СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Ф.И. Дубовая директор библиотеки | Т.М. Захожая проректор по УР | |
согласовано 13 сентября 2016 г. | утверждено 25 сентября 2016 г. | |
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой | ||
согласовано 19 сентября 2016 г. | ||
В.В. Толмачева декан факультета | ||
согласовано 23 сентября 2016 г. |
Н.В. Абрамовских ____________ |
Компетенция | Содержание компетенции | Тип |
---|---|---|
готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6) | уметь структурировать материал научно-исследовательских работ в области начального общего образования и представлять его в виде докладов, сообщений, рефератов | ориентировочный |
анализирует различные способы решения исследовательских задач в области начального общего образования | операциональный | |
умеет использовать собственный профессиональный опыт и педагогический потенциал при решении исследовательских задач в области начального образования | операциональный | |
уметь вести дискуссии по актуальным проблемам начального общего образования | операциональный | |
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4) | знание основных нормативных требований к результатам обучения в начальной школе | знаниевый |
умение обоснованного выбора критериев оценки результатов образовательного процесса в начальной школе | ориентировочный | |
умение выбора методов оценки эффективности реализации методик, технологий и приемов обучения в начальной школе | операциональный | |
способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); | анализирует научные исследования в области начального общего образования | ориентировочный |
умеет применять результаты педагогических исследований при решении научно-исследовательских задач | операциональный | |
умение отбирать и структурировать материал, показывающий передовой опыт работы учителей в области начального общего образования и представлять его в виде докладов, сообщений, рефератов | операциональный | |
иметь опыт участия в дискуссиях по актуальным проблемам развития системы начального общего образования | опыт | |
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2) | знание основных направлений развития образовательной политики в современном обществе | знаниевый |
умение обосновывать критерии эффективности образовательной деятельности в начальной школе | ориентировочный | |
умение выбирать методы диагностики образовательной среды в начальной школе | операциональный |
формирование методологической компетентности магистрантов в области педагогики начального общего образования, готовности к использованию исследовательских методов для решения профессиональных задач в начальной школе
Трудоемкость | 72 ч. |
---|---|
Аудиторная работа | 20,0 ч. (27,78%) |
Контроль самостоятельной работы | 2,0 ч. |
Самостоятельная работа студента | 52,0 ч. (72,22%) |
Процент выполнения нагрузки | 100,0% |
Индивидуальная работа со студентами | |
Часов в неделю | 1,25 ч. (2,0 ч. норма) |
Название | Цель | Результат | Дидактические единицы |
---|---|---|---|
Модуль 1 Методологические основы научного исследования в системе начального общего образования | Сформировать у магистрантов знания в области методологических основ организации педагогического исследования | Сформированность знаний о методологических основах педагогического исследования знание основных положений ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога как основы оценки деятельности педагога начальной школы, выделение актуальных направлений научных исследований для системы начального общего образования, уметь вести дискуссии по актуальным проблемам начального общего образования. |
|
Модуль 2 Практические основы применения теоретических и эмпирических методов исследования в системе начального общего образования | Сформировать у магистрантов умения использования теоретических и эмпирических методов в исследовательской деятельности | знание особенностей применения теоретических и эмпирических методов исследования в системе начального общего образования для оценки его эффективности, практические умения и навыки отбора и применения теоретических и практических методов исследования в ситеме начального общего образования для оценки его результативности, умение отбирать теоретические и практические методы исследования для организации психолого-педагогического исследования в начальном общем образовании. |
|
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Особенности развития отечественной системы начального общего образования, основные реформы, направленные на ее совершенствование. Понятия «метод», «метод психолого-педагогического исследования». Предмет методологических исследований в области начального общего образования. Значение методологических исследований для улучшения качества образовательного процесса ДОО. Источники методологического обеспечения: философские знания, общенаучные исследования, методологические исследования, собственно научные исследования, специальные исследования, методологическая рефлексия исследователя. Структура методологии: высший философский уровень, общенаучный уровень, педагогический уровень, технологический уровень. Психолого-педагогические исследования в области начального общего образования: специфические особенности. | Сформированность знаний особенностей развития отечественной системы начального общего образования. | Воспроизведение |
