бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 27 сентября 2016 г. утверждено 4 октября 2016 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 3 октября 2016 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 4 октября 2016 г.

М2.В.ОД.2 Современные подходы к управлению дошкольным образовательным учреждением, 1 семестр

М-06061, 44.04.01, Педагогическое образование (направленность Методическое сопровождение в дошкольном образовании), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
В.В. Абашина ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10) Знать способы изучения макро- и микроокружения с использованием комплекса методов стратегического и оперативного анализа знаниевый
Владеть способами анализа макро- и микроокружения с использованием методов стратегического и оперативного планирования ориентировочный
Уметь анализировать макро- и микросреду дошкольной организации, используя методы стратегического и оперативного анализа операциональный
Иметь опыт анализа макро- и микроокружения дошкольной организации опыт
готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятимя решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК -13) Знать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением знаниевый
Владеть способами отбора индивидуальных и групповых технологий принятия решений в управлении образовательным учреждением ориентировочный
Уметь использовать инднвидуальные и групповые технологии принятия управленческих решений операциональный
Иметь опыт анализаиндивидуальных и групповых технологий принятия управленческих решений опыт
готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК -11) Знать сущность классических и современных подходов к управлению дошкольным образованием, их применение при решении задач управления функционированием и развитием образовательных систем знаниевый
Владеть способами способами решения задач проектировочной, организаторской, аналитической деятельности в сфере дошкольного образования с использованием классических и современных технологий менеджмента ориентировочный
Уметь анализировать различные управленческие подходы, применять наиболее актуальные из них при решении конкретных управленческих, образовательных и исследовательских задач операциональный
Иметь опыт проектирования управленческого процесса с использованием классаческих и современных подходов опыт
готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательных учреждений, реализации опытно - экспериментальной работы (ПК-12) Знать способы организации командной работыпри разработке Программы развития, программ опытно - экспериментальной работы знаниевый
Владеть способами организации командной работы при решении учебных задач, моделирующих ситуации решения профессиональных проблем ориентировочный
Уметь организовывать командную работу при решении учебных задач, моделирующих ситуации решения профессиональных проблем операциональный
Иметь опыт участия в решении профессиональных задач в условиях командной работы опыт

Цели изучения дисциплины

Формирование у магистрантов способности определять, понимать и осознавать существующие в дошкольном образовании проблемы, выявлять и применять современные подходы и способы деятельности к решению актуальных управленческих и педагогических задач.

Задачи

  1. Сформировать понятие о специфике существующих в дошкольном образовании проблем, сущности современных подходов к управлению дошкольным образованием, учить анализировать новую нормативно - правовую базы управления дошкольным образованием;
  2. Сформировать умения самостоятельно исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, применять современные подходы к управлению дошкольным образованием при решении конкретных управленческих и педагогических задач;
  3. Сформировать готовность осуществлять методичесую работу с коллективом образовательной организации при решении актуальных управленческих задач, реализации новых управленческих подходов и способов деятельности.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 12,0 ч. (11,11%)
Контроль самостоятельной работы 6,0 ч.
Самостоятельная работа студента 95,998 ч. (88,89%)
Процент выполнения нагрузки 100,0%
Индивидуальная работа со студентами 6,0 ч. из 2,0 ч.
Часов в неделю 4,0 ч. (14,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. Современные теоретические и методологические аспекты управления дошкольным образованием Формировать понятия о специфике существующих в дошкольном образовании проблем, сущности современных подходюов к управлению дошкольным образованием, умение анализировать новую нормативно - правовую базу управления дошкольным образованием; Определять категории "управление", "руководство", "менеджмент". называть основные положения теории научного управления (принципры, функции, методы, стили управленческой деятельности).Анализировать нормативно- правовую основу функционирования и развития ДОУ (Концепция дошкольного воспитания, закон "Об образовании в РФ", "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", "ФГОС дошкольного образования"
  • Теоретико - методологические основы управления дошкольным образованием
  • Направления развития отечественного образования, их нормативно - правовое сопровождение
Модуль 2. Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Формировать умения самостоятельно исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, применять современные подходы к управлению дошкольным образованием при решении конкретных управленческих и педагогических задач; Понимание сущности классических и современных подходов к управлению дошкольным образованием.Определение специфики управленческой деятельности руководителя ДОУ в условиях модернизации образования.Умение анализировать и проектировать программу развития дошкольного образовательного учреждения.
  • Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием
  • Управленческая деятельность руководителя ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования
  • Программно - целевое управление проектированием развития образовательнрого учреждения
Модуль 3. Управление методической работой в современном ДОУ, мониторинг результативности Сформировать умение осуществлять методичесую работу с коллективом образовательной организации при решении актуальных управленческих задач, реализации новых управленческих подходов и способов деятельности. Сформировать готовность к планированию и организации методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении, осуществлению мониторинга результативности её организации
  • Управление методической работой в современном ДОУ
  • Мониторинг результативности организации методической работы в современном ДОУ

