бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 28 сентября 2016 г. утверждено 4 октября 2016 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 29 сентября 2016 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 4 октября 2016 г.

М1.Б.3 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар), 1 семестр

М-06021, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Инновационная начальная школа), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Н.В. Абрамовских ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6) уметь структурировать материал научно-исследовательских работ в области начального общего образования и представлять его в виде докладов, сообщений, рефератов ориентировочный
анализирует различные способы решения исследовательских задач в области начального общего образования операциональный
умеет использовать собственный профессиональный опыт и педагогический потенциал при решении исследовательских задач в области начального образования операциональный
уметь вести дискуссии по актуальным проблемам начального общего образования операциональный
готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4) знание основных нормативных требований к результатам обучения в начальной школе знаниевый
умение обоснованного выбора критериев оценки результатов образовательного процесса в начальной школе ориентировочный
умение выбора методов оценки эффективности реализации методик, технологий и приемов обучения в начальной школе операциональный
способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); анализирует научные исследования в области начального общего образования ориентировочный
умеет применять результаты педагогических исследований при решении научно-исследовательских задач операциональный
умение отбирать и структурировать материал, показывающий передовой опыт работы учителей в области начального общего образования и представлять его в виде докладов, сообщений, рефератов операциональный
иметь опыт участия в дискуссиях по актуальным проблемам развития системы начального общего образования опыт
способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2) знание основных направлений развития образовательной политики в современном обществе знаниевый
умение обосновывать критерии эффективности образовательной деятельности в начальной школе ориентировочный
умение выбирать методы диагностики образовательной среды в начальной школе операциональный

Цели изучения дисциплины

формирование методологической компетентности магистрантов в области педагогики начального общего образования, готовности к использованию исследовательских методов для решения профессиональных задач в начальной школе

Задачи

  1. Сформировать у магистрантов знания в области методологических основ организации педагогического исследования в области начального общего образования
  2. Сформировать у магистрантов умения использования теоретических и эмпирических методов в исследовательской деятельности

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 8,0 ч. (11,11%)
Контроль самостоятельной работы 3,0 ч.
Самостоятельная работа студента 64,0 ч. (88,89%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 2,0 ч. из 2,0 ч.
Часов в неделю 2,67 ч. (10,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Методологические основы научного исследования в системе начального общего образования Сформировать у магистрантов знания в области методологических основ организации педагогического исследования Сформированность знаний о методологических основах педагогического исследования знание основных положений ФГОС НОО, профессионального стандарта педагога как основы оценки деятельности педагога начальной школы, выделение актуальных направлений научных исследований для системы начального общего образования, уметь вести дискуссии по актуальным проблемам начального общего образования.
  • Методологические основы психолого-педагогических исследований в области начального общего образования
  • Методологические подходы к организации психолого-педагогических исследований в НОО
Модуль 2 Практические основы применения теоретических и эмпирических методов исследования в системе начального общего образования Сформировать у магистрантов умения использования теоретических и эмпирических методов в исследовательской деятельности знание особенностей применения теоретических и эмпирических методов исследования в системе начального общего образования для оценки его эффективности, практические умения и навыки отбора и применения теоретических и практических методов исследования в ситеме начального общего образования для оценки его результативности, умение отбирать теоретические и практические методы исследования для организации психолого-педагогического исследования в начальном общем образовании.
  • Теоретические методы психолого-педагогических исследований в области начального общего образования
  • Эмпирические методы психолого-педагогических исследований в области начального общего образования
  • Научные характеристики педагогических технологий

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методологические основы психолого-педагогического исследования в ДОО Самостоятельное изучение 4,0 1
2 Методологические основы психолого-педагогического исследования в ДОО Коллоквиум 1,0 1
3 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Самостоятельное изучение 4,0 1
4 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Самостоятельное изучение 4,0 1
5 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Практическая работа 1,0 1
6 Методологические основы психолого-педагогического исследования в ДОО Самостоятельное изучение 4,0 1
7 Методологические основы психолого-педагогического исследования в ДОО Самостоятельное изучение 2,0 1
8 Теоретические методы исследования Самостоятельное изучение 4,0 2
9 Теоретические методы исследования Самостоятельное изучение 4,0 2
10 Теоретические методы исследования Коллоквиум 2,0 2
11 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение 4,0 2
12 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение 4,0 2
13 Эмпирические методы исследования Семинар 2,0 2
14 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение 2,0 3
15 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение 4,0 3
16 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение 4,0 3
17 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение 3,0 3
18 Научные характеристики педагогических технологий Самостоятельное изучение 2,0 3
19 Научные характеристики педагогических технологий Индивидуальная работа 2,0 3
20 Научные характеристики педагогических технологий Семинар 2,0 3