Сформированность знаний предмета, структуры, источников методологических исследований. | Воспроизведение | |
Сформированность умений анализировать психолого-педагогические исследования в области дошкольного образования. | Применение | |
умение обоснованного выбора критериев оценки эффективности деятельности организаций начального общего образования | Воспроизведение | |
Нормативно-законодательная база введения изменений в систему образования РФ. Введение новых стандартов систему начального общего образования. Профессиональный стандарт педагога как основа оценки профессиональной педагогической деятельности. | знание основных положений ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога как основы оценки деятельности педагога начальной школы | Воспроизведение |
умение анализа соответствия педагогической деятельности в начальной школе требованиям профессионального стандарта педагога | Применение | |
умение обосновывать перспективные направления развития конкретной образовательной организации начального общего образования в соответствии с требованиями нормативно-законадательных документов в области образования | Применение |
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Методологические подходы кпсихолого-педагогическим исследованиям в области начального общего образования. Системный подход как отражающий всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов в начальном общем образовании. Личностный подход как утверждение о социальной, деятельностной и творческой сущности личности субъектов образовательного процесса в НОО. Деятельностный подход, обоснованный необходимостью учета деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности. Антропологический подход: системное использование данных всех наук о человеке как предмете обучения, воспитания и развития. | Сформированность умений использования методологических подходов в психолого-педагогических исследованиях в области начального общего образования | Применение |
Сформированность умений анализировать методологические подходы, заявленные в диссертационных исследованиях. | Воспроизведение | |
знание особенностей методологических подходов к организации исследовательской деятельности в образовании | Воспроизведение | |
Принципы реализации психолого-педагогических исследований в области начального общего образования. | знание основных требований к реализации психолого-педагогического исследования в системе начального общего образования | Воспроизведение |
умение анализировать и оценивать опыт экспериментальной деятельности учителей начальной школы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к психолого-педагогическому исследованию | Применение |
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Особенности теоретических методов и их применений в исследовательской деятельности. Характеристика теоретических методов в системе образования. Сравнение и аналогия. Моделирование, его функции и виды. | Сформированность знаний об использовании теоретических методов в психолого-педагогических исследованиях | Воспроизведение |
Сформированность умений подбирать теоретические методы исследования при изучении проблем начального общего образования | Применение | |
Сформированность умения обоснованного выбора теоретических методов исследования при решении конкретных задач исследовательской деятельности в образовании | Воспроизведение |
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Понятие об основных эмпирических методах психолого-педагогического исследования, условия их корректного использования при изучении проблем начального общего образования. Наблюдение, его виды, способы фиксирования явлений. Наблюдение и возраст испытуемых. Социологический и социально-педагогический опрос. Анкетирование и интервьюирование. Требования к вопросам, виды анкет и способы обработки результатов. Тестирование. Виды тестов. Условия их валидности. Социометрия. Метод полярных профилей. Изучение литературы и источников. Виды источников. Контент- анализ. Метод экспертов (рейтинг). Условия и способы проведения психолого-педагогической экспертизы. Метод обобщения независимых характеристик. Психолого-педагогический консилиум. Проблема измерения количественных и качественных признаков в педагогике начального образования. Применение методов общей теории статистики и математической статистики для обработки данных исследования. Математические модели. Условия корректности математического моделирования в педагогике начального образования. | Сформированность знаний о применении эмпирических методов исследования при изучении проблем в области начального общего образования | Воспроизведение |
