бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа*

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 1, 2017
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласование отклонено Feb. 17, 2017
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.Б.1 История и философия науки, 1 семестр

А-6111, 44.06.01, Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
С.С. Богдан ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных задач (УК-1) Знать динамику порождения нового знания знаниевый
Знать факторов и условий формирования научных проблем, способов их интерпретации и решения знаниевый
Знать характер и основные параметры научной деятельности знаниевый
Уметь выделять основные механизмы порождения нового знания ориентировочный
Уметь логически корректно ставить и решать научные и практические проблемы ориентировочный
Уметь определять цель, предмет и средства научной деятельности ориентировочный
Владеть навыками самостоятельного философского анализа содержания научных проблем операциональный
Владеть основами философского обоснования основных этапов научно-познавательной деятельности операциональный
Владеть принципами системного подхода и гененирирования новых идей в научном исследовании операциональный
Опыт подготовки презентаций научных статей по проблеме научного исследования операциональный
Опыт устного и письменного представления собственной исследовательской позиции опыт
способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2) Знанть познавательную и социокультурную сущность достижений в развитии современной науки знаниевый
Знать историческоий и философский контекст развития науки, особенностей постнеклассической науки знаниевый
Знать основные концепции философии науки знаниевый
Знать сущность и структуру современного научного знания знаниевый
Знать философскую методологию и общенаучные методы как основания исследований в разных областях научного знания знаниевый
Владеть общей схемой выбора философских и общенаучных методов исследования ориентировочный
Владеть общей схемой оценки современных научных достижений в конкретной области исследования ориентировочный
Владеть способами определения критериев научности знания ориентировочный
Владеть способом комплексной оценки результатов собственной исследовательской деятельности ориентировочный
Уметь осуществлять сущностную характеристику теоретических и прикладных исследований в историческом и философском контексте ориентировочный
Владеть навыками применения понятийно-категориального аппарата философии науки в научном исследовании операциональный
Владеть приемами ведения научной дискуссии по актуальным историческим и философским проблемам науки операциональный
Владеть философскими методами понимания и интерпретации научных текстов операциональный
Уметь анализировать и сравнивать результаты теоретических и эмпирических исследований операциональный
Опыт осуществления выбора философских и общенаучных методов в научном исследовании опыт
Опыт осуществления философской рефлексии по актуальным научным вопросам на учебных занятиях опыт
Опыт подготовки и представления реферата по проблеме научного исследования опыт
Опыт создания устных сообщений, докладов, исходя из задач конкретного исследования опыт
Опыт участия в семинаре, учебной конференции по проблеме научного исследования опыт
способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности(УК-5) Знать ключевые нравственные проблемы взаимодействия науки и общества знаниевый
Знатьструктуру научного этоса знаниевый
Владеть способами решения нравственных проблем взаимодействия частной науки и общества ориентировочный
Владеть этическими нормами индивидуальной и коллективной научной деятельности ориентировочный
Уметь выделять этические нормы и ценности, регулирующие профессиональную деятельность ученого операциональный
Уметь выявлять общую тенденцию развития этики частных наук операциональный
Уметь выявлять этическую составляющую и социальные последствия деятельности ученого операциональный
Опыт принятия конкретных решений в области проблем этики науки опыт
Опыт этических коммуникационных отношений в процессе научной деятельности опыт

Цели изучения дисциплины

ознакомление аспирантов с основными философскими воззрениями на науку и формирование навыков методологического осмысления конкретных научных проблем в контексте истории науки

Задачи

  1. рассмотреть философию и методологию научного познания в широком социокультурном контексте и историческом развитии
  2. обосновать основные методы и формы эмпирического и теоретического познания, приемы научного исследования применительно к специфике социально-гуманитарных (педагогических) наук

