бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогического и специального образования

Рабочая программа

2016-17 уч. г.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Ф.И. Дубовая директор библиотеки В.Н. Бойко проректор по УР
согласовано Nov. 10, 2016
А.А. Ниязова заведующий кафедрой
согласовано Nov. 11, 2016
О.Н. Стафеев декан факультета

Б1.Б.14 Основы специальной педагогики и психологии, 5 семестр 2 полусеместр

Б-4071, 44.03.05, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (направленность История и обществознание), зачёт

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часов
А.А. Боброва ____________

Характеристики рабочей программы

Компетенции

Компетенция Содержание компетенции Тип
Готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3) Владеть навыками понимания документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). ориентировочный
Уметь взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. ориентировочный
Уметь составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося. операциональный
Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) Знать приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ знаниевый
Владеть навыками по соблюдению правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в условиях реальных педагогических ситуаций операциональный
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) Знать основы применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями знаниевый
Знать типологию технологий индивидуализации обучения знаниевый
Уметь соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся. ориентировочный
Владеть действиями (навыками) оказания адресной помощи обучающимся. операциональный
Владеть методами (первичного) выявления детей с особыми образовательными потребностями операциональный
Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) Знать психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания. знаниевый
Уметь применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания. ориентировочный
Владеть действиями (навыками) использования психолого-педагогический технологий в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. операциональный
Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9) Знать особенности построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом индивидуальных психофизических особенностей знаниевый
Владеть действиями (навыками) разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся. операциональный

Цели изучения дисциплины

Формировать умения решать профессиональные задачи в области специального образования на основе знаний о специфике развития и обучения лиц с ОВЗ

Задачи

  1. Формировать знания об особенностях развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Формировать умения осуществлять индивидуализированный подход и адресную помощь обучающимся с ОВЗ на основе знаний их образовательных потребностей.

Числовые характеристики

Трудоемкость 72 ч.
Аудиторная работа 29.0 ч.
Лекция 9.0 ч.
Семинар 8.0 ч.
Практическая работа 6.0 ч.
КСР 6.0 ч.
Контроль 0 ч.
Самостоятельная работа студента 43.0 ч.
Индивидуальная работа со студентами 11.0 ч. из 7.5 ч.
Часов в неделю 3.63 ч. (4.0 ч. норма)

Модули рабочей программы

Название Цель Результат Дидактические единицы
Модуль 1.Особенности развития лиц с ограниченными возможностями здоровья Формировать знания об особенностях развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Знать особенности психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Уметь определять особенности психофизического развития лиц с ОВЗ и их особые образовательные потребности; уметь составлять психолого-педагогическую характеристику обучающегося с ОВЗ; уметь анализировать психолого-медико-педагогическую документацию.
  • Теоретико-методологические основы специальной психологии и педагогики
  • Классификация психического дизонтогенеза
  • Психология детей с различными нарушениями развития
Модуль 2. Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями. Формирование умений осуществлять индивидуализированный подход и адресную помощь обучающимся с ОВЗ на основе знаний их образовательных потребностей. Знать особенности содержания и организации коррекционно-педагогической работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Владеть навыками оказания адресной помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями.
  • Дифференцированное, интегрированное и инклюзивное образование лиц с ОВЗ
  • Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Структура курса

Распределение учебной нагрузки

Тема занятия Тип занятия Кол-во часов Неделя
1 Теоретико-методологические основы специальной психологии и педагогики Лекция 2.0 1
2 Теоретико-методологические основы специальной психологии и педагогики Лекция 2.0 1
3 Теоретико-методологические основы специальной психологии и педагогики Практическая работа 2.0 1
4 Классификация психического дизонтогенеза Семинар 2.0 1
5 Классификация психического дизонтогенеза Вариативное задание 2.0 1
6 Классификация психического дизонтогенеза Индивидуальная работа 2.0 1
7 Психология детей с нарушениями умственного развития Лекция 2.0 1
8 Психология детей с нарушениями умственного развития Семинар 2.0 1
9 Психология детей с нарушениями умственного развития Индивидуальная работа 2.0 1
10 Психология детей с дефицитарным развитием Другое 2.0 1
11 Психология детей с дефицитарным развитием Индивидуальная работа 2.0 1
12 Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств ЭВС и поведения Другое 2.0 1
13 Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств ЭВС и поведения Индивидуальная работа 1.0 1
14 Психология детей со сложной структурой дефекта Самостоятельное изучение 2.0 1
15 Психология детей со сложной структурой дефекта Индивидуальная работа 1.0 1
16 Рубежный контроль Другое 1.0 1
17 Дифференцированное, интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ Лекция 1.0 1
18 Дифференцированное, интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ Практическая работа 2.0 1
19 Нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс лиц с ОВЗ Практическая работа 2.0 1
20 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью Семинар 2.0 1
21 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью Индивидуальная работа 2.0 1
22 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с ЗПР Лекция 2.0 1
23 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с ЗПР Самостоятельное изучение 2.0 1
24 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с дефицитарным развитием Семинар 2.0 1
25 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с дефицитарным развитием Индивидуальная работа 1.0 1
26 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с нарушениями ЭВС и поведения Реферат 2.0 1
27 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с комплексными нарушениями Самостоятельное изучение 2.0 1
28 Рубежный контроль 2 Другое 1.0 1

