бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 22, 2016
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Oct. 4, 2016
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Oct. 5, 2016

Б1.Б.9 Специальная психология, 5 семестр

Б-4111, 44.03.03, Специальное (дефектологическое) образование, зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4) Знание понятий "сопровождение", "профессиональное самоопределение","общественные организации","лица с ОВЗ" знаниевый
Умение понимать и применять знания об особенностях семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ на практике операциональный
Владение умением анализировать морфофункциональные особенности организма у детей в норме и с нарушениями опорно-двигательного аппарата опыт
Готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9) Знать виды источников информации знаниевый
Понимать значимость сбора, анализа и систематизации информации ориентировочный
Уметь оценивать результаты собственной деятельности по сбору и систематизации информации операциональный
Иметь опыт проведения анализа и интерпретации полученной из источников информации в рамках подготовки докладов, написания курсовой опыт
Способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12) Знать содержание и разнообразие медицинской документации по сопровождению детей с ОВЗ знаниевый
Осознавать роль медико-биологических знаний в процессе медико-психолого-педагогического обследования лиц нарушениями ОДА ориентировочный
Владеть способностью интерпретировать данные медицинской документации в ходе проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями ОДА опыт
Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6) Знать морфофункциональные особенности организма в норме и у лиц с ОВЗ знаниевый
Уметь понимать роль клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений в развитии в осуществлении дифференциальной диагностики ориентировочный
Уметь применять на практике обобщенные данные дифференциальной диагностики детей с нарушениями ОДА операциональный
Иметь опыт анализа данных медико-психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями ОДА опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование умений анализировать особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и учитывать их при решении профессиональных задач в условиях специальных (коррекционных) образовательных организаций

Задачи

  1. Формировать знания об особенностях развития детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппаратоа и специфике организации их психолого-педагогического обследования
  2. Формировать умения анализировать особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата на основе организации и проведения психолого-педагогической диагностики

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 13.0 ч.
Семинар 6.0 ч.
Практическая работа 0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 2.07 ч. (2.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 познакомить с онтогенгезом двигательной сферы
  • Виды нарушений опорно-двигательного аппарата
  • Механизм развития движений
  • Этапы двигательного развития здорового ребенка
  • Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций ОДА
Модуль 2 познакомить со спецификой развития при патологии ОДА неорганического генеза
  • Полиомиелит
  • Натально обусловленная патология ОДА
  • Деформация конечностей
  • Сколиоз
  • Рубежный контроль

