бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра социально-экономического образования и философии

Рабочая программа*

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Feb. 1, 2017
С.Р. Аминов заведующий кафедрой
согласование отклонено Feb. 17, 2017
В.В. Толмачева декан факультета

Б1.Б.1 История и философия науки, 1 семестр

А-06091, 37.06.01, Педагогическая психология, экзамен

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часов
С.С. Богдан ____________
* — данная рабочая программа еще не согласована, содержание может меняться.

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных задач (УК-1) Знать динамику порождения нового знания знаниевый
Знать факторов и условий формирования научных проблем, способов их интерпретации и решения знаниевый
Знать характер и основные параметры научной деятельности знаниевый
Уметь выделять основные механизмы порождения нового знания ориентировочный
Уметь логически корректно ставить и решать научные и практические проблемы ориентировочный
Уметь определять цель, предмет и средства научной деятельности ориентировочный
Владеть навыками самостоятельного философского анализа содержания научных проблем операциональный
Владеть основами философского обоснования основных этапов научно-познавательной деятельности операциональный
Владеть принципами системного подхода и гененирирования новых идей в научном исследовании операциональный
Опыт подготовки презентаций научных статей по проблеме научного исследования операциональный
Опыт устного и письменного представления собственной исследовательской позиции опыт
способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2) Знанть познавательную и социокультурную сущность достижений в развитии современной науки знаниевый
Знать историческоий и философский контекст развития науки, особенностей постнеклассической науки знаниевый
Знать основные концепции философии науки знаниевый
Знать сущность и структуру современного научного знания знаниевый
Знать философскую методологию и общенаучные методы как основания исследований в разных областях научного знания знаниевый
Владеть общей схемой выбора философских и общенаучных методов исследования ориентировочный
Владеть общей схемой оценки современных научных достижений в конкретной области исследования ориентировочный
Владеть способами определения критериев научности знания ориентировочный
Владеть способом комплексной оценки результатов собственной исследовательской деятельности ориентировочный
Уметь осуществлять сущностную характеристику теоретических и прикладных исследований в историческом и философском контексте ориентировочный
Владеть навыками применения понятийно-категориального аппарата философии науки в научном исследовании операциональный
Владеть приемами ведения научной дискуссии по актуальным историческим и философским проблемам науки операциональный
Владеть философскими методами понимания и интерпретации научных текстов операциональный
Уметь анализировать и сравнивать результаты теоретических и эмпирических исследований операциональный
Опыт осуществления выбора философских и общенаучных методов в научном исследовании опыт
Опыт осуществления философской рефлексии по актуальным научным вопросам на учебных занятиях опыт
Опыт подготовки и представления реферата по проблеме научного исследования опыт
Опыт создания устных сообщений, докладов, исходя из задач конкретного исследования опыт
Опыт участия в семинаре, учебной конференции по проблеме научного исследования опыт

Цели изучения дисциплины

ознакомление аспирантов с основными философскими воззрениями на науку и формирование навыков методологического осмысления конкретных научных проблем в контексте истории науки

Задачи

  1. рассмотреть философию и методологию научного познания в широком социокультурном контексте и историческом развитии
  2. обосновать основные методы и формы эмпирического и теоретического познания, приемы научного исследования применительно к специфике социально-гуманитарных (психологических) наук

Числовые характеристики

Трудоемкость 144 ч.
Аудиторная работа 52.0 ч.
Лекция 22.0 ч.
Семинар 14.0 ч.
Практическая работа 4.0 ч.
КСР 12.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 95.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 1.0 ч. из 1 ч.
Часов в неделю 4.0 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модудь 1.Общие проблемы философии науки рассмотреть философию и методологию научного познания в широком социокультурном контексте и историческом развитии знать основные исторические этапы развития науки; осмыслить специфику концепций философии науки
  • Дидактическая единица (1) Наука как познавательная деятельность и социокультурный феномен
  • Дидактическая единица (2) Возникновение науки и основные стадии ее развития
  • Дидактическая единица (3) Основные концепции философии науки. Методология научного познания
  • Дидактическая единица (4)Институциональная специфика науки.Этика науки.
Модуль 2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук обосновать основные методы и формы эмпирического и теоретического познания, приемы научного исследования применительно к специфике социально-гуманитарных наук (исторических наук) раскрыть специфику, формы и методы научного познания; применять теоретические знания в решении практических задач, связанных с реализацией профессиональных функций
  • Дидактическая единица (1)Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология
  • Дидактическая единица (2) Философские проблемы педагогической психологии