Контроль результатов обучения

Тема Тип занятия Результаты Уровень усвоения Тестовые задания
1 Теоретико-методологические основы специальной психологии и педагогики Лекция объяснить предмет специальной психологии и педагогики Воспроизведение
перечислить цели и задачи специальной психологии и педагогики Воспроизведение
2 Теоретико-методологические основы специальной психологии и педагогики Лекция оъяснить принципы специальной психологии и педагогики Воспроизведение
3 Теоретико-методологические основы специальной психологии и педагогики Практическая работа анализировать методологический аппарат специальной психологии и педагогики Применение
анализировать критерии нормы Применение
характеризовать пренатальные, натальные и постнатальные факторы риска недостаточности психофизического развития Применение
4 Классификация психического дизонтогенеза Семинар характеризовать задержанное развитие Применение
характеризовать поврежденное развитие Применение
характеризовать искаженное развитие Применение
характеризовать дисгармоническое развитие Применение
характеризовать дефицитарное развитие Применение
5 Классификация психического дизонтогенеза Вариативное задание описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
характеризовать особенности данного вида дизонтогенеза и его типичную модель развития Применение
6 Классификация психического дизонтогенеза Индивидуальная работа описывать параметры дизонтогенеза Воспроизведение
характеризовать особенности данного вида дизонтогенеза и его типичную модель развития Применение
7 Психология детей с нарушениями умственного развития Лекция описать причины и стуруктуру дефекта при умственной осталости Узнавание
8 Психология детей с нарушениями умственного развития Семинар характеризовать психические процессы, свойства и состояния детей с ЗПР Применение
9 Психология детей с нарушениями умственного развития Индивидуальная работа характеризовать психические процессы, свойства и состояния детей с интеллектуальными нарушениями Применение
характеризовать психические процессы, свойства и состояния детей с ЗПР Применение
10 Психология детей с дефицитарным развитием Другое характеризовать дефицитарное развитие Применение
характеризовать психические процессы, свойства и состояния детей с нарушениями зрения Применение
характеризовать психические процессы и состояния детей с нарушениями слуха Применение
характеризовать своеобразие развития детей с нарушениями речи Применение
характеризовать своеобразие развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушениями функций ОДА Применение
11 Психология детей с дефицитарным развитием Индивидуальная работа характеризовать дефицитарное развитие Применение
характеризовать психические процессы, свойства и состояния детей с нарушениями зрения Применение
характеризовать психические процессы и состояния детей с нарушениями слуха Применение
характеризовать своеобразие развития детей с нарушениями речи Применение
характеризовать своеобразие развития познавательной и личностной сферы ребенка с нарушениями функций ОДА Применение
12 Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств ЭВС и поведения Другое характеризовать искаженное развитие Применение
характеризовать своеобразие развития детей с ранним детским аутизмом и нарушениями поведения Применение
13 Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств ЭВС и поведения Индивидуальная работа характеризовать искаженное развитие Применение
характеризовать своеобразие развития детей с ранним детским аутизмом и нарушениями поведения Применение
14 Психология детей со сложной структурой дефекта Самостоятельное изучение характеризовать своеобразие развития ребенка при осложненном нарушении развития Применение
15 Психология детей со сложной структурой дефекта Индивидуальная работа характеризовать своеобразие развития ребенка при осложненном нарушении развития Применение
16 Рубежный контроль Другое характеризовать пренатальные, натальные и постнатальные факторы риска недостаточности психофизического развития Применение
объяснить принципы специальной педагогики и психологии Воспроизведение
17 Дифференцированное, интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ Лекция описать сущность дифференцированного обучения Узнавание
описать сущность интегрированного обучения Узнавание
описать сущность инклюзивного обучения Узнавание
перечислять нормативные документы, регламентирующие образование обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
18 Дифференцированное, интегрированное и инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ Практическая работа выделить "плюсы" и "минусы" дифференцированного обучения Применение
выделить "плюсы" и "минусы" интегрированного обучения Применение
выделить "плюсы" и "минусы" инклюзивного обучения Применение
19 Нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс лиц с ОВЗ Практическая работа анализировать основные положения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью Применение
анализировать основные положения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Применение
20 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью Семинар анализировать содержание коррекционно-педагогической работы с обучающимися с умственной осталостью Применение
21 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью Индивидуальная работа анализировать содержание коррекционно-педагогической работы с обучающимися с умственной осталостью Применение
22 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с ЗПР Лекция анализировать содержание коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ЗПР Применение
23 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с ЗПР Самостоятельное изучение анализировать содержание коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ЗПР Применение
24 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с дефицитарным развитием Семинар характеризовать дефицитарное развитие Применение
характеризовать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционно-педагогических мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ Воспроизведение
анализировать содержание коррекционно-педагогической работы с обучающимися с сенсорными нарушениями Применение
анализировать содержание коррекционно-педагогической работы с обучающимися с нарушениями ОДА Применение
25 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с дефицитарным развитием Индивидуальная работа характеризовать дефицитарное развитие Применение
26 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с нарушениями ЭВС и поведения Реферат анализировать содержание коррекционно-педагогической работы с обучающимися с рарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Применение
27 Содержание и организация обучения и воспитания обучающихся с комплексными нарушениями Самостоятельное изучение анализировать содержание коррекционно-педагогической работы с обучающимися с комплексными нарушениями Применение
28 Рубежный контроль 2 Другое анализировать основные положения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью Применение
анализировать основные положения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Применение
анализировать содержание коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ЗПР Применение
анализировать содержание коррекционно-педагогической работы с обучающимися с сенсорными нарушениями Применение
анализировать содержание коррекционно-педагогической работы с обучающимися с нарушениями ОДА Применение
анализировать содержание коррекционно-педагогической работы с обучающимися с рарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Применение
анализировать содержание коррекционно-педагогической работы с обучающимися с комплексными нарушениями Применение
провести анализ понятия "компенсация" и объяснить ее значение как результата коррекционно-педагогической работы Применение

