бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки Т.М. Захожая проректор по УР
согласовано 17 ноября 2016 г. утверждено 1 февраля 2017 г.
В.В. Толмачева заведующий кафедрой
согласовано 20 января 2017 г.
Л.Г. Бортникова декан факультета
согласовано 20 января 2017 г.

В.3.14 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе, 8 семестр

Б-3021, 44.03.01, Педагогическое образование (направленность Начальное образование), экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов
О.В. Алексеева ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
- способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3) Знание нормативной базы использования ИКТ в НОО. Знание алгоритма отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий. Знание основных тенденций в организации современной информационно-образовательной пространства (среды) начальной школы. Знание требований ФГОС НОО к уроку с использованием ИКТ. Знание требований к электронному портфолио знаниевый
Владение алгоритмом отбора технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области с применением информационно-компьюторных технологий.Владение способами оценки информационно-образовательной среды начальной школы. Владеет алгоритмом организации коллективной учебной деятельности в начальной школе с помощью ИКТ. Владение алгоритмом построения урока в соответствии с ФГОС НОО по разным предметам.Владение алгоритмом оценивания электронного портфолио. ориентировочный
Умение отбирать ИКТ в соответствии с задачами этапа урока. Умение оценивать информационно-образовательную среду начальной школы. Умение проектировать урок с использованием средств ИКТ по различным предметным областям в соответствии с ФГОС НОО. Умение отбирать ресурсы для составления электронного портфолио. операциональный
Опыт работы со средствами ИКТ. Опыт организации коллективной работы на электронным документом. Проектирование конспекта урока с использованием средств ИКТ по различным предметным областям в соответствии с ФГОС НОО. Опыт составления и оценивания элетронного портфолио . опыт

Цели изучения дисциплины

Научиться использовать средства ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Задачи

  1. Овладеть знаниями об особенностях и возможностях использования ИКТ в начальной школе
  2. Научиться организовывать коллективную работу обучающихся в начальной школе с помощью средств ИКТ
  3. Научиться отбирать и применять средства ИКТ в урочной и внеурочной деятельности по предметным областям.

Числовые характеристики

Трудоемкость 108 ч.
Аудиторная работа 44,0 ч. (40,74%)
Контроль самостоятельной работы 10,0 ч.
Самостоятельная работа студента 65,0 ч. (60,19%)
Процент выполнения нагрузки 100,93%
Индивидуальная работа со студентами 10,0 ч. из 9,5 ч.
Часов в неделю 4,0 ч. (4,0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1. ИКТ в сопровождении образовательного процесса в начальной школе Овладеть знаниями об особенностях и возможностях использования ИКТ в начальной школе Применение знаний об особенностях и возможностях использования ИКТ в начальной школе для решения профессиональных задач
  • Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ
  • ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе
  • Проектирование урока с использованием средств ИКТ
  • Электронные учебные материалы для НОО
Модуль 2. ИКТ для организации коллективной работы над электронным документом Научиться организовать коллективную работу обучающихся в начальной школе с помощью средств ИКТ Умение проектировать коллективную работу обучающихся в начальной школе с помощью средств ИКТ
  • Технология коллективной работы над документами.
  • Технология работы с интеллект-картами
  • Организация сетевого обучения.
  • Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции, таск-сервисы и т.д.)
Модуль 3. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности по разным предметным областям НОО Научиться отбирать и применять средства ИКТ в урочной и внеурочной деятельности по предметным областям. Умение отбирать средства ИКТ в соответствии с решаемой профессиональной задачей. Умение проектировать урочную и внеурочную деятельности по разным предметным областям НОО с помощью средств ИКТ.
  • ИКТ в современном языковом образовании.
  • ИКТ в литературном образовании.
  • ИКТ в начальном естественно-математическом образовании.

