бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа*

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 1, 2017
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласование отклонено Feb. 17, 2017
А.В. Фурсов декан факультета

Б1.Б.1 История и философия науки, 1 семестр

А-6261, 06.06.01, Физиология, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
С.С. Богдан ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных задач (УК-1) Знать динамику порождения нового знания знаниевый
Знать факторов и условий формирования научных проблем, способов их интерпретации и решения знаниевый
Знать характер и основные параметры научной деятельности знаниевый
Уметь выделять основные механизмы порождения нового знания ориентировочный
Уметь логически корректно ставить и решать научные и практические проблемы ориентировочный
Уметь определять цель, предмет и средства научной деятельности ориентировочный
Владеть навыками самостоятельного философского анализа содержания научных проблем операциональный
Владеть основами философского обоснования основных этапов научно-познавательной деятельности операциональный
Владеть принципами системного подхода и гененирирования новых идей в научном исследовании операциональный
Опыт подготовки презентаций научных статей по проблеме научного исследования операциональный
Опыт устного и письменного представления собственной исследовательской позиции опыт
способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2) Знанть познавательную и социокультурную сущность достижений в развитии современной науки знаниевый
Знать историческоий и философский контекст развития науки, особенностей постнеклассической науки знаниевый
Знать основные концепции философии науки знаниевый
Знать сущность и структуру современного научного знания знаниевый
Знать философскую методологию и общенаучные методы как основания исследований в разных областях научного знания знаниевый
Владеть общей схемой выбора философских и общенаучных методов исследования ориентировочный
Владеть общей схемой оценки современных научных достижений в конкретной области исследования ориентировочный
Владеть способами определения критериев научности знания ориентировочный
Владеть способом комплексной оценки результатов собственной исследовательской деятельности ориентировочный
Уметь осуществлять сущностную характеристику теоретических и прикладных исследований в историческом и философском контексте ориентировочный
Владеть навыками применения понятийно-категориального аппарата философии науки в научном исследовании операциональный
Владеть приемами ведения научной дискуссии по актуальным историческим и философским проблемам науки операциональный
Владеть философскими методами понимания и интерпретации научных текстов операциональный
Уметь анализировать и сравнивать результаты теоретических и эмпирических исследований операциональный
Опыт осуществления выбора философских и общенаучных методов в научном исследовании опыт
Опыт осуществления философской рефлексии по актуальным научным вопросам на учебных занятиях опыт
Опыт подготовки и представления реферата по проблеме научного исследования опыт
Опыт создания устных сообщений, докладов, исходя из задач конкретного исследования опыт
Опыт участия в семинаре, учебной конференции по проблеме научного исследования опыт

Цели изучения дисциплины

формирование у аспирантов целостного представления о философии науки через философскую рефлексию над наукой и научным познанием и развитие навыков методологического осмысления конкретных научных проблем в мировоззренческом контексте истории науки

Задачи

  1. Осмысление проблем философии и методологии научного познания в широком социокультурном контексте и историческом развитии.
  2. Применение в научно-исследовательской работе основных механизмов познавательной деятельности, сложившихся в структуре современного естественнонаучного знания

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 52.0 ч.
Лекция 22.0 ч.
Семинар 12.0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 95.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 3.0 ч. из 3 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модудь 1.Общие проблемы философии науки рассмотреть философию и методологию научного познания в широком социокультурном контексте и историческом развитии знать основные исторические этапы развития науки; осмыслить специфику концепций философии науки
  • Дидактическая единица (1) Наука как познавательная деятельность и социокультурный феномен
  • Дидактическая единица (2) Возникновение науки и основные стадии ее развития
  • Дидактическая единица (3) Основные концепции философии науки. Методология научного познания
  • Дидактическая единица (4)Институциональная специфика науки.Этика науки.
Модуль 2. Философские проблемы естествознания (биологических наук) обосновать основные методы и формы эмпирического и теоретического познания, приемы научного исследования применительно к специфике биологических наук раскрыть специфику, формы и методы научного познания; применять теоретические знания в решении практических задач, связанных с реализацией профессиональных функций
  • Дидактическая единица (1)Естествознание: становление, особенности, методология
  • Дидактическая единица (2) Современные философские проблемы биологических наук