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Предмет философии науки. Наука в культуре современной цивилизации Лекция 2.0 1
2 Предметная область философии науки Семинар (М) 2.0 1
3 Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Лекция 4.0 2
4 Наука как познавательная деятельность и знание Семинар (М) 2.0 2
5 Наука как познавательная деятельность и знание Самостоятельное изучение 2.0 2
6 Возникновение науки и основные этапы ее развития Семинар (М) 2.0 3
7 Эволюция философии науки. Основные концепции философии науки Лекция 4.0 3
8 Основные концепции современной философии науки Практическая работа (М) 2.0 4
9 Основные концепции современной философии науки Самостоятельное изучение 2.0 4
10 Научная картина мира, ее структура и функции Семинар (М) 2.0 5
11 Научная картина мира, ее структура и функции Самостоятельное изучение 3.0 5
12 Сущность и структура научного знания Другое 2.0 6
13 Сущность и структура научного знания Практическая работа (М) 2.0 6
14 Динамика науки как процесс порождения нового знания Самостоятельное изучение 3.0 7
15 Методология научного познания Коллоквиум 2.0 7
16 Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Семинар (М) 2.0 8
17 Наука как социальный институт. Этика науки Лекция 2.0 8
18 Наука как социальный институт. Этика науки Семинар (М) 2.0 8
19 Особенности современного этапа развития науки Лекция 2.0 9
20 Рубежный контроль по модулю 1. Основные проблемы истории и философии науки Конференция 4.0 10
21 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Лекция 4.0 10
22 Рубежный контроль по модулю 1. Основные проблемы истории и философии науки Реферат 2.0 10
23 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Индивидуальная работа 0.5 10
24 Специфика философских проблем в социальных и гуманитарных науках Другое 2.0 11
25 Проблема ценностей и рациональности социально-гуманитарных наук Лекция 2.0 11
26 Проблема ценностей и рациональности социально-гуманитарных наук Самостоятельное изучение 2.0 11
27 Специфика философских проблем в социальных и гуманитарных науках Самостоятельное изучение 2.0 11
28 Коммуникативная природа социально- гуманитарного знания Лекция 2.0 12
29 Герменевтика как методология социально-гуманитарного знания. Методология научного исследования в педагогической психологии Семинар (М) 2.0 12
30 Философские проблемы педагогической психологии Самостоятельное изучение 4.0 12
31 Философские проблемы педагогической психологии Индивидуальная работа 0.5 12
32 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные философские проблемы социальных и гуманитарных наук Реферат 2.0 13
33 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные философские проблемы социальных и гуманитарных наук Коллоквиум 2.0 13