Сформированность умений подбора и применения основных эмпирических методов исследования в практике начального общего образования | Воспроизведение | |
Методология научного творчества и подготовка диссертации. Научный анализ и научный синтез как основная форма научной работы. Структура и логика научного диссертационного исследования. Выбор темы, план работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического материала. Анализ разработанности проблемы, фокусировка новизны, диалог с авторами. Архитектура диссертации. Категориальный аппарат, понятия, термины, дефиниции, теории, концепции, их соотношение. Распределение и структура материала. Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов. Правила и научная этика цитирования: научные школы, направления, персоналии. Научный аппарат диссертации по педагогическим наукам. Академический стиль и особенности языка диссертации. Магистерская диссертация по педагогическим наукам: основные требования к содержанию и оформлению. Жанровые особенности разделов диссертации. Оформление диссертационной работы, соответствие государственным стандартам, представление к защите, процедура публичной защиты. | Сформированность знаний в области методологии педагогического исследования, жанровых осбенностях магистерской диссертации, специфики понятийного аппарата диссертационной работы. | Воспроизведение |
Сформированность умений научного анализа и синтеза как основной формы научной работы | Применение | |
Сформированность знаний о структуре и логике диссертационного исследования | Воспроизведение | |
Сформированность умений разрабатывать план диссертационной работы, осуществлять библиографический поиск по теме исследования, разрабатывать понятийный аппарат ВКР | Применение |
Содержание | Результаты | Уровень усвоения |
---|---|---|
Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе. Аспекты педагогической технологии: научный, процессуально-описательный, процессуально-действенный (Г.К. Селевко). Использование педагогических технологий на трех иерархически соподчиненных уровнях: общепедагогическом (общедидактическом), частнометодическом (предметном), локальном (модульном). Структурные составляющие педагогической технологии: концептуальная основа, содержательная часть обучения, процессуальная часть - технологический процесс. Методологические требования к педагогическим технологиям: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Классификации педагогических технологий по различным основаниям (В.Г. Гульчевская, В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко и др.): а) уровню применения; б) ведущему фактору психического развития; в) научной концепции усвоения опыта; г) ориентации на личностные структуры; д) характеру содержания и структуры; е) типу организации и управления познавательной деятельностью; ж) категории обучающихся и др. Факторы, влияющие на выбор технологий: личностные установки педагога, особенности контингента детей, психологический климат в группе, наличие ТСО и др. | Сформированность знаний в области классификации педагогических технологий в начальном общем образовании. | Воспроизведение |
Сформированность умений анализировать педагогические технологии, выделять их структурные составляющие. | Применение | |
сформированность умения обоснованного выбора педагогической технологии в соответствии с целями, задачами развития образовательного процесса в начальном общем образовании | Воспроизведение |
№ | Тема занятия | Тип занятия | Кол-во часов | Неделя |
---|---|---|---|---|
1 | Современные тенденции развития системы начального образования РФ | Практическая работа | 4,0 | 1 |
2 | Современные тенденции развития системы начального образования РФ | Самостоятельное изучение | 4,0 | 2 |
3 | Современные тенденции развития системы начального образования РФ | Индивидуальная работа | 1,0 | 3 |
4 | Методологические основы психолого-педагогического исследования в ДОО | Практическая работа | 4,0 | 4 |
5 | Методологические основы психолого-педагогического исследования в ДОО | Самостоятельное изучение | 4,0 | 5 |
6 | Теоретические методы исследования | Семинар | 4,0 | 6 |
7 | Теоретические методы исследования | Самостоятельное изучение | 4,0 | 6 |
8 | Эмпирические методы исследования | Семинар | 4,0 | 7 |
9 | Эмпирические методы исследования | Самостоятельное изучение | 4,0 | 7 |
10 | Методология диссертационного исследования | Самостоятельное изучение | 2,0 | 8 |
11 | Методология диссертационного исследования | Коллоквиум | 2,0 | 8 |
12 | Научные характеристики педагогических технологий | Семинар | 2,0 | 9 |
13 | Методология диссертационного исследования | Индивидуальная работа | 2,0 | 9 |
14 | Научные характеристики педагогических технологий | Самостоятельное изучение | 2,0 | 10 |