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 52.0 ч.
Лекция 22.0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 95.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 1.0 ч. из 1 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модудь 1.Общие проблемы философии науки рассмотреть философию и методологию научного познания в широком социокультурном контексте и историческом развитии знать основные исторические этапы развития науки; осмыслить специфику концепций философии науки
  • Дидактическая единица (1) Наука как познавательная деятельность и социокультурный феномен
  • Дидактическая единица (2) Возникновение науки и основные стадии ее развития
  • Дидактическая единица (3) Основные концепции философии науки. Методология научного познания
  • Дидактическая единица (4)Институциональная специфика науки.Этика науки.
Модуль 2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук обосновать основные методы и формы эмпирического и теоретического познания, приемы научного исследования применительно к специфике социально-гуманитарных наук (исторических наук) раскрыть специфику, формы и методы научного познания; применять теоретические знания в решении практических задач, связанных с реализацией профессиональных функций
  • Дидактическая единица (1)Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология
  • Дидактическая единица (2) Философские проблемы педагогических наук

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет философии науки. Наука в культуре современной цивилизации Лекция 2.0 1
2 Предметная область философии науки Семинар (М) 2.0 1
3 Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Лекция 4.0 2
4 Наука как познавательная деятельность и знание Семинар (М) 2.0 2
5 Наука как познавательная деятельность и знание Самостоятельное изучение 2.0 2
6 Возникновение науки и основные этапы ее развития Семинар (М) 2.0 3
7 Эволюция философии науки. Основные концепции философии науки Лекция 4.0 3
8 Основные концепции современной философии науки Практическая работа (М) 2.0 4
9 Основные концепции современной философии науки Самостоятельное изучение 2.0 4
10 Сущность и структура научного знания Другое 2.0 5
11 Сущность и структура научного знания Практическая работа (М) 2.0 5
12 Научная картина мира, ее структура и функции Семинар (М) 2.0 5
13 Динамика науки как процесс порождения нового знания Самостоятельное изучение 3.0 6
14 Методология научного познания Коллоквиум 2.0 6
15 Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Семинар (М) 2.0 7
16 Наука как социальный институт. Этика науки Лекция 2.0 8
17 Наука как социальный институт. Этика науки Семинар (М) 2.0 8
18 Особенности современного этапа развития науки Лекция 2.0 9
19 Особенности современного этапа развития науки Самостоятельное изучение 4.0 9
20 Рубежный контроль по модулю 1. Основные проблемы истории и философии науки Конференция 4.0 11
21 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Лекция 4.0 11
22 Рубежный контроль по модулю 1. Основные проблемы истории и философии науки Реферат 2.0 11
23 Специфика философских проблем в социальных и гуманитарных науках Другое 2.0 12
24 Проблема ценностей и рациональности социально-гуманитарных наук Лекция 2.0 12
25 Проблема ценностей и рациональности социально-гуманитарных наук Самостоятельное изучение 3.0 12
26 Коммуникативная природа социально- гуманитарного знания Лекция 2.0 13
27 Герменевтика как методология социально-гуманитарного знания. Методология научного исследования в педагогических науках Семинар (М) 2.0 13
28 Философские проблемы профессионального образования Самостоятельное изучение 4.0 13
29 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные философские проблемы социальных и гуманитарных наук Реферат 2.0 13
30 Коммуникативная природа социально- гуманитарного знания Индивидуальная работа 1.0 13
31 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные философские проблемы социальных и гуманитарных наук Коллоквиум 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет философии науки. Наука в культуре современной цивилизации Лекция Знать предмет философии науки, его историческое и социокультурное развитие Узнавание
Раскрыть основные черты философии и науки Узнавание
2 Предметная область философии науки Семинар (М) Знать предмет философии науки, его историческое и социокультурное развитие Узнавание
Раскрыть основные черты философии и науки Узнавание
Обосновать модели взаимодействия философии и науки Воспроизведение
Анализировать структуру истории, философии науки как учебной дисциплины Воспроизведение
3 Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Лекция Раскрыть основные научные программы античности Воспроизведение
Раскрыть значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
Знать особенности становления опытной науки в новоевропейской культуре Узнавание
Раскрыть основные черты механической картины мира и становление первого типа научной рациональности Воспроизведение
Показать значимость дифференциации наук и возрастание их социальной роли Воспроизведение
4 Наука как познавательная деятельность и знание Семинар (М) Знать специфику науки как вида знания и деятельности, социального института и формы общественного сознания Узнавание
Характеризовать разные формы научного знания Воспроизведение
Раскрыть основные черты научного и вненаучного знания Воспроизведение
5 Наука как познавательная деятельность и знание Самостоятельное изучение Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
6 Возникновение науки и основные этапы ее развития Семинар (М) Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Раскрыть основные научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья Воспроизведение
Раскрыть значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
7 Эволюция философии науки. Основные концепции философии науки Лекция Раскрыть проблемы философии науки в позитивистской традиции (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) Узнавание
Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани и др.) Узнавание