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретико - методологические основы управления дошкольным образованием Минизачет 2,0 1
2 Теоретико - методологические основы управления дошкольным образованием Самостоятельное изучение 8,0 1
3 Стратегия развития дошкольного образования в РФ в контексте современных государственных требований Самостоятельное изучение 4,0 1
4 Стратегия развития дошкольного образования в РФ в контексте современных государственных требований Вариативное задание 4,0 1
5 Стратегия развития дошкольного образования в РФ в контексте современных государственных требований Лекция 2,0 1
6 Нормативно - правовая основа функционирования и развития дошкольного образования Самостоятельное изучение 4,0 1
7 Нормативно - правовая основа функционирования и развития дошкольного образования Вариативное задание 6,0 1
8 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Конференция 2,0 2
9 Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения Практическая работа (М) 2,0 2
10 Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения Самостоятельное изучение 6,0 2
11 Программно - целевое управление проектированием развития ДОУ Практическая работа (М) 4,0 2
12 Программно - целевое управление проектированием развития ДОУ Самостоятельное изучение 8,0 2
13 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Самостоятельное изучение 6,0 2
14 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Реферат 4,0 2
15 Программно - целевое управление проектированием развития ДОУ Вариативное задание 6,0 2
16 Управление дошкольным образовательным учреждением на современном этапе Индивидуальная работа 2,0 3
17 Управление дошкольным образовательным учреждением на современном этапе Самостоятельное изучение 6,0 3
18 Управление методической работой в современном ДОУ, мониторинг результативности Конференция 2,0 14
19 Управление методической работой в современном ДОУ, мониторинг результативности Индивидуальная работа 2,0 14
20 Управление методической работой в современном ДОУ, мониторинг результативности Реферат 4,0 15