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методологические основы психолого-педагогического исследования в ДОО Самостоятельное изучение знание основных требований к реализации психолого-педагогического исследования в системе начального общего образования Воспроизведение
2 Методологические основы психолого-педагогического исследования в ДОО Коллоквиум Сформированность умений анализировать методологические подходы, заявленные в диссертационных исследованиях. Воспроизведение
умение анализировать и оценивать опыт экспериментальной деятельности учителей начальной школы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к психолого-педагогическому исследованию Применение
3 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Самостоятельное изучение Сформированность знаний особенностей развития отечественной системы начального общего образования. Воспроизведение
4 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Самостоятельное изучение Сформированность знаний предмета, структуры, источников методологических исследований. Воспроизведение
5 Современные тенденции развития системы начального образования РФ Практическая работа Сформированность умений анализировать психолого-педагогические исследования в области дошкольного образования. Применение
умение анализа соответствия педагогической деятельности в начальной школе требованиям профессионального стандарта педагога Применение
6 Методологические основы психолого-педагогического исследования в ДОО Самостоятельное изучение Сформированность умений использования методологических подходов в психолого-педагогических исследованиях в области начального общего образования Применение
7 Методологические основы психолого-педагогического исследования в ДОО Самостоятельное изучение знание особенностей методологических подходов к организации исследовательской деятельности в образовании Воспроизведение
8 Теоретические методы исследования Самостоятельное изучение Сформированность знаний об использовании теоретических методов в психолого-педагогических исследованиях Воспроизведение
9 Теоретические методы исследования Самостоятельное изучение Сформированность умений подбирать теоретические методы исследования при изучении проблем начального общего образования Применение
10 Теоретические методы исследования Коллоквиум Сформированность умения обоснованного выбора теоретических методов исследования при решении конкретных задач исследовательской деятельности в образовании Воспроизведение
11 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение Сформированность знаний о применении эмпирических методов исследования при изучении проблем в области начального общего образования Воспроизведение
12 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение Сформированность умений подбора и применения основных эмпирических методов исследования в практике начального общего образования Воспроизведение
13 Эмпирические методы исследования Семинар Сформированность умений подбора и применения основных эмпирических методов исследования в практике начального общего образования Воспроизведение
14 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение Сформированность знаний о структуре и логике диссертационного исследования Воспроизведение
15 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение Сформированность знаний в области методологии педагогического исследования, жанровых осбенностях магистерской диссертации, специфики понятийного аппарата диссертационной работы. Воспроизведение
16 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение Сформированность умений научного анализа и синтеза как основной формы научной работы Применение
17 Методология диссертационного исследования Самостоятельное изучение Сформированность умений разрабатывать план диссертационной работы, осуществлять библиографический поиск по теме исследования, разрабатывать понятийный аппарат ВКР Применение
18 Научные характеристики педагогических технологий Самостоятельное изучение Сформированность знаний в области классификации педагогических технологий в начальном общем образовании. Воспроизведение
19 Научные характеристики педагогических технологий Индивидуальная работа сформированность умения обоснованного выбора педагогической технологии в соответствии с целями, задачами развития образовательного процесса в начальном общем образовании Воспроизведение
20 Научные характеристики педагогических технологий Семинар Сформированность умений анализировать педагогические технологии, выделять их структурные составляющие. Применение

Литература

Основная

  1. Виноградова, Н.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]: Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М. : Флинта, 2012. - 256 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103492 – Загл. с экрана
  2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 206
  3. Инновационные процессы в системе начального образования [Электронный ресурс]: М. : Прометей, 2012. - 212 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212774 –Загл. с экрана

Дополнительная

  1. Боликова, Л.Ю. В помощь педагогу-исследователю / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина. – Пенза: [Пензен. гос. пед. ун-т], 2010. – 199 с.
  2. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 1. – С. 3-6.
  3. Загвязинский, В.И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования / В.И. Загвязинский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2010. - № 4. – С. 3-10.
  4. Загвязинский, В.И. Педагогическая наука и реформирование образования / В.И. Загвязинский // Народное образование. – 2010. - № 2. – С. 93-98.
  5. Крутикова, О.Н. Объективная и субъективная детерминация исследовательской культуры студенческой молодежи / О.Н. Крутикова // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С. 233-239.
  6. Кудрова, И.А. Философия науки и познавательная деятельность студентов (на примере подготовки менеджеров) / И.А. Кудрова // Эпистемология и философия науки. – 2011. - № 1. – С. 117-128.
  7. Логика и методология науки: современное гуманитарное познание и его перспективы [Электронный ресурс] : учеб. пособие [Текст] / А. В. Павлов. - М., 2010. - 344 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=54575&sr=1 .-Загл. с экрана
  8. Манухина С.Ю. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Манухина С.Ю., Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10781.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  9. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе / С.Г. Кордонский, Ю.М. Плюснин, О.М. Моргунова // Вопросы образования. – 2010. - № 4. – С. 54-69.
  10. Педагогические технологии: учебное пособие для вузов / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духовнева, В.С. Кукушкин, Г.В. Сучков; под общ.ред. В.С. Кукушкин. – Изд-во 4-е, перераб.и доп. – Ростов-на-Дону: МарТ [и др.], 2010. – 365 с.
  11. Федотова, И.Б. Методология историко-педагогических исследований / И.Б. Федотова // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 12. – С. 29-34.
  12. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2011. № 3. – С. 69-83.
  13. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2011. - № 5. – 3-21.

Цифровые ресурсы

  1. Долгих С.В.Инновационные образовательные технологии в преподавании гуманитарных и экономических дисциплин: Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/article/s12/s12_17.pdf
  2. Открытый фестиваль педагогических идей. Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.festival.1september.ru
  3. «Педагогика и психология высшей школы. Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php «Библиотека Гумер» - Раздел Педагогика
  4. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 5. Педагогические технологии в начальном образовании: К лекций: (Учебное пособие). – Майкоп, 2010. – Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/ped/ped041.htm

Источники

  1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации". В редакции, вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. - М. : КНОРУС, 2013, - 176 с.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. М1.Б.3 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар) [Электронный ресурс]: М-5021 Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование», зачет / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. М 1. Б.3 Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар) [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Начальное образование» / ГОУ ВПО «Сургут, гос, пед, ун-т» ; сост. Н.В. Абрамовских. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.