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция 2,0 1
2 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Лекция 2,0 1
3 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция 2,0 1
4 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Лекция 2,0 2
5 Учебные материалы нового поколения Лекция 2,0 2
6 Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы первой ступени Лекция 2,0 2
7 Подготовка электронного портфолио Практическая работа 2,0 3
8 Подготовка электронного портфолио Практическая работа 2,0 3
9 Рубежный контроль Минизачет 2,0 4
10 Технология коллективной работы над документами. Лекция 2,0 4
11 Технология работы с интеллект-картами Минизачет 2,0 5
12 Технология коллективной работы над документами. Практическая работа 2,0 5
13 Технология работы с интеллект-картами Лекция 2,0 5
14 Организация сетевого обучения. Практическая работа 2,0 6
15 Организация сетевого обучения. Практическая работа 2,0 6
16 Организация сетевого обучения. Практическая работа 2,0 6
17 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Практическая работа 2,0 7
18 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Лекция 2,0 7
19 Рубежный контроль Минизачет 2,0 8
20 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа 2,0 8
21 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Индивидуальная работа 2,0 8
22 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа 2,0 9
23 Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Практическая работа 2,0 9
24 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Практическая работа 2,0 10
25 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Практическая работа 2,0 10
26 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Конференция 2,0 10
27 Рубежный контроль Минизачет 2,0 11

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция Знаеет характеристики основных подходов к использованию ИКТ в НОО Воспроизведение
2 ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Лекция Описывает ИКТ в оснащении образовательного процесса в начальной школе Воспроизведение
3 Современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ Лекция Умеет определить современные тенденции развития школьного образования в области использования ИКТ в НОО Применение
4 Проектирование урока с использованием средств ИКТ Лекция Умеет анализировать эффективность использования средств ИКТ на уроке Применение
5 Учебные материалы нового поколения Лекция Знает особенности организации работы электронными учебными материалами(цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, инновационные учебно-методические комплекты) . Воспроизведение
6 Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве школы первой ступени Лекция Умеет анализировать нормативные документы регламентирующие использование в НОО ИКТ Применение
7 Подготовка электронного портфолио Практическая работа Умеет отбирать ресурсы для составления электронного портфолио Применение
8 Подготовка электронного портфолио Практическая работа Умеет анализировать опыт использования электронного портфолио в НОО Применение
9 Рубежный контроль Минизачет Знает особенности организации работы электронными учебными материалами(цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, инновационные учебно-методические комплекты) . Воспроизведение
Умеет конструировать учебную ситуацию с использованием электронных учебных материалов на уроке Применение
Умеет конструировать учебную ситуацию с использованием электронных учебных материалов во внеурочной деятельности Применение
Характеризует информационную деятельность и информационную культуру учителя начальной школы Применение
10 Технология коллективной работы над документами. Лекция Знает формы организации коллективной работы над электронными документами в начальной школе с помощью средств ИКТ Воспроизведение
11 Технология работы с интеллект-картами Минизачет Проектирует учебную ситуацию по использованию интеллект-карт в учебном процессе начальной школы Применение
Владеет критериями оценки создания интеллект-карт с помощью средств ИКТ Применение
12 Технология коллективной работы над документами. Практическая работа Имеет опыт организации коллективной учебной деятельности на занятии с помощью средств ИКТ Применение
13 Технология работы с интеллект-картами Лекция Владеет критериями оценки создания интеллект-карт с помощью средств ИКТ Применение
14 Организация сетевого обучения. Практическая работа Описывает организацию сетевого обучения в условиях начальной школы Воспроизведение
15 Организация сетевого обучения. Практическая работа Проектирует Skype-занятие Применение
16 Организация сетевого обучения. Практическая работа Умеет организовать сетевое обучение с помощью Skype Применение
17 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Практическая работа Умеет структурировать материал для вебинара, видеоконференции Применение
18 Технология работы с сервисами сети Интернет (вебинары, видеоконференции) Лекция Знает основные требования к организации и проведения вебконференций и вебинаров Воспроизведение
19 Рубежный контроль Минизачет Владеет критериями оценки результатов коллективной работы над электронным документом Применение
Имеет опыт организации коллективной учебной деятельности на занятии с помощью средств ИКТ Применение
20 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Практическая работа Проектирует урок русского языка с использованием средств ИКТ в начальной школе Применение
21 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Филология» Индивидуальная работа Проектирует внеурочное мероприятие с использованием средств ИКТ по русскому языку Применение
22 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Математика и информатика» Практическая работа Проектирует урок с использованием средств ИКТ по предмету "Математика " Применение
Проектирует внеурочное мероприятие по учебному предмету "Окружающий мир" с использованием средств ИКТ Применение
Проектирует внеурочное мероприятие по математике с использованием средств ИКТ Применение
23 Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся Практическая работа Умеет обосновать этапы работы с видеофрагментом на уроках литературного чтения и внеклассного чтения Применение
Проектирует урок литературного чтения с использованием средств ИКТ Применение
Проектирует урок по внеклассному чтению с использованием средств ИКТ Применение
24 Формирование ИКТ-компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир» Практическая работа Владеет общей схемой отбора средств ИКТ по предметной области «Окружающий мир» в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
Проектирует внеурочное мероприятие по учебному предмету "Окружающий мир" с использованием средств ИКТ Применение
25 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Практическая работа Проектирует урок по предмету "Окружающий мир" с использованием электронных измерительных лабораторий Применение
26 Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов Конференция Владеет общей схемой отбора средств ИКТ по предметной области «Окружающий мир» в зависимости от решаемой профессиональной задачи Воспроизведение
27 Рубежный контроль Минизачет Умеет отбирать средства ИКТ в соответствии с решаемой профессиональной задачей на уроке Применение
Умеет проектировать урок с использованием средств ИКТ Применение