15 | Научные характеристики педагогических технологий | Индивидуальная работа | 2,0 | 10 |
№ | Тема | Тип занятия | Результаты | Уровень усвоения | Тестовые задания |
---|---|---|---|---|---|
1 | Современные тенденции развития системы начального образования РФ | Практическая работа | Сформированность умений анализировать психолого-педагогические исследования в области дошкольного образования. | Применение | |
умение анализа соответствия педагогической деятельности в начальной школе требованиям профессионального стандарта педагога | Применение | ||||
2 | Современные тенденции развития системы начального образования РФ | Самостоятельное изучение | Сформированность знаний особенностей развития отечественной системы начального общего образования. | Воспроизведение | |
Сформированность знаний предмета, структуры, источников методологических исследований. | Воспроизведение | ||||
3 | Современные тенденции развития системы начального образования РФ | Индивидуальная работа | знание основных положений ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога как основы оценки деятельности педагога начальной школы | Воспроизведение | |
умение обоснованного выбора критериев оценки эффективности деятельности организаций начального общего образования | Воспроизведение | ||||
умение обосновывать перспективные направления развития конкретной образовательной организации начального общего образования в соответствии с требованиями нормативно-законадательных документов в области образования | Применение | ||||
4 | Методологические основы психолого-педагогического исследования в ДОО | Практическая работа | Сформированность умений анализировать методологические подходы, заявленные в диссертационных исследованиях. | Воспроизведение | |
умение анализировать и оценивать опыт экспериментальной деятельности учителей начальной школы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к психолого-педагогическому исследованию | Применение | ||||
5 | Методологические основы психолого-педагогического исследования в ДОО | Самостоятельное изучение | Сформированность умений использования методологических подходов в психолого-педагогических исследованиях в области начального общего образования | Применение | |
знание основных требований к реализации психолого-педагогического исследования в системе начального общего образования | Воспроизведение | ||||
знание особенностей методологических подходов к организации исследовательской деятельности в образовании | Воспроизведение | ||||
6 | Теоретические методы исследования | Семинар | Сформированность умений подбирать теоретические методы исследования при изучении проблем начального общего образования | Применение | |
Сформированность умения обоснованного выбора теоретических методов исследования при решении конкретных задач исследовательской деятельности в образовании | Воспроизведение | ||||
7 | Теоретические методы исследования | Самостоятельное изучение | Сформированность знаний об использовании теоретических методов в психолого-педагогических исследованиях | Воспроизведение | |
8 | Эмпирические методы исследования | Семинар | Сформированность умений подбора и применения основных эмпирических методов исследования в практике начального общего образования | Воспроизведение | |
9 | Эмпирические методы исследования | Самостоятельное изучение | Сформированность знаний о применении эмпирических методов исследования при изучении проблем в области начального общего образования | Воспроизведение | |
10 | Методология диссертационного исследования | Самостоятельное изучение | Сформированность знаний о структуре и логике диссертационного исследования | Воспроизведение | |
11 | Методология диссертационного исследования | Коллоквиум | Сформированность умений научного анализа и синтеза как основной формы научной работы | Применение | |
Сформированность умений разрабатывать план диссертационной работы, осуществлять библиографический поиск по теме исследования, разрабатывать понятийный аппарат ВКР | Применение | ||||
12 | Научные характеристики педагогических технологий | Семинар | Сформированность умений анализировать педагогические технологии, выделять их структурные составляющие. | Применение | |
13 | Методология диссертационного исследования | Индивидуальная работа | Сформированность знаний в области методологии педагогического исследования, жанровых осбенностях магистерской диссертации, специфики понятийного аппарата диссертационной работы. | Воспроизведение | |
14 | Научные характеристики педагогических технологий | Самостоятельное изучение | Сформированность знаний в области классификации педагогических технологий в начальном общем образовании. | Воспроизведение | |
15 | Научные характеристики педагогических технологий | Индивидуальная работа | сформированность умения обоснованного выбора педагогической технологии в соответствии с целями, задачами развития образовательного процесса в начальном общем образовании | Воспроизведение |