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретико - методологические основы управления дошкольным образованием Минизачет Характеризовать стратегию развития дошкольного образования в Российской Федерации, ХМАО - Югре в контексте закона "Об образованиии в РФ", ФГОС ДО, введения профессионального стандарта педагога Воспроизведение
Обосновывать современные принципы, функции и методы управления Воспроизведение
2 Теоретико - методологические основы управления дошкольным образованием Самостоятельное изучение Характеризовать стратегию развития дошкольного образования в Российской Федерации, ХМАО - Югре в контексте закона "Об образованиии в РФ", ФГОС ДО, введения профессионального стандарта педагога Воспроизведение
Обосновывать современные принципы, функции и методы управления Воспроизведение
3 Стратегия развития дошкольного образования в РФ в контексте современных государственных требований Самостоятельное изучение Анализировать нормативно - правовую основу функционирования и развития ДОУ Применение
4 Стратегия развития дошкольного образования в РФ в контексте современных государственных требований Вариативное задание Характеризовать стратегию развития дошкольного образования в Российской Федерации, ХМАО - Югре в контексте закона "Об образованиии в РФ", ФГОС ДО, введения профессионального стандарта педагога Воспроизведение
5 Стратегия развития дошкольного образования в РФ в контексте современных государственных требований Лекция Характеризовать стратегию развития дошкольного образования в Российской Федерации, ХМАО - Югре в контексте закона "Об образованиии в РФ", ФГОС ДО, введения профессионального стандарта педагога Воспроизведение
Обосновывать современные принципы, функции и методы управления Воспроизведение
6 Нормативно - правовая основа функционирования и развития дошкольного образования Самостоятельное изучение Характеризовать стратегию развития дошкольного образования в Российской Федерации, ХМАО - Югре в контексте закона "Об образованиии в РФ", ФГОС ДО, введения профессионального стандарта педагога Воспроизведение
Обосновывать современные принципы, функции и методы управления Воспроизведение
Анализировать нормативно - правовую основу функционирования и развития ДОУ Применение
7 Нормативно - правовая основа функционирования и развития дошкольного образования Вариативное задание Характеризовать стратегию развития дошкольного образования в Российской Федерации, ХМАО - Югре в контексте закона "Об образованиии в РФ", ФГОС ДО, введения профессионального стандарта педагога Воспроизведение
8 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Конференция Характеризовать сущность и результативность классических подходов управленческой деятельности Воспроизведение
Характеризовать сущность и результативность современных подходов управленческой деятельности Воспроизведение
Анализировать основные подходы, цели и задачи модернизации управления образовательными системами в Росии, ХМАО- Югре, Сургуте Применение
9 Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения Практическая работа (М) Характеризовать специфику и условия реализации руководителем ДОУ основных функций и методов управления. Воспроизведение
Создавать социально - психологический портрет современного заведующего ДОУ Применение
Разрабатывать диагностический инструментарийдля определения уровня развития управленческой культуры руководителя ДОУ и морально - психологического климата в коллентиве Творчество
10 Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения Самостоятельное изучение Характеризовать специфику и условия реализации руководителем ДОУ основных функций и методов управления. Воспроизведение
Создавать социально - психологический портрет современного заведующего ДОУ Применение
Разрабатывать диагностический инструментарийдля определения уровня развития управленческой культуры руководителя ДОУ и морально - психологического климата в коллентиве Творчество
11 Программно - целевое управление проектированием развития ДОУ Практическая работа (М) Обоснование этапов проектирования программы развития ДОУ Воспроизведение
Разработка программы развития дошкольного учреждения Творчество
12 Программно - целевое управление проектированием развития ДОУ Самостоятельное изучение Разработка программы развития дошкольного учреждения Творчество
13 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Самостоятельное изучение Анализировать основные подходы, цели и задачи модернизации управления образовательными системами в Росии, ХМАО- Югре, Сургуте Применение
14 Классические и современные подходы к управлению дошкольным образованием Реферат Анализировать основные подходы, цели и задачи модернизации управления образовательными системами в Росии, ХМАО- Югре, Сургуте Применение
15 Программно - целевое управление проектированием развития ДОУ Вариативное задание Характеристика основных стратегий развития современного ДОУ Воспроизведение
16 Управление дошкольным образовательным учреждением на современном этапе Индивидуальная работа Характеризовать специфику и условия реализации руководителем ДОУ основных функций и методов управления. Воспроизведение
Создавать социально - психологический портрет современного заведующего ДОУ Применение
17 Управление дошкольным образовательным учреждением на современном этапе Самостоятельное изучение Характеризовать специфику и условия реализации руководителем ДОУ основных функций и методов управления. Воспроизведение
Создавать социально - психологический портрет современного заведующего ДОУ Применение
18 Управление методической работой в современном ДОУ, мониторинг результативности Конференция Определять цель, задачи и содержание методической работы в ДОУ Воспроизведение
Характеризовать современные технологии организации методической работы, планировать традиционные и новые формы методической работы в ДОУ Применение
Разрабатывать план проведения мониторинга результативности организации методической работы в ДОУ Применение
19 Управление методической работой в современном ДОУ, мониторинг результативности Индивидуальная работа Разрабатывать и презентовать проект современного методического кабинета в ДОУ Творчество
Определять сущность мониторинга результативности методической работы в ДОУ Воспроизведение
Разрабатывать план проведения мониторинга результативности организации методической работы в ДОУ Применение
20 Управление методической работой в современном ДОУ, мониторинг результативности Реферат Характеризовать современные технологии организации методической работы, планировать традиционные и новые формы методической работы в ДОУ Применение