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет философии науки. Наука в культуре современной цивилизации Лекция 2.0 1
2 Предметная область философии науки Семинар (М) 2.0 1
3 Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Лекция 4.0 2
4 Наука как познавательная деятельность и знание Семинар (М) 2.0 2
5 Наука как познавательная деятельность и знание Самостоятельное изучение 2.0 2
6 Возникновение науки и основные этапы ее развития Семинар (М) 2.0 3
7 Эволюция философии науки. Основные концепции философии науки Лекция 4.0 3
8 Основные концепции современной философии науки Практическая работа (М) 2.0 4
9 Основные концепции современной философии науки Самостоятельное изучение 2.0 4
10 Сущность и структура научного знания Другое 2.0 5
11 Сущность и структура научного знания Практическая работа (М) 2.0 5
12 Научная картина мира, ее структура и функции Семинар (М) 2.0 5
13 Динамика науки как процесс порождения нового знания Самостоятельное изучение 4.0 6
14 Методология научного познания Коллоквиум 2.0 6
15 Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Семинар (М) 2.0 7
16 Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Индивидуальная работа 2.0 7
17 Наука как социальный институт. Этика науки Лекция 2.0 8
18 Наука как социальный институт. Этика науки Семинар (М) 2.0 8
19 Особенности современного этапа развития науки Лекция 2.0 9
20 Особенности современного этапа развития науки Самостоятельное изучение 4.0 9
21 Рубежный контроль по модулю 1. Основные проблемы истории и философии науки Реферат 3.0 10
22 Рубежный контроль по модулю 1. Основные проблемы истории и философии науки Конференция 4.0 10
23 Философские проблемы естествознания Лекция 4.0 11
24 Специфика философских проблем в естествознании Другое 2.0 11
25 Специфика философских проблем в естествознании Самостоятельное изучение 1.0 11
26 Современная научная картина мира. Принципы системности, детерминизма и развития в биологии Лекция 2.0 12
27 Особенности методологии естественнонаучного познания Лекция 2.0 12
28 Особенности методологии естественнонаучного познания Практическая работа (М) 2.0 12
29 Философские проблемы биологических наук Самостоятельное изучение 4.0 13
30 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные философские проблемы естествознания (биологических наук) Реферат 2.0 13
31 Философские проблемы биологических наук Индивидуальная работа 1.0 13
32 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные философские проблемы естествознания (биологических наук) Коллоквиум 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет философии науки. Наука в культуре современной цивилизации Лекция Знать предмет философии науки, его историческое и социокультурное развитие Узнавание
Раскрыть основные черты философии и науки Узнавание
Обосновать модели взаимодействия философии и науки Воспроизведение
Анализировать структуру истории, философии науки как учебной дисциплины Воспроизведение
2 Предметная область философии науки Семинар (М) Знать предмет философии науки, его историческое и социокультурное развитие Узнавание
Раскрыть основные черты философии и науки Узнавание
Обосновать модели взаимодействия философии и науки Воспроизведение
Анализировать структуру истории, философии науки как учебной дисциплины Воспроизведение
3 Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Лекция Раскрыть основные научные программы античности Воспроизведение
Показать значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
Знать особенности становления опытной науки в новоевропейской культуре Узнавание
Раскрыть основные черты механической картины мира и становление первого типа научной рациональности Воспроизведение
Показать значимость дифференциации наук и возрастание их социальной роли Воспроизведение
4 Наука как познавательная деятельность и знание Семинар (М) Знать специфику науки как вида знания и деятельности, социального института и формы общественного сознания Узнавание
Характеризовать разные формы научного знания Воспроизведение
Раскрыть основные черты научного и вненаучного знания Воспроизведение
5 Наука как познавательная деятельность и знание Самостоятельное изучение Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
6 Возникновение науки и основные этапы ее развития Семинар (М) Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Раскрыть основные научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья Воспроизведение
Показать значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
7 Эволюция философии науки. Основные концепции философии науки Лекция Раскрыть проблемы философии науки в позитивистской традиции (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) Узнавание
Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани и др.) Узнавание
Знать особенности и значение основных концепций философии науки Воспроизведение
8 Основные концепции современной философии науки Практическая работа (М) Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
9 Основные концепции современной философии науки Самостоятельное изучение Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани и др.) Узнавание
Знать особенности и значение основных концепций философии науки Воспроизведение
10 Сущность и структура научного знания Другое Знать характерные признаки, средства и методы эмпирического познания Воспроизведение
Знать специфику и методы теоретического познания Воспроизведение
Раскрыть особенности общелогических методов познания Воспроизведение
Применять общенвучные методы в научном исследовании Применение
Знать формы научного познания как единицы логико-гносеологического анализа Узнавание
11 Сущность и структура научного знания Практическая работа (М) Знать характерные признаки, средства и методы эмпирического познания Воспроизведение
Знать специфику и методы теоретического познания Воспроизведение
Раскрыть особенности общелогических методов познания Воспроизведение
Применять общенвучные методы в научном исследовании Применение
Знать формы научного познания как единицы логико-гносеологического анализа Узнавание
12 Научная картина мира, ее структура и функции Семинар (М) Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
13 Динамика науки как процесс порождения нового знания Самостоятельное изучение Показать взаимосвязь философии и наук о природе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления естественнонаучного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру естествознания Воспроизведение
Раскрыть специфику субъекта и объекта естественнонаучного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы естественных наук Узнавание
Раскрыть истинность и рациональность естественнонаучного познания Воспроизведение
14 Методология научного познания Коллоквиум Знать характерные признаки, средства и методы эмпирического познания Воспроизведение
Знать специфику и методы теоретического познания Воспроизведение
Раскрыть особенности общелогических методов познания Воспроизведение
Применять общенвучные методы в научном исследовании Применение
Знать формы научного познания как единицы логико-гносеологического анализа Узнавание
15 Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Семинар (М) Знать общие закономерности развития науки Узнавание
Раскрыть основные концепции развития начного знания Узнавание
Знать альтернативные модели эволюции и синергетический подход как новые направления эволюционной эпистемологии Узнавание
Обосновать кумудятивизм и антикумулятивизм как два крайних подхода к анализу динамики научного знания Воспроизведение
16 Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Индивидуальная работа Знать общие закономерности развития науки Узнавание
Раскрыть основные концепции развития начного знания Узнавание
17 Наука как социальный институт. Этика науки Лекция Показать взаимосвязь философии и наук о природе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления естественнонаучного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру естествознания Воспроизведение