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций ОДА. Лекция 2.0 1
2 Онтогенез двигательного развития Лекция 2.0 1
3 Онтогенез двигательного развития Вариативное задание 2.0 1
4 Механизм развития движений в норме Семинар 2.0 1
5 Механизм развития движений в норме Вариативное задание 2.0 1
6 Механизм развития движений в норме Индивидуальная работа 2.0 1
7 Этапы моторного развития в норме Лекция 2.0 1
8 Этапы моторного развития в норме Контрольная работа 2.0 1
9 Этапы моторного развития в норме Индивидуальная работа 2.0 1
10 Виды нарушений опорно-двигательного аппарата Лекция 2.0 1
11 Виды нарушений опорно-двигательного аппарата Другое 2.0 1
12 Виды нарушений опорно-двигательного аппарата Индивидуальная работа 2.0 1
13 Психомоторное развитие на первом году жизни Лекция 1.0 1
14 Психомоторное развитие на первом году жизни Вариативное задание 2.0 1
15 Натально обусловленная патология ОДА Конференция 2.0 1
16 Двигательное развитие при врожденном вывихе бедра Вариативное задание 2.0 1
17 Особенности развития при сколиозах Лекция 2.0 1
18 Особенности развития при сколиозах Вариативное задание 2.0 1
19 Развитие детей с патологией опорно-двигательного аппарата неорганического генеза Коллоквиум 2.0 1
20 Специфика развития при деформации конечностей Лекция 2.0 1
21 Специфика развития при деформации конечностей Семинар 2.0 1
22 Специфика развития при деформации конечностей Индивидуальная работа 2.0 1
23 Двигательное развитие при врожденной кривошее Семинар 2.0 1
24 Двигательное развитие при врожденной кривошее Индивидуальная работа 2.0 1
25 Рубежный контроль Контрольная работа 2.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций ОДА. Лекция Знать предмет, задачи и объект психологии детей с нарушениями функций ОДА Узнавание
Уметь обобщать взгляды отечественных и зарубежных ученых на особенности становления психологии детей с нарушениями ОДА как науки Воспроизведение
2 Онтогенез двигательного развития Лекция Перечислить этапы двигательного развития Воспроизведение
Описать этапы двигательного развития Воспроизведение
3 Онтогенез двигательного развития Вариативное задание Перечислить этапы двигательного развития Воспроизведение
Описать этапы двигательного развития Воспроизведение
4 Механизм развития движений в норме Семинар Объяснить механизм развития движений Воспроизведение
5 Механизм развития движений в норме Вариативное задание Сравнить механизм развития движений в норме и с нарушениями функций ОДА Творчество
6 Механизм развития движений в норме Индивидуальная работа Объяснить механизм развития движений Воспроизведение
7 Этапы моторного развития в норме Лекция Перечислить этапы двигательного развития Воспроизведение
Описать этапы двигательного развития Воспроизведение
8 Этапы моторного развития в норме Контрольная работа Описать этапы двигательного развития Воспроизведение
9 Этапы моторного развития в норме Индивидуальная работа Перечислить этапы двигательного развития Воспроизведение
Описать этапы двигательного развития Воспроизведение
10 Виды нарушений опорно-двигательного аппарата Лекция Перечислить виды нарушений ОДА Воспроизведение
Охарактеризовать группы нарушений ОДА Узнавание
11 Виды нарушений опорно-двигательного аппарата Другое Перечислить виды нарушений ОДА Воспроизведение
12 Виды нарушений опорно-двигательного аппарата Индивидуальная работа Перечислить виды нарушений ОДА Воспроизведение
13 Психомоторное развитие на первом году жизни Лекция Обнаружить показатели психомоторного развития на первом году жизни Узнавание
14 Психомоторное развитие на первом году жизни Вариативное задание Объяснить влияние развития двигательных функций на первом году жизни на дальнейшее становление ОДА Применение
15 Натально обусловленная патология ОДА Конференция Перечислить варианты нарушений ОДА Воспроизведение
Объяснить этиологию врожденного вывиха бедра Воспроизведение
Объяснить этиологию врожденной кривошеи Воспроизведение
16 Двигательное развитие при врожденном вывихе бедра Вариативное задание Объяснить этиологию врожденного вывиха бедра Воспроизведение
Объяснить патогенез врожденного вывиха бедра Воспроизведение
Объяснить специфику развития двигательной сферы при врожденном вывихе бедра Воспроизведение
17 Особенности развития при сколиозах Лекция Перечислить классификацию сколиоза Узнавание
Объяснить этиологию сколиоза Воспроизведение
Объяснить влияние сколиоза на двигательное развитие Воспроизведение
18 Особенности развития при сколиозах Вариативное задание Объяснить влияние сколиоза на двигательное развитие Воспроизведение
19 Развитие детей с патологией опорно-двигательного аппарата неорганического генеза Коллоквиум Объяснить специфику развития двигательной сферы при врожденном вывихе бедра Воспроизведение
Объяснить особенности двигательного развития при врожденной кривошеи Воспроизведение
Описать влияние деформированных конечностей на двигательное развитие Воспроизведение
Объяснить влияние сколиоза на двигательное развитие Воспроизведение
20 Специфика развития при деформации конечностей Лекция Перечислить варианты деформации конечностей Узнавание
Описать влияние деформированных конечностей на двигательное развитие Воспроизведение
21 Специфика развития при деформации конечностей Семинар Описать влияние деформированных конечностей на двигательное развитие Воспроизведение
22 Специфика развития при деформации конечностей Индивидуальная работа Описать влияние деформированных конечностей на двигательное развитие Воспроизведение
23 Двигательное развитие при врожденной кривошее Семинар Объяснить этиологию врожденной кривошеи Воспроизведение
Объяснить патогенез врожденной кривошеи Воспроизведение
Объяснить особенности двигательного развития при врожденной кривошеи Воспроизведение
24 Двигательное развитие при врожденной кривошее Индивидуальная работа Объяснить этиологию врожденной кривошеи Воспроизведение
Объяснить патогенез врожденной кривошеи Воспроизведение
Объяснить особенности двигательного развития при врожденной кривошеи Воспроизведение
25 Рубежный контроль Контрольная работа Перечислить виды нарушений ОДА Воспроизведение
Объяснить патогенез полиомиелита Воспроизведение
Перечислить варианты нарушений ОДА Воспроизведение
Объяснить патогенез врожденного вывиха бедра Воспроизведение
Объяснить патогенез врожденной кривошеи Воспроизведение
Объяснить влияние сколиоза на двигательное развитие Воспроизведение