Знать особенности и значение основных концепций философии науки Воспроизведение
8 Основные концепции современной философии науки Практическая работа (М) Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
9 Основные концепции современной философии науки Самостоятельное изучение Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани и др.) Узнавание
Знать особенности и значение основных концепций философии науки Воспроизведение
10 Сущность и структура научного знания Другое Знать характерные признаки, средства и методы эмпирического познания Воспроизведение
Знать специфику и методы теоретического познания Воспроизведение
Раскрыть особенности общелогических методов познания Воспроизведение
Применять общенвучные методы в научном исследовании Применение
Знать формы научного познания как единицы логико-гносеологического анализа Узнавание
11 Сущность и структура научного знания Практическая работа (М) Знать характерные признаки, средства и методы эмпирического познания Воспроизведение
Знать специфику и методы теоретического познания Воспроизведение
Раскрыть особенности общелогических методов познания Воспроизведение
Применять общенвучные методы в научном исследовании Применение
Знать формы научного познания как единицы логико-гносеологического анализа Узнавание
12 Научная картина мира, ее структура и функции Семинар (М) Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
13 Динамика науки как процесс порождения нового знания Самостоятельное изучение Показать роль философии в формировании социально-гуманитарных научных знаний Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
14 Методология научного познания Коллоквиум Знать характерные признаки, средства и методы эмпирического познания Воспроизведение
Знать специфику и методы теоретического познания Воспроизведение
Раскрыть особенности общелогических методов познания Воспроизведение
Применять общенвучные методы в научном исследовании Применение
Знать формы научного познания как единицы логико-гносеологического анализа Узнавание
15 Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Семинар (М) Показать роль философии в формировании социально-гуманитарных научных знаний Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
16 Наука как социальный институт. Этика науки Лекция Показать роль философии в формировании социально-гуманитарных научных знаний Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
17 Наука как социальный институт. Этика науки Семинар (М) Выявить этические проблемы науки XX- XXI вв Воспроизведение
Раскрыть проблемы государственного регулирования науки Узнавание
18 Особенности современного этапа развития науки Лекция Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
19 Особенности современного этапа развития науки Самостоятельное изучение Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
20 Рубежный контроль по модулю 1. Основные проблемы истории и философии науки Конференция Знать предмет философии науки, его историческое и социокультурное развитие Узнавание
Раскрыть основные черты философии и науки Узнавание
Обосновать модели взаимодействия философии и науки Воспроизведение
Анализировать структуру истории, философии науки как учебной дисциплины Воспроизведение
Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Раскрыть основные научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья Воспроизведение
Раскрыть значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
21 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Лекция Показать роль философии в формировании социально-гуманитарных научных знаний Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
22 Рубежный контроль по модулю 1. Основные проблемы истории и философии науки Реферат Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
23 Специфика философских проблем в социальных и гуманитарных науках Другое Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
Понимать специфику социального и гуманитарного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего согласования, интеграции на основе целостного взгляда на мир Воспроизведение
24 Проблема ценностей и рациональности социально-гуманитарных наук Лекция Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
25 Проблема ценностей и рациональности социально-гуманитарных наук Самостоятельное изучение Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
Понимать специфику социального и гуманитарного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего согласования, интеграции на основе целостного взгляда на мир Воспроизведение
26 Коммуникативная природа социально- гуманитарного знания Лекция Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
27 Герменевтика как методология социально-гуманитарного знания. Методология научного исследования в педагогических науках Семинар (М) Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
28 Философские проблемы профессионального образования Самостоятельное изучение Онтологический и гносеологический подход к исследованиям в педагогических науках Узнавание
Особенности теории и методики педагогического образования Узнавание
Проявления междисциплинарности в педпгогических исследованиях(коррекционной педагогике) Применение
Применение философской методологии в конкретном педагогическом исследовании Творчество
29 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные философские проблемы социальных и гуманитарных наук Реферат Показать роль философии в формировании социально-гуманитарных научных знаний Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
30 Коммуникативная природа социально- гуманитарного знания Индивидуальная работа Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
Понимать специфику социального и гуманитарного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего согласования, интеграции на основе целостного взгляда на мир Воспроизведение
31 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные философские проблемы социальных и гуманитарных наук Коллоквиум Показать роль философии в формировании социально-гуманитарных научных знаний Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение

Литература

Основная

  1. Булдаков, С.К. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие по дисциплине "История и философия науки" для аспирантов и соискателей ученой степени по прогр. кандид. минимума.– М. : РИОР, [2013]. - 140, [1] с.
  2. Островский, Э.В. История и философия науки [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 328 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=369300, ограничен: необходима авторизация. – ЭБС: Znanium– Загл. с экрана.
  3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  4. Торосян, В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г.— М.: Владос, 2012.— 368 c.– Электрон. дан.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483, ограничен: необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks».- Загл. с экрана.

Дополнительная

  1. Актуальные проблемы философии науки [Электронный ресурс]/ М.А. Розов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2007.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7170, ограничен: необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks». Загл. с экрана.
  2. Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия: [Текст] учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Логос, 2000. - 318, [2] с.
  3. Кохановский, В.П., Лешкевич, Т.Г., Матяш, Т.П., Фатхи,Т.Б. Основы философии науки [Текст]: Учебное пособие для аспирантов . – Ростов-на- Дону: Феникс, 2006. – 608 с.
  4. Лешкевич, Т.Г. Философия науки [Текст]: учеб. пособие для аспирантов и соискателей учёной степени / отв. ред. И.К. Лисеев . - М. : ИНФРА-М, 2006. - 270, [1] с.
  5. Лукашевич, В.К. Философия и методология науки [Текст]: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов. - Минск : Современная школа, 2006. - 319, [1] с.
  6. Мархинин В.В. Лекции по философии науки [Электронный ресурс]: учебное пособие.—— М.: Логос, 2014.— 428 c.– Электрон. дан.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27266, ограничен: необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks»– Загл. с экрана.
  7. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры[Текст].– М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 464 с.
  8. Минеев, В.В. Атлас по истории и философии науки[Электронный ресурс]:: учебное пособие/ В.В. Минеев. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=242010, , ограничен: необходима авторизация. –Университетская библиотека онлайн – Загл. с экрана.
  9. Радугин, А.А. Философия науки [Текст]: учеб. пособие. - М. : Библионика, 2006. - 318, [2] с.
  10. Степин, В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция [Текст]: монография. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 743, [1] с.
  11. Философия науки : общ. курс / под ред. С.А. Лебедева [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Академ. проект, 2005. - 735 с.

Цифровые ресурсы

  1. Собрание наиболее известных философских текстов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log.philos.msu.ru/library/library.htm – Загл. с экрана.
  2. "Философский портал" Институт философии Российской Академии Наук (ИФ РАН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Введение в философию науки / Авт.-сост. Н.Н. Свирида [Текст]: Учебное пособие .- Сургут:РИО СурГПУ, 2009. -160 с.
  2. Основы философии науки в схемах и комментариях / Авт-сост. Н.Н. Свирида [Текст]: учебное пособие. – Ханты-Мансийск, 2012, «Ханты-Мансийский Печатный Дом г. Ханты-Мансийска». – 234 с.