бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Н.С. Боталова директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано Nov. 17, 2016 утверждено Feb. 1, 2017
Н.В. Абрамовских заведующий кафедрой
согласовано Jan. 20, 2017
В.В. Толмачева декан факультета
согласовано Jan. 20, 2017

В.3.14 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе, 8 семестр

Б-3021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3) Знание нормативной базы использования ИКТ в НОО. Знание алгоритма отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. Знание основных тенденций в организации современной информационно-образовательной пространства (среды) начальной школы. Знание требований ФГОС НОО к уроку с использованием ИКТ. Знание требований к электронному портфолио знаниевый
Владение алгоритмом отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий.Владение способами оценки информационно-образовательной среды начальной школы. Владеет алгоритмом организации коллективной учебной деятельности в начальной школе с помощью ИКТ. Владение алгоритмом построения урока в соответствии с ФГОС НОО по разным предметам.Владение алгоритмом оценивания электронного портфолио. ориентировочный
Умение отбирать ИКТ в соответствии с задачами этапа урока. Умение оценивать информационно-образовательную среду начальной школы. Умение проектировать урок с использованием средств ИКТ по различным предметным областям в соответствии с ФГОС НОО. Умение отбирать ресурсы для составления электронного портфолио. операциональный
Опыт работы со средствами ИКТ. Опыт организации коллективной работы на электронным документом. Проектирование конспекта урока с использованием средств ИКТ по различным предметным областям в соответствии с ФГОС НОО. Опыт составления и оценивания элетронного портфолио . опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться использовать средства ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Задачи

  1. Овладеть знаниями об особенностях и возможностях использования ИКТ в начальной школе
  2. Научиться организовывать коллективную работу обучающихся в начальной школе с помощью средств ИКТ
  3. Научиться отбирать и применять средства ИКТ в урочной и внеурочной деятельности по предметным областям.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44.0 ч.
Лекция 18.0 ч.
Семинар 0 ч.
Практическая работа 24.0 ч.
КСР 10.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 65.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 10.0 ч. из 9.5 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. ИКТ в сопровождении образовательного процесса в начальной школе Овладеть знаниями об особенностях и возможностях использования ИКТ в начальной школе Применение знаний об особенностях и возможностях использования ИКТ в начальной школе для решения профессиональных задач
  • Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ
  • ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе
  • Проектирование урока с использованием средств ИКТ
  • Электронные учебные материалы для НОО
Модуль 2. ИКТ для организации коллективной работы над электронным документом Научиться организовать коллективную работу обучающихся в начальной школе с помощью средств ИКТ Умение проектировать коллективную работу обучающихся в начальной школе с помощью средств ИКТ
  • Технология коллективной работы над документами.
  • Технология работы с интеллект-картами
  • Организация сетевого обучения.
  • Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.)
Модуль 3. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности по разным предметным областям НОО Научиться отбирать и применять средства ИКТ в урочной и внеурочной деятельности по предметным областям. Умение отбирать средства ИКТ в соответствии с решаемой профессиональной задачей. Умение проектировать урочную и внеурочную деятельности по разным предметным областям НОО с помощью средств ИКТ.
  • ИКТ в современном языковом образовании.
  • ИКТ в литературном образовании.
  • ИКТ в начальном естественно-математическом образовании.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция 2.0 1
2 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Лекция 2.0 1
3 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция 2.0 1
4 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Лекция 2.0 2
5 Учебные материалы нового поколения Лекция 2.0 2
6 Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы первой ступени Лекция 2.0 2
7 Подготовка электронного портфолио Практическая работа 2.0 3
8 Подготовка электронного портфолио Практическая работа 2.0 3
9 Рубежный контроль Минизачет 2.0 4
10 Технология коллективной работы над документами. Лекция 2.0 4
11 Технология работы с интеллект-картами Минизачет 2.0 5
12 Технология коллективной работы над документами. Практическая работа 2.0 5
13 Технология работы с интеллект-картами Лекция 2.0 5
14 Организация сетевого обучения. Практическая работа 2.0 6
15 Организация сетевого обучения. Практическая работа 2.0 6
16 Организация сетевого обучения. Практическая работа 2.0 6
17 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Практическая работа 2.0 7
18 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Лекция 2.0 7
19 Рубежный контроль Минизачет 2.0 8
20 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа 2.0 8
21 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Индивидуальная работа 2.0 8
22 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа 2.0 9
23 Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Практическая работа 2.0 9
24 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Практическая работа 2.0 10
25 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Практическая работа 2.0 10
26 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Конференция 2.0 10
27 Рубежный контроль Минизачет 2.0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция Знаеет характеристики основных подходов к использованию ИКТ в НОО Воспроизведение
2 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Лекция Описывает ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
3 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция Умеет определить современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ в НОО Применение
4 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Лекция Умеет анализировать эффективность использования средств ИКТ на уроке Применение
5 Учебные материалы нового поколения Лекция Знает особенности организации работы электронными учебными материалами(цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, инновационные учебно-методические комплекты) . Воспроизведение
6 Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы первой ступени Лекция Умеет анализировать нормативные документы регламентирующие использование в НОО ИКТ Применение
7 Подготовка электронного портфолио Практическая работа Умеет отбирать ресурсы для составления электронного портфолио Применение
8 Подготовка электронного портфолио Практическая работа Умеет анализировать опыт использования электронного портфолио в НОО Применение
9 Рубежный контроль Минизачет Знает особенности организации работы электронными учебными материалами(цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, инновационные учебно-методические комплекты) . Воспроизведение
Умеет конструировать учебную ситуацию с использованием электронных учебных материалов на уроке Применение
Умеет конструировать учебную ситуацию с использованием электронных учебных материалов во внеурочной деятельности Применение
Характеризует информационную деятельность и информационную культуру учителя начальной школы Применение
10 Технология коллективной работы над документами. Лекция Знает формы организации коллективной работы над электронными документами в начальной школе с помощью средств ИКТ Воспроизведение
11 Технология работы с интеллект-картами Минизачет Проектирует учебную ситуацию по использованию интеллект-карт в учебном процессе начальной школы Применение
Владеет критериями оценки создания интеллект-карт с помощью средств ИКТ Применение
12 Технология коллективной работы над документами. Практическая работа Имеет опыт организации коллективной учебной деятельности на занятии с помощью средств ИКТ Применение
13 Технология работы с интеллект-картами Лекция Владеет критериями оценки создания интеллект-карт с помощью средств ИКТ Применение
14 Организация сетевого обучения. Практическая работа Описывает организацию сетевого обучения в условиях начальной школы Воспроизведение
15 Организация сетевого обучения. Практическая работа Проектирует Skype-занятие Применение
16 Организация сетевого обучения. Практическая работа Умеет организовать сетевое обучение с помощью Skype Применение
17 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Практическая работа Умеет структурировать материал для вебинара, видеоконференции Применение
18 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Лекция Знает основные требования к организации и проведения вебконференций и вебинаров Воспроизведение
19 Рубежный контроль Минизачет Владеет критериями оценки результатов коллективной работы над электронным документом Применение
Имеет опыт организации коллективной учебной деятельности на занятии с помощью средств ИКТ Применение
20 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа Проектирует урок русского языка с использованием средств ИКТ в начальной школе Применение
21 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Индивидуальная работа Проектирует внеурочное мероприятие с использованием средств ИКТ по русскому языку Применение
22 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа Проектирует урок с использованием средств ИКТ по предмету "Математика " Применение
Проектирует внеурочное мероприятие по учебному предмету "Окружающий мир" с использованием средств ИКТ Применение
Проектирует внеурочное мероприятие по математике с использованием средств ИКТ Применение
23 Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Практическая работа Умеет обосновать этапы работы с видеофрагментом на уроках литературного чтения и внеклассного чтения Применение
Проектирует урок литературного чтения с использованием средств ИКТ Применение
Проектирует урок по внеклассному чтению с использованием средств ИКТ Применение
24 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Практическая работа Владеет общей схемой отбора средств ИКТ по предметной области «Окружающий мир» в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
Проектирует внеурочное мероприятие по учебному предмету "Окружающий мир" с использованием средств ИКТ Применение
25 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Практическая работа Проектирует урок по предмету "Окружающий мир" с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
26 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Конференция Владеет общей схемой отбора средств ИКТ по предметной области «Окружающий мир» в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
27 Рубежный контроль Минизачет Умеет отбирать средства ИКТ в соответствии с решаемой профессиональной задачей на уроке Применение
Умеет проектировать урок с использованием средств ИКТ Применение