Литература

Основная

  1. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г.И. Колесникова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 250, [3] с.
  2. Поливара, З.В. Введение в специальную психологию / З.В. Поливара. – М.: Издательство «Флинта». – 2016. – 272 с.
  3. Ридецкая, О.Г. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ридецкая О.Г.- Электрон. текстовые данные. - М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 352 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10839.html. - - Загл. с экрана.
  4. Слепович, Е.С. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.С. Слепович, Т.И. Гаврилко ; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Поляков. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 512 с. – Режим доступа http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144372 - Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Баева, Н.А. Анатомия и физиология детей младенческого и дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.А. Баева, О.В. Погадаева; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Кафедра анатомии и физиологии. - Омск : Издательство СибГУФК, 2003. - 72 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. – Режим доступа http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274531 -Загл. с экрана
  2. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студентов вузов по специальности 031900 - "Специальная психология" / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук ; Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - М. : Владос, 2004. - 367 с. : ил. - (Коррекционная педагогика). - Гриф МО
  3. Саенко, Ю.В. Специальная психология: Уч. пособие. - М.: Академический Проект, 2006. - 182 с.
  4. Сорокин, В.М. Специальная психология: Уч. пособие. - СПб.: "Речь", 2003. - 216 с.
  5. Специальная психология: Уч. пособие для студ. высших пед. заведений/под.ред. В.И. Лубовского. - 2-е изд. Испр. - М.: Академия, 2005. - 464 с

Цифровые ресурсы

  1. http://window.edu.ru/ - Полнотекстовая библиотека учебных и учебно-методических материалов; http://www.koob.ru/ - Электронная библиотека; http://www.krugosvet.ru/ - Онлайн Энциклопедия "Кругосвет"; http://www.ruscenter.ru/ - Цент развития русского языка; http://ru.science.wikia.com/ - Энциклопедический проект
  2. www. specialneeds. ru
  3. Сайт Института коррекционной педагогики РАО. - Режим доступа: http:// институт-коррекционной-педагогики.рф/

Источники

  1. http://www.invalid-detstva.ru/index.php - Особый ребенок
  2. www.vidod.edu.ru – федеральный портал "Дополнительное образование детей" Федеральные и межведомственные программы, Нормативно-правовое и научно-методическое http://psyparents.ru/

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.9 Специальная психология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун- т.» ;сост. А.А. Боброва – Электрон. Дан.- Сургут: СурГПУ, 2016. Режим доступа: http: // els. surgu. ru /, ограничен: необходима авторизация.- Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б.9 Специальная психология [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун- т.» ;сост. А.А. Боброва – Электрон. Дан.- Сургут: СурГПУ, 2016. Режим доступа: http: // els. surgu. ru /, ограничен: необходима авторизация.- Загл. с экрана.