бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-художественного образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Sept. 29, 2016
Г.И. Белошапка заведующий кафедрой
согласовано Sept. 30, 2016
Р.А. Белошапка декан факультета
согласовано Sept. 30, 2016

Б3.Б.13 История и теория художественного образования, 5 семестр 2 полусеместр

Б-4031, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Изобразительное искусство), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
Ю.В. Бахлюстова ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
ОК-2 Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы Знать историю сложения и развития больших художественных стилей и школ изобразительного искусства знаниевый
Владеть приемами анализа структуры художественного произведения операциональный
ОК-3 Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества Знать историю сложения и развития системы художественного образования и методики обучения рисованию знаниевый
ПК-10 Способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности Знать имена выдающихся художников-педагогов, внёсших вклад в развитие методов обучения изобразительному искусству знаниевый
ПК-11 Способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности Уметь анализировать опыт ведущих художников разных эпох, их педагогические взгляды, лежащие в основе обучения изобразительному искусству ориентировочный
ПК-12 Способен интерпретировать содержание и структуру объектов истории художественной культуры в профессиональной деятельности Использовать положительный опыт обучения изобразительному искусству, накопленный в педагогической науке отечественных и зарубежных школ операциональный

Цели изучения дисциплины

Научиться выявлять особенности становления художественного образования в истории мировой художественной культуры

Задачи

  1. Научиться выявлять особенности развития методов обучения рисованию а Западной Европе
  2. Научиться выявлять особенности методики обучения изобразительному искусству выдающихся художников-педагогов на разных исторических этапах развития художественного образования в России

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 28.0 ч.
Лекция 4.0 ч.
Семинар 18.0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 4.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 44.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 9.0 ч. из 8.0 ч.
Часов в неделю 3.5 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1 История художественного образования в Западной Европе знакомство студентов с историей методов обучения художественной деятельности в Западной Европе знать эволюцию методов обучения в исторические эпохи Западной Европы
  • Дидактическая единица (1) Методы художественного образования в Западной Европе
  • Дидактическая единица (2) Методы обучения рисованию в Древнем мире
  • Дидактическая единица (3) Формирование реалистического метода изображения в эпоху Возрождения
  • Дидактическая единица (4) Концепция натурального метода обучения рисованию
  • Дидактическая единица (5) Теория биогенетиков и ее роль в формировании концепции художественного воспитания
Модуль 2 История художественного образования в России формирование у студентов способности понимания методов художественного образования в России понимать логику формирования методов обучения художественной деятельности в России
  • Дидактическая единица (2) Методы художественного образования в России

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Методы обучения рисованию в Древнем мире Лекция 2.0 1
2 Формирование реалистического метода изображения в эпоху Возрождения Практическая работа 2.0 2
3 Формирование реалистического метода изображения в эпоху Возрождения Индивидуальная работа 1.0 2
4 Формирование реалистического метода изображения в эпоху Возрождения Контрольная работа 2.0 2
5 Зарождение общеобразовательной школы в Европе и обучение рисованию в концепции школы И.Г.Песталоцци Семинар 2.0 3
6 Формирование геометрального метода в обучении рисованию Семинар 2.0 4
7 Формирование геометрального метода в обучении рисованию Индивидуальная работа 1.0 4
8 Концепция натурального метода обучения рисованию Семинар 2.0 5
9 Теория биогенетиков и ее роль в формировании концепции художественного воспитания Семинар 2.0 6
10 Обучение рисованию в России в Х- ХVIII веках Практическая работа 2.0 7
11 Обучение рисованию в России в Х- ХVIII веках Индивидуальная работа 1.0 7
12 Методы преподавания рисованию в Х1Х века Семинар 2.0 8
13 Методы преподавания рисованию в Х1Х века Индивидуальная работа 1.0 8
14 Методы преподавания рисования в нач. ХХ века Семинар 2.0 8
15 Методы преподавания рисования в нач. ХХ века Индивидуальная работа 1.0 8
16 Развитие советской школы рисунка в 1947-1980 годы Лекция 2.0 9
17 Современное состояние художественного воспитания детей Семинар 2.0 9
18 Современное состояние художественного воспитания детей Минизачет 2.0 9
19 Становление советской школы обучения искусству Семинар 2.0 9
20 Развитие советской школы рисунка в 1947-1980 годы Семинар 2.0 9
21 Развитие советской школы рисунка в 1947-1980 годы Индивидуальная работа 2.0 9