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Предмет философии науки. Наука в культуре современной цивилизации Лекция Знать предмет философии науки, его историческое и социокультурное развитие Узнавание
Раскрыть основные черты философии и науки Узнавание
2 Предметная область философии науки Семинар (М) Знать предмет философии науки, его историческое и социокультурное развитие Узнавание
Раскрыть основные черты философии и науки Узнавание
Обосновать модели взаимодействия философии и науки Воспроизведение
Анализировать структуру истории, философии науки как учебной дисциплины Воспроизведение
3 Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции Лекция Раскрыть основные научные программы античности Воспроизведение
Раскрыть значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
Знать особенности становления опытной науки в новоевропейской культуре Узнавание
Раскрыть основные черты механической картины мира и становление первого типа научной рациональности Воспроизведение
Показать значимость дифференциации наук и возрастание их социальной роли Воспроизведение
4 Наука как познавательная деятельность и знание Семинар (М) Знать специфику науки как вида знания и деятельности, социального института и формы общественного сознания Узнавание
Анализировать разные формы научного знания Воспроизведение
Раскрыть основные черты научного и вненаучного знания Воспроизведение
5 Наука как познавательная деятельность и знание Самостоятельное изучение Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
6 Возникновение науки и основные этапы ее развития Семинар (М) Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Раскрыть основные научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья Воспроизведение
Раскрыть значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
7 Эволюция философии науки. Основные концепции философии науки Лекция Раскрыть проблемы философии науки в позитивистской традиции (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм) Узнавание
Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани и др.) Узнавание
Знать особенности и значение основных концепций философии науки Воспроизведение
8 Основные концепции современной философии науки Практическая работа (М) Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
9 Основные концепции современной философии науки Самостоятельное изучение Обосновать современные концепции развития науки (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос, М. Полани и др.) Узнавание
Знать особенности и значение основных концепций философии науки Воспроизведение
10 Научная картина мира, ее структура и функции Семинар (М) Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
11 Научная картина мира, ее структура и функции Самостоятельное изучение Раскрыть структуру и особенности научного познания Воспроизведение
Показать единство эмпирического и теоретического в познавательном процессе Воспроизведение
Обосновать основные функции науки и критерии научности Воспроизведение
12 Сущность и структура научного знания Другое Знать характерные признаки, средства и методы эмпирического познания Воспроизведение
Знать специфику и методы теоретического познания Воспроизведение
Раскрыть особенности общелогических методов познания Воспроизведение
Применять общенвучные методы в научном исследовании Применение
Знать формы научного познания как единицы логико-гносеологического анализа Узнавание
13 Сущность и структура научного знания Практическая работа (М) Знать характерные признаки, средства и методы эмпирического познания Воспроизведение
Знать специфику и методы теоретического познания Воспроизведение
Раскрыть особенности общелогических методов познания Воспроизведение
Применять общенвучные методы в научном исследовании Применение
Знать формы научного познания как единицы логико-гносеологического анализа Узнавание
14 Динамика науки как процесс порождения нового знания Самостоятельное изучение Показать роль философии в формировании социально-гуманитарных научных знаний Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
15 Методология научного познания Коллоквиум Знать характерные признаки, средства и методы эмпирического познания Воспроизведение
Знать специфику и методы теоретического познания Воспроизведение
Раскрыть особенности общелогических методов познания Воспроизведение
Применять общенвучные методы в научном исследовании Применение
Знать формы научного познания как единицы логико-гносеологического анализа Узнавание
16 Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Семинар (М) Показать роль философии в формировании социально-гуманитарных научных знаний Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
17 Наука как социальный институт. Этика науки Лекция Показать роль философии в формировании социально-гуманитарных научных знаний Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
18 Наука как социальный институт. Этика науки Семинар (М) Выявить этические проблемы науки XX- XXI вв. Воспроизведение
Раскрыть особенности и проблемы государственного регулирования российской науки Узнавание
19 Особенности современного этапа развития науки Лекция Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
20 Рубежный контроль по модулю 1. Основные проблемы истории и философии науки Конференция Знать предмет философии науки, его историческое и социокультурное развитие Узнавание
Раскрыть основные черты философии и науки Узнавание
Обосновать модели взаимодействия философии и науки Воспроизведение
Анализировать структуру истории, философии науки как учебной дисциплины Воспроизведение
Знать основные концепции возникновения науки Узнавание
Раскрыть основные научные программы античности Воспроизведение
Знать своеобразие эволюции научного знания в эпоху Средневековья Воспроизведение
Раскрыть значение научных идей в эпоху Возрождения Воспроизведение
21 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Лекция Показать роль философии в формировании социально-гуманитарных научных знаний Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
22 Рубежный контроль по модулю 1. Основные проблемы истории и философии науки Реферат Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
23 Философские проблемы социальных и гуманитарных наук Индивидуальная работа Показать роль философии в формировании социально-гуманитарных научных знаний Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
24 Специфика философских проблем в социальных и гуманитарных науках Другое Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
Понимать специфику социального и гуманитарного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего согласования, интеграции на основе целостного взгляда на мир Воспроизведение
25 Проблема ценностей и рациональности социально-гуманитарных наук Лекция Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
26 Проблема ценностей и рациональности социально-гуманитарных наук Самостоятельное изучение Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
Понимать специфику социального и гуманитарного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего согласования, интеграции на основе целостного взгляда на мир Воспроизведение
27 Специфика философских проблем в социальных и гуманитарных науках Самостоятельное изучение Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
Понимать специфику социального и гуманитарного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего согласования, интеграции на основе целостного взгляда на мир Воспроизведение
28 Коммуникативная природа социально- гуманитарного знания Лекция Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
29 Герменевтика как методология социально-гуманитарного знания. Методология научного исследования в педагогической психологии Семинар (М) Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
30 Философские проблемы педагогической психологии Самостоятельное изучение Онтологический и гносеологический подход к исследованиям в педагогической психологии Узнавание
Особенности объективности познания в психолого-педагогических исследованиях Узнавание
Проявления междисциплинарности в психологичесуких исследованиях Применение
Применение философской методологии в конкретном психолого-педагогическом исследовании Творчество
31 Философские проблемы педагогической психологии Индивидуальная работа Проявления междисциплинарности в психологичесуких исследованиях Применение
Применение философской методологии в конкретном психолого-педагогическом исследовании Творчество
32 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные философские проблемы социальных и гуманитарных наук Реферат Показать роль философии в формировании социально-гуманитарных научных знаний Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
Понимать специфику социального и гуманитарного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего согласования, интеграции на основе целостного взгляда на мир Воспроизведение
33 Рубежный контроль по модулю 2. Актуальные философские проблемы социальных и гуманитарных наук Коллоквиум Показать роль философии в формировании социально-гуманитарных научных знаний Воспроизведение
Раскрыть особенности становления социально-гуманитарного знания Воспроизведение
Раскрыть современнаю дисциплинарную структуру социально-гуманитарных наук Узнавание
Раскрыть специфику субъекта и объекта гуманитарного познания Узнавание
Обосновать философские проблемы гуманитарных наук Узнавание
Показать коммуникативную природу гуманитарного познания Воспроизведение
Выявить онтологические, гносеологические, аксиологические основания современного социально-гуманитарного знания Применение
Понимать специфику социального и гуманитарного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего согласования, интеграции на основе целостного взгляда на мир Воспроизведение
Знать особенности модификации философских и общенаучных методов в сфере гуманитарных наук Узнавание

