бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Sept. 29, 2016 утверждено Oct. 31, 2017
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Sept. 30, 2016
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Sept. 30, 2016

Б3.В.ОД.8 Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом , 5 семестр

Б-4031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
Ю.В. Бахлюстова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ПК-13 Способен передавать теоретические знания о народном декоративно-прикладном искусстве учащимся Уметь использовать общие тенденции развития декоративно-прикладного искусства в его истории знаниевый
Уметь использовать особенности видов декоративно-прикладного искусства и содержания произведений декоративно-прикладного искусства знаниевый
Уметь использовать профессиональную терминологию в анализе произведений декоративно-прикладного искусства знаниевый
Уметь применять знания по истории развития народных промыслов и школ декоративно-прикладного искусства знаниевый
Уметь применять на практике духовно-нравственное наследие народного декоративно-прикладного искусства ориентировочный
Уметь применять особенности видов декоративно-прикладного искусства в лекционной практике ориентировочный
ПК-14 Способен создавать художественный образ графическими, живописными, конструктивно-пространственными, объемно-пластическими и формально-композиционными методами построения Владеть приемами анализа структуры произведений декоративно-прикладного искусства операциональный
Владеть технологией построения бесед с учащимися о народном декоративно-прикладном искусстве в учебно-лекционных занятиях операциональный
Владеть технологией создания иллюстративно-наглядных экспозиций из репродукций и произведений народного декоративно-прикладного искусства операциональный
Иметь опыт анализа структуры произведений народного декоративно-прикладного искусства и интерпретации семантики его образа опыт
Иметь опыт построения занятий с учащимися по декоративно-прикладному искусству опыт
Иметь опыт проведения тематических мероприятий, связанных с историей и ценностями народного декоративно-прикладного искусства опыт
Иметь опыт проведения тематических экскурсий по народному декоративно-прикладному искусству для различных категорий слушателей опыт

Цели изучения дисциплины

Владеть умениями и навыками декоративного рисования, глубоко понимать сущность творчества, представлять процесс формирования художественного образа в изобразительном искусстве.

Задачи

  1. Изучить процесс создания декоративной композиции
  2. Уметь создавать декоративные композиции различными художественными материалами

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 58.0 ч.
Лекция 5.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 49.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 87.5 ч.
Индивидуальная работа со студентами 18.0 ч. из 16 ч.
Часов в неделю 3.63 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 Процесс создания декоративной композиции изучить процесс создания декоративной композиции уметь составлять декоративную композицию
  • ДЕ 1. Стилизованные изображения в построении декоративной композиции
  • ДЕ(2)Стилизация символики
Модуль 2 Правила и приемы в создании декоративной композиции различными художественными материалами композиционные приемы в создании декоративной композиции различными художественными материалами уметь создавать декоративные композиции различными художественными материалами
  • ДЕ 3.Выполнение декоративных композиций и композиций на темы народных промыслов
  • ДЕ 4. Композиционные приемы
  • Дидактическая единица (4 ) Композиция в народном ДПИ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Стилизация, символика, солярные знаки Лекция 2.0 1
2 Стилизация, символика, солярные знаки Практическая работа 4.0 1
3 Композиционные приемы Лекция 2.0 2
4 Композиционные приемы Практическая работа 4.0 3
5 Композиционные приемы Индивидуальная работа 2.0 3
6 Стилизованное изображение предметов Практическая работа 4.0 4
7 Форма,цвет,фактура в декоративной композиции Практическая работа 2.0 5
8 Композиция, колорит, цветовые контрасты Практическая работа 2.0 6
9 Композиция, колорит, цветовые контрасты Другое 2.0 7
10 Композиция, колорит, цветовые контрасты Индивидуальная работа 2.0 7
11 Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве Лекция 1.0 8
12 Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве Практическая работа 5.0 9
13 Гармония цвета, цветовой контраст Практическая работа 4.0 10
14 Гармония цвета, цветовой контраст Индивидуальная работа 2.0 10
15 Сближенные цветовые сочетания Практическая работа 4.0 12
16 Сближенные цветовые сочетания Индивидуальная работа 2.0 13
17 Контрастные цветовые сочетания Практическая работа 4.0 14
18 Контрастные цветовые сочетания Индивидуальная работа 2.0 14
19 Приглушенные цвета Практическая работа 4.0 15
20 Приглушенные цвета Индивидуальная работа 2.0 15
21 Нюансы в декоративной композиции Практическая работа 4.0 16
22 Декоративная композиция на тему "народные промыслы" Практическая работа 8.0 16
23 Декоративная композиция на тему "народные промыслы" Индивидуальная работа 2.0 16
24 Нюансы в декоративной композиции Индивидуальная работа 2.0 16
25 Декоративная композиция на тему "народные промыслы" Другое 2.0 16
26 Композиция в народном ДЛИ Минизачет 2.0 16