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Методы обучения рисованию в Древнем мире Лекция Дать характеристику принципам формирования методов обучения изобразительному искусству Воспроизведение
Выделять особенности методов обучения рисования сложившиеся в Западной Европе Применение
Охарактеризовать методы обучения в Девнем мире Воспроизведение
Охарактеризовать методики обучения изобразительному искусству в России на разных исторических этапах Воспроизведение
2 Формирование реалистического метода изображения в эпоху Возрождения Практическая работа Дать характеристику принципам формирования методов обучения изобразительному искусству Воспроизведение
Выделять особенности методов обучения рисования сложившиеся в Западной Европе Применение
Охарактеризовать реалистический метод изображения Воспроизведение
Выделить особенности реалистического метода изображения Применение
3 Формирование реалистического метода изображения в эпоху Возрождения Индивидуальная работа Дать характеристику принципам формирования методов обучения изобразительному искусству Воспроизведение
Выделять особенности методов обучения рисования сложившиеся в Западной Европе Применение
Охарактеризовать реалистический метод изображения Воспроизведение
Выделить особенности реалистического метода изображения Применение
4 Формирование реалистического метода изображения в эпоху Возрождения Контрольная работа Дать характеристику принципам формирования методов обучения изобразительному искусству Воспроизведение
Выделять особенности методов обучения рисования сложившиеся в Западной Европе Применение
Охарактеризовать реалистический метод изображения Воспроизведение
Выделить особенности реалистического метода изображения Применение
5 Зарождение общеобразовательной школы в Европе и обучение рисованию в концепции школы И.Г.Песталоцци Семинар Дать характеристику принципам формирования методов обучения изобразительному искусству Воспроизведение
Выделять особенности методов обучения рисования сложившиеся в Западной Европе Применение
6 Формирование геометрального метода в обучении рисованию Семинар Дать характеристику принципам формирования методов обучения изобразительному искусству Воспроизведение
Выделять особенности методов обучения рисования сложившиеся в Западной Европе Применение
7 Формирование геометрального метода в обучении рисованию Индивидуальная работа Дать характеристику принципам формирования методов обучения изобразительному искусству Воспроизведение
Выделять особенности методов обучения рисования сложившиеся в Западной Европе Применение
8 Концепция натурального метода обучения рисованию Семинар Дать характеристику принципам формирования методов обучения изобразительному искусству Воспроизведение
Выделять особенности методов обучения рисования сложившиеся в Западной Европе Применение
Выявить особенности натурального метода обучения рисованию Применение
9 Теория биогенетиков и ее роль в формировании концепции художественного воспитания Семинар Дать характеристику принципам формирования методов обучения изобразительному искусству Воспроизведение
Выделять особенности методов обучения рисования сложившиеся в Западной Европе Применение
Выявить особенности теории биогенетиков в формировании концепции художественного воспитания Применение
10 Обучение рисованию в России в Х- ХVIII веках Практическая работа Охарактеризовать методики обучения изобразительному искусству в России на разных исторических этапах Воспроизведение
Составить презентацию особенностей методов обучения изобразительному искусству в художественном образовании в России Творчество
11 Обучение рисованию в России в Х- ХVIII веках Индивидуальная работа Охарактеризовать методики обучения изобразительному искусству в России на разных исторических этапах Воспроизведение
12 Методы преподавания рисованию в Х1Х века Семинар Охарактеризовать методики обучения изобразительному искусству в России на разных исторических этапах Воспроизведение
13 Методы преподавания рисованию в Х1Х века Индивидуальная работа Охарактеризовать методики обучения изобразительному искусству в России на разных исторических этапах Воспроизведение
14 Методы преподавания рисования в нач. ХХ века Семинар Охарактеризовать методики обучения изобразительному искусству в России на разных исторических этапах Воспроизведение
Составить презентацию особенностей методов обучения изобразительному искусству в художественном образовании в России Творчество
15 Методы преподавания рисования в нач. ХХ века Индивидуальная работа Охарактеризовать методики обучения изобразительному искусству в России на разных исторических этапах Воспроизведение
16 Развитие советской школы рисунка в 1947-1980 годы Лекция Охарактеризовать методики обучения изобразительному искусству в России на разных исторических этапах Воспроизведение
17 Современное состояние художественного воспитания детей Семинар Охарактеризовать методики обучения изобразительному искусству в России на разных исторических этапах Воспроизведение
Составить презентацию особенностей методов обучения изобразительному искусству в художественном образовании в России Творчество
18 Современное состояние художественного воспитания детей Минизачет Охарактеризовать методики обучения изобразительному искусству в России на разных исторических этапах Воспроизведение
Составить презентацию особенностей методов обучения изобразительному искусству в художественном образовании в России Творчество
19 Становление советской школы обучения искусству Семинар Охарактеризовать методики обучения изобразительному искусству в России на разных исторических этапах Воспроизведение
20 Развитие советской школы рисунка в 1947-1980 годы Семинар Охарактеризовать методики обучения изобразительному искусству в России на разных исторических этапах Воспроизведение
Составить презентацию особенностей методов обучения изобразительному искусству в художественном образовании в России Творчество
21 Развитие советской школы рисунка в 1947-1980 годы Индивидуальная работа Охарактеризовать методики обучения изобразительному искусству в России на разных исторических этапах Воспроизведение
Составить презентацию особенностей методов обучения изобразительному искусству в художественном образовании в России Творчество