Литература

Основная

  1. Волобуева, Л.М. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]: монография / Л.М. Волобуева, Е.Б. Кузнецова. - М. : Прометей, 2012. - 159 с. : табл., схем., граф. - Библиогр.: с. 127-138. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437346 –Загл. с экрана
  2. Сафонова, О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050703 - Дошкольная педагогика и психология и 050707 - Педагогика и методика дошкольного образования / О.А. Сафонова. - М. : Академия, 2011. - 222, [2] c. - (Высшее профессиональное образование) (Педагогические специальности). - Гриф УМО.
  3. Управление дошкольным образованием : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. - М. : Юрайт, 2015. - 393, [2] с. : ил. - (Бакалавр. Академический курс). - Гриф УМО.
  4. Чумичева Р.М., Платохина Н.А.Управление дошкольным образованием. Учебник для студентов учреждений высшего образования. 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2014. -352 с

Дополнительная

  1. .Герасимова,Н.Г. Технология разработки проектов (программ) инновационного развития образовательных организаций. [Электронный ресурс] /Педагогическое образование и наука.-2013.-№4– Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа : . http://elibrary.ru/download/25226724.pdf
  2. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: учебное пособие. М.: Сфера, 2008. -151 с.
  3. Лазарев, В. С. Разработка программы развития школы: методические рекомендации [Текст]/ В. С. Лазарев. - Сургут: РИО СурГПУ, 2010. - 28 с.
  4. Лебедева, С.С. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства : [учеб.-метод. пособие] / С.С. Лебедева, Л.М. Маневцова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Детство-Пресс, 2005. - 135, [3] с. -
  5. Региональные особенности управления содержанием дошкольного и общего образования: рекомендации по разработке основных образовательных программ/ Под ред. Чураковой. -М.: Академкнига, 2011. - 144 с.
  6. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду : справ.-метод. материалы / сост.: Н.Б. Вершинина, Т.И. Суханова. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2011. - 111 с.
  7. Ставринова Н.Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие. - Сургут, РИО СурГПУ.ю 2005. - 209 с.
  8. Суетина, Е.В Организация современного менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в свете освоения Федеральных государственных образовательных стандартов. [Электронный ресурс] //Академический вестник.- 2014.- №2 (28). – С. 367 – 373– Доступ с сайта электронно – библиотечной системы Elibrary . – Режим доступа : . http://elibrary.ru/download/77046487.pdf
  9. Троян А.Н.Управление дошкольным образовательным учреждением: учебное пособие/ Магнитогорский гос. ун -т.- Магнитогорск, 2001. -122 с.
  10. Фалюшина Л.И.Технологии менеджмента и маркетинга в системе образования. - М.: Аркти, 2006. -142 с.
  11. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для рук. ДОУ. [Текст] — М.: Аркти, 2003. — 259 с. — (Метод. б-ка). — ISBN 5-89415-288-7.
  12. Честнова, Н.Ю. Новая настольная книга заведующего детским садом / Н.Ю. Честнова. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 334 с.

Цифровые ресурсы

  1. Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tanja-k.chat.ru
  2. Министерство образования и науки РФ.- Режим доступа:http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
  3. Система менеджмента качества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.surgpu.ru/missia_surgpu#ixzz1WmIdNBCd

Источники

  1. Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями): [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4KEComfpt

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.В.ОД. 3 . Современные подходы к управлению дошкольной образовательной организацией. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44 0301 «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование»/ ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа Б1.В.ОД. 3 Современные подходы к управлению дошкольной образовательной организацией. [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44 0301 «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование»/ ГОУ ВПО «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. В.В.Абашина. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2014. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.