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Стилизация, символика, солярные знаки Лекция Охарактеризовать особенности стилизации символики Воспроизведение
2 Стилизация, символика, солярные знаки Практическая работа Охарактеризовать особенности стилизации символики Воспроизведение
3 Композиционные приемы Лекция Охарактеризовать композиционные приемы Воспроизведение
4 Композиционные приемы Практическая работа Охарактеризовать композиционные приемы Воспроизведение
5 Композиционные приемы Индивидуальная работа Охарактеризовать композиционные приемы Воспроизведение
6 Стилизованное изображение предметов Практическая работа Применять умения и навыки стилизации при выполнении декоративных композиций Применение
Охарактеризовать возникновение, развитие и современное состояние народных промыслов Воспроизведение
Выделять особенности различных видов народных промыслов Применение
Применять элементы народного декоративно-прикладного искусства при выполнении декоративных композиций Применение
7 Форма,цвет,фактура в декоративной композиции Практическая работа Применять умения и навыки стилизации при выполнении декоративных композиций Применение
8 Композиция, колорит, цветовые контрасты Практическая работа Применять умения и навыки стилизации при выполнении декоративных композиций Применение
9 Композиция, колорит, цветовые контрасты Другое Применять умения и навыки стилизации при выполнении декоративных композиций Применение
10 Композиция, колорит, цветовые контрасты Индивидуальная работа Применять умения и навыки стилизации при выполнении декоративных композиций Применение
11 Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве Лекция Результаты не указаны
12 Композиция в народном декоративно-прикладном искусстве Практическая работа Результаты не указаны
13 Гармония цвета, цветовой контраст Практическая работа Охарактеризовать возникновение, развитие и современное состояние народных промыслов Воспроизведение
Выделять особенности различных видов народных промыслов Применение
Применять элементы народного декоративно-прикладного искусства при выполнении декоративных композиций Применение
14 Гармония цвета, цветовой контраст Индивидуальная работа Охарактеризовать возникновение, развитие и современное состояние народных промыслов Воспроизведение
Выделять особенности различных видов народных промыслов Применение
Применять элементы народного декоративно-прикладного искусства при выполнении декоративных композиций Применение
15 Сближенные цветовые сочетания Практическая работа Охарактеризовать возникновение, развитие и современное состояние народных промыслов Воспроизведение
Выделять особенности различных видов народных промыслов Применение
Применять элементы народного декоративно-прикладного искусства при выполнении декоративных композиций Применение
16 Сближенные цветовые сочетания Индивидуальная работа Охарактеризовать возникновение, развитие и современное состояние народных промыслов Воспроизведение
Выделять особенности различных видов народных промыслов Применение
Применять элементы народного декоративно-прикладного искусства при выполнении декоративных композиций Применение
17 Контрастные цветовые сочетания Практическая работа Охарактеризовать возникновение, развитие и современное состояние народных промыслов Воспроизведение
Выделять особенности различных видов народных промыслов Применение
Применять элементы народного декоративно-прикладного искусства при выполнении декоративных композиций Применение
18 Контрастные цветовые сочетания Индивидуальная работа Охарактеризовать возникновение, развитие и современное состояние народных промыслов Воспроизведение
Выделять особенности различных видов народных промыслов Применение
Применять элементы народного декоративно-прикладного искусства при выполнении декоративных композиций Применение
19 Приглушенные цвета Практическая работа Охарактеризовать возникновение, развитие и современное состояние народных промыслов Воспроизведение
Выделять особенности различных видов народных промыслов Применение
Применять элементы народного декоративно-прикладного искусства при выполнении декоративных композиций Применение
20 Приглушенные цвета Индивидуальная работа Охарактеризовать возникновение, развитие и современное состояние народных промыслов Воспроизведение
Выделять особенности различных видов народных промыслов Применение
Применять элементы народного декоративно-прикладного искусства при выполнении декоративных композиций Применение
21 Нюансы в декоративной композиции Практическая работа Охарактеризовать возникновение, развитие и современное состояние народных промыслов Воспроизведение
Выделять особенности различных видов народных промыслов Применение
Применять элементы народного декоративно-прикладного искусства при выполнении декоративных композиций Применение
22 Декоративная композиция на тему "народные промыслы" Практическая работа Выполнить эскиз композиции в стиле однго из видов народного промысла Творчество
23 Декоративная композиция на тему "народные промыслы" Индивидуальная работа Выполнить эскиз композиции в стиле однго из видов народного промысла Творчество
24 Нюансы в декоративной композиции Индивидуальная работа Охарактеризовать возникновение, развитие и современное состояние народных промыслов Воспроизведение
Выделять особенности различных видов народных промыслов Применение
Применять элементы народного декоративно-прикладного искусства при выполнении декоративных композиций Применение
25 Декоративная композиция на тему "народные промыслы" Другое Выполнить эскиз композиции в стиле однго из видов народного промысла Творчество
26 Композиция в народном ДЛИ Минизачет Выполнить эскиз композиции в стиле однго из видов народного промысла Творчество

