бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 13 сентября 2016 г. утверждено 30 сентября 2016 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 26 сентября 2016 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 26 сентября 2016 г.

М2.В.ОД.10 Инновационная и исследовательская деятельность современного педагога , 3 семестр

М-5021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2); знание актуальных направлений и проблем развития современной психолого-педагогической науки знаниевый
умение обосновать выбор направления организации собственного исследования ориентировочный
умение определить эффективные подходы и методы для решения профессиональных задач операциональный
готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6); знать категориально-понятийный аппарат методологии педагогики знаниевый
знать теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности знаниевый
умение давать обоснования категориально-понятийному аппарату научного исследования ориентировочный
владеть методами установления причинных связей, методами индукции, дедукции, аналогии операциональный
способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); умение соотносить содержание науки и содержание образования ориентировочный
умение адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу операциональный
способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3); знание особенностей организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе образования знаниевый
умение обосновать выбор методов руководства исследовательской деятельностью обучающихся ориентировочный
умение выбора методов организации индивидуальной и групповой исследовательской деятельности обучающихся операциональный
способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5). знание инновационных направлений развития современного общеста знаниевый
владение современными методами научного исследования в предметной сфере; самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение операциональный

Цели изучения дисциплины

Развитие готовности к применению научных подходов и методов экспериментальной деятельности, используемых для решения инновационных и исследовательских задач в образовании

Задачи

  1. Сформировать понятия о методологических основах инновационной и исследовательской деятельности в системе образования
  2. Сформировать умения использования методов исследовательской деятельности в профессиональной деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 28,0 ч. (25,93%)
Контроль самостоятельной работы 6,0 ч.
Самостоятельная работа студента 80,0 ч. (74,07%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 6,0 ч. из 5,0 ч.
Часов в неделю 1,87 ч. (3,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Методологические основы исследовательской деятельности в системе образования Сформировать понятия о методологических основах инновационной и исследовательской деятельности в системе образования знание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности; умение соотносить содержание науки и содержание образования, владение обощенной схемой выделения особенностей различных видов экспериментальных исследований в системе образования, знание основных требований к организации и реализации экспериментального исследования в системе образования, умение давать обоснования категориально-понятийному аппарату наук
  • Система образования РФ
  • Методологические основы экспериментального исследования в образовании
Модуль 2 Методы исследования в современном образовании Сформировать умения использования методов исследовательской деятельности в профессиональной деятельности сформированность понятий об организации научного исследования в системе образования, умения определять актуальные направления экспериментальной работы в системе образования, подбирать этапы исследовательской работы и необходимый инструментарий, сформированность знаний о теоретических и эмпирических методах экспериментальной работы в системе образования, владение обощенной схемой разработки содержания методов экспериментальной деятельности в системе образования; умение анализировать опыт экспериментальной работы образовательных организаций региона и применять его в для решения задач профессиональной деятельности
  • Методы экспериментального исследования в системе образования
  • Организация экспериментальной работы в образовательных организациях