Литература

Основная

  1. Булдаков, С.К. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие по дисциплине "История и философия науки" для аспирантов и соискателей ученой степени по прогр. кандид. минимума.– М. : РИОР, [2013]. - 140, [1] с.
  2. Островский, Э.В. История и философия науки [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 328 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=369300, ограничен: необходима авторизация. – ЭБС: Znanium– Загл. с экрана.
  3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  4. Торосян, В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г.— М.: Владос, 2012.— 368 c.– Электрон. дан.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483, ограничен: необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks».- Загл. с экрана.

Дополнительная

  1. Актуальные проблемы философии науки [Электронный ресурс]/ М.А. Розов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2007.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7170, ограничен: необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks». Загл. с экрана.
  2. Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия: [Текст] учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Логос, 2000. - 318, [2] с.
  3. Кохановский, В.П., Лешкевич, Т.Г., Матяш, Т.П., Фатхи,Т.Б. Основы философии науки [Текст]: Учебное пособие для аспирантов . – Ростов-на- Дону: Феникс, 2006. – 608 с.
  4. Лешкевич, Т.Г. Философия науки [Текст]: учеб. пособие для аспирантов и соискателей учёной степени / отв. ред. И.К. Лисеев . - М. : ИНФРА-М, 2006. - 270, [1] с.
  5. Лукашевич, В.К. Философия и методология науки [Текст]: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов. - Минск : Современная школа, 2006. - 319, [1] с.
  6. Мархинин В.В. Лекции по философии науки [Электронный ресурс]: учебное пособие.—— М.: Логос, 2014.— 428 c.– Электрон. дан.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27266, ограничен: необходима авторизация.— ЭБС «IPRbooks»– Загл. с экрана.
  7. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры[Текст].– М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 464 с.
  8. Минеев, В.В. Атлас по истории и философии науки[Электронный ресурс]:: учебное пособие/ В.В. Минеев. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=242010, , ограничен: необходима авторизация. –Университетская библиотека онлайн – Загл. с экрана.
  9. Радугин, А.А. Философия науки [Текст]: учеб. пособие. - М. : Библионика, 2006. - 318, [2] с.
  10. Степин, В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция [Текст]: монография. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 743, [1] с.
  11. Философия науки : общ. курс / под ред. С.А. Лебедева [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. - М. : Академ. проект, 2005. - 735 с.

Цифровые ресурсы

  1. Собрание наиболее известных философских текстов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log.philos.msu.ru/library/library.htm – Загл. с экрана.
  2. "Философский портал" Институт философии Российской Академии Наук (ИФ РАН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Введение в философию науки / Авт.-сост. Н.Н. Свирида [Текст]: Учебное пособие .- Сургут:РИО СурГПУ, 2009. -160 с.
  2. Основы философии науки в схемах и комментариях / Авт-сост. Н.Н. Свирида [Текст]: учебное пособие. – Ханты-Мансийск, 2012, «Ханты-Мансийский Печатный Дом г. Ханты-Мансийска». – 234 с.