бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 28 сентября 2016 г. утверждено 4 октября 2016 г.
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано 29 сентября 2016 г.
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано 4 октября 2016 г.

Б1.В.ОД.2 Методика преподавания в системе среднего специального и высшего образования, 1 семестр

М-06021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8) знать особенности реализации индивидуального подхода в профессиональном образовании знаниевый
владеть схемой выбора методов построения индивидуального маршрута в профессиональном образовании ориентировочный
владеть умениями проектировать модели развивающего обучения операциональный
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК 4) знать историю развития педагогических технологий в России и за рубежом, современные теории и модели обучения знаниевый
уметь обосновывать выбор методов организации обучения в профессиональном образовании операциональный
иметь опыт прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций; постановки и решения педагогических задач; опыт
готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10) знать требования ФГОС ВО и среднего специального образования к организации образовательного процесса знаниевый
владеть схемой отбора содержания конкретных дисциплин в профессиональном образовании ориентировочный
умение обоснованного выбора содержательных аспектов учебных дисциплин в профессиональном образовании операциональный
способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3); знать пути формирования педагогического мастерства; специфику организации саморазвития, самовоспитания, самообразования педагога вуза знаниевый
уметь критически оценивать различные концепции, системы и технологии воспитания и образования; ориентировочный
владеть умениями выбирать и реализовывать пути совершенствования своего педагогического мастерства, самообразования; самовоспитания, саморазвития операциональный
иметь опыт моделирования и конструирования педагогической деятельности в вузев соответствии с этическими нормами опыт
способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1); современные технологии обучения и их составляющие компоненты знаниевый
уметь свободно ориентироваться в многообразии современных технологий, предназначенных для обучения студентов вуза ориентировочный
владеть умениями осуществлять сравнительную характеристику различных видов обучения, операциональный
иметь опыт организации учебно-познавательной деятельности и осуществления психолого-педагогической диагностики опыт
способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7) знать концепции развития, обучения и воспитания студентов знаниевый
знать этапы конструирования педагогического процесса ориентировочный
способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9); знать требования нормативно-законодательных документов к качеству профессионального образования знаниевый
умение обоснованного выбора методов оценки качества реализации образовательного процесса в профессиональном образовании ориентировочный
умения применять методы оценки качества образовательного процесса в профессиональном образовании операциональный
способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3) знать требования, предъявляемые к организации исследовательской работы обучающихся в профессиональном образовании знаниевый
уметь обосновывать критерии оценки исследовательской работы обучающихся в профессиональтном образовании ориентировочный
уметь выбирать методы руководства исследовательской работой обучающихся в профессиональном образовании операциональный
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2); знать требования, предъявляемые к образовательной среде в организациях профессионального образования знаниевый
владеть умением обоснованного анализа качества образовательной среды в организациях профессионального образования ориентировочный
уметь применять элементы современных педагогических технологий на практике операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование профессиональной готовности магистрантов к реализации педагогического процесса в системе профессионального образования на основе осознанного выбора технологий преподавания дисциплин предметной подготовки студентов

Задачи

  1. формирование представления о сущности методов и технологий реализации педагогического процесса в профессиональном образовании
  2. формирование умений выбора и применения педагогических технологий в целостном образовательном процессе профессионального образования

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12,0 ч. (11,11%)
Контроль самостоятельной работы 6,0 ч.
Самостоятельная работа студента 96,0 ч. (88,89%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 2,0 ч. из 2,0 ч.
Часов в неделю 4,0 ч. (14,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Психолого-педагогические основы построения современной системы профессионального образования формирование представления о сущности методов и технологий реализации педагогического процесса в профессиональном образовании знание истории развития педагогических технологий в России и за рубежом, современных теорий и моделей обучения; классификацию педагогических технологий; особенности различных педагогических технологий, применяемых в современном вузе умение свободно ориентироваться в многообразии современных технологий, предназначенных для обучения студентов вуза, критически оценивать различные концепции, системы и технологии воспитания и образования владение умениями осуществлять сравнительную характеристику различных видов обучения опыт моделирования и конструирования педагогической деятельности в вузе.
  • Модернизация системы образования
  • Характеристика профессиональной деятельности в системе образования
  • Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования
Модуль 2 Практические основы реализации технологий в современной системе профессионального образования формирование умений выбора и применения педагогических технологий в целостном образовательном процессе профессионального образования знание современных технологии обучения и их составляющих компонентов; этапов конструирования педагогического процесса; особенностей различных педагогических технологий, применяемых в современном вузе; путей формирования педагогического мастерства; специфики организации саморазвития, самовоспитания, самообразования педагога вуза умение применять элементы современных педагогических технологий на практике; критически оценивать различные концепции, системы и технологии воспитания и образования; проектировать модели развивающего обучения; выбирать и реализовывать пути совершенствования своего педагогического мастерства, самообразования; самовоспитания, саморазвития опыт организации учебно-познавательной деятельности и осуществления психолого-педагогической диагностики; моделирования и конструирования педагогической деятельности в вузе; прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций; постановки и решения педагогических задач
  • Технологии модульного обучения
  • Технологии развивающего обучения
  • Технологии проблемного обучения
  • Технологии активного обучения