Литература

Основная

  1. Поливара, З.В. Введение в специальную психологию / З.В. Поливара. – М.: Издательство «Флинта». – 2016. – 272 с.
  2. Ридецкая, О.Г. Специальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ридецкая О.Г.- Электрон. текстовые данные. - М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 352 c. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы IPRbooks. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10839.html. - - Загл. с экрана.
  3. Специальная психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / Г.И. Колесникова [и др.]. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 218, [1] с. - (Серия "Высшее образование"). - Гриф УМО
  4. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям. Т. 1 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 427, [2] с.
  5. Специальная психология : учеб. для бакалавриата и магистратуры : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям. Т. 2 / Моск. гор. пед. ун-т ; под ред. В.И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 273, [2] с.

Дополнительная

  1. Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н. М. Назарова, Е. Н. Моргачёва, Т. В. Фуряева. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 334, [2] с
  2. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 659 с.
  3. Саенко, Ю.В. Специальная психология: Уч. пособие. - М.: Академический Проект, 2006. - 182 с.
  4. Сорокин, В.М. Специальная психология: Уч. пособие. - СПб.: "Речь", 2003. - 216 с.
  5. Специальная психология: Уч. пособие для студ. высших пед. заведений/под.ред. В.И. Лубовского. - 2-е изд. Испр. - М.: Академия, 2005. - 464 с

Цифровые ресурсы

  1. http: / / ise. iip. net
  2. www. mentalhealth. ru
  3. www. specialneeds. ru
  4. Альманах института коррекционной педагогики. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru

Источники

Учебно-методические материалы

  1. Рабочая программа. Б1.Б.14 Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (направленность Начальное образование)/ БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. - Режим доступа: //els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.
  2. Учебная программа. Б1.Б.14 Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (направленность Начальное образование)/ БУ ВО "Сургут.гос.пед.ун-т"; сост. А.А.Боброва - электрон.дан. - Сургут: СурГПУ, 2016. - Режим доступа: //els.surgpu.ru/, ограничен: необходима авторизация. - Загл. с экрана.