18 Наука как социальный институт. Этика науки Семинар (М) Выявить этические проблемы науки XX- XXI вв. Воспроизведение
Выявить особенности и проблемы государственного регулирования российской науки Узнавание
19 Особенности современного этапа развития науки Лекция Раскрыть особенности становления естественнонаучного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру естествознания Воспроизведение
Раскрыть специфику субъекта и объекта естественнонаучного познания Узнавание
Раскрыть истинность и рациональность естественнонаучного познания Воспроизведение
20 Особенности современного этапа развития науки Самостоятельное изучение Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру естествознания Воспроизведение
Раскрыть специфику субъекта и объекта естественнонаучного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы естественных наук Узнавание
Раскрыть истинность и рациональность естественнонаучного познания Воспроизведение
21 Рубежный контроль по модулю 1. Основные проблемы истории и философии науки Реферат Знать предмет философии науки, его историческое и социокультурное развитие Узнавание
Обосновать модели взаимодействия философии и науки Воспроизведение
Анализировать структуру истории, философии науки как учебной дисциплины Воспроизведение
Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Раскрыть основные научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья Воспроизведение
Показать значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
22 Рубежный контроль по модулю 1. Основные проблемы истории и философии науки Конференция Знать предмет философии науки, его историческое и социокультурное развитие Узнавание
Раскрыть основные черты философии и науки Узнавание
Обосновать модели взаимодействия философии и науки Воспроизведение
Анализировать структуру истории, философии науки как учебной дисциплины Воспроизведение
Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Раскрыть основные научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья Воспроизведение
Показать значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
Знать особенности становления опытной науки в новоевропейской культуре Узнавание
Раскрыть основные черты механической картины мира и становление первого типа научной рациональности Воспроизведение
Показать значимость дифференциации наук и возрастание их социальной роли Воспроизведение
23 Философские проблемы естествознания Лекция Показать взаимосвязь философии и наук о природе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления естественнонаучного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру естествознания Воспроизведение
Раскрыть специфику субъекта и объекта естественнонаучного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы естественных наук Узнавание
Раскрыть истинность и рациональность естественнонаучного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, праксеологические основания современного естественнонаучного знания Применение
24 Специфика философских проблем в естествознании Другое Раскрыть специфику субъекта и объекта естественнонаучного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы естественных наук Узнавание
Раскрыть истинность и рациональность естественнонаучного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, праксеологические основания современного естественнонаучного знания Применение
25 Специфика философских проблем в естествознании Самостоятельное изучение Раскрыть истинность и рациональность естественнонаучного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, праксеологические основания современного естественнонаучного знания Применение
26 Современная научная картина мира. Принципы системности, детерминизма и развития в биологии Лекция Раскрыть специфику субъекта и объекта естественнонаучного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы естественных наук Узнавание
Раскрыть истинность и рациональность естественнонаучного познания Воспроизведение
27 Особенности методологии естественнонаучного познания Лекция Раскрыть специфику субъекта и объекта естественнонаучного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы естественных наук Узнавание
Раскрыть истинность и рациональность естественнонаучного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, праксеологические основания современного естественнонаучного знания Применение
Знать особенности модификации философских и общенаучных методов в сфере биологических наук Воспроизведение
28 Особенности методологии естественнонаучного познания Практическая работа (М) Раскрыть специфику субъекта и объекта естественнонаучного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы естественных наук Узнавание
Раскрыть истинность и рациональность естественнонаучного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, праксеологические основания современного естественнонаучного знания Применение
Знать особенности модификации философских и общенаучных методов в сфере биологических наук Воспроизведение
Раскрыть принципы и методы биологического познания Воспроизведение
Обосновать сновные черты новой формирующейся парадигмы биологического знания и его методологии Применение
29 Философские проблемы биологических наук Самостоятельное изучение Онтологический и гносеологический подход к исследованиям в биологии Узнавание
Особенности объективности познания в биологических исследованиях Узнавание
Проявления междисциплинарности в исследованиях в области современной физиологиии Применение
Применение философской методологии в конкретном научном исследовании Творчество
30 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные философские проблемы естествознания (биологических наук) Реферат Показать взаимосвязь философии и наук о природе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления естественнонаучного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру естествознания Воспроизведение
Раскрыть специфику субъекта и объекта естественнонаучного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы естественных наук Узнавание
Раскрыть истинность и рациональность естественнонаучного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, праксеологические основания современного естественнонаучного знания Применение
31 Философские проблемы биологических наук Индивидуальная работа Проявления междисциплинарности в исследованиях в области современной физиологиии Применение
Применение философской методологии в конкретном научном исследовании Творчество
32 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные философские проблемы естествознания (биологических наук) Коллоквиум Показать взаимосвязь философии и наук о природе Воспроизведение
Раскрыть особенности становления естественнонаучного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру естествознания Воспроизведение
Раскрыть специфику субъекта и объекта естественнонаучного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы естественных наук Узнавание
Раскрыть истинность и рациональность естественнонаучного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, праксеологические основания современного естественнонаучного знания Применение
Знать особенности модификации философских и общенаучных методов в сфере биологических наук Воспроизведение
Раскрыть принципы и методы биологического познания Воспроизведение
Обосновать сновные черты новой формирующейся парадигмы биологического знания и его методологии Применение
Онтологический и гносеологический подход к исследованиям в биологии Узнавание
Особенности объективности познания в биологических исследованиях Узнавание
Проявления междисциплинарности в исследованиях в области современной физиологиии Применение
Применение философской методологии в конкретном научном исследовании Творчество