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития системы образования РФ Семинар 2,0 1
2 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение 4,0 1
3 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение 4,0 1
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования Семинар 2,0 2
5 Методологические основы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение 4,0 2
6 Методологические основы психолого-педагогического исследования Индивидуальная работа 2,0 3
7 Методологические подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение 4,0 3
8 Методологические подходы к организации педагогических исследований Коллоквиум 2,0 4
9 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 4,0 4
10 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Практическая работа 2,0 5
11 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Индивидуальная работа 2,0 5
12 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Семинар 4,0 6
13 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение 2,0 6
14 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Индивидуальная работа 1,0 7
15 Методология экспериментального исследования Семинар 4,0 8
16 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение 2,0 9
17 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение 2,0 10
18 Организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение 2,0 11
19 Организация экспериментальной работы в системе образования Семинар 4,0 12
20 Организация экспериментальной работы в системе образования Индивидуальная работа 1,0 12
21 Организация экспериментальной работы в системе образования Практическая работа 4,0 13
22 Организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение 2,0 13
23 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение 2,0 14
24 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Конференция 4,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития системы образования РФ Семинар умение анализировать содержание нормативно-законодательных актов в системе образования, соотносить требования к системе образования с реальной работой образовательных организации, выделять проблемы в деятельности образовательных организаций Применение
2 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение Знание особенностей развития отечественной системы образования. Воспроизведение
3 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение умение определять основные тенденции реформирования образования РФ Применение
4 Методологические основы психолого-педагогического исследования Семинар умение выделять виды экспериментальных исследований в системе образования. Применение
5 Методологические основы психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение Знание основных требований к организации и реализации экспериментального исследования в системе образования, Воспроизведение
6 Методологические основы психолого-педагогического исследования Индивидуальная работа владение обощенной схемой выделения особенностей различных видов экспериментальных исследований в системе образования Применение
7 Методологические подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение знание сущностных характеристик основных методологических подходов к организации экспериментальной деятельности в системе образования Воспроизведение
8 Методологические подходы к организации педагогических исследований Коллоквиум владение обобщенной схемой выбора методологическог подхода в соответствии с этапов экспериментальной деятельности в системе образования Применение
умение обосновывать выбор методологического подхода к решению задач собственной исследовательской деятельности Применение
9 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение Сформированность знаний о теоретических методах экспериментальной работы в системе образования Воспроизведение
10 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Практическая работа Сформированность умений применятьтеоретические методы для анализа результатов экспериментальной деятельности в системе образования Применение
11 Теоретические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Индивидуальная работа владение обощенной схемой применения теоретических методов экспериментальной деятельности в системе образования; Применение
12 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Семинар владение обобщеной схемой разработки содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности Применение
умение обосновывать выбор метода исследовательской деятельности в зависимости от типа решаемой экспериментальной задачи Воспроизведение
13 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Самостоятельное изучение знание основных характеристик эмпирических методов экспериментальной деятельности Воспроизведение
14 Практические основы организации исследовательской и инновационной деятельности в образовании Индивидуальная работа умение конструирования содержания эмпирических методов экспериментальной деятельности в соответствии с тематикой ВКР Узнавание
15 Методология экспериментального исследования Семинар умение подбирать этапы исследовательской работы и необходимый инструментарий Применение
16 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение сформированность понятий об организации научного исследования в системе образования, Воспроизведение
17 Методология экспериментального исследования Самостоятельное изучение умение определять актуальные направления экспериментальной работы в системе образования, Применение
18 Организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение знание особенностей организации работы над инновационным проектом в системе образования Воспроизведение
19 Организация экспериментальной работы в системе образования Семинар умение обосновывать выбор этапов разработки инновацонного проекта в рамках экспериментальной деятельности в системе образования Применение
20 Организация экспериментальной работы в системе образования Индивидуальная работа умение анализировать опыт экспериментальной работы образовательных организаций региона и применять его в для решения задач профессиональной деятельности Применение
21 Организация экспериментальной работы в системе образования Практическая работа умение обосновать этапы организации исследовательской деятельности обучающихся Применение
владение критериями оценки результативности исследовательской деятельности обучающихся Применение
22 Организация экспериментальной работы в системе образования Самостоятельное изучение знание особенностей исследовательской деятельности обучающихся Воспроизведение
23 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение умение разрабатывать содержание научной статьи в соответствии с требованиями к научному изложению результатов исследования Творчество
24 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Конференция знание актуальных направлений организации экспериментальной деятельности в системе регионального начального общего образования Воспроизведение
умение структурировать материал, отражающий опыт экспериментальной деятельности в системе образования по направлению близкому к теме ВКР магистра Применение

Литература

Основная

  1. Андрианова, Е.И. Подготовка и проведение педагогического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Е.И. Андрианова ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Министерство образования и науки РФ. - Ульяновск : УлГПУ, 2013. - 116 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-86045-614-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278048 (29.06.2015)
  2. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М. : Флинта, 2012. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 – Загл. с экрана
  3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 206
  4. Инновационные процессы в системе начального образования [Электронный ресурс]: М. : Прометей, 2012. - 212 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212774 –Загл. с экрана
  5. Сиротюк, А.Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Л. Сиротюк. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 292 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4458-8859-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=254115 (29.06.2015).

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 319 с.
  3. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  4. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  5. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.
  6. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  7. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) [Текст] / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  8. Манухина С.Ю. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Манухина С.Ю., Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10781.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  9. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: в 3 т / Рос. Акад. Образования, Ин-т теоретической педагогики и международных исследований в образовании; под ред. З.И. Равкина. – М: [б. и.], 1994. – 186 с.
  10. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2011. - № 5. – 3-21.
  11. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого- педагогических исследованийх [Электронный ресурс] :учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2011. - 204 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458&sr=1.- Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г.В. Валеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php
  2. Гусаковский М.А. Мультикультурализм и возможные стратегии идентичности в современном образовании / М.А. Гусаковский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isiksp.ru/library/gusakovskiy_ma/gusakovsky-000001.htm
  3. Крысанова О.А. Методология психолого-педагогических исследований / О.А. Крысанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publisher.samsu.ru/archive/2006/files/20060332.pdf
  4. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс / П.И. Образцов http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978594723731&at=exc&n=0
  5. Соснин П.И. История и методология науки / П.И. Соснин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.ulstu.ru/people/SOSNIN|umk|Yistory_and_Methods_of_Science/metod.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б.1.В.ОД.10 Инновационная и исследовательская деятельность современного педагога [Электронный ресурс]: М-5021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование», экзамен / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б.1.В.ОД.10 Инновационная и исследовательская деятельность современного педагога [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.