания Узнавание
2 Социология как наука. Этапы становления социологии Семинар Знать определение понятия, объект , предмет, функции, структуру социологии Узнавание
Уметь анализировать концептуальное содержание и причины смены парадигм в социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику и привести примеры макросоциологических и микросоциологических теорий Воспроизведение
Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
Уметь объяснить вклад О. Конта в развитие социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику теории социального действия и ее значение для современного социологического знания Воспроизведение
Уметь объяснить организацию, развитие и функционировыание общества в структурной парадигме Э. Дюркгейма; привести примеры аномии в обществе Воспроизведение
3 Социальная стратификация и мобильность Практическая работа Уметь объяснить специфику структуры современного общества; владеть методами оценки, классификации и рефлексии социальной структуры общества Воспроизведение
Уметь объяснить причины возникновения социальных статусов и социальных ролей; привести примеры появления у каждого индивида социальных ролей Воспроизведение
Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
Уметь анализировать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, основные проблемы стратификации российского общества Воспроизведение
4 Социальная структура общества. Социальные группы и общности Практическая работа Знать определение понятия, видовую классификацию социальных групп в системе социологического знания Узнавание
Знать основные черты, класификацию малых социальных групп и коллективов Узнавание
Уметь выявлять критерии к типологии и проблемы взаимоотношений социальных общностей Воспроизведение
Уметь объяснить отличие квазигруппы от социальной группы Воспроизведение
5 Общество: признаки, функции и типология. Социальные институты Коллоквиум Знать определение общества как целостной саморегулирующейся системы и его признаки Узнавание
Привести примеры типологии по значимым признакам Применение
Уметь применять теоретические знания о гражданском обществе применительно к практическим реалиям современного российского общества Применение
Знать определение понятия, признаки, виды.функции социальных институтов и этапы институционализации Узнавание
Знать сущность и роль общественного мнения как духовно-практического явления в гражданском обществе Узнавание
6 Общество: признаки, функции и типология. Социальные институты Семинар Знать определение общества как целостной саморегулирующейся системы и его признаки Узнавание
Привести примеры типологии по значимым признакам Применение
Уметь применять теоретические знания о гражданском обществе применительно к практическим реалиям современного российского общества Применение
Знать определение понятия, признаки, виды.функции социальных институтов и этапы институционализации Узнавание
Знать сущность и роль общественного мнения как духовно-практического явления в гражданском обществе Узнавание
7 Личность и общество. Социализация личности Семинар Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
8 Девиантность и социальный контроль Индивидуальная работа Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
9 Девиантность и социальный контроль Лекция Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
10 Мировая система и процессы глобализации Вариативное задание Знать концептуальное разнообразие понятия глобализации Узнавание
Уметь объяснить основные глобализационные процессы, механизмы действия глобализации на общество Воспроизведение
Уметь объяснить положительные и отрицательные последствия влияния глобализации на российское общество Воспроизведение
Уметь объяснить сущность глобальных проблем современности и возможные пути их решения Воспроизведение
11 Девиантность и социальный контроль Семинар Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
12 Рубежный контроль №1 Контрольная работа Знать определение понятия, объект , предмет, функции, структуру социологии Узнавание
Уметь анализировать концептуальное содержание и причины смены парадигм в социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику и привести примеры макросоциологических и микросоциологических теорий Воспроизведение
Уметь объяснить место социологии в системе общественных наук Воспроизведение
Знать социально-исторические и научные условия возникновения социологии, основные этапы ее развития Узнавание
Уметь объяснить вклад О. Конта в развитие социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику теории социального действия и ее значение для современного социологического знания Воспроизведение
Уметь объяснить организацию, развитие и функционировыание общества в структурной парадигме Э. Дюркгейма; привести примеры аномии в обществе Воспроизведение
Знать определение общества как целостной саморегулирующейся системы и его признаки Узнавание
Привести примеры типологии по значимым признакам Применение
Знать сущность и роль общественного мнения как духовно-практического явления в гражданском обществе Узнавание
Уметь объяснить специфику структуры современного общества; владеть методами оценки, классификации и рефлексии социальной структуры общества Воспроизведение
Уметь объяснить причины возникновения социальных статусов и социальных ролей; привести примеры появления у каждого индивида социальных ролей Воспроизведение
Знать виды и факторы социальной мобильности; уметь привести примеры современной мобильности Узнавание
Уметь анализировать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, основные проблемы стратификации российского общества Воспроизведение
Знать определение понятия, видовую классификацию социальных групп в системе социологического знания Узнавание
Знать основные черты, класификацию малых социальных групп и коллективов Узнавание
Уметь выявлять критерии к типологии и проблемы взаимоотношений социальных общностей Воспроизведение
Уметь объяснить отличие квазигруппы от социальной группы Воспроизведение
Знать социологическое понятие личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социальную структуру и типологию личности Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
Знать сущность, виды, особенности социального взаимодействияи социальньного отношения Узнавание
13 Рубежный контроль №1 Индивидуальная работа Знать определение понятия, объект , предмет, функции, структуру социологии Узнавание
Уметь анализировать концептуальное содержание и причины смены парадигм в социологии Воспроизведение
Уметь объяснить специфику и привести примеры макросоциологических и микросоциологических теорий Воспроизведение
Знать определение понятия, признаки, виды.функции социальных институтов и этапы институционализации Узнавание
Знать сущность и роль общественного мнения как духовно-практического явления в гражданском обществе Узнавание
Описать процесс социализации личности Применение
Уметь объяснять сущность, виды девиаци Воспроизведение
Привести примеры основных форм социального контроля Применение
14 Культура как фактор социальных изменений Самостоятельное изучение Уметь обосновать сущность социологического подхода к пониманию культуры Воспроизведение
Знать основные механизмы культурных изменений Узнавание
Знать специфику, основные функции институтов культуры Узнавание
15 Методы социологического исследования. Опросные и неопросные методы социологического исследования Семинар Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
Знать особенности научного наблюдения Узнавание
Уметь обосновать значимость выбора проблемного поля в исследовании Применение
Уметь проводить выбор объекта исследования и определять его предмет Применение
Уметь формулировать цели и задач социологического исследования Применение
меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
16 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Семинар Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
Знать особенности научного наблюдения Узнавание
Уметь обосновать значимость выбора проблемного поля в исследовании Применение
Уметь проводить выбор объекта исследования и определять его предмет Применение
Уметь формулировать цели и задач социологического исследования Применение
меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
17 Эмпирическая социология. Программа социологического исследования Индивидуальная работа Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
18 Рубежный контроль №2 Конференция Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание
Знать особенности научного наблюдения Узнавание
Уметь обосновать значимость выбора проблемного поля в исследовании Применение
Уметь проводить выбор объекта исследования и определять его предмет Применение
Уметь формулировать цели и задач социологического исследования Применение
меть формулировать, обосновывать и проверять гипотезы исследования Применение
Уметь определять круг понятий, которые будут использованы в социологическом исследовании Применение
Уметь объяснить стуктурные элементы социологического исследования, составлять программу социологических исследований Применение
Уметь презентовать программу социологического исследования по теме, связанной с профессиональной деятельностью Творчество
19 Рубежный контроль №2 Индивидуальная работа Знать опредение понятия, виды, цели и задачи, этапы социологического исследования Узнавание
Знать разновидности социологического опроса, уметь составлять виды анкет и интервью Узнавание
Знать особенности неопросных методов социологического исследования Узнавание
Знать особенности и возможности использования метода анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной теме исследования Узнавание