Литература

Основная

  1. Булдаков, С.К. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие по дисциплине "История и философия науки" для аспирантов и соискателей ученой степени по прогр. кандид. минимума.– М. : РИОР, [2013]. - 140, [1] с.
  2. Островский, Э.В. История и философия науки [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 328 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=369300, ограничен: необходима авторизация. – ЭБС: Znanium– Загл. с экрана.
  3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  4. Торосян, В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г.— М.: Владос, 2012.— 368 c.– Электрон. дан.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483, ограничен: необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks».- Загл. с экрана.

Дополнительная

  1. Актуальные проблемы философии науки [Электронный ресурс]/ М.А. Розов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2007.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7170, ограничен: необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks». Загл. с экрана.
  2. Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия: [Текст] учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Логос, 2000. - 318, [2] с.
  3. Кохановский, В.П., Лешкевич, Т.Г., Матяш, Т.П., Фатхи,Т.Б. Основы философии науки [Текст]: Учебное пособие для аспирантов . – Ростов-на- Дону: Феникс, 2006. – 608 с.
  4. Лешкевич, Т.Г. Философия науки [Текст]: учеб. пособие для аспирантов и соискателей учёной степени / отв. ред. И.К. Лисеев . - М. : ИНФРА-М, 2006. - 270, [1] с.
  5. Лукашевич, В.К. Философия и методология науки [Текст]: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов. - Минск : Современная школа, 2006. - 319, [1] с.
  6. Мархинин В.В. Лекции по философии науки [Электронный ресурс]: учебное пособие.—— М.: Логос, 2014.— 428 c.– Электрон. дан.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27266, ограничен: необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks»– Загл. с экрана.
  7. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры[Текст].– М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 464 с.
  8. Минеев, В.В. Атлас по истории и философии науки[Электронный ресурс]:: учебное пособие/ В.В. Минеев. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=242010, , ограничен: необходима авторизация. –Университетская библиотека онлайн – Загл. с экрана.
  9. Радугин, А.А. Философия науки [Текст]: учеб. пособие. - М. : Библионика, 2006. - 318, [2] с.
  10. Степин, В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция [Текст]: монография. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 743, [1] с.
  11. Философия науки : общ. курс / под ред. С.А. Лебедева [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Академ. проект, 2005. - 735 с.

Цифровые ресурсы

  1. Собрание наиболее известных философских текстов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log.philos.msu.ru/library/library.htm – Загл. с экрана.
  2. "Философский портал" Институт философии Российской Академии Наук (ИФ РАН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Введение в философию науки / Авт.-сост. Н.Н. Свирида [Текст]: Учебное пособие .- Сургут:РИО СурГПУ, 2009. -160 с.
  2. Основы философии науки в схемах и комментариях / Авт-сост. Н.Н. Свирида [Текст]: учебное пособие. – Ханты-Мансийск, 2012, «Ханты-Мансийский Печатный Дом г. Ханты-Мансийска». – 234 с.