Литература

Основная

  1. Горелов А.А. История русской культуры: учеб. для бакалавров: учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям/ А.А.Горелов.- 2-е изд., перераб. и доп.-.- М.: Юрайт, 2013. 386, [2] с.
  2. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования/ Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина.- М.: Академия, 2012.- 222, [2] с.
  3. Основы декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс]: Учебное пособие / сост. Е. С. Асланова. - Комсомольск-на-Амуре : Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011. - 203 с.- Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks». - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22280.-Загл. с экрана
  4. Соколов, М.В. Декоративно-прикладное искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 03.11 «Изобразительное искусство и черчение» / М.В. Соколов, М.С. Соколова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 432 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260793 –Загл. с экрана
  5. Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства: учеб. пособие/ Л.В.Фокина.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 239 [2] с.

Дополнительная

  1. Власов В.Г. Стили в искусстве. -М.:Искусство,2009. -248с.
  2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Уч. пособие для студентов.-М.: Владос.2010.-160с.
  3. Кракиновская К.Д. Объемно-пространственная композиция. -М.: Уч. пособие 2011. -163с.
  4. Миронова Л.Н. Единство пространства и цвета. -М.: Искусство, 2011. -263с.
  5. Ченышов О.В. Формальная композиция. -М.: Высшая школа, 2009. -238с.

Цифровые ресурсы

  1. Народные художественные промыслы Нижегородской области http://promisly.ru
  2. Сударушка. Клуб русского традиционного рукоделия http://www.rtrclub.ru

Источники

  1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]: http://www.hmao-museums.ru/upload/iblock/98c/98c71710b416c458f4ad281863a5c701.pdf
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.В. ОД 8 Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом[Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 Художественное образование /ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Н.Я.Федоренко. – Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.