Литература

Основная

  1. Социология. Общий курс : учеб. для студентов вузов / [ В. И. Кандауров и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 330, [2] с. - Гриф МО.
  2. Социология : учеб. для бакалавров : учеб. для студентов вузов, обучающихся по несоциол. специальностям / [О. Г. Бердюгина и др.] ; отв. ред. В. А. Глазырин ; Урал. гос. юрид. акад. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 400 с. - Гриф МО
  3. Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров "Социология" (040100) [и др.] / Ж. Т. Тощенко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 607

Дополнительная

  1. Давыдов С.А. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Давыдов С.А.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.—Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks».- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8222.— Загл. с экрана
  2. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования : учеб. для студентов вузов / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 767 с.
  3. Добреньков, В.И. Социология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям социологии / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М. : Гардарики, 2004. - 623 с.
  4. Кравченко, А.И. Социология : учеб. для студентов вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. - СПб. : Питер, 2006. - 432 с.
  5. Сергеева, З.Х. Социальная стратификация [Электронный ресурс] : учебное пособие / З.Х. Сергеева, Д.А. Гатиятуллина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет». - Казань : КГТУ, 2011. - 458 с. -Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270288.-Загл. с экрана
  6. Социология: история и современность : учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Г. Волков [и др.] ; отв. ред. Ю.Г. Волков. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 668 с.
  7. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие / В. А. Ядов. - 6-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2012. - 567, [1] с. - (Университетский учебник).

Цифровые ресурсы

  1. Горшков, М. К. Прикладная социология: методология и методы [Электронный ресурс] : интерактив. учеб. пособие для студентов вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги ; Учреждение Рос. акад. наук, Ин-т социологии РАН. - М. : Ин-т социологии РАН, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Windows XP или более поздняя версия ; Разрешение экрана не менее 1024х768 точек ; Необходимо наличие программ: Internet Explorer версии 6.0 или выше и Adobe Reader (имеется на диске). - Сведения об изд. с этикетки диска. - Гриф УМО.
  2. Журнал "Социологические исследования". Режим доступа: http://isras.ru
  3. Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://rliprary.ru/defaultx.asp
  4. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru

Источники

  1. Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". - Режим доступа: http://www.hse.ru/org/hse/demo
  2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Социология [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки АФК / ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. С.С. Богдан. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.