Литература

Основная

  1. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Киселев Г.М., Бочкова Р.В.— М.: Дашков и К, 2014.— 304 c. –Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks»— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10924.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.
  3. Теория обучения : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / И.П. Андриади [и др.] ; под ред. И.П. Андриади. - М. : Академия, 2010. - 334, [2] с.
  4. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании : [учеб. пособие] / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев ; Ун-т информатизации и упр. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2012.

Дополнительная

  1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / И.Г. Захарова. - 6-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2010.
  2. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Информационные системы и технологии" / И.М. Ибрагимов ; под ред. А.Н. Ковшова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 330, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Информатика и вычислительная техника).
  3. Информационные технологии на уроках в начальной школе : [сборник] / сост. О.В. Рыбъякова. - Волгоград : Учитель, [2008]. - 223, [1] с. - (Новое в преподавании в школе)
  4. Использование современных информационно- коммуникационных технологий в образовании : учеб.-метод. пособие для студентов заоч. формы обучения : Направление подготовки 050000 - Образование и педагогика / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; [авт.-сост.: Е. В. Митющенко, С. Р. Мугаллимова]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2013. - 110, [1] с.
  5. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учебное пособие [Электронный ресурс] / В.А. Красильникова. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 292 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209293
  6. Организация образовательного процесса в школе [Текст] : учеб.-метод пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050600) "Педагогика" / Л.И. Петрова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 443 с.
  7. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова].– М.:Просвещение, 2011.– 00 с. – (Работаем по новым стандартам).

Цифровые ресурсы

  1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образо¬вании. Термины и определения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nordoc.ru/
  2. Как организовать конференцию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vfc.org.ru/rus/personalsites/kosilova/scientia/Werke/how_to_organize_a_conf.php
  3. Костюкевич Е. Ф. Использование метода интеллект–карт в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602963/
  4. ЛабДиск ГЛОМИР. Естественно-научная лаборатория для начальной школы[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.int-edu.ru/index.php?m1=1701&m2=0&ms=2
  5. Полилова, Т.А. Концепция электронного портфолио [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm
  6. Совместная работа над документами и их совместное редактирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://office.microsoft.com/ru-ru/sharepoint-server-help/HA101812148.aspx
  7. Создание новой Вики-страницы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php/

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В.3.14 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» [Электронный ресурс]: Б-3021, Б-3022 Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. В.3.14 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование»/ БУ ВО ХМАО-Югры«Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.