Литература

Основная

  1. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Киселев Г.М., Бочкова Р.В.— М.: Дашков и К, 2014.— 304 c. –Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «IPRbooks»— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10924.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям: 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.
  3. Теория обучения : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / И.П. Андриади [и др.] ; под ред. И.П. Андриади. - М. : Академия, 2010. - 334, [2] с.
  4. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании : [учеб. пособие] / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев ; Ун-т информатизации и упр. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2012.

Дополнительная

  1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / И.Г. Захарова. - 6-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2010.
  2. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Информационные системы и технологии" / И.М. Ибрагимов ; под ред. А.Н. Ковшова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 330, [2] с. - (Высшее профессиональное образование) (Информатика и вычислительная техника).
  3. Информационные технологии на уроках в начальной школе : [сборник] / сост. О.В. Рыбъякова. - Волгоград : Учитель, [2008]. - 223, [1] с. - (Новое в преподавании в школе)
  4. Использование современных информационно- коммуникационных технологий в образовании : учеб.-метод. пособие для студентов заоч. формы обучения : Направление подготовки 050000 - Образование и педагогика / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т" ; [авт.-сост.: Е. В. Митющенко, С. Р. Мугаллимова]. - Сургут : РИО СурГПУ, 2013. - 110, [1] с.
  5. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учебное пособие [Электронный ресурс] / В.А. Красильникова. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 292 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209293
  6. Организация образовательного процесса в школе [Текст] : учеб.-метод пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050600) "Педагогика" / Л.И. Петрова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 443 с.
  7. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова].– М.:Просвещение, 2011.– 00 с. – (Работаем по новым стандартам).

Цифровые ресурсы

  1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образо¬вании. Термины и определения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nordoc.ru/
  2. Как организовать конференцию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vfc.org.ru/rus/personalsites/kosilova/scientia/Werke/how_to_organize_a_conf.php
  3. Костюкевич Е. Ф. Использование метода интеллект–карт в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602963/
  4. ЛабДиск ГЛОМИР. Естественно-научная лаборатория для начальной школы[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.int-edu.ru/index.php?m1=1701&m2=0&ms=2
  5. Полилова, Т.А. Концепция электронного портфолио [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm
  6. Совместная работа над документами и их совместное редактирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://office.microsoft.com/ru-ru/sharepoint-server-help/HA101812148.aspx
  7. Создание новой Вики-страницы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php/

Источники

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: по сост. на 2013 г.: с коммент. юристов компании "Гарант"/[сост.: А.А.Кельцева, О.О.Маловицина, Н.А. Наххас].- М.: Эксмо, 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011.

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. В.3.14 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» [Электронный ресурс]: Б-3021, Б-3022 Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование» / БУ ВО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. – Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://wp.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. В.3.14 Информационно-компьютерные технологии в начальной школе [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность «Начальное образование»/ БУ ВО ХМАО-Югры«Сургут. гос. пед. ун-т» ; сост. О.В.Алексеева. – Электрон. дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. – Режим доступа: http://els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. – Загл. с экрана.