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Модернизация системы образования Практическая работа 2,0 1
2 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение 4,0 1
3 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение 4,0 1
4 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение 4,0 1
5 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Самостоятельное изучение 4,0 1
6 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Самостоятельное изучение 4,0 1
7 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Коллоквиум 2,0 1
8 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение 4,0 2
9 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение 4,0 2
10 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение 4,0 2
11 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Минизачет 2,0 2
12 Технологии модульного обучения Самостоятельное изучение 4,0 2
13 Технологии модульного обучения Самостоятельное изучение 4,0 2
14 Технологии модульного обучения Практическая работа 2,0 2
15 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение 4,0 2
16 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение 4,0 2
17 Технологии развивающего обучения Практическая работа 2,0 2
18 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение 4,0 3
19 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение 4,0 3
20 Технологии проблемного обучения Практическая работа 2,0 3
21 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение 4,0 3
22 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение 4,0 3
23 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение 4,0 3
24 Технологии активного обучения Коллоквиум 2,0 3

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Модернизация системы образования Практическая работа знание основных направлений инновационных преобразований в системе профессионального образования Воспроизведение
2 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение знание истории развития профессионального образования Воспроизведение
3 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение умение обобщать опыт развития системы профессионального образования Применение
4 Модернизация системы образования Самостоятельное изучение умение обосновать пути обновления современного профессионального образования Применение
5 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Самостоятельное изучение знание требований к профессиональной деятельности преподавателя Воспроизведение
6 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Самостоятельное изучение умение составить профессиограмму преподавателя вуза Применение
7 Характеристика профессиональной деятельности в системе образования Коллоквиум умение выделить особенности основных видов профессиональной деятельности преподавателя Применение
8 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение знание сущности реализации технологического подхода в системе профессионального образования Воспроизведение
9 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение умение обосновать выбор педагогической технологии в соответствующей педагогической ситуации Творчество
10 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Самостоятельное изучение умение выделить отличительные признаки образовательной технологии в профессиональном образовании Применение
11 Технологический подход и специфика его реализации в современной системе образования Минизачет умение обосновать выбор педагогической технологии в соответствующей педагогической ситуации Творчество
12 Технологии модульного обучения Самостоятельное изучение умеет применять модульную технологию к проектированию содержания конкретной дисциплины Творчество
13 Технологии модульного обучения Самостоятельное изучение знает отличительные признаки модульной технологии Воспроизведение
14 Технологии модульного обучения Практическая работа владеет навыками выбора и проектирования модульной технологии Применение
15 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение уметь проектировать занятие с применением технологии развивающего обучения Творчество
16 Технологии развивающего обучения Самостоятельное изучение знать основные характеристики технологий развивающего обучения Воспроизведение
17 Технологии развивающего обучения Практическая работа уметь выделять свойства технологий развивающего обучения Применение
18 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение знать особенности построения образовательного процесса на основе технологии проблемного обучения Воспроизведение
19 Технологии проблемного обучения Самостоятельное изучение уметь применять технологии проблемного обучения при проектировании содержания образовательного процесса в профессиональном образовании Творчество
20 Технологии проблемного обучения Практическая работа уметь формулировать цели занятия на основе технологии проблемного обучения Применение
21 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение умение выделять принципы организации деловой игры в процессе обучения Применение
22 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение уметь соотносить конкретные методы активного обучения с этапами организации процесса обучения студентов в профессиональном образовании Применение
23 Технологии активного обучения Самостоятельное изучение знать сущность активного обучения в профессиональном образовании Воспроизведение
знание особенностей организации деловой игры Воспроизведение
24 Технологии активного обучения Коллоквиум уметь определять характерные признаки применения активного обучения в системе профессионального образования Применение

Литература

Основная

  1. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.Т. Громкова. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 446 с. - Библиогр.: с. 403-404. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717 –Загл. с экрана
  2. Корепанова, М. В. Основы педагогического мастерства : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / М. В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец ; под ред. И. А. Лавринец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 238, [2] c.
  3. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / коллектив авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2013.-432 с.

Дополнительная

  1. Виноградова, Н.И., Улзытуева, А.И., Шибанова, Н.М. Акмеология профессиональной деятельности педагогов \ дошкольного и начального общего образования[Текст] [Электронный ресурс]: монография /Н.И.Виноградова, А.И.Улзытуева, Н.М.Шибанова. - М.: Изд.-во ФЛИНТА, 2012.- 256 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492.-Загл. с экрана
  2. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации [Текст] / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  3. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2010. - 174, [2] c.
  4. Лазарев, В.С. Инноватика в школе: учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования [Текст] : Сургутский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 215 с.
  5. Новгородцева, И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин [Электронный ресурс] : учеб.пособие модульного типа / сост.И.В.Новгородцева. - 2-е.изд.,стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2011. - 378 с.- Доступ с сайта электронно- библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103816.-Загл. с экрана
  6. Проблемы педагогики средней и высшей школы: Сб.научных трудов молодых ученых. Выпуск 4.[Электронный ресурс] /Под ред. Т.Б.Гребенюк. - Изд-во БФУ им.И.Канта (Балтийский федеральный университет им.И.Канта), 2007.- 2007.-93 с. Доступ с сайта электронно- Библиотечной системы «IPRbooks». – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23871.-Загл. с экрана

Цифровые ресурсы

  1. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
  2. Розин В.М.Традиционные и современные идеи (стратегии) построения учебных и образовательных предметов / В.М. Розин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondgp.ru/lib/chteniya/xiv/abstracts/3

Источники

  1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // утверждена распоряжением правительства Российской федерации от 22 ноября 2012 г. № - 2148-р.
  2. Государственная программа Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы». Постановление правительства от 9 октября 2013 г. № 413-п
  3. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального образования [электронный ресурс]. - доступ - http:// www.firo.ru/wp - content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
  5. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №. 273-ФЗ;

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Методика преподавания в системе среднего специального и высшего образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образования, направленность Начальное образование / БУ ВО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Н.В. Абрамовских – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б.1В.ОД.2 Методика преподавания в системе среднего специального и высшего образования [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / БУ ВО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.