Литература

Основная

  1. Васильева-Шляпина, Г.Л. Изобразительное искусство: история зарубежной, русской и советской живо-писи : учеб. пособие для студентов вузов / Г.Л. Васильева-Шляпина. - М. : Мир [и др.], 2007. - 526, [1] с. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-902357-71-1. Кол-во экземпляров: всего - 5
  2. Садохин, А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.П. Садохин. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 415 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115026 –Загл. с экрана
  3. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для студентов вузов: в 2 т. Т. 1/ Н.М.Сокольникова.- 3-е изд., стер.- М.: Академия, 2009.- 296, [2] с.
  4. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для студентов вузов: в 2 т. Т. 2/ Н.М.Сокольникова.- 3-е изд., стер.- М.: Академия, 2009.- 206, [2] с.

Дополнительная

  1. Искусство нового времени [Видеозапись]: В 2 ч.: Видеокассета. - М.: Центрнаучфильм, 1987. - 1 вк. - (Ви-деогурман - Живопись). - 60-00. Кол-во экземпляров: всего - 1
  2. История изобразительного искусства: для специальностей «Изобразительное искусство и черчение».-М.: 1992. – 52с. Кол-во экземпляров: всего - 4
  3. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств : Пер. с нем. / Кон-Винер. - М. : СВАРОГ и К, 2000. - 217с. : ил. - ISBN 5-93070-010-9. Кол-во экземпляров: всего - 3
  4. Мировое искусство. Импрессионизм : [иллюстрированная энцикл.] / [сост. И.Г. Мосин]. - СПб. : Кри-сталл, 2009. - 176 с. : ил. - На обл. и корешке кн. загл. : Импрессионизм: история движения в биографиях художников . - ISBN 5-9603-0048-6.Кол-во экземпляров: всего - 3
  5. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней : [ил. энцикл.] / [сост. И.Г. Мосин]. - СПб. [и др.] : Кристалл [и др.], 2009. - 191 с. : ил. - ISBN 5-9603-0047-8.Кол-во экземпляров: всего - 2
  6. Прилуцкая, Т.И. Живопись Франции XVII-XVIII веков / Т.И. Прилуцкая; Ред. Л.П.Анурова. - М. : Изоб-разительное искусство, 1999. - 64с. : ил. - (В помощь школе). - ISBN 5-85200-352-2.Кол-во экземпляров: всего - 1
  7. Ревалд, Д. Постимпрессионизм : От Ван Гога до Гогена / Джон Ревалд; Вступ. ст. и общ. ред. М.А.Бессоновой; Пер. с англ. В.Мелковой. - М. : Республика,2009. - 463с. : ил. - ISBN 5-250-02568-4.Кол-во экземпляров: всего - 1
  8. Суминова, Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т.Н. Суминова. - М. : Академический проект, 2006. - 480 с. : ил. - (Технологии культуры). - ISBN 5-8291-0730-9.Кол-во экзем-пляров: всего - 15
  9. Энциклопедия импрессионизма = Collection petite encyclopedie L' impressionnisme / под ред. Мориса Серюлля и Арлетт Серюлля ; [пер. с фр. Н. Матяш]. - М. : Республика, 2005. - 295 с. : ил. - ISBN 5-250-01858-0.Кол-во экземпляров: всего - 3

Цифровые ресурсы

  1. Выставочные залы: http://rating.artunion.ru/gallery.html
  2. Музеи России: http://www.museum.ru/

Источники

  1. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]: http://www.hmao-museums.ru/upload/iblock/98c/98c71710b416c458f4ad281863a5c701.pdf
  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б3.Б.13 История и теория художественного образования [Электронный ресурс]: Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 Художественное образование /ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. Н.Я.Федоренко. – Элек-трон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2015. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.